Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Демократия: исторические формы.



 

Современная демократия как форма политической жизни представляет собой определенный порядок органи­зации власти, отбора людей в структуры власти и контроля за их деятельностью со стороны подвластных. Этот порядок имеет своей целью достичь полного совпадения интересов властвующих и подвластных. Однако имеющиеся в дейст­вительности механизмы демократии пока еще далеко не гарантируют реализацию данной цели. Различные формы совре­менной демократии, конечно же, могут и должны оцениваться на предмет их предпочтительности. Но ни одна из них не обеспечи­вает выполнение самим народом без каких-либо посреднических институтов всех функций по управлению общественными дела­ми. Не упраздняют они и деление общества на господствующие и подчиненные социальные группы. Все это означает, что путь к полной демократии или, что одно и то же, к безгосударственной организации общественной жизни если не бесконечен, то очень и очень длинен.

 

В современной теории и практике выделя­ется несколько форм демократии.

В зависимости от того, какому субъекту политики — личности, группе или народу — отдается приоритет при осуществлении власти, различают либеральные (индивиду­алистические), плюралистические и коллективистские раз­новидности демократии.

 

Либеральные, или индивидуали­стические, демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первосте­пенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводится, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юри­дической защите прав граждан . Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совер­шенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии лич­ности.

Либеральные демократии в дей­ствительности - весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Аме­рики. Однако и здесь попытки ее осуществления в «чистом» виде постоянно наталкиваются на необходимость преодо­ления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами.

 

Плюралистические (от лат. pluralis — множественный) демократии, которые характерны для боль­шинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возмож­ность политического выражения и защиты своих интересов. Народ рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, по­этому он не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уде­ляется созданию такого механизма политического взаимо­действия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать своих интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится незави­симым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок — партий, общественных объеди­нений и движений, — стремящихся участвовать в реали­зации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обес­печению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могу­щественными общественными группами или большинством граждан.

 

Коллективистские демократии, известные также под названием народные демократии, напротив, ис­ходят из того, что именно народ как целостность обладает неделимым и неотчуждаемым правом устанавливать законы и опреде­лять деятельность правительства. В основе лежит идея Ж. Ж. Руссо о народном суверенитете.

Коллективистские демократии так или иначе признают при­оритет народа или отождествляемого с ним например, рабочего класса, коренной этнической общности и т.д. в выражении общей воли и осуще­ствлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогре­шимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективист­скую демократию в «чистом» виде приводили на деле к правлению от имени «народа» узкой группы лиц, к подав­лению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против любого инакомыслия. Опыт их реали­зации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институ­ционально-правового закрепления личности в качестве важ­нейшего субъекта политики.

 

Формы демократии можно подразделять также в зави­симости то того, кто преимущественно — непосредственно народ или его представители — осуществляет властные функции. В соответствии с этим выделяют прямые (пле­бисцитарные) и представительные (репрезентативные) де­мократии.

 

Прямые , или плебисцитарные (от лат. plebiscitum — решение народа), демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие по­литические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконт­рольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, реша­емых непосредственно гражданами (принятие важ­нейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения). Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осу­ществлять эффективный контроль за деятельностью инсти­тутов государства и должностных лиц.

Представительные, или репрезе­нтативные (от фр. representation — представительство), демократии исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представи­тельное управление. Участие граждан в принятии полити­ческих решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. При рассматрива­емой форме демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, конституцион­ного ограничения компетенции органов власти и должно­стных лиц при их полной независимости в пределах закона.

 

Демократию, как форму политической жизни, основанную на легальном типе легитимности власти.

Понятие демократии, как и сами демократические формы организации политической жизни, формировалось на про­тяжении многих столетий. Первые демократические формы политической жизни появились одновременно с возникно­вением государства. Классическим образцом античной демократии считается древнегреческий город-государство Афины, где ключевые вопросы государственной жизни ре­шались голосованием на народных собраниях. Прямой на­следницей этого опыта стала Римская республика. Причем римляне не просто переняли у греков механизм демократии, но подвели под него широкую правовую основу. Следующей вехой в становлении демократических форм политической жизни явились институты сословного представительства в средние века. С Новым временем связано появление прин­ципов организации политической жизни, которые состав­ляют основу форм демократии, существующих ныне в большинстве западных стран. Что же понимается современной политологией под демократией? Сам термин «демократия» появился в Древней Гре­ции. Он составлен из двух греческих слов: demos — народ и kratos — власть, что буквально означает «власть народа». Однако, как это видно из предыдущего изложения, власть всегда означает господство одних людей над другими. Поэтому сам по себе тер­мин «демократия» указывает на народ как субъект власти, но не указывает на объект властного воздействия.

В настоящее время преобладающим является понимание демократии как формы государственно-полити­ческого устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти.

Принципами, или критериями, демо­кратии, к которым современная политическая наука относит следующие:

· признание народа источником власти и носителем верхов­ной власти;

· наличие гражданских прав у предельно широкого круга взрослого населения;

· равная возможность участия в политической жизни для всех граждан;

· выборность основных органов власти;

· решение вопросов голосованием;

· возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса;

· право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.

Заметим, что данные критерии являются идеалом для общества, которое стремится к демократии. В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда вы­ступает в лучшем случае как власть большинства над мень­шинством, в худшем — как господство хорошо организованного меньшинства над большинством при фор­мальном согласии последнего подчиняться.

Механизм демократии.

Его главными элемен­тами являются:

· законодательное закрепление основных экономических, социальных и политических прав человека;

· свободные, равные, прямые, тайные выборы органов вла­сти;

· решение вопросов большинством при твердых гарантиях права меньшинства открыто отстаивать свои интересы;

· сочетание непосредственных и представительных форм участия граждан в управлении делами общества;

· законодательное закрепление и обеспечение права отзыва лиц, избранных в органы власти;

· политический плюрализм, т. е. наличие не менее двух политических партий;

· наличие лояльной оппозиции;

· разделение законодательной и исполнительной властей при их относительной самостоятельности в рамках за­крепленных полномочий;

· независимость суда;

· верховенство принятого в установленном порядке закона;

· наличие альтернативных источников информации.

Следует особо подчеркнуть значение средств реализации и защиты прав человека в демократической организации политической жизни. Если внимательно присмотреться к другим элементам этого механизма, то можно увидеть, что все они в конечном счете замыкаются именно на правах человека. Без наличия гарантированных (юридически и социально-экономически) прав и свобод человека в обществе не может осуществляться демократический политический процесс.

 

 

34. Современные теории демократии.

35. Элиты, контрэлиты, массы. Теории элит.

36. Сущность политического лидерства как института власти. Политическое лидерство в современной России.

37. Политическая культура. Типология политической культуры Г.Алмонда и С. Вербы.

38. Предмет и методы прикладной политологии.

39. Политический риски и политический прогноз.

40. Политический процесс: изменение, развитие, модернизация.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь