Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общественно-историческая школа. Наиболее давние традиции имеет общественно-историческая школа
Наиболее давние традиции имеет общественно-историческая школа. Ее классические традиции восходят к Канту, Гегелю, Гумбольдту и другим философам и историкам, в том числе и религиозным. Видными ее представителями в Западной Европе были О. Шпенглер и А. Тойнби, а в России – Н.Я. Данилевский. Натуралистическая школа Натуралистическая школа в культурологии стремится подчеркнуть биологическую обусловленность человеческого поведения, деятельности и ее продуктов. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру.Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. К натуралистической школе примыкает и так называемая «функциональная теория культуры», созданная Б. Малиновским.Представители: З.Фрейд, К.Г.Юнг Социологическая школа Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в историческом или «естественном» развитии человеческого духа. Не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре внимания этого направления находится само общество, его структура и социальные институты. Одним из представителей социологической школы является Т. С. Элиот (1888 – 1965) англо-американский поэт и критик модернизма. К представителям социологической школы принадлежит и наш бывший соотечественник, русско-американский социолог и историк Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968). Структурно-функциональное направление Т. Парсонс (1902 – 1979) – американский социолог, один из создателей так называемого структурно-функционального направления в социологии. Его теория культуры сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием культура, являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем – социальной и собственно культурной Культура предстается перед нами как сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования. Символическая школа Символическая школа является одной из самых молодых и самых влиятельных современных научных школ, сложившаяся в результате развития средств массовой информации. Действительно, если посмотреть на культуру с точки зрения способности людей выражать (в языковых символах и других видах сигналов) и передавать во времени и пространстве разного рода информацию, то перед нами откроется картина неуклонного восхождения человека к своему нынешнему информационному и культурному могуществу. В современном мире радикально изменилась не только сама информация, но и средства ее передачи и богатство форм передаваемого символического материала. Из других представителей символической школы, работающих в самых различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить Э. Кассирера и К. Леви-Стросса. 38) Концепция Ю. Лотмана: семиотика культуры Как отмечает Лотман, культура прежде всего – понятие коллективное. Это означает, что культура объединяет группу людей, живущих одновременно и связанных между собой общением. Эти отношения современников называются синхронными. Для организации общения в культуре вырабатываются определенные правила, системы знаков, наделенные смыслом и значением, которые усваиваются членами группы и передаются последующим поколениям. Следовательно, культура имеет коммуникационную и символическую природу. Как правило, символы редко возникают в синхронном срезе, а приходят из глубины истории, ибо культура исторична по своей природе. Данные исторические связи называют диахронными. Переплетение историзма и современности, синхронных и диахронных связей, образуют живую ткань культуры. Семиотический анализ истории русской культуры позволяет выделить знаковые системы и символические доминанты, характерные для эпохи, понять их смысл и функциональное значение, представить эмоциональные состояния и настроения, которые они вызывали. Понятие «семиотика» образовано от греческого слова semeion, что означает «знак». Науку называют семиологией – общей теорией или комплексом научных теорий, исследующих свойства систем знаков и их значений. К числу знаковых систем относятся: • Естественные знаки, или знаки – признаки (сообщают информацию для ориентировки в природе, для определения погоды) • Функциональные знаки тоже относятся к категории знаков – признаков. Но этими свойствами их наделяют люди определенной культуры • Условные знаки (конвенциональные) (сигналы извещения или предупреждения; индексы, условные обозначения в текстах) • Вербальные знаковые системы (естественные языки: те многочисленные национально – этнические языки общения, на которых говорят люди) • Искусственные знаковые системы (языки науки, формулы, условные обозначения химических элементов) • Знаковые системы записи (пиктография, иероглифы, алфавит) • Знаково – символические языки искусства (живопись, скульптура, танец, кино) Для семиотического подхода характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем: • Синтактика – структура сочетаний знаков и правил их образования безотносительно к их значениям и функциям • Семантика – определение смысла и интерпретация знаков • Прагматика – отношения между знаками и теми, кто их использует 39. Концеция культуры Ильенкова и М.С. Кагана: культура как деятельность. Деятельность - одна из главных категорий социальной философии и философии культуры. М. С. Каган в книге " Человеческая деятельность: опыт системного анализа" выделяет в человеческой деятельности четыре элемента: субъекты деятельности, объекты, на которые она направлена, продукты деятельности, способы и средства ее осуществления. По мнению Кагана, культура - продукты, способы и средства деятельности, а общество - коллективный субъект этой деятельности. Общество - это не простое множество людей, а целостная система, в которой они объединены многообразными связями и отношениями (экономическими, политическими, правовыми, нравственными и др.). Деятельность дает возможность выразить диалектическую взаимосвязь между различными элементами культуры и тем самым представить ее как целостность. Деятельностное рассмотрение культуры позволяет также обнаружить источники и движущие силы ее развития, представить культуру как самопротиворечивое явление, как диалектическое единство противоположностей. Одно из основных противоречий развития культуры - это противоречие между творческой и стереотипической деятельностью. Стереотипы - относительно устойчивые, повторяющиеся способы деятельности, служащие средством сохранения и передачи социального опыта.\ Обряды - это формализованные варианты привычного действия, символические модели поведения. Обряды сопровождают важные моменты в жизни человека. Например, существуют обряды, связанные с рождением ребенка, свадьбой, вступлением в новую сферу Культовым видом обряда является церемония. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-либо событий и дат. Функции этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование - пример важной для общества церемонии. Ритуал - форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности. Смысл ритуала заключен не в самих составляющих его действиях, а в том, что они обозначают (символизируют Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. обычаи закрепляются коллективными привычками и воспроизводятся в неизменном виде в течение длительного исторического периода. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы