Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Индивидуальные особенности мышления
В мышлении каждого человека есть свои особенности, включенные в устойчивую структуру умственных способностей. Эти различия в мышлении называют качествами ума. Понятие «ум» шире понятия «мышление», так как «ум», как и более современное понятие «интеллект», характеризует не только особенности мышления, но и специфику других познавательных процессов. В индивидуальных особенностях отличия проявляются прежде всего в соотношении различных видов мышления . Для одних людей характерно оперирование наглядными образами, другим свойственно использовать абстрактные теоретические модели. На этапе постановки задач индивидуальные особенности мышления проявляются в его самостоятельности и инициативности. Под самостоятельностью мышления понимают умение увидеть и поставить новый Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 10. вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями. Тесно связана с самостоятельностью мышления и инициативность, т.е. стремление самому искать и находить пути и средства для разрешения задачи. На этапе поиска ассоциаций и отбора гипотез ярко выраженными оказываются такие свойства мышления, как его широта, т.е. способность охватить вопрос в целом, привлечь большое количество областей действительности. Однако нельзя путать широкое мышление с поверхностным, разбросанным. Поэтому широкое мышление обычно является и глубоким, т.е. отражающим наиболее существенные свойства и качества, связи и отношения действительности. Проверка решения требует проявления критичности мышления. Критичность ума характеризуется способностью человека оценивать как объективные условия, так и собственную деятельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опыт человека. Как свидетельствуют наблюдения, с возрастом критичность мышления возрастает. Наименее критичными, т.е. наиболее внушаемыми, принимающими все на веру, являются дети. В ходе проверки решения, а также при внедрении полученных результатов в практику необходимо такое свойство мышления, как гибкость. Гибкость мыш- ления выражается в преодолении сложившихся стереотипов мышления, в свободе от закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Косность, стереотипность мышления — качества, которые развиваются при малой вариабельности задач в процессе обучения. Индивидуальные особенности мышления зависят от личности человека. Особенности мыслительной деятельности зависят от эмоциональности человека, имеющихся у него знаний и опыта. Динамические характеристики мышления зависят от особенностей нервной деятельности человека. Они определяют скорость, быстроту мышления. Так, холерики характеризуются высокой скоростью мыслительных процессов, а флегматики - интеллектуальной инертностью. Конечно, время, в течение которого дается ответ на поставленный вопрос, связано также со сложностью решаемой задачи. Но при прочих равных условиях можно найти людей, у которых сложные мыслительные операции протекают очень быстро. Неофициальным чемпионом мира по скорости устного счета признан голландский математик Калем Клейн. Он извлекает корень 19-й степени из числа со 133 цифрами. Вся работа занимает у него 3 минуты. Особенно отчетливо роль скорости мыслительных операций проявляется при различных психических заболеваниях. Так, у больных эпилепсией в связи с умень- шением скорости операций, мышление становится более инерционным, вязким, медленным. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. ЛЕКЦИЯ 11 ВООБРАЖЕНИЕ Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием и мышлением. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятель- ность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культу- ра является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяю- щего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредствен- ного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). 1.1.1.1.1.1 Виды воображения Воображение может функционировать на различных уровнях. Выделяют следующие основные виды воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное, конкретное и абстрактное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли выбывает у себя соответствующие обра- зы. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображе- нием: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознатель- ные волевые усилия Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение реже становится импульсом творческого процесса. Так называемые «спонтанные», «независимые» от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы мозга, скрытой от самого человека. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, дают возмож- ность привести примеры роли пассивного воображения в художественном твор- честве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сно- видениям. Кроме того, творческий процесс, начинающийся, как правило, с во- левого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает ав- тора, что воображение становится спонтанным. Репродуктивное _______________ (воссоздающее) воображение имеет в своей основе соз- дание тех или иных. образов, соответствующих описанию. В этом случае вос- производится реальность в том виде, какова она есть. Хотя здесь также присут- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. ствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проектов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) имеющимися у него знаниями. C репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все расте- ния на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Продуктивное (творческое) воображение отличается тем, что в нем дей- ствительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое. Объек- тивно новые образы — это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое — это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формирует- ся нечто новое. Создание образа стимулируется не только потребностями чело- века, но и интересами всего общества, уровнем его развития. Творческое вооб- ражение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Продукт творческого воображения не всегда может быть материали- зован, т.е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеально- го содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность. Однако за всем этим стоят вполне очевидные реалии. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной ба- зы для фантазии. Никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что че- ловеку не было бы известно. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. Нужно отметить относительность различий между воссоздающим и творче- ским воображением. При воссоздающем воображении, так же как и при творче- ском, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого во- ображения, строго говоря, не бывает. У каждого человека — свой Евгений Оне- гин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка Людоедка. С.Л.Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное во- ображение. С помощью конкретного воображения человек создает образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей. С помощью абст- рактного воображения человек создает образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться по мо- дальности , в которой они представлены. Здесь можно выделить зрительные представления (например, букет из васильков, апельсин и т.д.); слуховые пред- ставления (гудок тепловоза, удар грома, писк комара и т.д.); осязательные представления (укол иглы, прикосновение ___________к снегу, щелчок и т.д.); обонятель- ные представления (запах лука, бензина, сена и т.д.); вкусовые представления (вкус. соли, кофе, уксуса и т.д.); двигательные представления (качание на каче- лях, кружение на месте, взмах руки и т.д.). Есть и другие виды воображения. Это - фантазии, видения, галлюцинации, грезы и мечты. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соот- ветствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображе- ние рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Сновидения можно отнес к разряду пассивных и непроизвольных форм во- ображения. Известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовле- творение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы орга- низма и сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием. Мечта в отличие от грезы, несколько более реалистична и в большей сте- пени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Мечта чаще всего нацелена на будущее, и несколько его идеализирует. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. 1.1.1.1.1.2 Физиологическая основа воображения До сих пор нам почти ничего не известно ни о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологическои основе. Где в мозгу человека локали- зовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? Об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, напри- мер, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти. Воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут появляться физиологические признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давле- ния, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представля- ет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с во- ображением, следует рассматривать как вполне нормальные явление. Они спо- собствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Органическими изменения сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представ- ление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и пред- ставить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заме- тить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения. Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органиче- скими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает рабо- тать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, внимани- ем, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсо- знания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология ___________человека. Лекция 11. несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память. Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от воспри- ятия окружающей действительности и способны определенным образом реаги- ровать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, на- пример, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и момен- тально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать опреде- ленные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются на- яву (как сознательно принятые намерения). 1.1.1.1.1.3 Функции воображения В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функции: 1. Первая функция воображения состоит в том, чтобы представлять дей- ствительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая зада- чи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него вклю- чена. 2. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний . При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. 3. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной ре- гуляции познавательных процессов и состоянии человека, в частности вос- приятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Посредством образов человек получа- ет возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями, многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать организм на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органи- ческие процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давле- ние, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. 4. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5. Наконец, пятая функция—это планирование и программирование дея- тельности , составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. 1.1.2 Творчество Очень трудно, подчас невозможно, выразить, в чем заключается сущность творчества. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохнове- ние, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и от- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. четливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд. Стадии творческого процесса. Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи); 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно отно- сящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений); 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата); 4. Проверка. Г.С.Альтшуллер разработал целую теорию творческих задач. В общем виде им выделено 5 уровней творчества: Задачи первого уровня решаются применением средств, прями пред- назначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решений. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае из- меряется десятками. Средства решения такого рода задач относятся к од- ной отрасли знаний. Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен непра- вильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изме- нен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меня- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. ется полностью. Поиск же решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч и миллионов. Средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами сегодняшнего дня науки; поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу. Одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Таким образом, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уро- вень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую». Приемы творческого воображения. Несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобра- зование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуще- ствляется в соответствии с определенными способами или приемами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналити- Ке-синтетический характер. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого — «склеивание»). Агглюти- нация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или час- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. тей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). Таким же образом созданы кен- тавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д. Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентиро- вание, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом не- редко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала, — ина- че было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наде- ляют объемистым животом и т.д. Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь 2 способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшив его (ли- тола). Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера». Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д. Конструирование представлений воображения может идти и синтетиче- ским путем. В том случае, если представления, из которых создается фантасти- ческий образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимство- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. ваны из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца», так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем. Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее слож- ному приему творческого воображения — типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (че- ловека, его дела, взаимоотношений). В образе происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В ре- зультате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упро- щаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, на- оборот, усиливаются, а в целом весь образ преобразуется. Тип — это индивиду- альный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные при- знаки людей целой группы, класса, нации. 1.1.3 Индивидуальные особенности воображения Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Воображение различается у людей по нескольким признакам. Прежде всего индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов , новизне, оригинальности, точности . У некоторых людей образы воображе- ния настолько яркие, отчетливые, что могут соперничать с образами воспри- ятия и представлениями памяти. Л.Бетховен настолько ярко и точно представ- лял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои ве- ликолепные произведения. Л.Н.Толстой признавался, что путал события, фак- ты, увиденные лица с теми, что создало его воображение. Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. эмоциональной сферой . Яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чувство страха заставля- ет человека представить воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. У людей мало- чувствительных образы воображения обычно бледны и слабы. Воображение человека выступает как отражение свойств личности , его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагно- стических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тема- тический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так на- зываемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображе- нии склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состоя- ния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фан- тазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышлении человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про та- ких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, художественный тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария головного мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями. Это люди с доминирующим левым полушарием мозга. Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степе- ни их реалистичности, правдивости . Так, для одних людей характерно фанта- зировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. Широта _____________воображения определяется кругом тех областей дей- ствительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование пред- ставлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, про- шлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Ши- рокое воображение обычно богато по содержанию. Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произ- вольность , т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использо- вать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным вооб- ражением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появ- ляющиеся у них ассоциации. Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направ- ление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу сво- бодных ассоциаций, переходя в грезы. В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип сенсорности , которой по преимуществу оперирует человек (зрительные, двига- тельные и т.д.). Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса. Воображение также определяется областью профессиональной деятельно- сти человека и доминирующими потребностями. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 11. Рекомендуемая литература: 1. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1992. 2. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1994. 3. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогиче- ского образования. - М.: Владос, 1995. 4. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Просвеще- ние, 1981. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 12. ЛЕКЦИЯ 12 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы