Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пороги ощущений. Чувствительность



До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не

менее важное значение имеет количественный анализ интенсивности ощущений.

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло,

раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина

раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним

абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат

под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц,

опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы

яркости не вызывают зрительных ощущений.

Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чув-

ствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения

(т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютная

чувствительность органов чувств. Различные анализаторы обладают разной

чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторых

пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение,

требуется по крайней мере в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения

обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного

и слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним,

но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения

называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает

адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы

раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение

(сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как ниж-

него, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста

человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия

раздражения и т.д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или

разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя,

открытую немецким ученым М.Вебером. Разностная чувствительность —

величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величина

первоначального раздражителя, тем ___________больше должна быть и прибавка к ней для того,

чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенности

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 6.

комнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Если

исходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности,

которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. Если же осве-

щенность составляет 1000 лк,, то прибавка должна составлять не менее 10 лк. То же

самое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва

заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным

порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной,

постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это

соотношение составляет приблизительно 1/100 от интенсивности первоначального

раздражителя, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый

— Г.Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя

формулой S = К lg j + С, (где S — интенсивность ощущения; J — сила

раздражителя; К и С— константы). Согласно этому положению, которое носит на-

звание основного психофизического закона, интенсивность ощущения

пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании

силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения

увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера— Фехнера).

Разностная чувствительность также находится в обратной зависимости к

величине порога различения: чем порог различения меньше, тем больше разностная

чувствительность.

Явление адаптации

Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств

может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение

обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно

наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет — глаза человека

начинают испытывать резь, требуется некоторое время, чтобы глаза

приспособились к яркому освещению. В противоположном случае, когда человек

перешел из ярко освещенного помещения в темную комнату, он тоже сначала

ничего не видит (временно «слепнет», ) и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал

достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Как показали исследования,

чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется

в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности носят название адаптации органов

чувств к окружающим условиям. Адаптация – изменение абсолютной и

относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних

воздействий. Явления адаптации характерны и для слуховой сферы, и для

обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу

адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные характеристики. Эти

временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того,

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 6.

чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно

пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух

человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро

происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже

перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления

тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления

выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду

или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места.

Известны и явления адаптации к запахам.

Выделяют три разновидности явления адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном

действии раздражителя.

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного

раздражителя.

(Эти два вида адаптации относятся к негативной адаптации, так как в

результате ее снижается чувствительность анализаторов.)

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием

действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная

адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда

увеличивается его чувствительность под влиянием темноты, — это позитивная

адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Физиологический механизм явления адаптации состоит в изменениях в

функционировании рецепторов. Так, например, известно, что под влиянием света

разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте

же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению

чувствительности.

Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в

центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного

мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим

чувствительность

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня

адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на

другие органы чувств. Так, например, звуковое раздражение (свист) может

обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к свето-

вым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или

понижая световую и слуховую чувствительность. Изменение чувствительности

анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется

Взаимодействием ощущений.

Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этом

взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 6.

процессах — повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность

состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают

чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов

называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет два типа сенсибилизации:

первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от

устойчивых изменений, происходящих в организме; второй — временный характер

и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта — физиологических и

психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувстви-

тельности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств

нарастает с возрастом, достигая максимума к 20—30 годам с тем, чтобы в

дальнейшем постепенно снижаться.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом

синестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора

ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны

факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у

многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие

звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех

людей. Например, известный мнемонист Ш. — человек с исключительной

выраженностью синестезии, был подробно изучен А.Р.Лурия. Этот человек

воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос

обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый», «соленый»

или «хрустящий». Звуки вызывали у него зрительные ощущения различных

оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Цвета же, наоборот, ощущались им как

«звонкие» или «глухие». Подобные явления в более стертых формах встречаются

довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни

недели, названия месяцев в разные цвета.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь