Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Опыт 1. Ощущения и восприятие.



Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ла­донь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощу­пывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «Что вы можете сказать о предмете? Он легкий? холодный? ». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывает предмет, формирует це­лостный образ предмета, отвечая на вопрос: «Что теперь вы можете сказать о предмете? ». Так проявляется воспри­ятие и опознание предмета.

Опыт 2. Роль упражнений в развитии чувствительности глазомера.

Ход опыта. Испытуемые с помощью линейки проводят на бумаге горизонтальную линию длиной 18 см и должны разделить ее на глаз как можно точнее пополам. Повто­рить опыт трижды, определить допущенные отклонения, выразив их в миллиметрах и установить среднюю ошибку. Выделить испытуемых, у которых глазомер развит слабо. Этим студентам предлагают в течение 5 дней упражняться в делении линии пополам, ежедневно осуществляя по 10 упражнений и определять среднее отклонение в упражне­ниях за день. К следующему занятию каждый из студентов готовит краткое сообщение о проведенных опытах и полученных результатах. Чувствительность глазомера можно развить, улучшить в ходе деятельности, тренировок.

Опыт 3. Восприятие, чтение текста.

Ход опыта. 3 - 4 испытуемым предлагают за 3 минуты прочитать тексты (из художественной литературы) одина­ковой длины, при этом во время чтения они должны вслух говорить «ля-ля-ля», чтобы воспрепятствовать проговариванию текста. Затем испытуемые должны рассказать, о чем был текст, весь ли текст успели прочесть и какие были затруднения. Осуществляя подобную тренировку ежедневно по 20 минут в течение месяца, можно повы­сить скорость чтения (скорость чтения у многих людей снижена вследствие сохранения привычки внутреннего проговаривания читаемого текста, а пропускная способность слуха в сотни раз ниже пропускной способности зрения).

Опыт 4. Иллюзии.

Ход опыта. Рассмотрев рис.1, обсудить результаты восприятия, сделать вывод: в зависимости от соотношения частей и целого могут возникать различные иллюзии, вос­приятия. Зятем, рассмотрев рис.2, обсудить причину иллюзии неравенства сторон (вывод: перенос размеров площади на длину сторон). Рассмотрев рис.3, обсудить, почему вертикальные линии кажутся длиннее горизонталь­ных (гипотеза: движение глаз по вертикали требует боль­ше усилий, чем движение глаз по горизонтали).

 

Рис.1.

 


Рис. 2.

 

 

Рис. 3.

 
 

 

 


Опыт 5. Затухание процесса возбуждения в последовательном образе.

Ход опыта. Испытуемым предлагается внимательно рассмотреть в течение 1-2 мин. Изображение, а затем они переводят взгляд на потолок или лист белой бумаги. Длительность последовательного образа фиксируется.

 

Задачи и упражнения.

1. Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ.

а) Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др.

б) Космонавт В.И. Севастьянов обратил внимание, что в первые дни космического полета он различал мало объектов на Земле. Потом стал различать суда в океане, затем суда у причала, затем поезда. В конце полета он различал приусадебные участки и постройки на них. Астронавт Купер также, пролетая над Тибетом, видел невооруженным глазом дома и другие постройки на земле. Его наблюдения были проверены и оказались верными. Но, как показали расчеты, нормальная разрешающая способность человеческого глаза не позволяет различать подобные предметы с такой высоты. Попробуйте объяснить этот феномен.

в) Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно нехудожникам.

г) Зрительные, вкусовые, температурные, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время.

д) По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение.

е) Чем вызвана динамика в описаниях репродукции картины Рубенса «Портрет молодой женщины с вьющимися волосами» у студента А.? (Описания проводятся до и после изучения курса эндокринологии).

«Портрет молодой девушки. Открытое лицо. Она красива и знает об этом. Немного насмешлива,  ироническая улыбка. Но в то же время она добра. Простая прическа, одежда подчеркивает нежность, мягкость».

«Молодая женщина повышенного питания с румянцем на щеках неизвестной этиологии, шея несколько утолщена. По-видимому, у нее тиреотоксикоз. А взгляд у нее сегодня не такой уж насмешливый».

О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах и описаниях?

 

2. а) Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если исполняется симфоническим, струнным оркестром или на одном рояле, хотя отдельные звуковые ощущения в данных случаях различные.

б) Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.п.). Какая особенность познавательных процессов проявляется в этой ситуации?

в) Один режиссер отснял известного в свое время артиста немого кино Можжухина с нейтральным выражением лица и смонтировал крупным планом снятое лицо с гробом, тарелкой супа на столе, играющим ребенком. Просмотр этих кадров показал, что зрители по-разному оценивают мимику и душевное состояние человека в последующем кадре в зависимости от предыдущего. Какие закономерности восприятия влияют на понимание смысла изображения?

Какие важные особенности восприятия проявляются в этих примерах!

 

3. Восприятие обладает рядом существенных свойств, обусловленных как особенностями самих отражаемых предметов, таки прошлым опытом человека.

а) Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным и что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма.

б) Рост человека, на которого мы смотрим с различного расстояния, остается для нас одним и тем же, хотя его изображение на нашей сетчатке значительно изменяется (например, при изменении расстояния от 1 до 2 м это изображение уменьшается на 3/4).

Какое свойство восприятия проявилось в данных примерах? Приведите примеры, в которых проявляются другие его свойства.

 

4. О каких характеристиках восприятия говорится в приведенных отрывках? Дайте им краткую оценку.

а) Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

б) Процесс восприятия нельзя рассматривать вне реальной жизни субъекта, вне анализа осуществляемых им задач (В.П. Зинченко).

в) Восприятие есть непосредственное чувственное отражение человеком внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды (Б.Г. Ананьев).

г) Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам (А.Н. Леонтьев).

д) Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени видим то, во что верим (Р.Л. Грегори).

 

5. На данной картинке можно видеть то одно, то другое изображение, в зависимости от того, какие ее детали становятся объектом внимания.

Значит ли это, что содержание восприятия картинки определяется целенаправленностью внимания?

 

6. Ответьте на «шуточные» вопросы психологии восприятия.

а) Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать.

б) Мог ли Тарзан научиться читать и писать, рассматривая книги в хижине родителей?

в) Почему болевых рецепторов почти в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

г) Почему русские петухи кричат «кукареку», а английские «cock-a-dood le-do»?

д) Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал», а вместо «мороз снежком укутывал» - «мороз мешком укутывал»?

 

7. Студентам показывали фотографии лиц людей, на которые требовалось составить характеристики. При первом предъявлении студенты давали свободные характеристики на основе информации, которую они получали при восприятии только внешних данных людей. При повторном предъявлении им говорили, что это «известные ученые» или «опасные преступники».

Как вы думаете, как изменялась характеристика? Какая закономерность восприятия изучалась в данном исследовании?

 

8. Испытуемого поместили в звуконепроницаемую камеру и дождались пока его слуховая чувствительность достигла максимума. Далее, через звуковод, из соседней аппаратной комнаты стали ему передавать некие сигналы ниже порога его слышимости для данного момента. Согласно инструкции, испытуемый должен был точно записать все, что услышит. Оказалось, что испытуемый записал многое из передачи, что по расчетам не должен был слышать. Вместе с тем он записал и нечто такое, что в действительности ему не передавали. Попробуйте объяснить этот феномен.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2374; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь