Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение иего структура.



Мировоззрение иего структура.

Мир-ние – сист знаний о человеке. мире и месте чела в мире. Это знание отображ реальн в системе реальных образов. Это знание связано с регулир поведения. Мир-ние стрем. к научному знанию. Не всякий набор представлений о реальности играет роль мир-ния, а только наиб общие из них. Компоненты мир-ния хар-ся высокой степенью общности. Мир-ние постоянно меняется. М включ. в себя в качестве структур эл рационально-теор компоненты(понятия, концепции, теории, гипотезы, и т.д.) и эмоц-чувств(эмоции, традиции, обычии и т.д.)Два этих уровня во-первых взаимосвяз, а именно э-ч интерпретируются, наполняются конкретным содержанием исходя из содержания р-т; а во-вторых они относ не зав друг от друга и могут выступать в кач отдельных регуляторов чел деят.

Подсистемы мир-ния – познавательная (законы развития действительности), ценностная(значимости явлений для чела), деятельно-поведенческая(правила и нормы поведения и деят-ти).

 

Исторические типы мировоззрения: мифологическое м.

Мир-ние – сист знаний о человеке. мире и месте чела в мире. Типы мир-ния: мифологич(предст о мире, осн на фантазии и вере в сверхест силы, их сходство с чел; хар прежде всего отцуцтвием р-т ур и поэтому всё регулир повед людей основ на э-ч, но э-ч способно регул отдельные поступки, оно не может дать общую систему повед, которое позволило бы индивиду выбирать свою сис-му повед, поэтому миф выступ, какс-ма жёстких стандартов повед.Носители этого явл герои или же предки.Мифы делятся на календарные, охотические, земледел и т.д.), религиозное, философское

Исторические типы мировоззрения: религиозное м.

Мир-ние – сист знаний о человеке. мире и месте чела в мире. Типы мир-ния: мифологич, философское, религиозное (существовании 2 миров: земного и совершенного; формулир конечные цели чел сущ; ему свойственно наличие рационального этажа, но на его основе лежит вера, некое сверхсущество, которое оправдывает, делает регитивными некоторые действия чел).

 

Исторические типы мировоззрения: религиозное м.

Мир-ние – сист знаний о человеке. мире и месте чела в мире. Типы мир-ния: мифологич, религиозное,

фил(система рацион обоснованных представл о мире; основ на разуме; постановка вопросов, осознаваемых как глав вопр. Они возник из науч исслед-й, но также и индивид и обществ-истор опыта. Они могут быть названы главными, т.к. это вопр смысложизненные.Р-т Ур формир средствами и науки, и именно понимание мира общ и чел, сложившееся в фил и науке выступает как основание для формирования э-ч комп повед )

 

Возникн филос

Философия(7-6 в до нэ в Египте,

Др Греции, Индии и Китае –наука, ставящая своей целью исследование наиболее общих проблем бытия мира, человека. Процессы, оказ. влияние: 1 уст демокр строя 2 расшир культ и хоз-эк контактов 3 сомнение в достаточности и состоятельности мифол представлений.По мере своего развития предмет ф сужается.От него отделяются науки, которые познают отдельные частисущего, а не сущее как таковое(мат, физ, мед, право и т.д. И примерно к 5-4 вв до нэ ф в свой предмет включает проблематику наиболее общих закономер-ей функционир-я развит общества и чел.

 

Основ пробл ф, области ф знания

Проблемы: чела, отношений, окр мира. Обл фил знания: онтология(учение о бытии); гносеология(познании); акси-ология (ценности); праксиология (прак-тике); социология(об-ве); антропология (челе); методология(принципах, формах, методах познания)

 

Функции фил.

Ф-ции ф: мировоззренческая (объединяет данные наук, искусств, практики, обосновывает идеал отношения к миру); методологическая(обосновывает пути и средства достижения этого идеала; разработка науч картины мира, обосн образа познания и формир обобщ модели взаимодействия науки, общ, чел)

Осн направления фил: материализм (материя первична по отнош к сознанию): идеализм(сознание первично)Соц Крит оказ-ет знач влияние на формы и причины организ соц жизни, обосновываются стратегии, цели и приоритеты развит общ икультуры.

 

 

Древнекитайская фил: конфуцианство

Ф Др К возн в 8-6 вв донэ, когда совершался переход от миф-их представл о мире к фил. Представл др китайцев о мире, обществе и чел излож в истор памятниках «Книга перемен» и «Книга песен». В этих кн –истоки позднейших ф уч о «первостихиях» мира, о силах «инь» и «ян», о Небе иДао.Важн понятие древнекит мысли-Дао, которое чаще всего пер как Путь.

Конфуцианство. Кун-цзы(5-4 в донэ) рассматривает чел и его жизнь в общ. Задача не в том, чтобы открывать что-то новое, а в том, чтобы сохранить то, что завещано предками. Этика – главное в учении к. Не делай другим то, что не желаешь себе. Преданность правителю, уваж к старшим, верность долгу. Добродетель – следование указаниям природы. (мудрость, гуманность, верность, почит старших, мужество).Основ принципы К: уступать друг лругу; жить в обществе и для общ; слущать старщих по возрасту и даже по званию; подчиняться императору; сдерживать себя и собл меру во всём, избегать крайностей; быть человечным (гуманно относ к людям). Цель к – совершенствование морали. Управл гос-вом надо строить на основе морали. Все люди добры, справедливы от рождения. Пробл воспитания.

 

Древнекитайская фил: даосизм

Ф Др К возн в 8-6 вв донэ, когда совершался переход от миф-их представл о мире к фил. Представл др китайцев о мире, обществе и чел излож в истор памятниках «Книга перемен» и «Книга песен». В этих кн –истоки позднейших ф уч о «первостихиях» мира, о силах «инь» и «ян», о Небе иДао.Важн понятие древнекит мысли-Дао, которое чаще всего пер как Путь.

Даосизм. Лао-Цзы. Мир постоянно движется и изменяется. Мир познаваем. Дао(путь) вечно, всеобъемлюще, закон мироздания. Чел обязан следовать принципу недеяния.Лао объясняет основу построения и сущ окр мира. Предлагает путь, по которому должны следовать чел и космос. Гл источником Д явл трактаты Даодзы и Дедзын.Дао- путь по которому должен идти сам чел и природа, это универс. И мировой закон, который обеспеч сущ мира, от которого произош весь мир и который представл собой некую обсолютн пустоту, наполн энергией.

 

Древнекитайская фил: Легизм

Ф Др К возн в 8-6 вв донэ, когда совершался переход от миф-их представл о мире к фил. Представл др китайцев о мире, обществе и чел излож в истор памятниках «Книга перемен» и «Книга песен». В этих кн –истоки позднейших ф уч о «первостихиях» мира, о силах «инь» и «ян», о Небе иДао.Важн понятие древнекит мысли-Дао, которое чаще всего пер как Путь.

Лелизм или школа закона.Он не принимает конф-го представл о гос, как о ед семье. Он отриц необходимость опори на традицию в гос и считает, что гос политика не должна хар-ся нравств порами. Гос сис-ма своей целью должна иметь не воспит, а достиж эк и полит могущ, и должна представл собой универсальный, отважный механизм. Для этого нужно чётко разделить труд между земледельцами, чиновниками и войнами, содать массовую армию, где солдат имеет толко одну обязанность-быть готовым к смерти.Негативно относится к традициям, как институту передачи культуры.Требованиям Дао не подчин правитель, по скольку он явл воплощ Дао.Он свободен от чел эмоций, он должен ориентироваться на строго рац мышление.Государь управляет законом, а закан всеми остальными.

 

 

Древнегреческая фил: Фалес

Возникла в 7-6 ввдонэ.Первоначально на побережье М.Азии, а уже позже в Афинах и Ю Италии.Гр ф-единство 3-х основных сторон: 1)учение, система взглядов на мир, представл об устройстве мира и месте в нём чел, о том, что есть вышее благо и т.д.; 2)особый образ жизни-«разумная» жизнь, которая предполагает, что чел долженразвивать свой разум, направл его на поиск истины и жить в соответствии с открытой истиной, жить разумно; 3)школа, т.е. спсоб сущ, цель которого-формир особого менталитета, развитие в чел особых качеств-разумности, умеренности, справедливости; это также совместный поиск истины, развитие учения.

Мил-я шк(1-ая ф шк античности, г. Милеет): Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Элеаты: Парменид, Зенон.

Фалес (1-ый представитель; к7-первая половина 6в донэ) Первовещество– вода.Пришёл к такому выводу, занимаясь изучением устр-ва Земли(плоский диск, держ на воде) и по всюду обнаруживал влажность. Природа обладает внутренним принципом движения и изменения. Все предметы одушевл.Предсказал солн затм.

 

Фил Гераклита

Гераклит: г.Эфес. Огонь. т.к.самый подвижный из всех прир в-в. Всё изменяется. Душа – есть огонь. Изменение – борьба противоположностей. Миром правит Логос(з-н порядка в мире).

 

18.Шк элеатов(Парменит и Зенон)

Парменид основатель эл шк (ок 540-470гг до нэ). Первый, кто обнаруж, что З шаровидна.Ввёл понятие бытие(неподв, едино, неделимо цельно). Мир- вещественный шар без пустот. След-но движение невозм. Истина- р-т только мышение, может противоречить органам ч-в. Простр-во заполнено эфиром. Ничего не возникает и не уничтожается. Зенон: Теории апорий. Попытка осмысления движения и изменч как абстр понятия невозм и ошибочна, когда мы движение вводим всреду рацион осмысления, мы впадаем в противоречие.

19. фил Сократа.

Сократ(470-399 донэ) гАфины..

Учился у софистов, позднее резко критиковал софистику за субъективизм и релятивизм.Он ничего не писал, считал, что только живая речь может правильно выразить мысль.В 399г. донэ против Сократа было выдвинуто обвинение в непочитании богов и в развращении молодёжи.Суд приговорил его к смерти.Он выпил кубок с ядом. Философия становится мудростью, которая указывает, как жить.какие цели в жизни наиболее достойные, что есть высшее благо.Сократ совершает переворот в традиц-й системе ценностей.Истинные ценности не те, которые обычно ценят-богатство, слава, здоровье, красота.Истинная ценность-разум, знание, без которых всё остальное может принести человеку только вред.Быть разумным с точки зрения Сократа-быть умеренным и справедливым. Разум-знание меры.Мера-закон, опред. способ сущ-ия любой вещи.Соблюдение меры даёт порядок.

 

Сократические шк(Киники)

Шк Киников: возникает в 1-ой половине 4 в до нэ. Основат-Антисвен. Отриц реал ед и считал, что сещ единичная вещь.К отдел предмету не возможно применять общие понятия.Мудрость состоит в познании блага, а благо явл достоянием отдельного чел. Благо делает чел зависимым и поэтому добродетель должен основываться на отричении от всего того, что делает чел зав.Мораль киников сводилась к идеалу простоты, к насмешкам над условностями, потребностями.

 

 

21. Философия Платона.

Платон(427-347 гг донэ) ученик Сократа. Всё имеет свою идею. Идеи первичны, вечны = бытию, не возникают и не уничтожаются. Материя ничего не порождает, она лишь воспринимает излучение от идей. Идеи пребывают в вечности. Мир вещей изменяется. Самая высшая идея – блага=бога(красота, истина, соразмерность). Источник истины – воспоминание бессмерт души о мире идей до вселения в тело чела. Сущ 2 мира: мир идей и мир вещей. В основе идеального гос-ва – разделение труда.

 

22. Философия Демокрита.

Демокрит. Атомизм. Атомы и пустота. Возможно движение. Атомы: форма, порядок, положение +величина и тяжесть. Душа состоит из атомов. Чел умирает т.к. умирает его душа. Мир познаваем. Исходное познание – ощущение. Прогресс об-ва – разделение труда. В познании придавал большое значение чувствам, но понять сущность предмета можно лишь путём рационального познания.

 

Философия Аристотеля.

Ядро фил – онтология. Мир имеет 2 начала: веществ и матер. Материя пассивна, форма – активна. Формирует систему категорий философии(10: сущность, кол-во, кач-во, отн-ия, место, время, положения, обладания, действование, страдание). Ощущение – отражение внешн мира, первичн ист нашего знания. В основе вещей лежат 4 элемента: огонь, воздух, земля и вода. Действительное бытие представляет единство материи и формы.. Выделяет 6 видов движения: возникн и гибель, увелич и уменш, перемена, изменение места. Душа присуща всем обьектам живой природы. 3 уровня души: вегетативный(растения), чувственный(животные), разумный(чел). Чел – общественное сущ-во. Различал 3 хорошие(монархия, аристократия, полития) и 3 дурные(тирания, олигархия, демократия) формы гос-ва. Во всём должна быть умеренность.

Патристика

В период борьбы христ с политеизмом возникают сочинения апологетов – защитников христ. Эти соч носят пропаганд дискус хар-р, очерчивают круг проблем, к-е становятся главн в средневек Стремились док-ть, что христ выдвигает?? кот ставила антич фил, но даёт на них более соверш ответ. Системное решение этих проблем берёт на себя патристика - соч, в кот решаются проблемы(1. Бога и док-ва его бытия, 2. бытия чела и целях его бытия, 3. соотнош веры и разума, 4. проблема универсалей).

 

Фил идаи А.Блаженного

Августин Блаженный(354-430гг). - 1й отец церкви, кот занимался фил??. Бог есть высшее бытие, в Боге нах-ся вечн неизм идеи, кот обуславливают мировой порядок. Бог творит мир по своей доброй воле. Мир разнообр. Лестница сущ-в. Особое место заним чел(наделён душой и телесн прир). Душа нематер, бессмерт и свободна(атриб Бога). Церковь – посредник м/у небом и грешным земным миром. Она есть отражение небесного мира, но т.к. она сущ на земле, где зло и насилие, она не свободна от земных грехов.

 

Схоластика,

Схоластика- наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в. Стремилась рац обосновать и системат христ вероучение. Для этого широко исп идеи античной фил-и. В развитии выделяют 3 подпериода: а) ранняя 9-12в, б) расцвет 13в, в) закат 14-15в. Проблематика: соотнош знания и веры, сущности и существования, природа универсалей.

 

28. Споры об универсалиях: реализм(универсалии сущ реально), номинализм(реально сущ един вещи,

общее- в сознании чела- имена вещей), концептуализм(общее сущ после един вещей как умственное обобщение признаков).

 

29. Фома Аквинский. Фил и религия отлич по методу достиж истины. Но в итоге истина принципиалньно одинаковая(источник Бог). Бог – перво- двигатель, -причина, -необходимость, -руководитель, абсолютное совершенство. Индивидуальность чела – единство души и тела. Душа нематериальна и бессмертна. Душа разная. Единство души тела. Чел общ-ое существо. Дал классификацию законов: 1.вечные – обеспеч миропорядок, 2. естествен, 3. человеческие, 4. божественные- смысл жизни. Познание начинается с чувственного опыта.

 

Фил эпохи Возр

Специфика: 1. Антропоцентризм(чел – центр и высшая цель мироздания), 2. Гуманизм(учение, признающее самоценность личности в мире. Право чела на свободное развитие и проявление своей способн). 3. Пантеизм(учение обожествляющее мир). 4.Чел –творческая личность. Круг проблем: Эстетический аспект.

 

32.Гуманизм и прабл…

Период В характ: преодоление натур способа ведения хоз-ва, расширение культ и эк связей м/у регионами Европы, развивается книгопечатание, ВГО.1) ломалась дух диктатура церкви, 2) церковь уходит на второй план(светская жизнь). 3) Внутри христ формир реформ движения оппозиционные Ватикану. 4) Формир интеллигенция(слой не связан с церковью). 5). Гуманизм – светская нецерковная образованность(в его основе лежит двойственное понимание чел. Т.к. у чел 2 предназнач, то у него и 2 блаженства.При этом чел несёт свою личную ответств за линию жизни, кат он выбир.Г конкр иторичен.Г Спартии иСр Европы не совпадают с совр.). 6) Об-во обращается к античности. Фил преобр антисхоластический хар-р. Вэтот период берёт начало развитие нового западного понимания чел личн.Личность, отмеченная индивидуализмом, светскостью, силой воли, многообразием интересов и устремлений, вскоре начала утверждаться во всей Европе, закладывая основы современного общ.

 

 

Натурфил и понтеизм В

Появ-ся натурфилософия и пантеизм(Бог растворён в природе). Николай Кузанский, Джордано Бруно. Противоположности совпадают в Боге. Мир познаваем. Три ступени познания: ощущение, рассудок и разум.

Макиавелли. Цель оправдывает средства. В основе д-ти чела лежат его эгоистич и материальн интересы. Нужно отделить церковь от гос-ва. При этом мораль выводится из политики.

Леонардо да Винчи. Считал что наука должна приносить пользу для чела. Доказывает что ис-вом познаётся мир. Для этого используется образ.

Галилео Галилей. Атомизм. Вселенная бесконечна. Чел имеет двоякую природу(смертен и бессмертен).

 

 

33. эмпиризма и рационализма и её развитие в фил Нового времени

Новое время к16-к18 веков. Бурж выд-ся из 3 сословия и стан господств классом. Период бурж рев. Религия оконч теряет господств полож, но сохр в обыденном сознании. Увеличение власти закл в получении новых знаний.

Рационализм(Рене Декарт, Платон, Демокрит, Аврелий, Кант, Спиноза, Сократ и др.) - Фил направл абсолютизирующее возможности разума и недооценив возможность чувств познания мира. Учение имеет 2 ветви: 1)онтологическая; 2)гносиология. Эмпиризм(Бэкон, Гоббс, Локк и др). -фил направл абсолютизир возможности чувственного опытного знания и недооценивающее возможности теоретического познания.Они считали, что нет ничего в разуме, чего до этого не было в опыте.Это направл получило шир распростр в Англии(17-18вв), Германии, США.

 

Френсис Бэкон..

Бэкон. Эмпиризм(чувственный опыт). Высшая задача познания- завоевание природы и усоверш чел жизни. «Знание – сила.» Оптимальный метод познания – индукция(от частного к общему). Выделяет 4 идола: Идолы рода(мышление по аналогии). Идолы пещеры(Следствие материальн интересов. Судят по тому что видно из пещеры). Идолы площади(Заблуждение в рез-те общения при помощи слов.) Идолы театра(заблужд возникающ вследств авиторитетов). Систематизатор идей Бэкона Томас Гоббс. Мышление неотделимо от материи. Естеств сост чела война против всех(Гоббс). Естеств сост чела – безмятежность гармония(Локк).

 

35. Рац Декарт

Декарт. Рационализм(разум). Цель познания – усоверш чел природы. Два первоначала: дух и матер субстанция. В кач-ве истинной субстанции – Бог. Единственным источником истинных знаний яв-ся разум. «Мыслю – следовательно существ». В основу истнного метода положил истину и дедукцию(от общего к частному).

 

Фил Лейбница.

Пытается соед теор и практ.Он разрабатывает насосы для серебренных рудников.Наука призвана улучшать земледелие, промышл, торговлю.Критикует учение де Карта о субстанции, и считает, что де Карт, сводя матер-ть к движ, не даёт возможности выводить из этой субстанции физ св-ва.Субстанц дезчисл множ.По его мн все вещи обладают некой идеальной силой, не собладающ с их телесным бытиём-монада.Каждая вещ облад вещ-ом и идеальным не тел бытием.Все монады самст-ны, самодея-ры, связ между собой, в своём содерж каждая отраж весь мировой строй монад.Л показ, что движ вечно, измен в одной необрат фиксир др-ми.М не вещ-на, есть её вещ-ое оформление.Развит всеобщее.нет момента появл и уничтож.Есть процесс измен формюВ основ развит леж внутр измен монады, а в основ измен монады лежит сила предстевл.Каждая м представл в своём содерж весь строй м.Они развив от смут представл к отчётл.

 

37. Фил Иммануила Канта(докр)

Кант. Выделяют докритический и критический период. Докритический период: естественнонаучн направл и материализм. Гипотеза о происхождении солн сист из газопылевой туманности. Идея о замедлении вращения Земли вследствие притяжения Луны. Идея естественного происх человеч рас.

 

Фил Иммануила Канта(кр)

Критический: в познании принимают участи чувство и разум. Всякое познание начинается с чувственного ощущения, восприятия, переходит к рассудку и завершается разумом. Разум – генератор идей: 1)Психологическая идея или идея о душе. 2)Космологическая или идея о мире как единстве. 3) Теологическая идея или идея о Боге как безусловной причине всего сущего. Кант различал «мир вещей в себе» и «мир явлений». «Вещи в себе не познаваемы».На уровне рассудка априорным знанием яв-ся категория: кол-во, кач-во, отнош, модальность. Поступай так, чтобы правило твоего поведение могло бы стать правилом поведения для всех. Разграничивает нравственную и физическую сторону поступка.

39.Гегель. Исходное понятие – абсолютная идея – чистая мысль, абстракция содержащая в себе в неразвёрнутом виде все знания о мире. Мировое развитие – развитие духа, абсолютной идеи. 3 этапа развития: 1) логика. 2) фил природы. 3) фил духа: а) субъективный дух – знание субъекта не выходящее за границу индивидуального опыта, б) объективный дух – чел-й родовой разум. Получивший выражение в организации общ-й жизни, в) абсолютный дух – дух свободы, стремящийся познать себя. Диалектика – фил учение о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

 

40.Фейербах. По началу последователь Гегеля. Становится на принцип материализма. Вместо абстрактной идеи надо брать чела. Материальное сводится к физическому. Чел – исходная точка и конечная цель фил. Практическая д-ть сводится к матер-физиолог д-ти. Чел в об-ве взаимосвязан с др людьми. У Фейербаха всё сводится к половой активности.

 

 

Диалектический материализм

Диалект материализм: Материя первична, сознание вторично. Атрибуты материи: бескон, вечн, неуничтожимость, движение, структ многообразие, сущ в пр-ве и времени. Движение имеет абсолютный характер. Формы сущ материи: простр и время. Сознание – отражение объект реальности, имеет соц прир. Идеальное – продукт сознания. Материя познаваема, на каждом ист этапе её познаваемость ограничена. Основа познания – практ д-ть. 2 этапа познания: чувств и рацион. Истина – соответствие знания явлениям и отношениям объективного мира. Развитие универсально. Источник развития – противоречие. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Маркс фил применяет з-ны и принц диалектики на материалист основе.

 

45. Теория общественного развития марксистской фил.

Теория обществ развития. Движущая сила развития об-ва – взаимод-ие производительный сил(люди+средства пр-ва) и производств отн-й(отнош собств-ти). Об-во – система обществ отношений. Обществ отнош – д-ть чела. Д-ть – сод-ие процесса. Отношение – форма, в кот протекает процесс. Д-ть и отношения делятся на матер(эк отн-ия) и идеолог(полит, правовые, нравств, религ, эстетич). Общ-экон формации(по способу произв-ва): 1) первобытнообщинн, 2) рабовладельч, 3) феод, 4) кап, 5) коммун(1й этап социализм).

46.Сущность и исторические формы позитивистской фил.

Позитивизм. 19в Основатель Огюст Конт. Наука должна отвечать на вопрос: «как? ». Принципы: описательный и экономии (дэстриптивным(описательный пр)).П-это то, что коренным образом отлич от научного и фил знания, притиндующий на статус объяснения.Вся предшеств фил-метофизика 1позитивизм. Спенсер и дюргель-основатели органич шк в соц, которая рассмотр общ по аналогии с органикой(никогда не утверждали, что общ тождественно от организма). Фил должна обобщить и систематиз научные знания, формир наиболее общие законы.Различ между общ и орг, по мн Спенсера, более сущ чем их сходства.Выдел 3с-мы инстит: поддерж-е; распред-е; регулир-е.При дет анализе-6типов: домашние, обрядовые, полит, церковные, профессиональные, промышл.Развит общ объясн законами: 1)перехода от однородного к разнордному; 2)от однообраз к разному; 3)закон неустойчивости однород и однообраз.

 

Фил эмпириокритицизма.

Эмпириокритицизм. Анри Поанкоре, Пет Соль, Зрнест Маг.Э М берёт 2 принципа Конте но дополняет 2.чем проще высказ, тем оно истеннее.

Исключ причинность.Наука основ-ся на наблюд.Эл мира-это ощущение, сущ без конкретного сбъекта.усиливается роль конвенции в науке, которая явл средством опред исход понятий.Материя не тождеств вещ, она расподается на вещество и поле, а следоват потеря массыознач, что она переходит в поле.

 

 

48.. Неопозитивизм(1. логич позитивизм 2. фил анализа). 1920е. ощущ не явл субъектив основой мира, а есть только материя познания, которым можно монипулировть. Фил должна изгнать из науки рассуждения, построить идеальные логические модели рассуждения.В течении вр они приходят к признанию плюрализма, а следоват признаютплюрал реал-ти.В итоге весь процесс познания они сводят к анализу имеющ конструкцый науч зн и отрывают сам процесс познания от объекта познания. Принципы: 1) верификация, 2) фальсификация. Главн задача в анализе предметного языка. Из языка устранить филос моменты.

 

49 Постпозитивизм. 1950г. Снижение интереса, проблема формальной логики. Интересует не научн знание, а его развитие. Поппер: выдвинуть множ-во гипотез, опровергать их пока не останется 1 – ст-ся рабочей.

 

 

Фил экзистенциализма.

Экзистенциализм. с1920г. В Германии, Фр, ЗЕ. Различают религиозный(Ясперс) и светский(Хайдеггер, Сартр). Центр полож – чел с крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Защищает гуманизм. Проблема места и роли чела. Э – фил утешения. Э может научить людей сохранить свободу, находясь в одиночестве и страхе. Индивид чела нельзя опис наукой. Суть чела раскрыв при выборе. Страх м приоткрыть сущность чела. Экзюпери.

 

51. Психоанализ. Фрейд метод ассоциаций. Ассоц – исключение сознания. Чел склонен к агрессии. Содержание бессознания переносится на сознание. Сод-е сознания переходит в др формы, допустимые об-вом. 3 уровня психики: бессозн(оно), сознат(я), коллект созн(сверх-я). Сублимация-переключ энергии на высшие цели. Фромм -гуманист модель психоанализа, основ на любви. В основе всякой любви лежит карыстный момент. Самая чистая любовь – отцовская.

 

 

Религиозная фил 20в

Все религ ф уч явл идеалистическими и своей основной задачей имеют доказ всеобщую знач религии для чел.К концу 20в Р Ф перестаёт быть достиж узкого круга богословов и священослуж.Она широко распростр среди различ котегорий верующих и не вер, особенно среди интеллегенции.Хр эволюционизм:

Основ Т.де.Шарден-культуролог, астролог, архиолог, биолог и р.ф. чле ордена иезуитов, который пологал, что и неотамизм и неоагустивизм дают очень огранич возможности для использования науки и ф вдел веры.Вхр мировоззрение необход ввести моменты развит диолектики, построить р.ф. на принципе эволюции.

 

54. Фил в конце 20в. Постмодернизм.

Представ.: Ж. Лакан, Ж.Деррида, Барт, Рорти.Единство предметных полей. Требование соединить науку, фил, ис-во, религию… Нет субъекта философствования. Не претендует на создание всеоблемлеющей фил теории. Ис-во – отражение Я художника, а не реальности. Творчество – бесконечное цитирование.Постм -это понятие, хар постнекласичес фил, ориентир-ся на инновациях, т.е. построении множеств картин мира, использующих обсолютно нов контексты, понятия ит.д. В отлич от модерн использует достиж семиотики и структур лингвистики и к концу 20 в выходит за пределы иск-ва.Отказ-ся от традиц прабл, катигориального аппарата, классич с-мы знч и ценностей, и ариентир на протисуальность и фил, выстраив-ей картину мира.Вводит метод радикальногоплюрализма.В рамках ф, к и мировозр принципиально не возможно сформулир какую-то матрицу, которая бы довала возможность торгфикации прабл, т.е. с-ма понятий, терминов в постмодерн постоянно находится в состоянии изменения. Поэтому они вводят множ понятий, которые класс модерн не использует(пустой знак, след, тело без органов и т.д.)

 

 

Фил идеи Достоевского

Д видел будущее Р не в капитализме и не в социализме, а в опоре на рус традиции и обычии. Глав роль в судьбе гос и чел должна играть религия.Именно на религии держится дух-ть чел, оберегает чел от грехов и зла.Особую роль в учении занимет прабл чел.Многие учёные Зап счит его 1-ым представ экзистенциализма в Р.В результате длит анализа он выд 2 вар жизни чел, 2 пути по которым может идти чел: 1)путь человекобожества(путь обсолют свободы чел.Чел отвергает все авторитеты, в том числе и Бога.Он счит свои возможности безгранич, а себя чел, кот может делать всё, т.о.он сам пытается стать Богом вместо Бога.Этот путь очень опасен, губителен для др людей и для него самого); 2)путь богочеловека(путь следования Богу, стремление к нему во всех своих поступках, привычках и обр жизни. Наиболее верный, праведный, только он может спасти чел).

 

 

56.Славянофилы (философия тотальности, Киреевский, хомяков). Православие – фундамент мировоззр и познания. Монархия – идеальная форма социума. Крестьянская община – идеальн нравств мир. Покорность русского народа, отсутствие в его истории классового расслоения и борьбы. Осуждает крепостничество. Разрушение крестьянской общины означало крушение начал русской культуры. Критика европоцентризма. Западники (1940е, философия индивидуальности, Герцен, Белинский). Ориентация на ЗЕцивилизацию, критика православия, материализм и аскетизм. К к1940-х выд-ся 2 тенденции у западников: а) революционеры-демократы, материалисты, социалисты(Герцен, Белинский), б) либералисты, идеалисты, против революции.

 

Категор аппарат онтологии.

Категории – фил понятие ориен-ое на закон-ти развития бытия, а не на св-ва. Исходные категорией явл-ся категорией бытия.

 

67.Ос­новные формы бытия: бытие материи, сознания, природы, человека и общества

Бытие – сов-ть матер образований, их противопоставления идеальным явлениям: сов-ть всего сущего сдесь и теперь; способ сущ-ия матер и дух об-ий. Формы бытия: бытие вещей, чела, идеального(духовного), соц-ого.

 

 

68.Диалектика как философская концепция развития, её основные принципы, законы и категории. Наука о наиб общих з-нах развития природы, об-ва, мышления. Всё рассм в многообр связей и взаимодействии противопол. Виды: объективная - сов-ть закономерностей, не завис от чела; субъективная. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Законы диалектки: 1) з-н единства и борьбы против-ей, 2) з-н взаимного перехода качеств и колич-х изменений, 3) з-н отрицания отрицания. Категория диалектики- фил-ие понятия, в кот универс связи бытия осмысливаются в их противоречивой динамике.

 

Категория материи

Этапы понимания материи: 1) М – реально сущ-ее вещ-ое обр-ие или природная стихия. 2) М=атом. 3) М – объективная реальность, противост сознанию. 4) М – субстанция сущего. Материя и сознание взаимосвязаны и едины. Субстрация – ТО что сущ благодаря самому себе и в самом себе. Сво-во материи – движение, вечность, недостижимость, несотворимость, сущ во времени и пр-ве, многообразие.

 

Понятие природы.

Природа – весь мир в многообразии его форм и проявлений.

 

77. Специфика философского и научного подходов к исследованию природы.

 

78.. Живая и физи­ко-химическая природа, их отличие и взаимосвязь.

Природа и материя близки по значению. Природа – материя+психические яв-ия мира животных. Отличия живого от неживого: 1) живое способно не только выделять и рассеивать тепло но и запасать в-ва, энергию, информ, может содержать сложные связи. 2) живая система сохраняется, постоянно разрушаясь, 3) живое тесно связано с природой, но не смешано с ней. 4) живое обладает опережающей реакцией. 5) саморегуляция.

 

Пробл созн в философии.

Сознание – высшая присущая лишь людям фу-я мозга, связ с речью и заключ-ся в целенапр-ом отражении дейст-ти, в разумном регул-ии поведения и самооценки чел-а. С.-особый вид биолог. Формы отражения. Под возд-ем труда и языка психика животного трансфор-лась в психику и с. чел-а. Хаар-ки С.: 1)универсальность, 2)обеспеч-ет адыкват. отражение бытия в мире, 3)С.-основа твор-ва, 4)опосредованно языком, 5)индивидуальность.

 

 

Структура чел-го сознания.

С. контрол-ет часть психики и нецелесооб-но связывать психику и С.Две структуры С.: 1)Онтологическая, 2)функциональная. В функ-ой ст-ре выд: 1.Когнитивную сферу – знание и ответ на вопр: Что есть что? 2)Мотивационную сферу – опред-е ценностных ориентиров и ответа на воп Во имя чего? Каких целей? 3)Нормативная с-ра – проектирование отнош-я к миру.

Ответ на воп. Как? Каким образом? В онтолог. ст-ре уровни: 1) «Осознание»-инф-ция ощущений восприятия и представления превращается в понятие суждения и умозакл-я. 2)Надсознание- создаются новые идеи, гипотезы, теории 3)Самосознание: 4 уровня: 1. Надсознание – внутренне усвоен-е индии-ом соцю нормы и запреты, 2. Сознат-ое – часть псих-ой деят-ти ч-ка, открытая для него и контрол-мая им. 3.Подсознательное – часть псих.деят. кот в опред. момент не может появиться в поле сознания ч-ка, но может произв-но всплывать в сознании. 4.Бессознательное – пласт психики, кот. никогда не появится в поле созн-я.

 

Сознание и психика

Психика – способность жив. существ создавать чувственные и обобщен. образы внешней действит. и реагировать на них в соответствии с потребностями. Психика охватывает сознат., подсозн. и бессознат. С.-особый вид биолог. Формы отражения. Под возд-ем труда и языка психика животного трансфор-лась в психику и с. чел-а. Хаар-ки С.: 1)универсальность, 2)обеспеч-ет адыкват. отражение бытия в мире, 3)С.-основа твор-ва, 4)опосредованно языком, 5)индивидуальность.

 

 

Структура личности

Структура л-ти: Уровни: 1)Физическая л-ть (тело), 2)Социальная л-ть (си-ма соц. ролей) 3)Духовная л-ть(внутр. дух. сост. отраж. стремление к дух. ценностям, идеалам). Становление л-ти в 2 этапа: 1) Социализация – пр-сс усвоения инд-ом с-мы общ-х ролей и ценностей, позвол. ему дей-ать как полноправ. члену об-ва. Важные факторы: обычаи, традиции, правовые нормы. Самореализация – процесс использования свойств, сложившихся в ходе формирования личности.

Развитие Системй ценностей

Многообразие форм познания.

Формы позн деят: 1)Мифологическая 2)Религиозная 3)философская 4)Научная 5)Художественно-образная 6)Обыденно-практическая 7)Игровая.

 

Формы чувств познания.

чувственное познание – познав пр-сс, кот осущ-ся посред-ом орг чувств. Включ 4 формы: ощущение, восприятие, представление, воображение.

 

Категория истины.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.133 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь