Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление иррационалистической традиции в неклассической фил: Кьеркегор.



Иррационализм- фил учение, настаивающее на ограниченной познавательной способности разума, мышления и предлагающее основным видом познания интуицию, чувства, инстинкт. Кьеркегор. Мышление никогда не может постигнуть дейс-ть. Мышление абстрактно, существование конкретно. Фил должна изучать внутренний духовный мир личности. 3 стадии развития личности: 1) эстетическая, 2) этическая, 3) религиозная.

 

Иррационалистическая фил: Ницше.

Иррационализм- фил учение, настаивающее на ограниченной познавательной способности разума, мышления и предлагающее основным видом познания интуицию, чувства, инстинкт. Ницше. Философия жизни. Основа жизни – это воля к власти – основа и движущая сила мирового процесса. Воля к власти это инстинктивное иррациональное начало человека. Жизнь – борьба всех против всех. Побеждает сильнейший. Мир непознаваем.Аппарат познания чела не предназначено для познания а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти. Все научные понятия – иллюзии, ложь. Существует природное неравенство людей: раса господ, раса рабов. Отвергал принцип демократии и исторического процесса, не приемлет христ религию и традиц мораль, т.к. традиц мораль размягчает и расслабляет волю к власти. Отрицает ценности: совесть, доброта, сострадание. Проповедует образ сверхчеловека.

 

 

43. Исторические условия возникновения марксизма.

Условия возникн: 1)Становление буржуазии и пролетар, 2) обострение противоречий м/у классами, появл соц, 3) безработица, 4) открытия, фиксир историчность природы( клеточное строение, ЗСЭ, биолог эволюция), 5) прообраз профсоюзов(черкизм).

 

Диалектический материализм

Диалект материализм: Материя первична, сознание вторично. Атрибуты материи: бескон, вечн, неуничтожимость, движение, структ многообразие, сущ в пр-ве и времени. Движение имеет абсолютный характер. Формы сущ материи: простр и время. Сознание – отражение объект реальности, имеет соц прир. Идеальное – продукт сознания. Материя познаваема, на каждом ист этапе её познаваемость ограничена. Основа познания – практ д-ть. 2 этапа познания: чувств и рацион. Истина – соответствие знания явлениям и отношениям объективного мира. Развитие универсально. Источник развития – противоречие. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Маркс фил применяет з-ны и принц диалектики на материалист основе.

 

45. Теория общественного развития марксистской фил.

Теория обществ развития. Движущая сила развития об-ва – взаимод-ие производительный сил(люди+средства пр-ва) и производств отн-й(отнош собств-ти). Об-во – система обществ отношений. Обществ отнош – д-ть чела. Д-ть – сод-ие процесса. Отношение – форма, в кот протекает процесс. Д-ть и отношения делятся на матер(эк отн-ия) и идеолог(полит, правовые, нравств, религ, эстетич). Общ-экон формации(по способу произв-ва): 1) первобытнообщинн, 2) рабовладельч, 3) феод, 4) кап, 5) коммун(1й этап социализм).

46.Сущность и исторические формы позитивистской фил.

Позитивизм. 19в Основатель Огюст Конт. Наука должна отвечать на вопрос: «как? ». Принципы: описательный и экономии (дэстриптивным(описательный пр)).П-это то, что коренным образом отлич от научного и фил знания, притиндующий на статус объяснения.Вся предшеств фил-метофизика 1позитивизм. Спенсер и дюргель-основатели органич шк в соц, которая рассмотр общ по аналогии с органикой(никогда не утверждали, что общ тождественно от организма). Фил должна обобщить и систематиз научные знания, формир наиболее общие законы.Различ между общ и орг, по мн Спенсера, более сущ чем их сходства.Выдел 3с-мы инстит: поддерж-е; распред-е; регулир-е.При дет анализе-6типов: домашние, обрядовые, полит, церковные, профессиональные, промышл.Развит общ объясн законами: 1)перехода от однородного к разнордному; 2)от однообраз к разному; 3)закон неустойчивости однород и однообраз.

 

Фил эмпириокритицизма.

Эмпириокритицизм. Анри Поанкоре, Пет Соль, Зрнест Маг.Э М берёт 2 принципа Конте но дополняет 2.чем проще высказ, тем оно истеннее.

Исключ причинность.Наука основ-ся на наблюд.Эл мира-это ощущение, сущ без конкретного сбъекта.усиливается роль конвенции в науке, которая явл средством опред исход понятий.Материя не тождеств вещ, она расподается на вещество и поле, а следоват потеря массыознач, что она переходит в поле.

 

 

48.. Неопозитивизм(1. логич позитивизм 2. фил анализа). 1920е. ощущ не явл субъектив основой мира, а есть только материя познания, которым можно монипулировть. Фил должна изгнать из науки рассуждения, построить идеальные логические модели рассуждения.В течении вр они приходят к признанию плюрализма, а следоват признаютплюрал реал-ти.В итоге весь процесс познания они сводят к анализу имеющ конструкцый науч зн и отрывают сам процесс познания от объекта познания. Принципы: 1) верификация, 2) фальсификация. Главн задача в анализе предметного языка. Из языка устранить филос моменты.

 

49 Постпозитивизм. 1950г. Снижение интереса, проблема формальной логики. Интересует не научн знание, а его развитие. Поппер: выдвинуть множ-во гипотез, опровергать их пока не останется 1 – ст-ся рабочей.

 

 

Фил экзистенциализма.

Экзистенциализм. с1920г. В Германии, Фр, ЗЕ. Различают религиозный(Ясперс) и светский(Хайдеггер, Сартр). Центр полож – чел с крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Защищает гуманизм. Проблема места и роли чела. Э – фил утешения. Э может научить людей сохранить свободу, находясь в одиночестве и страхе. Индивид чела нельзя опис наукой. Суть чела раскрыв при выборе. Страх м приоткрыть сущность чела. Экзюпери.

 

51. Психоанализ. Фрейд метод ассоциаций. Ассоц – исключение сознания. Чел склонен к агрессии. Содержание бессознания переносится на сознание. Сод-е сознания переходит в др формы, допустимые об-вом. 3 уровня психики: бессозн(оно), сознат(я), коллект созн(сверх-я). Сублимация-переключ энергии на высшие цели. Фромм -гуманист модель психоанализа, основ на любви. В основе всякой любви лежит карыстный момент. Самая чистая любовь – отцовская.

 

 

Философия неотомизма(Онтология, гносеология, соц фил).

неотомизм - обновлённое учение Фомы Аквинского. Возн. в 19 – нач. 20вв, как реакция на возн марксизма и позитивизма. Осн. проблема – вера и разум.Осн. формы постижения истины: 1)наука (низшая, фиксир. явления и уст причинно – сл связи); 2)фил (более выс.) – учение о бытии – сущности вещи; 3)религия – вершина рац. знания и иррац. Гл. задача – постижение Бога, как первопричины. В осн. познания всегда лежит откровение.

Кажд. религ. течению соотв. своя фил система. Фил теч связ с христ. Для них хар-но: 1.Фил. онтология: - раздваивает бытие на низш. и высшее, - признаёт духовную сущн. первичной по отнош к материальной, -в доказ. бытия Бога исп. рац. и иррац. методы. 2.В гносеологии рел. ф-ия: -разгранич. объект позн. на ест и сферхест. сферу, -поэтому предмет, задачи, цели удваиваются, -главным в гнос. остаётся познание божественного в его разл проявлениях, -основапознания – откровение. 3.В соц. фил. системы общ. отношений рассм. через призму божеств-й целессообразности. Вся чел. история рассм. как процесс направленный волей бога. В отличие от идеализма, принципы выводяться из осн. постулатов веры.

Задачи: усилить связь религии, совр. науки и др. форм идеализма.Внутри католической фил.: 1.Неотомизм 2.Персонализм 3.Экзитенциализм.

 

Религиозная фил 20в

Все религ ф уч явл идеалистическими и своей основной задачей имеют доказ всеобщую знач религии для чел.К концу 20в Р Ф перестаёт быть достиж узкого круга богословов и священослуж.Она широко распростр среди различ котегорий верующих и не вер, особенно среди интеллегенции.Хр эволюционизм:

Основ Т.де.Шарден-культуролог, астролог, архиолог, биолог и р.ф. чле ордена иезуитов, который пологал, что и неотамизм и неоагустивизм дают очень огранич возможности для использования науки и ф вдел веры.Вхр мировоззрение необход ввести моменты развит диолектики, построить р.ф. на принципе эволюции.

 

54. Фил в конце 20в. Постмодернизм.

Представ.: Ж. Лакан, Ж.Деррида, Барт, Рорти.Единство предметных полей. Требование соединить науку, фил, ис-во, религию… Нет субъекта философствования. Не претендует на создание всеоблемлеющей фил теории. Ис-во – отражение Я художника, а не реальности. Творчество – бесконечное цитирование.Постм -это понятие, хар постнекласичес фил, ориентир-ся на инновациях, т.е. построении множеств картин мира, использующих обсолютно нов контексты, понятия ит.д. В отлич от модерн использует достиж семиотики и структур лингвистики и к концу 20 в выходит за пределы иск-ва.Отказ-ся от традиц прабл, катигориального аппарата, классич с-мы знч и ценностей, и ариентир на протисуальность и фил, выстраив-ей картину мира.Вводит метод радикальногоплюрализма.В рамках ф, к и мировозр принципиально не возможно сформулир какую-то матрицу, которая бы довала возможность торгфикации прабл, т.е. с-ма понятий, терминов в постмодерн постоянно находится в состоянии изменения. Поэтому они вводят множ понятий, которые класс модерн не использует(пустой знак, след, тело без органов и т.д.)

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь