Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иррац формы познания.Интуиция и её место в познании.



В иррациональном аспекте опред роль играет интуиция. Инт-ия – способность субъекта прямо и непосредств-но постигать истину.

 

Категория истины.

Истина – это содержание знаний ч-ка, представл собой адыкватное воспроизвед-е реаль-ти, т.е. такой, какой она сущ-ет сама по себе, независимо от ч-ка. Ис-на исторична, конкретна. Виды истины: 1)Объективная – содерж. ч-го знания, кот не завис ни от ч-ка, ни от чел-ва. 2)Относительная – знание, кот при всем своем объективном содерж не обладает завершенностью и явл неполным. 3)Абсолютная – знание, кот не может быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах.

 

Истина и заблуждение.

Заблуждение – содержан-е знания субъекта не соответствующее реаль-ти объекта но принимаемое за истину. Имеет соц, психолог, гносеолог корни.

 

126. Критерии истины: 1)Выгода, полезность, удобство(прогматизм) 2)Общепризнанность 3)Формально-логический критерий(утверждение истино если получено по логич правилам из истиных сведений) 4)Истина знания – дело условных соглашений 5)Истино то что соотв данным чувственного восприятия 6)Точность, очевидность, ясность, простота 7)Главный – практика.

 

127.Понятие Наука…

Наука - сфера чел-кой деятельности, направленной на произв. и теоретич системетизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности.Наука может выступать как:

1)сис-ма знаний. 2)Специф деят. 3)Соц институт.4)Производ сила.5)форма обществ сознания.Специфика познават деятельности: 1)направленность в идеале на произв знаний. Нередко вне конкретных представлений о возможных сферах его применения за исключением внутринаучного использов. 2)четкая выделенность предмета познавт действий(предметность) 3)прогностичность – направленнсть на предсказание будущих событий, состояний и св-в исследуемых предметов 4)использование специализир инструментария 5)Регламентированность определ совокупности методов и других видов нормативного знания.

 

128.Эмпирический ур…

На эмпирич ур-не преобладает чувств познание, рациональные моменты его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.На этом ур-не исследование ориент познание описания явлений, на теор ур-не на выяснение сущности исследуемого объекта. Предмет научн. исследов(эмпир) – наблюдаемые явления, на теоретич ур-не системы абстрактных моделей, замещающих реальный объект. На теоретич ур-не преоблад рациональное познание.

 

130.Метотеоретический ур…

метотеоретич ур-нь исследования выполняет мировоззренческую и концептуальную ф-ию. Области научн знания: В зависимости от особенности объекта ис-ния: 1) естеств знание 2) гуманитарное 3) техническое.В зависимости от реш практич задач: 1) фундамент 2) прикладная.В зависимости от ур-ня ис-ния: 1) эмпирич 2) теоретич 3) мировоззренческое.В зависимости от степени общности: 1) всеобщее знание 2) частнонаучное 3) знание интегративного хар-ра.

 

Область науч знания.

 

Понятие метода и методологии.

Методология – учение о постоении и практическом применении методов.Метод - система предписаний, регламентирующих познавательные действия, операции и процедуры исследования.

 

 

133.Методы эмпирич ис-ния: наблюдение, описание, эксперимент, опыт.

 

 

134.Методы теоретич ис-ния: двойств эксперимент, идеализация, метотипологизация, аксиотический, метод конкретизации, метод единства историч и логич.

 

135.Формы научного познания: эмперич факт, проблема, гипотеза, теория.Эмпир факт – основн форма эмпир знания, выраж в особого рода предложениях, истина с которых опред результатами наблюд и эксперимента

Факт – достовер знание об одиночном

Гипотеза – научн предполож, вероятность которого обоснов фактич данными. Теория – высшая организация научн знания, которая даёт целостное представление о закономерностях некоторой облати действит, и представляет собой знаковую модель этой действит.Формы метотеоретич знания:

1) научная картина мира

2) идеалы, нормы, ис-ния

3) фил-ие основания науки.

 

 

Общество как объект фил-го анализа

Первоначально общ-во рассматрив как гос-во (политикоцентрич версия общества)В фил-их интерприт общества Платон использовал концепцию Идей, а Аристотель – форм. Платон рассматрив общ-во как воплощение идеи справедливости. В ср века понимание об-ва основывалось на фил-ии абсолютной личности – Бога.В Новое время возникает концепц равноправных членов об-ва и концепция договора.В 19 в завершилось определение соц фил-ии. Гегель превратил соц фил-ию в важную часть ф-ии культуры.Маркс окончательно завершил разрыв с политикоцентрической тенденцией. Законы об-ва М. определял как объективные, а само развитие, как естеств –историч пр-с.Об-во – совокупность людей в рамках ими же производимой с-мы соц действий и их смысл. Общество возникает и существ при взаимод 2 факторов: деят-ть, обществ отнош.Общ отнош придают обществу определ организацию и устойчивость.

 

137 . Соц форма движ материи

 

138.Основные конц социогенеза. Основн конц социогенеза:

1) эволюционная

2) креационистская

3) игровая.

 

Соц-этнич структура общ.

1) Род – обособлен общественнопроизв группа людей, связанных кровнородств связями и основ на обществ собственности и коллективн труде

2) Племя – объединение нескольких родов

3) Народность – хар-на замена прежних кровнородств связей, территор общностью. Замена племен языков единым, сущ некоторые диалекты.

4) Нация – истор сложивш полеэтнич, политич, социокультурн общность людей, для которой хар-но наличие единой территории, экономич связей, литерат языка, особенностей к-ры и менталитета. Главное отличие нации от 3 состоит в обретении нацией полит и госуд самостоятельности.

 

 

Соц-демографич структура общ.

Понятие " народонаселение" — центральная категория в ос­мыслении демографической структуры общества. Народонасе­ление — это непрерывно воспроизводящая себя общность лю­дей. Как и географическая среда, оно является необходимым атрибутом существования и развития любого общества. Насе­ление — предпосылка и субъект исторического процесса. От численности населения, плотности его расселения, темпов рос­та, половозрастной структуры, здоровья, миграционной под­вижности зависит общественный прогресс

 

Соц- классовая структура общ.

Социальная структура общества возникла вместе с общес­твом. С возникновением классов структу­ра общества приобретает социально-классовый характер. Клас­совая структура общества исчезнет с исчезновением классов, но социальная структура будет характерна и для бесклассового об­щества. Но пока существуют классы, социальная структура об­щества будет определяться прежде всего его классовыми отно­шениями. " Классами называются большие группы людей, раз­личающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей час­тью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли об­щественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваи­вать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

 

 

Сферы жизни.

Основные сферы жизни общества:

1) Материальная (ведущая)

2) социальная

3) политическая

4) духовная

1- экономич сфера об-ва, производит деят людей. Она опред направление воздействия об-ва на природу. Экономич пр-сы воздейств на другие сферы жизни, порождая их.

2- Возникает на основе экономич жизни. Любое об-во социально организованно.

3- Обусловлена противоречиями соц интересов в сфере экономики. Цель политич деят в том что бы, для сохр сущ строя, подавить сопротивление или привести вдвиж большие массы людей.( 3-)- состоит: политич сознание, полит отношение, полит институты, полит действия. Политика вторична по отнош к экономике.

4- Организованна об-вом. Духовная жизнь включает: идеологич, научно-теор, культовую деят-ти, воспитание и образование. Основные эл-ты дух жизни: 1)духовн потребности людей 2) дух Деят по созд дух ценностей 3) духовное потребление 4) духовные отнош между людьми.Виды духовн деят: 1)Наука, 2)Идеология, 3)образование, 4)ис-во, 5)Религия

 

 

146-147.Проблема развит общества. Линей и нелинейные интерпретации социальной истории.

Движ. силы разв. общества – существ., необходимые, длительно действ. причины, обеспечив. Формирование и прогресс об-ва. Движ. силы разв. общества делятся:

1) Природные факторы (географ)

2) Общественные ф-ры

а) материально- экономич

б) соц-ный

в) политический

г) духовный

С другой точки зрения общ. ф-ры делятся на: субъективные и объективные.К объективн . относятся: природн. усл. жизни, состояние материального пр-ва, существ. соц. структура об-ва, гос. строй. Субъективн: сознание и духовный мир чела, его соц. опыт, уровень к-ры, волевые кач-ва.Главной общеисторич. движ. силой явл. способ пр-ва материальной жизни.

Субъекты истор. пр-са – все люди.

Развитие чел. об-ва – сложный и многогранный пр-с. В ф-ии истории сложилось 2 концепции: 1) эволюционистская(единство истории чел-ва); 2)релятивистская(культурная самобытность локальных цивилизаций, Шпенглер, Данилевский, Сорокин). Анализ хода истории показыв. что он имеет противоречив форму и единства и многообразия. Поэтому появл. конц-ия, которая пытается снять противоречия дух первых подходов. Античную конц-ию истории можно представить как круговое движение; Христианская к-ия истории преодолела античную к-ию; фил-ия Нового времени выработ. рац. объяснение хода ис-рии. Время и ход истории счит. линейными.

Конц-ия лин. разв. об-ва подверг. критике в 20в. Соврем. история, как и прошедшая воспринимается как рез-тат тв-ва людей, где возможен и прогресс и регресс, и различные расслоения и обединения, единство и многообразие.

 

Понятие политики и власти.

Полит. отнош возникли с появл. частной собств., классов, гос-ва.Политика – (­греч. ис-во управлять страной) деят-ть, связанная с отношениями между классами, нациями и др. соц. группами, заключающаяся в завоевании, удерж. и использ. гос. власти. Особенности политики:

1) Универсальность 2) Всеобщий хар-р 3) Стремление воздействовать на все стороны общ-ой жизни.Сущность любой политики – полит. власть. Различают несколько видов власти: экономич., полит, семейную. Самая важная – политич..

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь