Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общие черты морально-этического наследия медицины Древнего Востока и Античности.



(IV тысячелетие до н.э. – середина V в. н.э.)

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих ци­вилизаций, классовых обществ и го­сударств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к ран­нему рабовладению.

Классовое расслоение общества произошло в крупнейших цивилизациях древнего мира в следующем порядке:

I. древняя Месопотамия (Междуречье) – в конце IV тысячелетия до н.э.

II. древний Египет – в IV тысячелетии до н.э.

III. древняя Индия – в середине III тысячелетия до н.э.

IV. древний Китай – во II тысячелетии до н.э.

Земли этих государств находились восточнее границ образовавшейся позднее Римской империи или составляли ее восточные провинции, в связи с чем в древнеримской и последующей историографии по отношению к ним закрепился данный термин – «Древний Восток».

В других регионах земного шара переход к рабовладению осуществился в более поздние сроки: в странах античного Средизем­номорья – в III-II тысячелетиях до н.э., в Западной и Центральной Ев­ропе – в I тысячелетии до н.э., в Аме­рике – в I тысячелетии н.э.

Развитие эмпирических знаний (ко­торые включают и врачевание) в стра­нах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой – в каждом государстве были свои характерные особенности, свя­занные с историческим и культурным развитием данного региона.

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие:

– изобретение письменности (в IV тысячелетии до н.э.) и создание (с конца III тысячелетия до н.э.) первых текстов медицинского содержа­ния;

– формирование двух направле­ний врачевания: эмпирическое враче­вание, основанное на практическом опыте культовое (религиозное) врачевание, основанное на религиозных верованиях;

– развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических);

– подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

– создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков;

– появление основ врачебной этики; – развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями;

– формирование классового подхода к врачеванию.

История медицины каждого из государств Древнего Востока содержит в себе множество примеров, характеризующих общие черты развития врачевания в этих цивилизациях.

 

Морально-этические идеи памятников медицины древних цивилизаций: «Аюрведы», «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита», «Сы цзы чжуань», «Хуанди ней цзин», «Авесты», «Законов Хамураппи», «Книги мертвых», «Амбре», папирусов Г.Эберса и Э.Смита.

Медицина Индии, традиции которой хорошо известны благодаря расшифровке основного труда по медицине - «Аюр Веда» («Знание жизни») в трех редакциях, принадлежащих Чараке, Атрее и врачу Сушруте, а также своду законов Мaну (1000- 500 лет до н.э.) и другим («Риг Веда» «Сама Веда» «Яджур Веда»).

Теоретическая основа медицины Индии напоминает китайскую с некоторыми отличиями. Как и в Древнем Китае, господствуют натурфилософские представления о космических первоэлементах, за исключением Дерева, заменяемого Эфиром (скорее всего, это широко известная пневма). Эти элементы: Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир происходят из каких-то мельчайших частиц ану, поступающих в организм человека с пищей. Ану в тонких кишках превращается в хилус, поднимается в сердце и там превращается в кровь. Кровь дыхательными движениями поступает по сосудам ко всем органам и частям тела для их питания и восстановления тканей. Как видно, это почти такая же концепция, как и в китайской медицине, но у индусов нет представления об янь и инь. Древняя индийская натурфилософия с ее воззрениями о космических элементах, из которых состоит не только вселенная, но и тело человека, это не единственная теоретическая основа медицины. Сушрута и другие врачи не отказываются и от веры в потусторонние силы - богов, демонов. Медицина по мере развития все более испытывает влияние господствующей религии. Главным образом, буддизма (жизнь Будды - 623-544 до н.э.).

Аюрве́ да (от санскр. आ य ु «ā yu» — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и व े द «veda» — знание) — традиционная система индийской медицины, одна из разновидностей альтернативной медицины. Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарваведы» и основывается на индуистской философской системе санкхья. «Аюрведа» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах, больше всего в последней из четырёх «Атхарваведе». Атхарваведа — первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана», карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика. Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета.

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов::

1. Чарака-самхита, (150 г. н. э.) (в ней даются описания лечения внутренних болезней, содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность).

2. Сушрута-самхита, (350 г. н. э.) (в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В ней перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа)

3. Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)

4. Шарнгадхара-самхита,

5. Мадхава-нидана-самхита,

6. Бхава-пракаша-самхита,

7. Харита-самхита,

8. Кашьяпа-самхита,

9. Бхела-самхита.

Первые три из списка являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аюрведического канона относится к 1000 г. н. э.

Чарака-самхита — ранний трактат по Аюрведе. Один из трех наиболее авторитетных классических текстов (вместе с Сушрута-самхитой и Аштанга-хридая-самхитой). Составление оригинала датируется по разным оценкам от 700 г. до н. э. — I веком н. э. Настоящая редакция была создана в III—V веках н. э. Текст построен в виде диалога Пунарвасу Атрейи и его ученика Агнивеши.

Сушрута-самхита (स ु श ् र ु त स ं ह ि त ा, 350 г. н. э.) — трактат, в основном посвящённый оперативному лечению; в нём описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В трактате перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атхарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа). Автор Сушрута, редактор Нагарджуна. Сушрута самхита — второй по значимости канон Брихат Трайи («Большой Троицы» аюрведических канонов) после «Чарака самхиты» Сушрута Самхита — единственный дошедший до нас завершённый труд по практической хирургии.

В соответствии с древними медицинскими трактатами, написанными китайскими иероглифами, и прежде всего знаменитым многотомным трудом «Ней-Дзин» («Книга о внутреннем человеке»), приписываемом врачу Ван Шу-Хе (ранее IX века до н.э.), природа человека является отражением Космоса, состоящего из пяти основных начал - Земли, Воды, Огня, Дерева и Воздуха, которые должны находиться в состоянии гармонии, равновесия, как и во внешнем мире (Космосе). Нарушение равновесия под воздействием различных сил как внутри человека, так и вне его, приводит к нарушению функционирования организма - болезням; восстановление равновесия означает выздоровление, здоровье.

Си цы чжуань 繫 辭 傳 Xì cí zhuà n («Комментарий привязанных слов», также называется 大 傳 Да чжуань) — древнекитайский текст, наиболее философский среди комментариев к Книге перемен. Состоит из двух частей, которые считаются двумя комментаторскими сочинениями среди классических десяти (т.н. «Десять крыльев» zh: 十 翼 ). Включает в себя ключевые формулировки базовых понятий китайской философии, связанные с дуальностью мироздания.

" Си цы чжуань" затрагивает, детализует и раскрывает многие структурные и содержательные стороны графических систем и иероглифических текстов " Книги перемен". В этом комментарии отображен процесс создания матрицы триграмм посредством схематизации узоров Неба и Земли и перевода их в графические символы.

Комментарий " Си цы чжуань" интересен изображением человека в его тождестве с природным Дао Поднебесной, на границе выхода человека в цивилизацию и в цивилизации. Все это заключено в пульсар и развернуто на архетипе спирали " Перемен".

" Хуан-Ди нэй-цзин" - " Трактат Желтого Императора о внутреннем"

" Трактат Желтого императора о внутреннем" - самый древний труд по вопросам китайской медицины и организмики. Он является основополагающим в системе традиционной китайской медицины.

Книга написана в виде диалогов между Желтым императором (Хуан-Ди) и его придворным мудрецом Ци-Бо (по другим источникам Ци-Бо - Небесный Наставник, Небесный Лекарь). Традиционная китайская историография относит время правления Хуан-Ди к 2 697 г. до н.э.

Ценность трактата в том, что он излагает медицинские знания, дает способы лечения и профилактики болезней; здесь содержится информация по астрономии, биоритмике, философии, другим наукам древнего Китая, в которых человек рассматривается неотъемлемой частью Вселенной.

«Аве́ ста» (в дореволюционных изданиях «Зендавеста») — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским».

Содержание Авесты весьма разнородно вследствие присутствия в памятнике пластов различных стилей, времени и места составления, а также, вероятно, отличающихся религиозных взглядов разных авторов этих пластов. Тем не менее несмотря на эклектичность, все тексты Авесты — одни изначально, другие вследствие последующей редактуры — в целом выдержаны в русле почитания Ахура Мазды — центральной фигуры Авесты. Кроме того, в силу преимущественного богослужебного характера сохранившихся авестийских текстов в сборнике много повторений, повторяющиеся тексты доходят до 1/3 объёма всего памятника.

Зако́ ны Хаммура́ пи (акка. Ninu ilu siruum — заглавие, данное нововавилонскими переписчиками по первым словам текста), в зарубежной научной традиции преимущественно употребляется термин Ко́ декс Хаммура́ пи (фр. Le Code de Hammurabi, англ. The Code of Hammurabi) — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н. э. и являющийся одним из древнейших правовых памятников в мире. Основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке, высеченной на конусообразной диоритовой стеле, которая была обнаружена французской археологической экспедицией в конце 1901 — начале 1902 годов в ходе раскопок древнего города Сузы на территории Ирана. Современные исследователи делят Законы на 282 параграфа, подробно регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. Около 35 параграфов были стерты со стелы ещё в древности и в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.

Являясь крупной реформой существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся ещё при первобытнообщинном строе, Законы Хаммурапи представляют собой вершину развития клинописного права эпохи древней Месопотамии, в течение многих столетий оказывавшую влияние на правовую культуру Древнего Востока. Несмотря на то, что они были созданы ещё на раннем этапе становления ближневосточного рабовладельческого общества, что обусловило сравнительную жестокость установленных ими уголовных наказаний, Законы отличаются исключительной продуманностью и стройностью правового регулирования. В отличие от большинства других древних памятников Востока для Законов Хаммурапи характерно практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки отдельных правовых норм, что делает их первым в истории человечества чисто законодательным актом. Система права, закрепленная вавилонским сводом, стала передовой для своего времени и по богатству нормативного содержания и используемых юридических конструкций была превзойдена лишь позднейшим правом Древнего Рима.

К далёкому прошлому восходят постановления о каре за телесные повреждения согласно принципу “око за око, зуб за зуб”. Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.

«Книга мёртвых» в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии[1]. Различные копии Книги Мертвых могут содержать от нескольких и до двухсот глав различного объёма, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее её было бы назвать " Книгой Воскресения ", так как её египетское название — «Рау ну пэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

«Тибетская книга мёртвых» — наиболее распространённое на Западе название тибетского буддийского текста «Бардо́ Тхёдо́ л» (также «Бардо́ Тодо́ л»; тиб. བ ར ་ ད ོ ་ ཐ ོ ས ་ ག ྲ ོ ལ, Вайли bar-do thos-grol; монг. Сонсгоод, кит. 死 書 — «Освобождение в бардо́ [посредством] слушания»). Содержит подробное описание состояний-этапов (бардо), через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения (реинкарнации) в новой форме. Для каждого этапа приводятся специальные рекомендации. Книга «Бардо Тхёдол» связана с определёнными тантрическими практиками школы Ньингма, её образы и ассоциации могут быть непонятны без соответствующего посвящения и объяснений.

Из 42 герметических книг, которые приписывают богу Озирису, книга под названием Эмбре (или Амбре) сообщает о строении человеческого тела, о болезнях, хирургических инструментах, лекарствах, акушерских приемах, лечении глаз.

Остатки герметических книг сохранились и в так называемых книгах мертвых. Кроме папируса Эберса, сведения о медицине содержатся и в других папирусах, например, Смита или Лейпцигского, найденного в Мемфисе. Папирусы главным образом содержат описания лекарств и симптомов болезней, которые сопровождаются религиозными текстами - заклинаниями, молитвами, обращениями к многочисленным богам. И чем более поздний текст находят в этих письменных иерографических источниках, тем больше мистических, теургических обращений. С момента возникновения Египетского государства (5-6 тыс. лет тому назад) медицина страны все в большей степени переходила от ремесленников лекарей, специализировавшихся на лечении какого-либо органа или какой-либо части тела, от представителей семейных школ медиков, накапливающих и использующих эмпирические сведения о диагностике, лечении, гигиенических правилах, к жрецам, поклоняющимся целой свите божеств и заставляющих народ слепо следовать верованиям. Медицина Египта становилась таким образом все более магической, консервативной, догматической, каноны которой нельзя было нарушать под угрозой жестоких наказаний и смертной казни.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь