Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФЗ РФ № 323 от 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (гл. 6, ст. 51-57).



Глава 6. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА, ВОПРОСЫ СЕМЬИ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья

1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.

2. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.

3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья

1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.

2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 53. Рождение ребенка

1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.

2. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы.

3. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий

1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

4. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

5. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.

7. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.

8. При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.

9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

10. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.

Статья 56. Искусственное прерывание беременности

1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

3. Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности.

4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности.

5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 243-ФЗ)

Статья 57. Медицинская стерилизация

1. Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

2. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.

3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Вмешательство в репродукцию

Медицинские вмешательства в репродукцию человека актуализируют моральные проблемы, связанные с медикализацией процесса зарождения новой жизни, контрацепции и искусственного прерывания беременности, с определением статуса эмбриона, установлением момента возникновения человеческой личности.

В глоссарии «Охрана репродуктивного здоровья работников. Основные термины и понятия», утвержденном департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава РФ 2 октября 2003 г. № II-8/13-09, дано следующее определение: «Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов. Поэтому репродуктивное здоровье подразумевает, что у людей есть возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь и что у них есть возможность воспроизводить себя, и что они вольны принимать решение о том, делать ли это, когда делать и как часто. Последнее условие подразумевает право мужчин и женщин быть информированными и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по их выбору, а также другим методам регулирования деторождения по их выбору, которые не противоречат закону, и право иметь доступ к соответствующим услугам в области охраны здоровья, которые позволили бы женщинам благополучно пройти через этап беременности и родов и предоставили бы супружеским парам наилучший шанс иметь здорового младенца».

Из определения вытекает, что условия репродуктивного здоровья подразумевают:

• возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь;

возможность воспроизводить себя;

• свободу воли при принятии осознанного решения (осуществить репродуктивный выбор) на основании информированности и доступности к репродукционным технологиям.

Репродуктивный выбор - это проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторождения.

Важнейшее из репродуктивных прав - право человека на свободное, ответственное решение относительно количества своих детей и времени их рождения.

Применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) несет риск снижения или возможной потери персональной ответственности за будущего ребенка, а также обостряет моральные и юридические проблемы, среди которых можно назвать:

• несоблюдение брачных уз;

• отрицание права будущего ребенка родиться в браке вследствие объединительного деторождающего акта его родителей;

• проблемы суррогатного материнства (в том числе и защиту прав суррогатной матери);

• донорство гамет и связанную с этим анонимность донора;

• защиту прав доноров и реципиентов;

• правовое и биоэтическое положение редукционных эмбрионов;

• использование эмбрионов для исследований.

Таким образом, при применении ВРТ затруднено определение таких основных межличностных связей, как кровное родство, родители и родственники, а также защита прав человека. При этом непременно встают и иные вопросы.

• Надо ли уважать право личности и супругов на свободный выбор метода планирования семьи?

• Допустимо ли принуждение при выборе методов планирования семьи?

• Можно ли рассматривать аборт как метод планирования?

• Надо ли уважать и соблюдать национальные и культурные традиции?

• Стоит ли доверить подбор метода контрацепции врачу?

Все эти проблемы и вопросы, связанные с медицинским вмешательством в репродукцию человека, диктуют необходимость глубокого осмысления новых репродуктивных технологий с позиций биоэтики.

 

Этико-правовые проблемы репродукции человека: стерилизации, аборта, контрацепции, искусственной инсеминации, лечения бесплодия, метода ЭКО, сур.материнства, клонирования человека, донорства, криотех.гамет и эмбрионов.

Контраце́ пция-[ contraceptio; лат. contra-против + (con) ceptio зачатие] — предохранение от зачатия

Экстракорпоральное оплодотворение (от лат. extra — снаружи, вне и лат. corpus — тело, то естьоплодотворение вне тела, сокр. ЭКО́ ) — вспомогательная репродуктивная технология, используемая вслучае бесплодия.

Суррогатное материнств -- вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить иродить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам —генетическим родителям.

Метод искусственной инсеминации заключается во введении сперматозоидов в матку при отсутствии полового контакта, то есть с помощью технических средств.

Искусственная инсеминация может быть гомологичной - с использованием спермы мужа (ИОМ) и гетерологичной - с использованием спермы донора (ИОД)

При успешном применении ИОМ биологические и социальные родители ребенка совпадают, и потому такой метод вызывает сравнительно мало этических возражений и, как правило, не противоречит устоявшимся правовым нормам семейно-брачных отношений. Рождение же ребенка с помощью ИОД сопряжено со многими противоречиями морального порядка и, как показал опыт последних десятилетий, требует специальных юридических норм, регулирующих такую практику. Строго говоря, ИОД лишь весьма условно может быть названа методом терапии. В самом деле, наиболее частым показанием к применению ИОД является мужское бесплодие, в особенности его крайняя степень - стерильность.

Позитивные: как и любое другое донорство в медицине, это - проявление альтруизма; оно оправдывается счастьем семей, в которых с его помощью родились дети, и т.д. Негативные: это безответственное отношение к высшему дару (Бога, Природы), которым обладает всякий здоровый человек, - дару продления жизни; это вообще элементарная распущенность и свидетельство невысокого нравственного уровня человека;

..." В практике искусственной инсеминации, особенно ИОД, чрезвычайно значимым оказывается принцип " не навреди". Здесь мы сталкиваемся с несколькими противоречиями и трудностями. 1. В " Заявлении-обязательстве донора", которое он подписывает, в частности, говорится: " Обязуюсь... не скрывать перенесенных мною известных мне заболеваний, а также сообщать правдивые сведения о моей наследственности..." Как видим, соблюдение врачами принципа " не навреди" в определенной степени зависит не от них, а от честности, порядочности донора. 2. Риск пренебрежения принципом " не навреди" возрастает там и тогда, где и когда имеет место недостаточное (с точки зрения международных стандартов) по объему и качеству медицинское обследование доноров. супруги-заявители, принявшие решение об ИОД, так или иначе должны представлять, что рождение ребенка во многом зависит от, скажем так, " генетической лотереи". С учетом этого обстоятельства в " Заявлении", которое заполняют и подписывают супруги, говорится: " Мы обязуемся не предъявлять претензии к врачу... в случае отсутствия эффекта от применения метода искусственной инсеминации, рождения ребенка с аномалиями развития или с ярко выраженными фенотипическими признаками, отличающимися от нашей национальности". Иными словами, следование принципу " не навреди" ставится под сомнение в той мере, в какой невозможно предусмотреть неблагоприятные последствия " генетической лотереи". Если по этой причине родится ребенок с аномалиями развития и супруги-заявители откажутся от него, то моральное зло содеянного никак не может быть снято строчкой в их " Заявлении": " Мы обязуемся не предъявлять претензии к врачу..." Вопросы конфиденциальности (врачебной тайны) в практике использования при искусственном оплодотворении донорского зародышевого материала столь же важны, сколь и трудны.

" суррогатного материнства". В этом случае яйцеклетка одной женщины оплодотворяется in vitro, а затем эмбрион переносится в матку другой женщины - " матери-носительницы", " женщины-донора", " временной матери" и т.п.; при этом социальной матерью - " арендатором", нанимателем - может быть либо та женщина, которая дала свою яйцеклетку, либо вообще третья женщина. Таким образом, у ребенка, родившегося благодаря подобным манипуляциям, может оказаться пять (! ) родителей: 3 биологических (мужчина-донор спермы, женщина-донор яйцеклетки и женщина-донор утробы) и 2 социальных - те, кто выступает в качестве заказчиков. Привлекательность суррогатного материнства в случаях, когда причиной бесплодия является отсутствие матки у женщины, очевидна. Известны случаи, когда своеобразную донорскую функцию " матери-носительницы" выполняла мать или сестра страдающей бесплодием женщины. Чаще, однако, такая практика осуществляется на основе контракта, который предусматривает оплату услуг " женщины-носительницы" и юриста, составляющего контракт. О возникающих здесь морально-этических дилеммах и юридических затруднениях свидетельствует судебный спор, имевший место в 1987-1988 гг. в США: несмотря на заключенный контракт, " суррогатная мать" Мэри Уайтхед отказалась отдать ребенка супругам Стернам (яйцеклетка принадлежала Элизабет Стерн, а сперма - ее мужу Уильяму Стерну). Первая судебная инстанция лишила М. Уайтхед материнства и передала родительские права Стернам. Однако спустя 10 месяцев Верховный суд штата Ныо-Джерси решил это дело иначе, сохранив права Стернов на опекунство и наделив М. Уайтхед правами матери-визитера. Особо следует подчеркнуть, что окончательным решением суда контракт по поводу " суррогатного материнства" был признан недействительным как противоречащий закону и унижающий человеческое достоинство женщины. В таком же духе выступают и другие противники " суррогатного материнства", говоря о нем как о превращении женщины в " живой инкубатор", " биопрепарат", как о новой форме торговли своим телом и т.д. Впрочем, не менее энергичны и аргументы защитников данного метода, который подчас представляет единственную возможность преодоления определенных форм бесплодия. Многие из них считают, что женщина, решившая взять на себя роль " временной мамы", может идти на это не только из материальных, но и из гуманных соображений. Согласно российскому законодательству, как и законодательствам многих европейских стран, от " суррогатной матери" требуется согласие на то, чтобы " заказчики" были объявлены родителями ребенка (см. ст. 51, ч. 4 " Семейного кодекса РФ.При этом все участники подобной процедуры Должны дать добровольное информированное согласие на ее проведение.

Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии – это современные формы медицинского вмешательства в процесс воспроизводства человека, в его репродуктивную функцию

В биоэтике проблема искусственного прерывания беременности состоит в решении морально-этических, правовых, социальных и религиозных вопросов, связанных с медицинской практикой искусственного аборта. Эти аспекты тесно взаимосвязаны друг с другом, но в то же время в ряде случаев вступают в противоречие. Возможное, допустимое с правовой и/или научно-медицинской точки зрения является недопустимым, неприемлемым с моральной точки зрения.

В области медицины, биомедицинской этики, юриспруденции выделяют различные виды абортов. В медицинской науке и практике различают самопроизвольное и искусственное прерывание беременности. Самопроизвольное прерывание беременности (выкидыш) – это явление, полностью относящееся к области медицины, и не является предметом исследования биомедицинской этики. Искусственное прерывание беременности (аборт) представляет собой процесс использования медицинских технологий человеком, нацеленный на прерывание естественного течения процесса беременности в организме женщины, т.е. активное целенаправленное деструктивное вмешательство человека в процессы жизнедеятельности другого человека.

В правовой сфере в настоящее время в соответствии с действующим законодательством выделяют легальный и криминальный аборты, т.е. произведенные в соответствии с нормами действующего законодательства или нарушающие его. По действующему в нашей стране законодательству, существуют аборты «по желанию женщины», «по социальным показаниям» и «по медицинским показаниям». Наибольшее количество этических вопросов возникает в связи с абортами, производимыми пожеланию женщины и по социальным показаниям, т.к. в этой области в наибольшей степени проявляется свобода человека по вмешательству не только в естественные процессы человеческой жизнедеятельности, но и в духовную, социальную жизнь человека, область его прав и свобод.

В биомедицинской этике при анализе проблемы аборта рассматриваются типы абортов, выделенные с позиций современного права.

В научно-медицинском аспекте проблема аборта предстает в достаточно противоречивом виде. С одной стороны, развитие медицинских технологий, в том числе разработка наименее травматичных и безболезненных для женщины техник проведения операции искусственного прерывания беременности, позволило сделать ее доступной и широко используемой в медицинской практике. С другой стороны, в медицинской науке и практике накоплен большой объем знаний о возможных негативных последствиях данной операции для здоровья женщины. К этому следует добавить психо-эмоциональные и морально-этические переживания женщины, перенесшей операцию по искусственному прерыванию беременности, с которыми она, как правило, остается один на один. Эти переживания серьезно нарушают ее жизнь, трансформируясь в социально-психологические проблемы, психо-эмоциональные нарушения, которые могут принимать форму нервных, психосоматических и даже психических заболеваний.
Таким образом, аборт – это не просто медицинская технология искусственного прерывания беременности. Это деструктивный акт вмешательства человека во все сферы жизнедеятельности людей, имеющих к нему отношение и свое представление о различных его аспектах – от возможных родителей, их знакомых и родственников до врачей и других медицинских работников, вовлеченных в процесс принятия решения и проведения аборта.

Этические аспекты контрацепции

Религиозная мораль не приемлет большинство контрацептивных средств, особенно тех, которые направлены на разрушение, гибель эмбриона. Единственным однозначно приемлемым контрацептивным средством с позиций религиозной морали является воздержание. Во всех остальных случаях – человек вмешивается в процесс предопределенный Богом, а значит – это грех, хотя и меньший, чем детоубийство.

В большинстве стран мира общественное мнение пришло к выводу, что альтернативой абортам является применение контрацептивных средств и своевременное эффективное половое воспитание подрастающего поколения, хотя формы и методы использования этих мер зависят от существующих в стране социально-политических, культурно-исторических и других условий. Контрацепция (все или только отдельные ее виды) может признаваться приемлемой для всех социальных групп или только для некоторых из них, (например, только для супружеских пар или только для не состоящих в браке).
По мере развития медицинской науки изменялся их характер и соотношение тех или иных видов контрацептивных средств – физиологические, механические, химические (фармакологические).

Внутриматочные средства – метод предупреждения беременности, заключающийся во введении небольшого пластикового средства в полость матки. ВМС может иметь покрытие гормональным или химическим веществом

Вазектомия – частичное иссечение и перевязка семявыводящих протоков хирургическим способом, приводящая к стерильности мужчины. Перевязка труб – форма постоянной женской стерилизации – хирургическая операция, при которой фаллопиевые трубы перевязываются и иссекаются, что препятствует попаданию яйцеклетки в матку и ее слияние со сперматозоидом.

Этические проблемы использования контрацептивных средств концентрируются вокруг вопроса об их альтернативной функции по отношению к абортам. Общепризнано, что применение контрацептивных средств предпочтительнее искусственноого прерывания нежелательной беременности. Однако эффективность ни одного из современных контрацептивных средств не является 100%. Более того, все они имеют большую или меньшую степень негативного влияния на здоровье человека и требуют дополнительных действий со стороны человека в области его половой активности. Их использование является вторжением в наиболее интимную сторону жизнедеятельности человека и тем самым часто приходит в противоречие с его психологическими и социокультурными характеристиками. Применение контрацептивных средств является единственной альтернативой абортам для самых широких слоев населения. Главной проблемой по их широкому применению становится формирование представлений об их такой же необходимости, как использование гигиенических средств ухода за различными частями тела человека. Контрацептивные средства в условиях нежелательной беременности представляют собой необходимый элемент половой жизни человека.

С религиозной точки зрения применение контрацептивных средств ограничено рядом условий, которые варьируют в зависимости от религиозной концепции. Общим для всех религий является утверждение ценности брака, семьи и главной цели их существования – деторождения. Поэтому ограничение деторождения считается временной, вынужденной мерой.
В Православном христианстве постоянное использование контрацептивных средств считается аморальным, т.к. искажает цели брачного союза, но временное избирательное использование контрацепции допускается. Аморальным считается применение контрацептивов и в том случае, когда оно сопутствует прелюбодеянию.

Католическая церковь выступает против применения противозачаточных средств. Римская католическая церковь формально запрещает использование искусственных средств контроля рождаемости и проповедует методы естественного планирования семьи/предупреждения беременности (воздержание).

С точки зрения ислама, любая попытка использования контрацепции, способствующая распущенности, неприемлема. «Ислам дозволяет планирование семьи для того, чтобы семья была более жизнеспособной в экономическом, социальном и супружеском смысле и супруги могли успешно вести семейную жизнь согласно принципам Ислама» [13]. Однако планирование семьи допускается только по уважительным причинам и объективной необходимости. Главной уважительной причиной для контрацепции является ситуация, когда беременность или роды угрожают жизни и здоровью матери [14].

Ислам считает неприемлемой необратимую стерилизацию как противоречащую предназначению детородной функции человека. Неприемлемыми считаются также такие методы контрацепции, как внутриматочные противозачаточные средства, RU 486 и посткоитальная контрацепция, так как они разрушают оплодотворенную яйцеклетку, т.е. убивают уже зародившуюся жизнь. Оценка допустимости применения какого-либо метода контрацепции с позиций ислама дается в зависимости от метода контрацепции и намерений тех, кто к ним прибегает. Недопустимым считается любой метод, приносящий вред мужу или жене.

Другой современной репродуктивной технологией является оплодотворение " в пробирке" (IVF - in vitro fertilisation), иначе называемое " экстракорпоральным оплодотворением и переносом эмбриона " (ЭКО и ПЭ).

Уже в " Положении" ВМА отмечается, что метод ЭКО и ПЭ в целом оправдан, так как " может быть полезен как для отдельных пациентов, так и для общества в целом, не только регулируя бесплодие, но и способствуя исчезновению генетических заболеваний и стимулированию фундаментальных исследований в области человеческой репродукции и контрацепции". В собственно этическом плане использование данной методики борьбы с бесплодием необходимо также интерпретировать как неотъемлемое право женщины (супругов) пользоваться благами научного прогресса (ст.27 " Всеобщей декларации прав человека" и ст. 15 " Пакта об экономических, социальных и культурных правах" ).

. Например, согласно современным этическим и правовым нормам, манипуляции с человеческим зародышем in vitro допустимы лишь до момента прикрепления его к стенке матки, пока он в определенном смысле еще не представляет собой биологической целостности.

Требование биоэтики и здесь является неукоснительным: пациентка, супруги должны быть проинформированы о степени риска многоплодной беременности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь