Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предметная область социологии: социальная структура и социальные процессы, культура и личность.



Предметная область социологии: социальная структура и социальные процессы, культура и личность.

По Э.Гидденсу, социология возникает в особых условиях (в период Великой французской революции, буржуазной революции и промышленной революции в Англии). Именно здесь рождается стиль размышления об обществе.

Э.Гидденс: Предмет - социология это наука, предметом изучения которой являются институты, возникшие в результате преобразований за последние 200-300 лет.

Современность (по Гидденсу)- последние 200-300 лет (конец 18, 19, 20 столетия), включающие новое время и новейшую историю. Современность- это актуальность сегодняшнего дня, т.е. текущее 10-летие.

Кравченко: Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (наблюдения, эксперимента), а описывается при помощи теоретических понятий.

Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавляло крупицы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.

Первокирпичиками предмета социологии выступают два понятия – статус и роль. Первое дает статистическое изображение предмета, а второе – динамическое.

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит занимать формальный (социальный) статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда.

Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом, называется ролью.

В узком смысле под предметом социологии понимают:
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).

6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании

Профессиональный кодекс социолога был принят VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 1987 года. Этот документ определяет нормы поведения, обязанности и ответственность социолога.

· Согласно кодексу, социолог проявляет профессиональную компетентность, научную честность и корректность на всех этапах социологического исследования.

· Каждый социолог должен стремиться к достижению истины, максимальной достоверности и надежности социологической информации и выводов, которые делаются на основе анализа этой информации и выводов, которые делаются на основе анализа этой информации.

· Из Кодекса: «Как представитель наук об обществе, социолог не допускает того, чтобы при анализе социальных проблем и процессов его личные интересы и другие посторонние влияния препятствовали установлению научной истины».

· Как и любой другой представитель научной сферы, социолог несет ответственность за использование чужих идей в собственном научном труде, тем более недопустимы плагиат и присвоение в любых формах чужих идей!

· Каждый социолог должен опираться на знания, полученные в сопредельных сферах научных исследований, а не на идеи и результаты предшественников.

· В Кодексе сказано, что «социолог вправе опираться на поддержку и помощь Социологической ассоциации, ее органов и отделений на местах в создании условий для своей исследовательской деятельности, защите своего профессионального достоинства и чести».

· Каждый социолог должен отстаивать свои взгляды и идеи, невзирая на конъюнктуру и авторитеты, эти действия требуют от него нравственной твердости и гражданского мужества, способности вступать в спор с общепринятыми взглядами на то или иное явление общественной жизни, с авторитетами в науке.

· К другим идеям и людям, оппонентам, социолог должен относиться с терпимостью и уважением, то есть быть толерантным.

· Каждый социолог должен воздержаться от поспешных публикаций, до тех пор, пока их выводы и рекомендации будут достаточно проверены и обоснованны.

· Кодекс гласит: «Во взаимоотношениях с респондентами социолог будет строго соблюдать гарантии конфиденциальности, неразглашения сообщенных респондентами сведений. Исключение составляют случаи, когда это не предусматривается программой сбора данных, о чем обследуемые должны быть заблаговременно поставлены в известность».

· Не приемлемо использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности респондентов, их интересы.

· Член РОС, нарушивший профессиональный кодекс, а тем более умышленно уклоняющийся от соблюдения его положений и требований несет ответственность, предусмотренную данным кодексом. Все случаи нарушения профессионального кодекса социолога предаются гласности на общих собраниях и конференциях членов РОС, и в соответствующих изданиях РОС. Также социолог, нарушивший профессиональный кодекс подлежит моральному порицанию и критике со стороны своих коллег.

 

Парадигмы в социологии.

Парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие. Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм.

Функционализм. Структурный функционализм – это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы – внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой – структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы деятельности людей. Парсонс: соц система должна выполнять следующие условия – она должна быть адаптирована к окружающей среде, должна быть саморегулируемой, внутренне интегрированной, структурно стабильной. Мертон: говорил о явных и неявных (латентных) функциях, о дисфункциях.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), А. Турэна(Франция) и др. Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер. Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами.

Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий.

Социология Э.Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Он считал себя последователем позитивизма, того направления в философии и социологии, основателем которого являлся Огюст Конт. При этом Дюркгейм уделял большое внимание разработке методов социальных исследований. В своих работах он широко использовал данные статистики.
Согласно Дюркгейму, основной задачей социологии является изучение социальных фактов, к числу которых он относил прежде всего так называемые коллективные представления, то есть традиции, обычаи, нормы морали, религиозные верования. Как подчеркивал Дюркгейм, социальные факты существовали независимо от отдельного человека и, кроме того, они оказывали на поведение человека принудительное воздействие, побуждая его поступать определенным образом. В своих работах Дюркгейм обращался главным образом к анализу социальных причин, влияющих на человеческое поведение. Одним из основных понятий в теории Дюркгейма выступает понятие социальной солидарности, которое обозначает у него те механизмы общественной жизни, которые обеспечивают целостность, сплоченность человеческого общества. Он выделял два типа солидарности:
1.механическая
2.органическая
Механическая солидарность встречается в неразвитых первобытных обществах. В таких обществах практически отсутствуют разделение труда и все люди исполняют сходные функции, при этом поведение людей жестко регулируется коллективными представлениями, обычаями, традициями, религиозными идеями.
Органическая солидарность получает наибольшее развитие в условиях индустриального общества. Преобладание органической солидарности связано с расширением общественного разделения труда, в результате чего люди начинают специализироваться на различных видах деятельности, а взаимосвязь между этими людьми устанавливается главным образом за счет экономического обмена. При этом влияние коллективных представлений на человеческое поведение значительно ослабевает.
Однако уже в первобытном обществе возникают простейшие элементы разделения труда, а в развитом индустриальном обществе сохраняются определенные коллективные представления.
В своих работах Дюркгейм много внимания уделял анализу различных коллективных явлений общественной жизни, в частности широкую известность получило его исследование «Самоубийство». Это явление следовало объяснять не столько особенностями индивидуальной психики, сколько влиянием социальной среды, социального окружения человека.
Дюркгейм выделял три типа самоубийств:
1.эгоистическое
2.альтруистическое
3.аномическое
Эгоистические самоубийство встречается в современном индустриальном обществе. Оно являлось результатом разрыва социальных связей, изоляции человека от его ближайшего окружения, выделяющего в результате чувство одиночества.
Альтруистическое самоубийство характерно прежде всего для неразвитых обществ, в которых преобладает механическая солидарность. В таких обществах отдельный человек полностью подчинен требованиям группы и может пожертвовать собственной жизнью ради коллективных интересов.
Аномическое самоубийство, по мнению Дюркгейма, получает распространение в эпоху кризисов и социальных потрясений, когда резко изменяются условия жизни и не все люди способны адаптироваться к процессам изменений.

13. Социологическая теория М.Вебера. Понимающая социология М. Вебера.

М. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин «verstehen», который дословно переводится с немецкого как «понимать». Суть использования «verstehen» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков — это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей. 2. Понятие «идеального типа». Идеальный тип — это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон». М. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.
Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой скорее гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений и имеющие объяснительную ценность. 3. Понятие социального действия.
Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл — личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.). 4. Идеальные типы социальных действий. А. Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели.
Б. Ценностнорациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка.. Классический пример ценностнорационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях — о долге, достоинстве, красоте, морали и т. п. — уже говорит об определенной рациональности, осмысленности. В.Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, т. е. подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений.
Г.Аффективное действие. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние: вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т. п. Аффективное действие имеет свой «смысл» главным образом в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. 5. Понятие рационализации социальной жизни. М. Вебер твердо убежден, что рационализация — это одна из главных тенденций исторического процесса. Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление, образ мышления. Формальная рациональность в веберовском понимании — это прежде всего калькулируемость всего, что поддается количественному учету и расчету. Тот тип общества, в котором возникает такого рода доминанта, современные социологи именуют индустриальным. Все прежде существовавшие типы обществ М. Вебер называет традиционными. Важнейший признак традиционных обществ — это отсутствие в социальных действиях большинства их членов формально-рационального начала и преобладание поступков, наиболее близких по своему характеру к традиционному типу действия. Общество, где господствует формальная рациональность, — это такое общество, где в качестве нормы выступает рациональное (т. е. разумно-расчетливое) поведение. Все члены такого общества ведут себя таким образом, чтобы рационально и к всеобщей пользе применять и материальные ресурсы, и технологию, и деньги. Роскошь, к примеру, не может считаться рациональной, поскольку это отнюдь не разумное расходование ресурсов.
политики. В обществе в целом — распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования. Рационализация — это процесс, посредством которого сфера человеческих отношений становится предметом расчета и управления во всех социальных сферах: политике, религии, экономической организации, университетском управлении, в лаборатории. 6. Социология господства М. Вебера и ее типы. М. Вебер различает власть и господство. Первая, считает он, предшествует второму и не всегда обладает его характеристиками. Строго говоря, господство — это скорее процесс реализации власти. Кроме того, господство означает определенную вероятность того, что приказы, отдаваемые одними людьми (которые обладают властными полномочиями), встретят у других людей готовность подчиниться, выполнить их.
Существуют три идеологических основания легитимности, которые могут облекать правителей властью: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. В соответствии с этим М. Вебер обосновывает три идеальных типа господства, каждый из которых получает наименование по своему идеологическому основанию.
Легально-рациональное господство. Здесь основным мотивом подчинения выступает удовлетворение собственных интересов. Легально-рациональное господство подразумевает повиновение формальным правилам, установленным с помощью «правильных» публичных процедур. Отсюда столь важная роль, которую играет в легально-рациональном господстве бюрократия как неотъемлемый элемент рационального общества.
Традиционное господство. Оно покоится на привычном, чаще всего не вполне осознанном убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими. Приверженец традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику. Харизматическое господство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. При наличии этого типа господства приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику. Харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин. Здесь не играют роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни сколько-нибудь рациональные соображения — важны только личные качества лидера. 7. Понятие бюрократии в теории М. Вебера. Понятие «бюрократия» имеет два смысла: 1) определенный способ управления;
2) особая социальная группа, осуществляющая этот процесс управления. Бюрократическую рациональность, по М. Веберу, следует рассматривать как воплощение капитализма; поэтому решающую роль в бюрократической организации должны играть технические специалисты, получившие специальную подготовку и пользующиеся в своей работе научными методами. Бюрократическая организация характеризуется целым рядом важных черт:
1) четкое разделение обязанностей между работниками аппарата 2) строгая иерархизация власти
3) формально установленная и четко зафиксированная система правил 4) безличность административной деятельности и эмоциональную нейтральность отношений.

Установки

 

 


Естественная   Феноменологическая(по А.Шюцу)
Характерна для повседневной жизни, для научной деятельности, когда внимание направлено на внешний мир.   Характерна для рефлексии, анализа; внимание сконцентрировано на самой деятельности сознания и достигается феноменальной редукцией.

 

Когда происходит соединение естественной и феноменологической установок, то возникают некие присущие нам формы > типизация > типизированные знания.

Работа Бергера и Лукмана «Социальное конструирование реальности». Их отправной точкой является феноменологич. Анализ знания, характерного для повседневной жизни. Такому знанию почти всегда свойственна типизация, и оно в сущности ориентировано на решение практических проблем. Б и Л утверждают далее, что это повседневное знание творчески производится индивидами, испытывающими также влияние совокупного объема институционализированного знания, произведенного другими людьми.

От феноменологии отпочковываются такие направления, как экзистенциальная социология, социология повседневности, этнометодология.

Феноменологические традиции: происходит развитие этнометодологии. Бергер и Лукман + этнометодология: процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы социальной коммуникации между людьми. Подчеркивая, что этнометодолог и социолог (поскольку этнометодолог стремится стать общей методологией социологии) не могут занять позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, что он всегда включен в контекст повседневного общения и разговора, представители этнометодологии обращают внимание на то, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та, которая выражена вербально, что существует неявное, фоновое знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их.

 

Гарфинкель предложил «документальный метод»- члены используют докумет.метод, чтобы объяснить соц.мир и придать видимость порядка. На этом основании говорится о «фоновом ожидании»- оно связано с контекстом, который подразумевается, но не актуализируется. Никто никогда не проблематизирует: почему так можно? А так нельзя?

 

А.Сикурел: С целью разграничения феномен.социологии предлагает различать поверхностные и глубинные правила соц.жизни. Поверхностные правила- в основе лежат нектр абстрактные схемы или «модели интерпретации». Глубинные правила представляют собой известные каждому вижимые, но не замечаемые свойства восприятия повседневной жизни и коренятся они в здравом смысле. Эти правила обеспечивают взаимопонимание людей в обществе.

Этнометодологи считают, что мир состоит из конструкта, анализа. Работа социолога состоит в том, чтобы объяснить процедуры, используемые членами общества на исследование соц.объекта.

 

Образование как социальный институт, его функции, противоречия развития в современном российском обществе.

Наряду с политическими и экономическими институтами существенное значение имеет функционирование иных, в том числе — социально-культурных институтов, таких как институты системы образования, науки, здравоохранения, культурно- воспитательные учреждения, система права и правосудия, армия и т. д. Все эти (и другие) институты общества — предмет специализированных социологических исследований.

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности. Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствуют о том, что образование является социальным институтом.

 

Основные виды образования:

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

 

Функции образования:

- Передача знания о поколения к поколению и распространение культуры;

- Генерирование и хранение культуры общества;

- Социализация личности и ее интеграция в общество;

- Определение статуса личности;

-Социальный отбор, дифференциация членов общества (в первую очередь молодежи), благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

- Обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

- Создание базы знаний для последующего непрерывного образования;

- Социокультурные инновации, разработки и создание новых идей, теорий, открытий и пр.

- Социальный контроль.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Именно модернизируя систему образования, Япония смогла добиться качественного прорыва в экономической сфере.

Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. Это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. Признано экспертами, что инвестиции в развитие образования представляют собой вложение средств в наиболее окупаемую сферу.

Будучи социальным институтом, образование, на всех уровнях, представляет собой сложноразветвленную систему- социальную организацию. На уровне среднего образования она включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов.

Но есть и определенные противоречия:

уже ни для кого не секрет — те знания, умения, навыки, которые получает ученик в Школе, мало пригождаются ему в жизни, не обеспечивают его успешности. «Девиз: образованный — значит успешный» не находит своего подтверждения в реальности. Образно говоря, школа учит ребёнка ходить на лыжах, а затем он оказывается в пустыне, где нужны совсем другие навыки…

Качественное образование очень дорого. Оно предполагает высокие зарплаты учителей, серьезную материально-техническую базу, постоянное обновление содержания и много чего еще. Александр I тратил на содержание Царскосельского лицея пятую часть доходов семьи Романовых. Семьи, которую со времен Екатерины II считали богатейшей в мире. Иезуитский орден был сказочно богат — одни латиноамериканские золотые и серебряные рудники чего стоят! — и тратил на свои «образовательные программы» больше половины доходов. Хорошее образование стоит дорого. Еще дороже обходится плохое образование — его последствия разрушительны. Мы вступили в эпоху, когда некомпетентность — инженера ли, генерала ли, политика ли — становится все более общественно опасной.

Образование превратилось в товар, услугу, ктр подвержено экономич.оценке, а не ценностью.

Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. На этом этапе учителю необходимо заинтересовать ученика. В современном обществе есть множество различных источников информации (телевидение, печать, Интернет и т. д.), что значительно облегчает труд учителя и делает информацию более доступной.

Противоречие между наукой и школьным предметом. Учитель, как правило, обладает большим объемом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения, поскольку реализация школьного образования не всегда требует от учащегося глубоких аналитических знаний по предмету. Более того, преподаватель не всегда может преподнести, а ученик по ряду причин усвоить в полной мере весь объем информации.

 

30. Социология образования: основные парадигмы и теории.

Образование как социальный феномен является предметом размышлений и исследований на протяжении всей истории общественной мысли. Проблемами образования занимаются философы, историки, психологи, политологи, представители педагогического знания и т.д. Не обошла его и социологическая наука. У социологии свой ракурс в изучении образования, что, вполне понятно, определяется спецификой ее предмета и методов, применяемых для изучения общественных явлений.

Социология образования- это отрасль социолог.дисциплины, изучающий соц.институт и его взаимодействие с обществом как с глобальной соц.системой.

Образование выполняет функции:

-передает учащимся знания, навыки

-обучает соц.ролям

-отбирает и готовит детей к занятию тех или иных профессий.

Как самостоятельная отрасль социологического знания социология образования формируется на рубеже 19-20 веков. В 20 веке определились основные парадигмы и теории социологии образования.

В первой половине 20 века в социологии образования доминирует моралистский подход, представители которого утверждали, что образование может решить все социальные проблемы. Его основателем считается Д.Пейн.

Пейн считал, что социология образования должна опираться на объективные данные социологических исследований и отойти от образовательной психологии и педагогики. Он анализировал социальные группы, конфликты и процессы в сфере образования, которые обеспечивается культурное равновесие в обществе, т.е. фактически уточнял при этом предметную область социологии образования. Наиболее важными функциями образования, по его мнению, являются: ассимиляция традиций, развитие новых социальных моделей, творчество. Пейн также внес вклад и в становление функционалистской традиции.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь