Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современное состояние социологической теории: Э. Гидденс, П. Бурдье, Н. Луман.



Концепция Пьер Бурдьё (1 августа 1930 — 23 января 2002) — французский социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля, теории габитуса. Социология Бурдье носит рефлексивный характер, использование синтеза разных подходов. В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

1) структурализм — в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления;

2) конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов».

Вводит понятие: агент- используется практически всеми соврем.социологами. Это понятие, ктр вводится в противоположность «субъект-индивид-личность». Агент выделяет активную сторону субъекта.


Что касается теории Бурдьё, то считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые " парные понятия". В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая формация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия. Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов.

Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Агенты обладают габитусом. Габитус- это система диспозиций, порождающая и структурирующая практик агента и его представление. Он позволяет агенту спонтанно ориентироваться в соц.пространстве и реагировать более или менее адекватно. Габитус очень тесно связан с процессом социализации и принимается неосознанно. Иногда практически невозможно скрыть сой габитус в отношении м/у людьми( например, манера садиться на стул или ходить- отличие буржуа от обычного народа).

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство не совпадает с физическим, однако физическое пространство стремится войти в соответствие с социальным. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных " под-пространств" (например, поле литературы, экономическое поле и т.п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами - капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический: собствен.доход; культурный: обладания ресурсов опред.уровня культуры, обр-я, эрудиции; социальный: принадлежность к классам; символический: это ресурсы, ктр связаны с преобладанием ресурса, имени, престижа) в социальном пространстве и структурирует его. Соц.пространство индивида связано с помощью времени (жизненная траектория агента), серии полей (поле-это специфическая система объективных связей м/у различными позициями, находящимися в согласии или конфликте, в конкуренции или кооперации, определяемыми социально и в большей степени независящими от физич.состояния индивида), внутри которой люди борются за различные формы капитала.

Концепция современности Энтони Гидденса.

Британский социолог, родился в 1938, с 1996 является директором Лондонской высшей школы экономических и политически наук.

Ключевая работа: «Конструирование об-ва: очерк теории конструации». Ключев.понятие: агентность, ктр обозначает целенаправленную деятельность агента. Структура- центр.понятие, но существуют след.проблемы:

1) структуралистские аргументы обычно ассоциируются с очень жестким детерменизмом

2) стабильность, отсутствие изменений.

Задача Гидденса: создать теорию структуры, ктр признавала бы агентность соц.акторов, выстраивала бы возможность изменения в понятия структуры. Для этого Гидденс сформулировал представление о дуальности структур- структуры формируют человеч.практику, а человеческ.практика конструирует и воспроизводит структуру. Индивид и структуры предполагают существование друг друга. Он полагает, что структура – это процесс, а не устойчивое состояние. Особую роль он отводит индивидам, ктр знают что и как делать. Гидденс говорит, что они могут трансформировать структуру. Структура – как правило ресурсы, имеющие отношение к воспроизводству соц.систем. Под соц.системами- эмпирически наблюдаемые, относительно взаимосвязанные виды соц.практик, ктр связывают людей в пространстве и времени. Но Гидденса критикуют за неполное раскрытие структуры. Понятие структуры как ресурсов- противоречиво. Если придерживать онтологические интерпретации деятельности структуры, то здесь остается открытым вопрос: должен ли социолог отталкиваться от действий субъекта или он должен их рассматривать как надиндивидуальнсущность.

В целом, теория структурации: подчеркивает дуальность об-ва. Структуры следует концептуализировать не просто как налагающее ограничение на человеч.деятельность, но и как обеспечивающее его возможность.

 

Гидденс выделяет 3 структуры измерения соц.системы:

-сигнификация(формы дискурса) связаны со знаками и у Гидденса они существуют в интерактивн.ситуации, яв-ся и средством, и результатом процесса коммуникации.

-господство– это либо полномочия, либо распределения и оно представляется в форме политич.и этническ.институтов.

-легитимация имеет дело с нормативным регулированием и правовыми институтами.

 


Структура Сигнификация господство легитимация

 

 


Характер схема интерпретации способности норма

структурации

 

 

Интеграция коммуникации власть санкция

 

Таким образом, Гидденс утверждает первичность соц.практик относительно обществен.системы, соц.жизнь должна рассматриваться как сплетение практик. Большая часть жизнедеятельности людей состоит из повторяющихся привычных действий, ктр носят рутинный характер – это и дает объяснение соц.структурам.

________

И Гидденс, и Бурдье используют понятие «структура», но по-разному представляют:

Структура(по Гидденсу)- организов.совокупность правил и ресурсов, регулирующие соц.изменения. Эти правила и ресурсы организованы в соц.институты. Этот подход классический.

Бурдье же вместо «правил» использует «стратегию», т.к стратегия точнее выражает тактику. «Ресурсы» заменяет на «форму капитала». «Институт» Бурдье заменил на понятие «поле», позиция в полях конституирует форму капитала, за ктр идет борьба. Это придает динамику соц.структурам и поэтому более предпочтительна другим.

Тем не менее, несмотря на это, в концепциях Бурдье и Гидденса прослеживается позитивная сторона: попытки сблизить макро- и микро уровни в социологии.

 

Теория общества Н.Лумана

Н. Луман один из крупнейших социальных теоретиков современности. Понимая кризисное положение общества считал, что «эмпирические исследования, в целом действительно успешные, увеличили наш знания, но не привели к образованию единой социологической теории». По мнению Н. Лумана социологическая теория должна разрабатывать теоретические инструменты, пригодные для познания социального мира. Поэтому он ставит основной своей целью разработку понятия и теории общества, чем и занимается в течении своей жизни. Его колоссальная работа завершается выходом книги «Общество общества».

Предпосылками данной концепции стали так называемые трудности познания общества, послужившие препятствиями в уточнении его понятия. Н. Луман называет три такие трудности:

Во-первых, гуманистическое предубеждение, согласно которому общество состоит из людей и отношений между ними.

Во-вторых, предубеждение о территориальном многообразии обществ, в основе которого лежат политико-географические признаки.

И, в-третьих, теоретико-познавательное предубеждение, состоящее в различении субъекта и объекта, при котором познание признается истинным лишь тогда, когда ему удается избежать переплетения со своим предметом.

При разработке определения общества Луман предлагает исходить из понятия системы, однако необычность этой довольно привычной для социальных наук категории состоит в том, что под системой понимаются не определенные виды объектов, а различение системы и окружающей среды. Процесс, посредством которого система осуществляет это различение, Н. Луман назвал аутопойэсис (термин, придуманный чилийскими нейрофизиологами У. Матураной и Ф. Варелой), то есть, самотворение или самовоспроизводство.

Таким образом, общество - это самовоспроизодящаяся самоописываемая система, постоянно устанавливающая границы между собой и своей средой. Самовоспроизводство системы осуществляется посредством процессов системной дифференциации, редукции комплексности, операционной замкнутости и самореференции.
Коммуникация, по Луману, - это дифференциация, производящая дифференциацию, она не подразумевает движения к консенсусу. Напротив, коммуникация создает на каждом своем шаге бифуркацию восприятия и отклонения, благодаря чему может иметь место история, ход которой зависит от того, какое направление будет избрано: " да" или " нет". Из понятия коммуникации следует, что конкретные люди являются не частью общества, а частью его окружающей среды.
Н. Луман утверждает, что коммуникация невероятна.

Во-первых, невероятно то, что один индивид вообще понимает то, что подразумевает другой, так как имеет место автономия и индивидуализация их сознания.

Во-вторых, невероятно, что коммуникация достигнет большего числа людей, чем относящихся к конкретной ситуации: система взаимодействия участников отдельной ситуации всегда гарантирует их практически полное внимание к коммуникации, но она разрушается, если предметом коммуникации становится нежелание ее продолжать. Третья невероятность коммуникации заключается в невероятности ее успеха: даже если коммуникация будет понята, это еще не означает, что она будет принята.

Однако ни одна социальная система не может возникнуть без коммуникации, поэтому возникновением социальных систем управляют невероятности процесса коммуникации, способы их преодоления и трансформации в вероятность.

 

Язык, без которого невозможны коммуникации, сам не является системой, а находится в состоянии структурного соединения с коммуникацией. Его роль состоит в изоляции общества от каких-либо посторонних (имеющих незнаковую природу) воздействий. Общество, существующее в форме коммуникаций, заключает индивидов в свою опциональную схему, оно их социализирует и контролирует, но не подавляет их свободу, ведь индивидуальность - это продукт автономной деятельности индивидов посредством собственных операций.
Таким образом, в самом общем виде общество рассматривается Н. Луманом через коммуникацию и достижимость при помощи коммуникаций. Это сразу же наводит на мысль о том, что при применении понятия общества речь может идти только лишь о мировом обществе как о единственной оперативно закрытой системе, относящей все проявления социальной реальности к себе самой. Причем общество приобрело глобальный масштаб относительно недавно (на наш взгляд, это произошло после того, как европейская экспансия приобрела устойчивый характер), тогда как на протяжении почти всей человеческой истории на Земле одновременно существовало сразу несколько обществ, которые отрицали способность членов других общественных систем к коммуникации, то есть рассматривали их в качестве варваров: Древний Рим, Китай и империя ацтеков, например.

Достоинство системной теории Лумана: его теория считается " живой" теорией и продолжает развиваться: интерпретации его работ и использование его терминов, попытки внедрения его идей в исследования различных исследователей социальных феноменов становятся все более частыми.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь