Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классики социологии: Ф. Теннис, Г. Зиммель, В. Зомбарт.



Теннис Фердинанд. Теннис подразделяет социологию на " общую" и " специальную". Первая им подробно не рассматривается. По замыслу Тенниса, она должна изучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические, демографические и другие аспекты, общие с формами социальной жизни животных. Вторая, подразделяемая на " чистую" (теоретическую), " прикладную" и " эмпирическую" (социографию) изучает собственно социальную жизнь. Собственно социальное возникает, по Теннису, тогда, когда сосуществующие люди находятся в состоянии " взаимоутверждения". В основу социальной связи Теннис кладет волю (им же впервые введен термин " волюнтаризм" для обозначения соответствующих философских учений). Тип воли определяет тип связи.Типология взаимоутверждающей воли подробно разработана Теннисом в его главном труде " Община и общество" (1887). Первый тип воли Т. называет " сущностной", второй - " избирательной" волей. Если сущностная воля предстает в формах инстинктивных влечений, привычки и памяти, то избирательная - в формах " умышленности" (свободного поведения вообще), " произволения" (отдельных действий) и понятия (связывающего само мышление определенным словоупотреблением).

Отсюда - основная типология социальности у Тенниса: сообщество (община), где господствует первый тип воли, и об-во, где господствует второй. Субъектом сущностной воли Теннис называет " самость", т. е. органическое единство, определенное самим собой, но способное включать в себя другое, меньшие органические единства или, соотносясь с другими, равными себе, единствами, конституировать и репрезентировать целое. Так, при отношениях родства семью как целое репрезентируют ее части: мать и дети, братья и сестры, отец (это различные виды отношений и позиций в семье), причем каждый человек-самостоятельная органическая единица; лишь в семье как целом он отец или брат, а семья как целое конституирована отношениями ее членов. Одновременно это целое есть форма, не зависящая от данных конкретных людей, которые составляют ее преходящую материю. В этом качестве она является предметом чистой социологии. Наряду с семьей к отношениям " общинного" (" сообщностного" ) типа относятся соседство и дружба.

Субъект избирательной воли - " лицо" (что предполагает формально-юридические понятия). " Лицо" есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, случайным образом. Это идеальная конструкция мышления, ищущего единства во множестве проявлений, и как таковая может относиться и к индивиду, и к коллективу. Естественный представитель " индивидуального лица" - отдельный человек, который в этом качестве независим от других лиц. Они равны, неограниченно свободны в целеполагании и выборе средств - отсюда и рационально-избирательные, а не эмоционально-органические отношения между ними.

Множество лиц способно составить систему и конституировать " фиктивное лицо", представленное собранием или опять-таки отдельным индивидом. Если " общинные" отношения предполагают " высшую самость", то " общественные" - " искусственное лицо". Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о " владении", " земле", " территории", " семейном праве"; во втором (обществе) - об " имуществе", " деньгах", " обязательственном" (торговом) праве.

Основная идея Тенниса состояла в том, что социальность преимущественно " общинная" в ходе истории все больше вытесняется социальностью преимущественно " общественной". Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, гос-ва, политики, обществ, мнения и т. д. С течением времени Теннис усложнил схему, предложенную в раннем труде, включив в нее такие характеристики, как плотность социальной связи (большую или меньшую степень единства), количество участников, товарищеский характер связи в противоположность отношениям господства и подчинения. В результате получалась очень подробная схема, в которой, например, отношения могут быть общинно-товарищескими или общинно-смешанными (т. е. основанными на смешении товарищества и господства - подчинения) и т. д. Могли добавляться и др. основания деления (например, группы могли делиться на естественные, душевные и социальные). В полном виде эта схема представлена в одной из последних работ Тенниса - " Введение в социологию" (1931). Зиммель. «Форма» и «содержание » -основные категории в его социологических теориях. Изучал проблемы социальной психологии, социологии города, религии. Исследовал ряд сторон социальной жизни, господства и подчинения, соперничества, разделение труда, образование, партии. Предметом Зиммелевского анализа может служить «мода» -первая категория социологии «форм». Мода – одновременно и подражание, и индивидуализация. Когда общество было однородным, моды не было. Идеи, манеры, образ жизни, вещи оказываются «модными». Мода дает чувство настоящего, дает ощущение течения времени. Однако несмотря на переходящий характер моды, она обладает некоторым постоянством. Вторая категория социологии форм – человек как социальный тип. Человек в социальных отношениях обретает качество, которое является для него ведущим. По мере увеличения группы ее члены становятся все менее похожими друг на друга. А усиление индивидуальности сопровождается распадом группы. И чем меньше группа, тем менее индивидуальны ее представители. Таким образом, размер группы тесно связан со степенью индивидуальности. Также размер группы прямо пропорционален степени свободы его членов. Чем меньше группа, тем сплоченней, тесней держит своих членов для сохранения собственной целостности. Расширение групп приводит к появлению способности абстрагироваться. Увеличение численности группы порождает интеллект. А порождение и развитие интеллекта в обществе идет одновременно с появлением и развитием денежно-хозяйственных средств обмена, обуславливающих пространственное расширение жизни людей. История общества – история нарастания интеллекта и денежного хозяйства. Зиммель утверждал, что в обществе не должно быть никакого принуждения ибо всякое объединение людей предполагает добровольное признание существующих норм и обязанностей. Отсюда всякий тип господства возможен при наличии согласия со стороны тех, над кем господствуют. Всякое господство является естественным и нормальным. Господство основано на обоюдном согласии. Всем процессам объединения противопоставлены процессы разъединения, поэтому неизбежно наличие конфликтов в социальном взаимодействии. Конфликт – это нормальное явление. Если преобладают конфликты и общественная система испытывает трудности при этом, Зиммель говорит об антогонистическом конфликте.

Зомбарт Вернер. Движущей силой общественного развития у него выступают духовные начала. Они первичны по отношению к материальной жизни, к производству, по отношению к социальной жизни. Он употребил термин «капитализм». На основе капитализма вырастают современное государство, наука, техника, социальные отношения. Буржуазия – агенты капиталистических отношений. Это, прежде всего, тип победителя, которого Зомбарт характеризовал как тип предпринимателя, обладающего волей к самостоятельному действию и способностью добиваться своего несмотря на любые преграды и любой ценой. Это тип организатора, способного направлять и контролировать деятельность больших групп людей. Он умеет разбираться в психологии человека. Зомбарт считал, что нужно выделять разностороннее познание человеческого общества, то есть человека культуры и исторического общества. В этом широком толковании З. выделил 2 различающиеся дисциплины: философскую социологию и научную социологию. Философия - любая постановка вопросов спекулятивного, внеопытного характера. Научная социология - собственно социология как опытная наука, использующая данные истории как эмпирический материал. В свою очередь " научная" социология делилась на психологическую (или европейскую) и " ноологическую" (немецкую). Если первая из них относится к естественным наукам и преследует цели каузального объяснения, то вторая - " духовно-научная", " понимающая" дисциплина и объяснения в ее рамках - рациональные, " имманентные".

Социология капитализма. Отличие капитализма от других экономических систем: обмен, в котором участвуют 2 группы населения:

1) те, кто владеет ср-ми производства

2) те, кто лишен собственности и живет своим трудом.

Рынок объединяет их в единое целое.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь