Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структурный функционализм в американской социологии (Т. Парсонс, Р.Мертон).



В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия. Социальные действия людей нормативно регулируются и происходят в рамках ценностей. Структуру социальных систем можно проанализировать, применяя 4 типа переменных: ценности, нормы, нормы-коллективы, роли-нормы. Поскольку сама социальная система образуется интреракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и актером, и обладающим определенными целями, идеями, установками, объектом ориентации как для других актеров, так и для себя самого. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок. Чтобы существовать и развиваться, любая соц система должна отвечать 4 требованиям: адаптации, целедостижению, интеграции, сохранению образца. Ценности являются первичными для сохранения и поддержания образца функционирующей системы, что предполагает передачу их из поколения в поколение через воспитание и овладение элементами культуры общества. Семья, религия, государство и др. общественные институты выполняют данное функциональное требование. Важно, чтобы сила и факторы взаимодействия преобладали над силами И факторами противодействия, а объединяющее начало было сильнее, чем тенденция к разоединению. Процесс институционализации – это интеграция стандартизированных ожиданий с разными формами социального контроля –материального, духовного, административного. Культурные ценности санкционируют всю правовую систему. Структура социального действия: сам актор, ситуация, ориентация (мотивационная - познавание, потребности, оценки; ценностная- нормы, стандарты).

Мертон. Среди компонентов социальных структур Мертон выделяет систему целей, намерений и интересов. Это системы обусловлены уровнем развития духовной культуры. Основные цели деятельности он характеризует как нечто достойное того, чтобы к ним стремиться. Он отрицает биологический детерминизм этих целей. Цели сформированы под влиянием культуры. Сферу духовной культуры характеризует как одну из форм общественного сознания. Мертон предупреждает о необходимости ставить цели и реализовывать их в пределах существующих общественных отношений. Следовательно, чтобы не нарушить равновесие социально-классовых структур, он говорит от распределении статусов, то есть социальных благ и положения. Чтобы изменить в структуре систему, важной особенностью поведение индивидов в общественной системе является согласие, конформизм. В условиях соц реальности условиями жизненного состояния, равновесия индивидов является принятие 3-х культурных аксиом: 1)стремление к тем же целям, что и у общества.2) восприятие неудач лишь как этап на пути к конечному успеху. 3) окончательные неудачи – всегда следствие индивидуального расслабления, потерь чистолюбия и интересов к жизни. Многочисленные виды и формы адаптации к условиям своего существования Мертон классифицирует по 5-ти типам: конформизм, инновации, ритуализм, отступление, бунт. Конформизм – это условие стабильности общественной системы. Он означает полное признание индивидами культурных ценностей и норм общества. Инновации – применение нестандартных норм, эффективных средст для достижения цели. Инновации имеет место тогда, когда индивид осознал необходимость добиться тех или иных целей. Но индивид еще не освоил определенных норм, с которыми ему необходимо согласовывать свою деятельность. В любой общественной системе есть давление на личность и это принуждает личность к антиобщественному поведению. Мертон видит источники этого давления в завышенных целях, стремлении добиться цели любой ценой. Ритуализм – уменьшение идеалов до таких объемов, которые делают возможным их практическую реализацию. Острое соперничество и борьба. Это ведет к постоянному стрессу и страху. Страх вызывает бездействие, а точнее рутиные, обычные, повторяющиеся действия. Отступление – для тех социальных слоев и групп, у которых нет удовлетворения своим положением, они ничего не добиваются- отступают. Крайняя форма- выход из игры – из общества – люмпены, маргиналы. Бунт- против неудовлетворенности своим состоянием и социальным положением. Это столкновение социальной системы и действий индивида. На разложение системы влияет аномия. – это разложение системы моральных ценностей. Причина – противоречия между индивидуальными нормами и существующими институтами.

20. Конфликт и консенсус в системе общественных отношений (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер). Представители этого взгляда считают конфликт искажением, дисфункциональным процессом в социальных системах. Конфликт - напряженность или деформация внутри системы, в хорошо отлаженной социальной системе господствует консенсус, а для конфликта не возникает почвы. Идеологи: Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Н.Смелзер. Недостаток: социальное развитие рассматривается вне конфликта.

По мнению Т.Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура. Парсонс формулирует ряд функциональных предпосылок стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностей, избежать социальных конфликтов и потрясений. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами: 1) в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры; 2) структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система; 3) функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры;
4) динамика социальной структуры объясняется исходя из " принципа консенсуса" - принципа сохранения социального равновесия. Он вводит понятие «социальный порядок» это такой уровень упорядоченности и организации социальных связей и взаимодействий, который позволяет говорить о взаимной согласованности и предсказуемости действий индивидов. Он противостоит социальной энтропии, которая усиливает внутреннюю напряженность в социальной системе, ведет к хаосу. Он подчеркивал, что для адекватного понимания общества недостаточно рассмотреть отдельные группы, социальные организации, элементы культуры и их взаимосвязи; необходимо четко определить, зачем тот или иной элемент социальной системы нужен в обществе, какую функцию он выполняет. Каждый институт (политический, экономический, образовательный, и т.д.) можно считать эффективным тогда, когда он способствует адаптации общества к изменяющейся ситуации. Парсонс рассматривал различные общества как самодостаточные изолированные системы, состоящие из множества взаимодействующих друг с другом подсистем. Каждая из этих подсистем должна удовлетворять четырем основным, " базисным" общественным потребностям:

· приспосабливаться к внешним изменениям (адаптивность);

· служить достижению определенной цели, поставленной перед всем обществом;

· быть интегрированной в общество, то есть не служить источником конфликтов. Для этого в обществе формируются специальные институты:

· религия, средства массовой информации, система социального контроля (закон, суд, полиция, тюрьма);

· воспроизводить систему норм, обычаев, образцов поведения из поколения в поколение.

 

Этих целей общество достигает через систему социализации, через усвоение составляющими его индивидами определенных норм и ценностей. Все нормы и ценности, в свою очередь, подразделяются на экспрессивные и инструментальные. Чем больше по размеру и сложнее по структуре общество, тем большее значение в нем играют инструментальные механизмы, и тем меньшее - экспрессивные. Парсонс рассматривал любые конфликты, возникающие внутри общества, как безусловное зло, не видя созидательной функции общественных противоречий.

НейлСмелзер анализирует этнические и расовые конфликты с точки зрения социального, экономического и политического неравенства. В своей книге он выделяет возможные типы этнических отношений:

1) ассимиляция;

2) плюрализм;

3) правовая защита меньшинства; 4) перемещение населения;

5) длительное порабощение. Он рассматривает социальный конфликт как неотрегулированностью норм, которые нужно целенаправленно регулировать, что позволит избежать конфликтов, положительных функций которых он не рассматривал.

Э.Дюркгейм. Все человеческие ассоциации как социальные целостности строятся на образцах поведения — общем восприятии, оценках, чувствах и действиях, составляющих коллективное сознание. Отсюда общество предстает как моральная реальность, целостность, стоящая над человеком, где основу порядка образуют неписанные правила, общие ценности. Изменение общества связано с изменением консенсуса (взаимного согласия между его членами), нарушающего равновесие в обществе. Чтобы его восстановить, необходимо изменить социальную организацию общества. Центральное место в его творчестве занимает социальная солидарность. Два типа социальной солидарности: механическая (традиционное, архаическое общество, основана на неразвитости и схожести составляющих общество людей. Личность здесь растворяется, коллективное сознание растворяет индивидуальное); органическая солидарность (порождается разделение общественного труда и основана на различии индивидов). Любое современное общество основано на органической солидарности, при этом возникает угроза разделения и аномалии. Социальные конфликты он считал отклонением от норм, вызванное неотрегулированностью социальных отношений между главными классами общества. Кризис буржуазного общества он видел в отставании культуры от далеко продвинутой экономики, в несовершенстве моральных норм, а преодоление кризиса он видел в сознательном введении новых норм, регулирующих поведение индивидов в обществе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь