Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социология семьи: предмет и тематика. Актуальные проблемы современной российской семьи.
Социология семьи- это теория среднего уровня. Рассматривает сферу жизнедеятельности и культуры, действующие группы людей, то есть семьи. В отличие от социологии личности рассматривается сквозь призму внутрисемейных ролей (то есть семейной принадлежности человека). Изучает такие семейно-родственные формы жизни малой группы и семейного образа жизни. Семья рассматривается в единстве трех качеств: супружества, родительства, родства. Если отсутствует какое-либо из этих взаимоотношений, то это просто семейная группа. Если нет отношения родительства и родства, то это брак. Предмет социологии семьи –это выявление обстоятельств функционирования семьи как социального института, реализующего жизненно-важные функции для общества и социализации детей. Изучаются различные стороны семейного образа жизни, прочности межличностных взаимоотношений в семье, устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми. Сложности в определении предмета социологии семьи. 1.Семья является объектом рассмотрения смежных дисциплин.2. Используемые в социологии методы не являются уникальными только для нее.3. Способность конструировать мини-теории есть не только у социологии, но и других наук.
Специфика социологического подхода к изучению семьи. Эта специфика заключается в изучении посреднической роли семьи во взаимоотношении личности и общества, гармонизации отношений личности и государства. 1.Семья должна поддерживать мотивацию личности в отношении общества. 2.Семья может выполнять свою посредническую роль при условии поддержки ее со стороны общества. Семья – это структура общества (то есть семья – соц институт в системе институтов). Семья –это динамический разрез общества (обладает социокультурной динамикой – межпоколенческая трансляция социального и семейного опыта и традиций; психосоциальной динамикой межличностных отношений) Семья- это как источник социальной принадлежности и статуса. Функции семьи: репродуктивная (функции воспроизводства); сексуальная (ее стали выделять относительно недавно); хозяйственно-экономическая; воспитательная; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха); коммуникативная и регулятивная, включая социальный контроль и реализацию власти и авторитета семьи. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Семья нуклеарная – тип, присущий современному индустриальному обществу. Это такой тип семейной организации, отличительной чертой которой является ее малочисленность: муж, жена, один или двое детей. Последние не состоят в браке. Семья сложная характерно наличие большого количества детей и родственников. Такой тип семьи выполняет также экон. Ф-ции. Есть семьи полные и неполные. Существуют повторные семьи, кот. основаны на повторном браке. По характеру проведения досуга семьи бывают открытые, т.е. ориентир-е на широкий круг общения вне семьи; закрытые, когда они ориентированы на внутридомашний досуг. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам. Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:
Семья является непостоянным субъектом, меняется число ее членов, их состояние, характер взаимоотношений. Коммуникативная система семьи определяется характером взаимодействия в рамках ее подсистем. Если взять за исходную модель полную нуклеарную семью, то ее можно дифференцировать на следующие подсистемы.
Разумеется, в зависимости от структуры и состава в конкретной семье могут отсутствовать те или иные из указанных подсистем (например, брачная подсистема в неполной семье) или присутствовать другие подсистемы (например, «деды - внуки»). Современные тенденции изменения структуры семьи, актуальные проблемы семьи: массовая нуклеаризация семьи, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семьи, снижение брачности, увеличение доли нерегистрируемых браков, увеличение доли матерей одиночек, рост числа осколочных семей, распространение повторных браков, массовая однодетность, малодетность.
Образование как социальный институт, его функции, противоречия развития в современном российском обществе. Наряду с политическими и экономическими институтами существенное значение имеет функционирование иных, в том числе — социально-культурных институтов, таких как институты системы образования, науки, здравоохранения, культурно- воспитательные учреждения, система права и правосудия, армия и т. д. Все эти (и другие) институты общества — предмет специализированных социологических исследований. Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д. Признаками института образования являются: 1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 4. кодекс устный и письменный - правили учащихся 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности. Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствуют о том, что образование является социальным институтом.
Основные виды образования: Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Функции образования: - Передача знания о поколения к поколению и распространение культуры; - Генерирование и хранение культуры общества; - Социализация личности и ее интеграция в общество; - Определение статуса личности; -Социальный отбор, дифференциация членов общества (в первую очередь молодежи), благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; - Обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; - Создание базы знаний для последующего непрерывного образования; - Социокультурные инновации, разработки и создание новых идей, теорий, открытий и пр. - Социальный контроль. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Именно модернизируя систему образования, Япония смогла добиться качественного прорыва в экономической сфере. Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. Это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. Признано экспертами, что инвестиции в развитие образования представляют собой вложение средств в наиболее окупаемую сферу. Будучи социальным институтом, образование, на всех уровнях, представляет собой сложноразветвленную систему- социальную организацию. На уровне среднего образования она включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов. Но есть и определенные противоречия: уже ни для кого не секрет — те знания, умения, навыки, которые получает ученик в Школе, мало пригождаются ему в жизни, не обеспечивают его успешности. «Девиз: образованный — значит успешный» не находит своего подтверждения в реальности. Образно говоря, школа учит ребёнка ходить на лыжах, а затем он оказывается в пустыне, где нужны совсем другие навыки… Качественное образование очень дорого. Оно предполагает высокие зарплаты учителей, серьезную материально-техническую базу, постоянное обновление содержания и много чего еще. Александр I тратил на содержание Царскосельского лицея пятую часть доходов семьи Романовых. Семьи, которую со времен Екатерины II считали богатейшей в мире. Иезуитский орден был сказочно богат — одни латиноамериканские золотые и серебряные рудники чего стоят! — и тратил на свои «образовательные программы» больше половины доходов. Хорошее образование стоит дорого. Еще дороже обходится плохое образование — его последствия разрушительны. Мы вступили в эпоху, когда некомпетентность — инженера ли, генерала ли, политика ли — становится все более общественно опасной. Образование превратилось в товар, услугу, ктр подвержено экономич.оценке, а не ценностью. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. На этом этапе учителю необходимо заинтересовать ученика. В современном обществе есть множество различных источников информации (телевидение, печать, Интернет и т. д.), что значительно облегчает труд учителя и делает информацию более доступной. Противоречие между наукой и школьным предметом. Учитель, как правило, обладает большим объемом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения, поскольку реализация школьного образования не всегда требует от учащегося глубоких аналитических знаний по предмету. Более того, преподаватель не всегда может преподнести, а ученик по ряду причин усвоить в полной мере весь объем информации.
30. Социология образования: основные парадигмы и теории. Образование как социальный феномен является предметом размышлений и исследований на протяжении всей истории общественной мысли. Проблемами образования занимаются философы, историки, психологи, политологи, представители педагогического знания и т.д. Не обошла его и социологическая наука. У социологии свой ракурс в изучении образования, что, вполне понятно, определяется спецификой ее предмета и методов, применяемых для изучения общественных явлений. Социология образования- это отрасль социолог.дисциплины, изучающий соц.институт и его взаимодействие с обществом как с глобальной соц.системой. Образование выполняет функции: -передает учащимся знания, навыки -обучает соц.ролям -отбирает и готовит детей к занятию тех или иных профессий. Как самостоятельная отрасль социологического знания социология образования формируется на рубеже 19-20 веков. В 20 веке определились основные парадигмы и теории социологии образования. В первой половине 20 века в социологии образования доминирует моралистский подход, представители которого утверждали, что образование может решить все социальные проблемы. Его основателем считается Д.Пейн. Пейн считал, что социология образования должна опираться на объективные данные социологических исследований и отойти от образовательной психологии и педагогики. Он анализировал социальные группы, конфликты и процессы в сфере образования, которые обеспечивается культурное равновесие в обществе, т.е. фактически уточнял при этом предметную область социологии образования. Наиболее важными функциями образования, по его мнению, являются: ассимиляция традиций, развитие новых социальных моделей, творчество. Пейн также внес вклад и в становление функционалистской традиции. Другой подход, также сложившийся в США – институциональный - представлен, в первую очередь, творчеством Дж. Дьюи. Институционализм занимался изучением образования как социального института, взаимодействием его с другими социальными институтами. Институты зависят от конкретно-исторических условий общества, все они взаимосвязаны друг с другом, изменения в одних из них неизбежно влекут за собой изменения в других. Институты развиваются в соответствии с потребностями общества. Одной из первых работ этого направления считается «Школа и общество» Дж.Дьюи, в которой он дал институциональный анализ образования, то есть показал взаимосвязь института образования с другими социальными институтами. В этой работе он также поставил проблемы индивидуального подхода к обучению, что способствует развитию способностей детей. Большое внимание он уделяет личности учителя, который должен создать в классе такую атмосферу, которая разовьет творческие способности и социальные качества учащегося. Образование, по мнению Дьюи, - основное средство социального прогресса. Основной функцией системы образования является развитие практических навыков у учащихся. Школа призвана приносить пользу для практической жизни – учащиеся должны научиться готовить еду, шить, стирать, владеть инструментами. Именно вокруг трудовой деятельности такого плана должно строиться обучение письму, чтению, математике и т.д. Следующий подход, сформировавшийся в социологии образования – конфликтный - восходит к классической марксистской традиции. К.Маркс считал, что в антагонистическом обществе система образования имеет конфликтный характер, так как воспроизводит социальное неравенство. Он отмечал, что капитализм не дает разным классам одинакового доступа к образованию, а всеобщее отчуждение усугубляет социальное неравенство. В капиталистическом обществе не может существовать эффективной и справедливой системы образования, поскольку повсеместно воспроизводящееся отчуждение проявляется и в системе образования. Этим можно обьяснить, например, профессиональный саботаж учителей, утечку кадров, нежелание учиться и т.д. Капитализм не дает возможности для самореализации личности и, тем более, не обеспечивает «равенство возможностей» у представителей различных классов общества. В обществе, утверждал Маркс, постоянно идет борьба между имущими и неимущим. Богатые имеют различные привилегии, включая доступ к лучшему образованию, используют принудительную власть и собственность для управления обществом и манипулируют неимущими, не допуская их до высшего образования. Важную роль здесь играет буржуазное государство. В рамках конфликтного подхода интересна концепция Т. Веблена, где дана характеристика праздного класса (в работе «Теория праздного класса»), который имеет привилегии в образовании. В книге «Высшее образование в Америке» он отмечал, что представители бизнеса контролируют образование и выступал против коррупции в образовании и монополизации знания бизнесменами. Функционалистский подход. Его представители считают семью, церковь, образование главными социальными институтами, транслирующими культурные ценности. Ярким представителем этого направления является Э. Дюркгейм. В своих работах «Образование и социология» и «Моральное образование» он определяет образование как одну из форм коллективного сознания, из поколения в поколение передающую культурные нормы. Дюркгейм рассматривал образование как отражение сущности общества и выделял ряд функций образования, считая основной из них – поддержание связей между личностью и социумом. Дюркгейм выдвинул следующие теоретические положения, имеющие принципиальный характер: - Образование это социальный институт. - Образование как социальный институт зависит от конкретно-исторических условий общественного развития. - Различные социальные факторы, а также формы коллективного сознания оказывают решающее влияние на образование. - Социально-экономические изменения в обществе влекут за собой изменения в образовании. - Образование непосредственно зависит от потребностей общества. - Изменения в школьной организации и методах обучения зависят от типа общества. При переходе от традиционного к индустриальному обществу происходит углубление индивидуализации и дифференциации в обучении. - Цель образования как социального института – привитие учащимся таких моральных качеств, которые требуются в данном типе общества. - Образование представляет собой процесс социализации молодого поколения. - Общество должно заботиться о том, чтобы учителя являлись проводниками социальных ценностей с целью воспитания молодых людей как приемлемых членов общества. Цель образования, по мнению Дюркгейма – пробудить и развить в человеке физические, интеллектуальные и моральные качества, которые требует от него как общество в целом, так и та специфическая среда, к которой индивид причастен. Преобразование обучения - непосредственная задача преподавателей, которые должны постоянно совершенствоваться К представителям функционалистского подхода следует также отнести К. Манхейма и П. Сорокина. Развивая в ряде отношений учение Дюркгейма, Манхейм обосновывал влияние социальных факторов на образование. Он отмечал, что каждый учитель должен давать учащемуся знания о том обществе, в котором он живет. Поэтому идеальная модель обучения - это обьяснение истории жизни данного индивида и анализ воздействующих на него социальных факторов. Такое обучение является интегральным. Во-первых, в силу интеграции школы с деятельностью других общественных институтов, во-вторых, в силу соответствия целостности личности. Функционалистский подход был углублен П.Сорокиным. Он разработал концепцию профессиональной стратификации и применил ее к анализу образовательных процессов. Сорокин выделяет два ее типа: межпрофессиональную и внутрипрофессиональную, а также условия, которые являются определяющими для нее в любом обществе: во-первых, важность обладания профессией для выживания и функционирования группы в целом; во-вторых, уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Генетический подход в социологии образования. Он во многом опирается на идеи социал-дарвинизма, органицизма, мальтузианства, социально-антропологического пессимизма. Его представители исходят из того, что люди рождаются с различными способностями, поэтому в обществе осуществляется постоянная борьба за существование, причем выживают наиболее сильнейшие: наделенные лучшими интеллектуальными способностями, капиталом, властью, а остальные, не имеющие подобных возможностей, пополняют низший класс. Люди сами виноваты в своем плачевном существовании, и им нечего жаловаться на жизнь. Низшему классу не надо оказывать никакой помощи, а от избытка населения спасают различные бедствия, эпидемии, войны. Неграмотные, бедные люди рожают больше детей, чем образованные, и, тем самым, постоянно воспроизводят бедность. Отсюда следует вывод о благости самоубийств и войн, который можно встретить у Мальтуса и неомальтузианцев. Помощь низшему классу со стороны правительства приносит только вред, так как он и дальше будет воспроизводить «тупых» детей и «моральных уродов».
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы