Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Андеркласс в системе социальной стратификации развитых стран Запада



В конце XX в. начались серьезнейшие трансформационные процессы, принципиально меняющие систему социальных отношений, а также позиции и облик социальных групп в наиболее развитых странах, перешедших в постиндустриальную стадию развития. В контексте этих процессов следует рассматривать и возникновение новых социальных слоев, одним из которых является андеркласс.

Понятие «андеркласс» очень размыто, и его устоявшихся определений не существует. Оно было введено в оборот в конце 60-х годов в США и Великобритании и изначально использовалось в качестве собирательного понятия для обозначения самых низших, выброшенных из общества слоев, которые невозможно было включить в классические вертикальные схемы стратификации (пришло на смену понятиям " пауперы", " люмпен-пролетариат", " неприличные бедные" ).

Известный исследователь Кен Аулетта включал в андеркласс четыре категории населения: 1) пассивные бедные (люди, в течение длительного времени получающие государственную помощь, например, матери-одиночки); 2) агрессивные уличные преступники, наркоманы; 3) люди, занятые в теневой экономике; 4) пьяные, бродяги и психические больные.

Не менее размытое определение приводит Уилсон, автор многих исследований низших слоев американского общества. По его словам, в состав андеркласса входят «индивиды, которым не хватает опыта и умений и которые или переживают период длительной безработицы, или не входят в состав рабочей силы; индивиды, участвующие в уличных преступлениях, а также те, чье поведение отклоняется от нормы в любой другой форме; домохозяйства, долго живущие в бедности и/или в зависимости от помощи государства».

Среди исследователей нет единства по поводу не только определения андеркласса, но и причин его возникновения. В западной социологии основные дискуссии ведутся между сторонниками двух основных подходов – структурного (тяготеют к традиционной схеме стратификации и традиционному объяснению бедности через экономические причины) и культурного (базирующегося на изучении культуры бедности).

Структурное объяснение: андеркласс – исключенные из рынка труда; оказываются стигматизированной группой, не имеющей квалификации, образования. Отсюда, необходимость социальных реформ.

Культурное объяснение: используют концепцию «культура бедности» = нищета – это особый род, результат культурных условий, в которые попадает человек. Андеркласс выгоднее получать пособия, они ограничиваются этим, их дети наследуют подобную культуру и деградируют.

В социологическом словаре дается следующее определение андеркласса:

АНДЕРКЛАСС - «…понятие, указывающее на класс людей, находящихся в некотором смысле на дне обществе или отделенных от большей его части. Его членами в большинстве случаев считают длительно безработных, людей, получающих государственные социальные пособия, а также тех, кто вовлечен в теневую экономику или

совершение преступлений. Как таковой андеркласс составляют главным образом представители ряда групп, таких, как пожилые, люди с ограниченными физическими возможностями или больные в течение долгого времени, безработные, особенно молодые безработные, семьи с одним родителем и определенные этнические группы. В дискуссиях, которые развернулись в Соединенных Штатах, последний момент имеет особенно важное значение: американский андеркласс составляют главным образом черные».

Таким образом, в США тема андеркласс стала новой возможностью деликатно говорить о расовых проблемах.

В 1984 году об этом стал писать Ч. Мюррей. Он отмечал, что есть 3 основнных источника пополнения андеркласса – 1) матери-одиночки; 2) люди, которые не хотят работать; 3) люди, которые не имеют незаконные заработки. При этом он обратил внимание на увеличение числа домохозяйств, возглавляемых чернокожими женщинами. Дело в том, что поскольку матерям-одиночкам выплачивается компенсация, составляющая основу дохода, мужчина из нижних слоев общества утратил свой прежний статус кормильца семьи. Таким образом, наличие гарантированной социальной помощи привело к утрате стимулов работать и у мужчин, и у женщин. И общество занимает позицию морального осуждения по отношению к андеркласс.

Крупнейший исследователь андеркласса Уильям Уилсон видит причину проблемы в специфическом характере безработицы. По его мнению, сложившаяся структура рынка труда не позволяет чернокожим мужчинам иметь высокий доход, а значит, и возможность содержать семью. В его исследованиях 70-х годов показано, что процент безработицы среди чернокожего населения в 2, 5 раза выше, чем среди белых. Следовательно, женщины предпочитают пользоваться государственной помощью как основным источником финансирования, а не надеяться на заработок потенциального мужа.

Особую роль играет вопрос о значимости расы в неблагоприятном положении андеркласса. В Америке всевозможные рассуждения на тему расовой и этнической обусловленности социального статуса подвергаются постоянной критике, поэтому ведутся крайне осторожно и сильно корректируются с учетом общественного мнения. Однако полностью отрицать влияние расовой принадлежности на стратификационную позицию – означает идти против фактов, против результатов эмпирических исследований.

Такую неоднозначную позицию занимает Уилсон в своей первой крупной работе, посвященной андерклассу – «Снижающаяся значимость расы». Автор иногда противоречит сам себе. Основная идея его книги состоит в том, что среди чернокожего населения США существует такая же стратификация, как и среди белых. Главной тенденцией 60-х и 70-х годов Уилсон считает увеличение черного среднего класса. Однако он же отмечает, что средний заработок чернокожего квалифицированного работника как ручного, так и умственно труда ниже, чем аналогичный заработок белого. Кроме того, среди негров гораздо выше уровень безработицы, и именно этот факт порождает проблемы, ассоциирующиеся с андерклассом – преступность, девиантное поведение, многодетные матери-одиночки и т.д. Таким образом, Уилсон приходит к противоречию: с одной стороны, чернокожее население стратифицируется с помощью обычных критериев, в нем выделяется растущий средний класс; с другой стороны, любая позиция негра в стратификационной шкале ниже соответствующей позиции белого американца, и именно негры составляют большинство андеркласса.

В дальнейших своих исследованиях Уилсон пытался разрешить это противоречие, постепенно смещаясь от структурных обоснований андеркласса к культурным. В работе «По истине обделенные» («The Truly Disadvantaged») он пишет о пространственной и социальной изоляции представителей андеркласса, вследствие которой они не могут получить работу. Этот фактор автор считает решающим в сохранении неблагоприятного положения андеркласса. Неблагополучное положение именно негритянских кварталов и их жителей, по мнению Уилсона, уходит корнями в историческую специфику внутриамериканской миграции чернокожего населения. Негры, приезжавшие из южных штатов в северные города, занимали самые низкие позиции в стратификационной системе. Мигранты были готовы выполнять самую низкооплачиваемую, не престижную работу, на которую местные не соглашались. Это, в свою очередь, способствовало увеличению числа безработных, особенно среди «старых» жителей негритянских кварталов. Рост безработицы подстегивался структурными сдвигами в экономике, которой требовалось все меньше низко квалифицированных рабочих кадров, занятых тяжелой физической работой. Большинство таких кадров составляли как раз представители негритянского населения, соответственно, перестройка структуры занятости сильнее всего ударила по ним. Основную массу новых рабочих мест составляли вакансии среди «белых воротничков», где требовались высокая квалификация и образование, т.е. те характеристики, которыми не обладало большинство чернокожего населения. Параллельно шел процесс переселения возникающего черного среднего класса на городские окраины. Именно в этих новых районах, где были более приемлемые условия жилья, сосредоточилась основная масса квалифицированного негритянского населения. Малоимущие слои остались в старых кварталах, обычно приближенных к центру городов. Их Уилсон обозначает термином «inner city» – «внутренний город». В них же концентрируется андеркласс, изолированный от социальных и экономических процессов, происходящих в остальной части города.

Таким образом, все проблемы, характерные для андеркласса оказываются пространственно локализованы в небольших районах-гетто, населенных преимущественно расовыми или этническими меньшинствами (негры, латиноамериканцы, выходцы из Азии). В этих условиях проблемы становятся застойными, переходящими от поколения к поколению. Дети, проходящие социализацию в среде, для которой не приемлемы ценности и поведение остальной части общества, практически не могут приспособиться к ним в экономически активном возрасте. Кроме того, в бедных районах невозможно найти хорошую, высокооплачиваемую работу – работодатели негативно относятся к привлечению кадров из представителей андеркласса. Поэтому они оказываются вовлеченными в теневую экономику, преступную деятельность, формируют особую маргинальную субкультуру.

Изложенные исследовательские позиции весьма противоречивы, дискуссии по ключевым вопросам теорий андеркласса не стихают уже 30 лет. Однако в них можно выделить определенные схожие моменты. Разумеется, основная характеристика андеркласса – застойная бедность, но ее одной для определения этого комплексного явления недостаточно. Можно выделить сопутствующие характеристики андеркласса:

1. Взаимосвязь с программами социальной защиты малоимущих;

2. Девиантное, иногда преступное поведение;

3. Основная масса – представители расовых и этнических меньшинств;

4. Пространственная концентрированность в неблагополучных кварталах-гетто.

Специфика андеркласса состоит в его смешанной природе. Наряду с теми, кто лишены собственности, в андеркласс входят и представители криминального капитала (владельцы нелегального бизнеса, наркоторговцы). Смешанная природа андеркласса меняет критерии классовой принадлежности. Андеркласс не подпадает полностью под традиционное понимание класса, которое выделяет в качестве его основных признаков отношение к средствам производства и вытекающую отсюда величину дохода. Эти признаки оказываются недостаточными для понимания данной социальной группы. Андеркласс не вмещается в рамки обычного понимания категории класса еще и потому, что входящие в него страты не объединены между собой общими ценностными предпочтениями, поведенческими паттернами и не осознают себя как класс. В терминах традиционного классового анализа андеркласс можно определить не как " класс для себя", а как " класс в себе".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь