Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция социального класса Бурдьё



В противоположность объективистским и субъективистским подходам к изучению общества, Пьер Бурдьё предлагает свою теорию, именую им – структуралистский конструктивизм. Ключевыепонятия его теории: «социальное пространство», «агент», «социальное поле», «габитус».

В социологии Бурдьё «социальное пространство» есть, прежде всего, структура социальных позиций. В самом общем виде социальное пространство у Бурдьё представляет собой совокупность агентов, наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами или, как называет их Бурдьё, капиталами.

Социальное пространство можно представить как многомерное, состоящее из ряда полей, под которыми понимаются уже известные нам сферы деятельности, а именно экономика, религия, политика, образование, культура и т.д.

Социальное поле Бурдьё определяет как многомерное пространство позиций, в котором любая существующая позиция может быть определена, исходя из многомерной системы координат.

Каждое поле предполагает определенную игру, представляется как «поле борьбы». Борьба за пространство основывается на желании агентов занять более привилегированное по отношению к другим индивидам положение в избранном поле. Позиция агентов и способность господствовать в присвоенном пространстве зависит от размера наличного капитала. Капитал выражается в виде совокупности ресурсов и власти.

Каждому полю принято ставить в соответствие свой капитал: экономическому – экономический, политическому – политический и так далее. Экономический капитал — собственность, доходы, ресурсы, дома, особняки, коллекции картин. Культурный капитал — образование, культурный уровень агента, талант, владение языками. Социальный капитал — средства, связанные с принадлежностью индивида к конкретной социальной группе; сеть друзей, знакомых. Символический капитал — авторитет, имя, репутация, престиж. Обладание определенным капиталом дает власть только в рамках данного поля, хотя возможна конвертация капитала. Так, обладая, символическим капиталом, можно подниматься вверх по социальной лестнице, обретая тем самым и социальный капитал. Другими словами, социальное пространство создается распределением различных видов капитала. Бурдьё делает акцент на том, что приоритет остается за экономическим капиталом; любую другую форму капитала можно свести именно к этому виду.

Бурдьё отказывается говорить о социальных классах в марксистском смысле, но не отвергает само понятие " класс". Для него класс - это общее наименование социальных групп, отличающихся условиями существования и их диспозициями (позиции по отношению к другим), различной наделенностью властью и капиталом. Классы понимаются как группы агентов, различающиеся не только экономическим положением, но также стилем жизни. Основную роль в воспроизводстве классового общества играет не экономический, а культурный капитал – богатство в форме знаний или идей, которое узаконивает обладание статусом и властью.

Основной инструмент, посредством которого формируется общество – это различение. Бурдьё говорит о том, что социальное пространство изначально трехмерное.

Первичные различия, позволяющие выделять классы обоснованы общим объемом капитала, понимаемым как совокупность ресурсов и власти, которыми можно реально воспользоваться: экономический капитал, культурный капитал, социальный капитал. Так, различные классы (и группы внутри класса) выстраиваются от тех, кто лучше всего обеспечен одновременно экономическим и культурным капиталом, к тем, кто более всего обделен в этих двух отношениях.

Высшие представители либеральных профессий, имеющие высокие заработки и престижные дипломы, в большинстве случаев происходящие из господствующего класса, а также получающие и потребляющие большое количество как материальных, так и культурных благ, противостоят почти по всем параметрам мелким служащим, имеющим невысокую квалификацию, происходящим часто из средних и низших классов, мало получающим и мало тратящим, посвящающим большую часть времени ремонту своей машины и работе по дому. Они в свою очередь противопоставляются рабочим, квалифицированным или низкоквалифицированным, и в особенности – чернорабочим и сельскохозяйственным рабочим, имеющим наименьшие заработки, не обладающим дипломом об образовании и вышедшим из рабочих классов.

Различия, основанные на общем объеме капитала, почти всегда скрывают, как для обыденного, так и для «научного» познания, вторичные различия. Так, внутри каждого класса выделяются подклассы, различающиеся структурой капиталов, которой они обладают. Структура капитала может быть: - ассиметричной (какой-то капитал преобладает, например, преподаватели вузов или владельцы частных предприятий); симметричной (агенты имеют высокие доходы, которые сочетаются с большим культурным капиталом, например те же представители либеральных профессий).

И важен не только объем капитала, но и его качество и то, как он меняется от поколения к поколению, а про социологические теории, основанные на одномерной модели (объем капитала), Бурдьё пишет как о псевдонаучных. Так как для социальных групп, обладающих одинаковым объемом капитала, но разного по своему качеству (культурный и экономический), будут характерны совершенно разные вкусы – более того, разные вкусы будут характерны и для индивидов, которые формально обладают одинаковым объемом одинакового капитала (например, преподаватели вузов), но при этом происходят из разных социальных групп (т.е. у их капитала разная история). Вкус лежит в основе системы отличительных признаков того или иного класса.

Все различия взаимно относительны. Скажем, для среднего класса во Франции является естественным пить вино не потому, что эта характерная особенность среднего класса, а потому что рабочий класс отдает предпочтение пиву, высший класс – шампанскому. При этом высший класс пьет шампанское, т.е. пиво, вино и абсент с текилой пьют представители других социальных позиций, от которых высший класс хочет дистанцироваться.

Способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других, воплощены в габитусе. Выражаясь более простыми словами, габитус – это и есть та совокупность вкусов, которые характерны для группы индивидов, занимающих одну социальную позицию. Габитус – способность производить практики и продукты практики; способность различать и оценивать практики. Практики могут выражаться в практике потребления, спорте, культуры. В габитусе воплощены Продукты практики – это предметы объективного мира (недвижимость, автомобили, духи и т.д.).

Габитус позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации.

Таким образом, внутреннее устройство габитуса можно представить как совокупность согласованных моделей и схем реагирования на жизненные ситуации. Будучи консервативным, габитус для всех новых ситуаций старается отыскать старые, привычные схемы реагирования. То есть социальный опыт формирует габитус.

Формула обретения социальной группой своего реального бытия: < (габитус) + (капитал)> + поле = практики.

3 условия производства и воспроизводства практик:

1. Фактическое закрепление за агентами некой совокупности ресурсов, капитала разного вида;

2. Посредством социализации, благодаря наследованию происходит привязка агентов к габитусу и стилю жизни;

3. Бытие в качестве мобилизованной для совместных действий, практической группы, приведенное в деятельное состояние.

Бурдьё говорит о феномене «бытийной недостаточности группы» = группой недостаточно быть, необходимо делать себя как группу.

Группа оформляется благодаря субститутам (лицо, замещающее другое лицо) – это не только тот, кто выражает и обозначает группу, но и тот, благодаря кому она узнает, что существует; тот, кто через мобилизацию обеспечивает ей внешнее существование.

Между субститутом и группой может быть 3 типа отношений:

1. Исторически сложившееся условное представительство.

2. Субститут моделирует, отражает практики группы, старается уподобится им.

3. Субститут производит группу и замещает её собой.

Представительство, осуществляемое субститутом, как правило, предшествует делегированию (перенос власти, когда доверитель разрешает доверенному лицу подписываться, действовать или говорить вместо себя).

Новые культурные посредники (понятие введено Бурдьё) – это новый тип мелкой буржуазии, который благодаря образованию, развитому вкусу, наличию социальных связей, может претендовать на хорошие социальные позиции. Представители новых культурных посредников – ряд профессий, которые получили новое содержание в сфере культурной коммуникации (журналисты, теле- и радио продюсеры, модельеры и менеджеры, владельцы художественных галерей и т.д.). Они оказываются проводниками культуры в условиях медиазации общества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3125; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь