Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вторая волна женского движения - неофеминизм



Но оказалось, что получить гражданские права — это только часть задачи. Другая не менее сложная ее часть — научиться пользоваться этими правами. На это тоже потребовалось время и специальные усилия со стороны женских организаций. Какое-то время кропотливая, низовая деятельность этих организаций оставалась практически незаметной. Однако на стыке 60—70-х гг. XX в. начался стремительный подъем женского дви­жения, который назвали второй волной. Женское движение получило размах в ходе бурных студенческих выступлений и привело к таким разительным переменам в поведении женщин, что социологи были вынуждены заговорить о «мирной женской революции» как о единственно состоявшейся революции XX в.

Идейным обоснованием этого дви­жения занимался неофеминизм, лозунги которого были направлены не только на защиту социально-экономических и политических прав женщин, но и на преодоление традиционных представлений о том, что главное назначение женщин — продолжение рода, что основной смысл их жизни сводится к выполнению репродуктивных функции, а потому рождение детей есть их главная обязанность.

Вслед за радикальными феминистками XIX в. неофеминистки настаивали на том, что материнство из категории «обязанности » следует перевести в категорию «права» женщин. В этом контексте они добивались признания права на предупреждение беременности, возможности ее прерывания, ставили вопрос о «сознательном материнстве», «планировании семьи».

Неофеминизм сложился под влиянием идей, сформулированных Симоной де Бовуар (1908-1986) - французской писательницей и философом-экзистенциалистом. Она принадлежала к числу тех западных феминисток, которые довольно долго были убеждены в плодотворности марксистской модели освобождения женщин — освобождения посредством труда и пролетарской революции. Однако, несмотря на изначально святую веру в дело социализма, у нее все же были определенные сомнения в са­модостаточности марксистского подхода к преобразованию отношений между полами. Эти-то сомнения и побудили ее написать специальную работу о положении женщин — двухтомный труд «Второй пол». Книга вышла в свет в 1949 г. сначала во Франции, а чуть позже практически во всех странах Запада. В 1997 году книга вышла и в России. Три поколения западных женщин выросли на этой книге, почитая ее за новую Библию. В США сопоставимое с ней влияние имела в 60-е гг. прошлого века книга Бетти Фридан[4] (1921-2006) «Мистика женственности», опубликованная в 1963 г. В России она была выпущена в 1994 г. под названием « Загадка женственности ».

Не вступая в прямую полемику с марксистами, С. Де Бовуар переносила акцент с проблемы коллективной борьбы пролетариата, как гарантии такого освобождения, на проблему личностного становления женщины в качестве субъекта. Т. е. восстанавливала тему эмансипации в ее истинном значении. В системе ее взглядов понятия свобода воли, свобода выбора, самореализация личности и ее подлинное существование занимают основное место.

Именно поэтому в центре ее внимания не «женские массы» и их «кол­лективная борьба », а женская личность и ее «ситуация» в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами и правилами. С. де Бовуар сосредоточивает свой анализ главным образом на теме межличностных отношений мужчины и женщины.

С этих позиций С. де Бовуар перечитывает заново мифы и легенды о «тайне пола», «предназначении женщины», «загадке женской души». Для нее очевидно, что такой загадки в принципе не существует. В пылу полемики она формулирует свой знаменитый тезис: « Женщиной не рождаются, женщиной становятся ». Тезис предельно спорный, провокационный, который вызовет шквал критики как со стороны убежденных антифеминистов, так и со стороны феминистов.

Разумеется, она не отрицает биологического различия между мужчиной и женщиной вообще — «мужским» и «женским» как природными началами. Она отрицает непосредственную зависимость между разными уровнями человеческой жизни. И доказывает, что биологическое различие между мужчиной и женщиной вовсе не предполагает их социального различия, когда один является господином, а другой — его рабом. Такое распределение ролей не задано заранее, не предопределено раз и навсегда, а навязано вполне определенными социально-историческими обстоятельствами. Оно произошло на заре истории, когда за мужчиной была закреплена сфера «конструирования смысла жизни» — сфера культуры, а за женщи­ной — сфера воспроизводства самой жизни — сфера «природы». На этой основе со временем возникают стереотипы общественного сознания, отождествляющие с мужчиной культуру, а с женщиной — природу.

С. де Бовуар подчеркивает, что поскольку именно мужская деятельность сформировала понятие человеческого существования как ценности, которая поднимает эту деятельность над темными силами природы, покоряет саму природу, а заодно и женщину, то мужчина в обыден­ном сознании всегда представал и предстает как творец, создатель, субъект, хозяин. Женщина же — только как часть природных сил и как объект его власти. Конфликт между изначальной способностью быть субъектом и навязанной ролью объекта чужой власти и определяет особенность «женского удела». Но С. де Бовуар убеждена в том, что этот конфликт понемногу разрешается. Стремление к свободе одерживает верх над стереотипами традиционного поведения женщин и мужчин. Подтверждение тому — появление крупных женских личностей в истории, развитие идей женского равноправия, самого женского движения.

До сих пор «Второй пол» остается самым полным историко-философским исследованием о положении женщин практически от сотворения мира и до наших дней. Здесь подведены итоги просчетов и достижений женского движения прошлых лет и подготовлена основа для его дальнейшего развития как коллективного действия, которое помогает становлению свободной, «автономной» женской личности, способной «присвоить» свою собственную жизнь, начав с присвоения своего «тела».

Современницы С. де Бовуар не осмелились превратить эту идею в руководство к действию. Осмелились их дочери — неофеминистки. Они, духовные наследницы С. де Бовуар, обязаны ей в первую очередь тем, что стали оценивать себя и свою жизнь новыми мерками — мерками свободного человека. Пробуждение социального женского самосознания или, иначе говоря, пробуждение в женщинах стремления жить жизнью полноправного человека — основное достижение неофеминизма.

Не все неофеминистки оказались го­товыми до конца следовать за С. де Бовуар и видеть в женщине существо, отли­чающееся от мужчины только своей способностью к рождению детей. Некоторые из них, например, француженки Л. Ири-гареи, Э. Сиксу и др., исходя из теории эссенциализма (от лат essentia — сущ­ность), отстаивают идеюоб особой женской субъективности, специфике женско­го начала. На этой основе они говорят о праве женщины не копировать мужской стандарт социального поведения, а жить в истории на свои манер, сообразно женской натуре, иначе говоря, отстаивают право на различие с мужчиной.

Сторонницы «права на различие» доказывали, что вся предшествующая история и культура выстроена в соответствии с мужским видением мира, с мужскими вкусами, предпочтениями — мир «маскулинизирован ». Поэтому, входя в историю как ее субъект, женщина должна противопоставить стандартам и стереотипам мужчины свои, женские. Без утверждения своего особого взгляда на мир, на историю и культуру, женщины рискуют потерять самобытность и просто раствориться, исчезнуть в «мужском» обществе. Сторонницы Симоны де Бову­ар, «эгалитарные» (от франц egalite — ра­венство) феминистки упрекали своих оппоненток зато, что они все свои заключения выводят на уровень сексуальности и ее проявлений, что для них «признак пола — главный и повсеместный».

Спор между этими версиями феминизма быстро вышел за пределы их «семьи» В него оказались втянутыми представители всех наук о человеке — биологи, физиологи, психологи, антропологи, этнографы, философы, историки, филологи. Это произошло еще и потому, что с середины 1970-х гг. под напором феминисток в западных университетах повсеместно возникали центры «женских» «феминистских» исследований с особыми программами. Основная задача таких центров выявить и определить особенности — или отсутствия таковых — женского «начала», женского взгляда на мир, женских ценностей.

С развитием этих исследовании феминистский спор не только не разрешился, но окончательно развел в разные стороны исповедников «эгалитарного» и «дифференцированного» подхода к определению женской самобытности. Свои выход из тупика этого спора предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сравнительных характеристик «мужского» и «женского» начал. В центре их анали­за стояло понятие «гендер». Так возникли гендерные исследования, которые очень быстро отвоевали себе место и в академических науках, и в образовательных центрах. Концепцию «гендера» в 80—90-е гг. прошлого века взяли на вооружение в качестве исследовательского инструмента социологи, политологи, философы, пси­хологи, экономисты и др.

В последние десятилетия XX в., несмотря на внутренние споры, феминистская теория также переживает период бурного развития. В рамках радикального феминизма всерьез уточняется и дополняется концепция патриархата. Этим занимаются американки С. Файерстоун, К. Миллет, француженка К. Дельфи и др. Феминизм радикального толка убежден в том, что различия по полу суть наиболее глубокий и политически значимый водораздел в обществе. Все общества, прежние и нынешние, по этому воззрению, ха­рактеризуются патриархией — системой, ко­торая позволяет, по выражению Кэйт Миллет, « одной половине человечества — мужчинам — держать в узде другую половину — женщин ». Радикальный фе­минизм провозглашает необходимость своего рода сексуальной революции — революции, которая, помимо прочего, перестроит не только политическую, но и личную, домашнюю и семейную жизнь. Характерный лозунг радикального феминизма — «личное есть по­литическое ». Дело, однако, не доходит до того, чтобы видеть в мужчине «врага», — лишь в самых крайних своих формах радикальный феминизм призывает женщин совершенно «удалиться от мужского общества».

В работах Д. Митчелл, Н. Ходороу, К. Киллиган, Г. Рабин и др. получает дальнейшее развитие психоаналитический феминизм, который акцентирует внимание не на особой роли отца и эдиповом комплексе (что характерно для основоположника психоанализа 3. Фрейда), а на доэдипиальном периоде, когда ребенок особым образом связан с матерью. С точки зрения феминисток-психоаналитиков, прежде всего воображаемый страх перед матерью, заложенный в детстве, определяет мотивацию поведения взрослых индивидов. Психоаналитический феминизм сыграл определенную роль в привлечении внимания к социальной природе не только отцовства, но и материнства, постановке проблем воспитания (в особенности женщинами женщин).

Под воздействием крупнейшего французского философа Мишеля Фуко, разработавшего новую «капиллярную» теорию власти, а также таких видных теоретиков постструктурализма, как Ж. Лакан, Ж. Деррида, Р. Барт, Ж.Делез, Ф. Гваттари возникает постмодернистский феминизм или постфеминизм. К числу его крупнейших представительниц относят таких разных исследовательниц как Д. Батлер, Р. Брайдотти, М. Виттиг, Ю. Кристеву и др.

Феминизм в начале XXI века

Сегодня постфеминизм считается едва ли не самой авторитетной ветвью феминистской критики, хотя противники справедливо упрекают его представительниц в незавершенности, внутренней противоречивости мыслительных разработок, размытости используемых понятий. Тем не менее, именно в рамках постфеминизма произошло смысловое приращение к феминистскому знанию. Постфеминистки сумели предложить новое толкова­ние «различий» в субъектности — не как маргинальность, исключения из культуры, не как отклонения от нормы, а как некоей ценности. В такой парадигме любой «другой» (другая субъектность) получает свой полновесный статус в истории, за любым «другим» признается право на полноценное существование.

Для сегодняшнего феминизма понятие «разнообразия» является базовым. Одна из крупнейших его представитель­ниц, американский историк Дж. Скотт подчеркивает: «Современные феминистские теории не предполагают фиксиро­ванных отношений между сущностями, а трактуют их как изменчивые эффекты временной, культурной или исторической специфики, динамики власти... Ни инди­видуальная, ни коллективная идентич­ность не существует без Другого; включенности не существует без исключенности, универсального — без отвергнутого частного, не существует нейтральности, которая не отдавала бы предпочтение ни одной из точек зрения, за которыми стоят чьи-то интересы, власть играет суще­ственную роль в любых человеческих от­ношениях... Для нас различия — это факт человеческого существования, инстру­мент власти, аналитический инструмент и черта феминизма как такового».

Действующие в этот период женские организации социологи классифицируют по-разному: исходя из их целей и задач, методов действия, идейных постулатов. Самым признанным является их базо­вое деление на два потока: либеральный и радикальный.

Либеральные женские организации — это реформистские, уме­ренные, массовые объединения, доби­вающиеся уравнивания женщин в правах с мужчинами политическими методами, легально признанными обществом. Ос­новные виды активности либеральных организаций — лоббирование, петиции — в судебные и законодательные органы с целью изменения законов и институтов в интересах женщин.

Радикальные женские организации придерживаются, как правило, левых взглядов — от марксистских и неомар­ксистских до крайне левых и ориентиру­ются на деятельность «у корней травы», добиваясь «роста сознания» женщин на личностном уровне.

Женское движение во всех его фор­мах сумело оказать существенное влия­ние на изменение общественных норм и правил. Под его воздействием начался, например, настоящий прорыв женщин в сферу политики. Женщины берут под свою опеку работу местных органов вла­сти, становятся мэрами городов, муниципальными советниками, депутатами региональных советов, депутатами пар­ламентов, главами правительств и даже президентами.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь