Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ САМОНАБЛЮДЕНИЯ



КОММЕНТАРИЙ 1

Можете ли вы увидеть разницу между вашей собственной жизнью и жизнью вообще? Что вы имеете в виду под словами мо я жизнь, когда вы говорите: «Моя жизнь была счастливой жиз-нью» или «Моя жизнь была несчастной жизнью»? Имеете ли вы в виду, что внешние вещи были приняты или внутренние вещи то есть настроения и чувства и т.д. были приняты или наоборот? Вы согласитесь со мной, что иногда человек, находящийся в жизни в хорошем внешнем положении, с достаточным количеством денег и в приятном окружении, и без какой-либо серьезной заботы и т.д., является несчастным и жалким, а с другой стороны, что человек в совсем иных и даже враждебных обстоятельствах является часто совсем обратным. Взглянем на эту ситуацию более близко. Что такое жизнь кого-то? Это вещь, о которой мы говорим весьма бой-ко, не понимая, что это такое. Когда люди добровольно хотят рас-сказать историю своей жизни, о чем они говорят? Они говорят о со бытиях, о других людях, о внешних вещах. Но жизнь каждого состоит из двух различных вещей, которые должны быть поняты для целей самонаблюдения. Жизнь каждого человека состоит не только из событий, но и из состояний. Состояния являются внут-ренними, а события - внешними. Состояния являются состояния-ми себя, то есть внутренние состояния, такие, как плохое на-строение, привычка к беспокойству, привычка к страху, суе-верия, предчувствия, подавленность, с одной стороны, или, с другой стороны, лучшие состояния, состояния счастливого чувства, состояния наслаждения или сострадания. Они нахо-дятся в себе, т.е. все состояния являются состояниями себя. Со-бытия являются внешними и входят в нас извне. Внутреннее же состояние кого-либо может соответствовать внешнему событию или может быть вызвано им, или может не иметь никакого отношения к нему. Перед тем, как подумать о том, как они могут быть связаны между собой, необходимо постараться увидеть, что со-стояния и события - это две разные вещи. Возьмем, например, приятное событие. Соответствует ли ему ваше внутреннее со-стояние? Можете ли вы сказать наверняка, что когда прои сход ит внешнее событие, ваше внутреннее состояние соот­ветствует ему? Скажем, вы ожидаете приятное событие и все­сторонне рассматриваете и переживаете его заранее. Можете ли вы сказать, что когда оно происходит, ваше внутреннее состояние может встретить его восхитительным образом? Вы можете допус­тить, что, хотя событие произойдет, возможно, даже так, как Вы надеялись, часто чего-то будет недоставать? Чего будет недос­тавать? Чего недоставать - это соответствующего внутреннего состояния, чтобы сочетаться, так сказать, с внешним событием, которого так сильно ждали. И, как вы, вероятно, все знаете, обыч­но совершенно неожиданное событие приносит нам наши наи­лучшие моменты.

Теперь возьмем эту идею, а именно, соответствие внутренне­го состояния внешним состояниям. Если только мы не имеем в себе правильного состояния, мы не можем правильно сочетать­ся со счастливыми событиями, то есть в нас должно существо­вать нечто, чтобы привлекать и таким образом давать нам воз­можность радоваться внешнему событию. Однако люди весьма склонны при размышлении о своей жизни, как я уже сказал, счи­тать, что их жизнь - это только внешние события и что если некоторое число внешних событий того или иного рода про­изошло или не произошло с ними, их жизнь была неудачной, но приспособляемость человека к жизни зависит от его внутреннего развития, то есть от качества его внутренних состояний, ибо внут­ри, в ваших состояниях, лежит аппарат для жизни, и если этот аппарат завален, например, жалостью к себе, тревогами или другими отрицательными эмоциями, не имеет значения, насколь­ко очаровательны внешние события, ничто не может случиться правильно просто потому, что аппарат для жизни - то есть, че­ловек в нем самом, совершенно не в состоянии сочетаться сча­стливым образом с такими событиями, которые идут из внешней жизни, могущей дать ему некоторое наслаждение и восхищение. Человек может заглянуть вперед на экскурсию за границу, и когда она происходит, это есть событие. Но он может быть столь скромным, столь заботящимся о небольших и несуществующих вещах и т.п., что вся экскурсия окажется ничем, кроме бедствия. И в таком случае это будет внутреннее состояние человека, кото­рый находится в затруднении. Поэтому, если мы спрашиваем се­бя, из чего состоит наша жизнь, мы не можем сказать - просто из событий, но она состоит значительно больше из состояний. До­пустим, что человек, главной любовью которого является быть пессимистичным, меланхоличным и печальным, жалуется вам, что жизнь есть плохое дело и не стоит жить, будете ли вы пред­полагать, что это происходит из-за недостатка подходящих со­бытий или из-за внутренних состояний человека, и будете ли вы столь глупы, чтобы думать, что путем устройства приятной компании жизнь для него изменится? Болезнь находится в са­мом человеке - и не наблюдаете ли вы много людей каждый день, которые делают свою собственную жизнь и жизнь других несчастливой вследствие своих злых внутренних состояний? И кто же действительно заслуживает заключения в тюрьму из-за того, что люди не начали видеть, чем реально является их собст­венная внутренняя жизнь, и воображают жизнь, как говорят, как нечто, находящееся всецело вне их?

Теперь в самонаблюдении попытайтесь увидеть разницу меж­ду внешними событиями и внутренними состояниями и заметить, где вы находитесь как в отношении к вашему внутреннему со­стоянию, так и к природе внешнего события. Внешние события бывают разного рода. Внешняя жизнь - не гладкий лист бумаги, по которому мы ползаем подобно муравьям. Она полна холмов и до­лин, хорошей погоды и плохой погоды. Такова природа жизни, но, как правило, многие события мы рассматриваем как исключи­тельные или, по крайней мере, неприятные, как болезнь, войны и т.д. Жизнь есть серия различных событий, идущих, в большем или меньшем масштабах, чтобы встретить нас, и каждое событие имеет свой особый характер. И внутренние состояния бывают снова разного рода. Вся личная Работа касается внутренних со­стояний, и вы все слышали, над какими ошибочными состояниями все должны Работать и стараетесь отделиться от них, тогда не­приятные события жизни не будут хватать вас столь легко и выматывать вашу силу. События являются влияниями, изме­няющимися в каждый момент в их различных комбинациях, но все они должны приниматься сознательно, даже хорошие, на этом низком уровне, где мы находимся во вселенной, а именно, на Земле. Некоторые же из них являются очень опасными, и с ними Не должно отождествляться любой ценой. Из того, что было сказано, станет более ясно, что о жизни человека должно ду­мать как о внутренних состояниях человека, и истинной ис­торией жизни человека была бы история его внутренних со­стояний и особенно, отрицательных эмоций. Жить кое-как в себе, в этом внутреннем обширном мире, доступном только самому че­ловеку через индивидуальное самонаблюдение и всегда невиди­мом другим, является наихудшим преступлением, которое мы мо­жем совершить. Поэтому настоящая Работа начинается с са монаблюдения, констатации в себе ошибочных состояний и Ра­боты против них. Таким путем внутренняя жизнь становится очи­щенной, и с этих пор она притягивает нашу внешнюю жизнь путем изменения наших внутренних состояний, лишая пищи одних и пи­тая другие. Таким образом мы изменяем не только наше отноше­ние к событиям, идущим извне, но даже характер событий, кото­рые приходят к нам изо дня в день. Только таким путем мы можем изменить характер событий, которые происходят с нами. Мы не можем изменить их непосредственно, но только через изменение состояний, то есть, начиная приводить этот расстроенный дом, в котором мы живем, в некоторый порядок. Это не события сего­дняшнего дня, которые случились с вами, играют роль, как, на­пример, те, когда вы что-то потеряли или сделали что-то ошибоч­ное, или когда кто-то забыл вас, или сказал вам грубость и т.д. и т.д., но как вы реагировали на все это, то есть, в каких состояниях вы были; ибо именно здесь лежит ваша истинная жизнь. И если наши внутренние состояния были правильными, ничто в характе­ре внешних событий не могло бы одолеть нас. Постарайтесь по­этому различать (как упражнение в жизни) более сознательно разницу между внутренними состояниями и внешними событиями и постарайтесь встретить какое-либо важное событие, после оп­ределения его характера, с правильным внутренним отноше­нием. И если вы не можете, подумайте впоследствии об этом -сперва попытайтесь определить характер события и отметьте, как часто этот род событий бывает у вас, и постарайтесь увидеть его более ясно и определить в таких терминах, как «это называ­ется опоздать», или «это называется потерять вещи», или «это называется получать плохие новости», или «это называется не­приятными сюрпризами», или «это называется тяжелой работой», или «это называется заболеть». Начните таким очень простым образом и вскоре вы увидите, как различные внешние события, так же, как в этом отношении внешняя жизнь кого-либо, все время изменяются, и то, что вы не могли сделать в этот момент, вы сможете сделать в другой. Ибо события, так сказать, похожи на открывание и закрывание дверей. Тогда вы будете в состоянии увидеть в незначительных событиях ежедневной жизни, какие из них частично причинно связаны с вами самими, а какие являются случайными и т.д. А затем подумайте о вашем состоянии: в каком состоянии вы обычно встречаете некоторое достаточно типичное событие и является ли это состояние, так сказать, правильным инструментом, чтобы его употребить, правильным билетом, чтобы его предложить, правильным методом, чтобы применить к этому событию. К очень многим событиям каждый должен научиться быть пассивным, то есть, вообще не реагировать, ничего не де­лать. Но пассивность требует большой внутренней активности сознания, чтобы предотвратить любую механическую реакцию, имеющую место, когда событие, входящее как механическое впе­чатление, касается часто ассоциативного механизма ума и чувст­ва, которые мы ошибочно принимаем за самих себя.

 

КОММЕНТАРИЙ 2

Раздел 1. Последующее является комментарием, который относится к идее о различных «я» в нас. Как вы знаете, в настоя­щей системе учения человек не рассматривается как единство. Отсутствие единства в человеке есть источник всех его затрудне­ний и беспокойств. Тело человека является единством и Работает как организованное целое, если только оно не является больным. Но внутренняя жизнь человека не есть единство и не имеет орга­низации и не Работает гармонично как целое. Человек, по отно­шению к своему внутреннему состоянию, является множеством, и, с одной точки зрения, в настоящем учении об этом внутреннем множестве говорится в терминах «я» или «эго». Множество раз­личных «я» в человеке, которые в каждый момент берут заботу о нем и говорят из него, как будто его голосом; и с этой точки зрения человек сравнивается с домом, находящимся в расстройстве, в котором нет хозяина, но толпа слуг, которые говорят от имени от­сутствующего хозяина. Как вы все, вероятно, слышали, это вели­чайшая ошибка, которая может быть сделана - предполагать, что либо он сам, либо другие на данной стадии развития имеют одно постоянное неизменное «Я» или «Эго» в себе. Человек никогда не является одним и тем же в течение долгого времени. Он непре­рывно меняется. Но он воображает, что если человек называется Джемсом, он всегда Джемс. Это совершенно неверно. Этот чело­век, которого мы зовем Джемсом, имеет в себе другие «я», другие «эго», которые берут заботу о нем в различные моменты и, хотя, возможно, Джемсу не нравится говорить ложь, другому «я» в нем -назовем его Петр - нравится лгать, и т.д. Принимать другого чело­века за одного и того же человека все время, предполагать, что он является одним единственным «Я», - значит совершать насилие над ним и таким же образом совершать насилие над собой. Мно­жество различных людей живет в каждом из вас. Все они являют­ся различными «я», принадлежащими к личности, которую необ­ходимо наблюдать и стараться узнать, иначе невозможно никакое самопознание, если кто-либо действительно идет путем самопо­знания, а не путем выдумки и воображения о себе. Никто из вас здесь не имеет реального единства бытия. Каждый из вас - не что иное, как толпа различных людей, некоторые из которых лучше, а некоторые хуже, и каждый из этих людей, каждое из этих «я» в вас в отдельные моменты берет заботу о вас и заставляет вас де­лать, что он хочет, и говорить, что он желает, и чувствовать и ду­мать, как он чувствует и думает. Но вы уже знаете все это, и я хо­чу сказать более детально об этой доктрине о многих «я» в че­ловеке и дать вам некоторое понятие о ее более глубоком смысле и значении.

Если некоторые из вас не смогут понять дальнейшее, то либо потому, что вы еще не имели достаточной практики в самонаблю­дении, в таком случае вы должны быть терпеливы и немного по­дождать, либо потому, если вы были дальше в настоящей Работе, что вы даже не начали все еще серьезно наблюдать себя, то есть вы не начали Работать над собой и, может быть, никогда даже серьезно не думали, что это значит. В последнем случае я могу только сказать, что вы должны действительно попытаться сде­лать усилие понять, что это значит, путем подлинного самона­блюдения и насколько возможно скорее, ибо в настоящей Работе время имеет значение, и благоприятные возможности начинают сами по себе становиться меньше, и, если кто-либо не воспользу­ется ими, пока это возможно, может случиться, по самой природе вещей, что будет слишком поздно сделать что-нибудь с собой на пути внутреннего изменения, которое возможно только через са­монаблюдение и самопознание.

Первым пунктом, к которому я хочу привлечь ваше внимание в связи с доктриной о многих «я» в человеке, является то, что пока человек принимает себя за одно, он не может измениться. Но думали ли Вы для самих себя, в вашем частном размышлении, почему это так'? Все вы знаете, что настоящая Работа заключает­ся в том, чтобы заставить человека думать для себя, и что слу­шать идеи настоящей системы, не размышляя о них для себя и не заставляя их стать таким образом частью, себя является тратой времени. Работа не есть что-то внешнее, но внутреннее, и люди, которые воображают, что Работа, как внешняя организация, будет тянуть их с собой, серьезно ошибаются относительно ее смысла Самый факт, что Работа начинается с самонаблюдения, несо­мненно, является достаточным, чтобы показать, что она требует личного усилия со стороны каждого индивидуума, и только каждый из вас может наблюдать себя, и никто другой не может сделать это для вас. Теперь, только через усилие самонаблюдения, чело­век может, в конце концов, увидеть для самого себя, что он не яв­ляется единым, и таким образом разрушить иллюзию, что он яв­ляется одним постоянным, неизменным индивидуумом. Ибо, пока человек имеет эту иллюзию, что он всегда одно и то же лицо, он не может измениться, а, как вы знаете, целью настоящей Работы является осуществление постоянного постепенного изменения во внутренней жизни кого-либо. Действительно, вся настоящая Ра­бота основана на идее, что само изменение или трансформация самого себя и есть истинная цель существования. Но начальная точка этого самоизменения остается скрытой до тех пор, пока че­ловек находится под иллюзией, что он един. Человек должен по­нять для самого себя, что он не един, но множественен и что он может сделать это только посредством некритического наблюде. ния себя. Но в течение длительного времени иллюзия, что он все­гда является одним и тем же лицом, будет бороться с его попыт­кой наблюдать себя некритически и затруднять ему понимание значения его наблюдений. Он будет находить извинения и оправ­дания себя и, таким образом, цепляться за представление, что он действительно один и имеет постоянную индивидуальность, что он всегда знает, что он делает, думает и говорит, и всегда сознает себя и контролирует себя вовремя. Ему будет очень трудно до­пустить себе, что это не так. А с другой стороны, будет совершен­но бесполезно, если он делает вид, что он верит, что он не един, но не видит истины этого для самого себя. Это есть часть знания настоящей системы учения. И если человек не видит истины этого знания в применении его к самому себе путем Работы над своим бытием, оно не может сделаться понятным. Знание остается внешним для самого человека. Но если он применяет это знание практически и путем длительного самонаблюдения начинает видеть его истину. Знание породит в нем плод и не будет больше просто знанием, но пониманием, так как человек применил знание в себе и посредством него Работал над своим собственным бытием. И вы вспомните большое ударение, возлагаемое в этой системе на разли­чие между знанием и пониманием, ибо в наше время знание значи­тельно превысило понимание, так как человек развивался только со стороны знания и соответственно не со стороны бытия. Когда человек начинает наблюдать себя под углом зрения того, что он не един, но множественен, он начинает Работать над своим бытием. Он не может делать этого, если он остается при Убеждении, что он един, ибо тогда он не будет в состоянии отделиться от себя, ибо он будет принимать все в себе, всякую мысль, настроение, чувство, импульс, желание, эмоцию и т.д. как себя, т.е., как «Я». Но если он начинает наблюдать себя, он будет тогда в данный момент становиться двумя - наблюдающей стороной и наблюдаемой стороной. И если только он не разделяет себя та­ким образом и не борется, чтобы сделать это деление более и более отчетливым, он никогда не будет в состоянии переместить­ся оттуда, где он находится, так как, принимая всегда все, что имеет место в нем, за себя, он будет говорить «Я» всему этому и, таким образом, все будет тогда в нем «Я». Путем отождествления себя со всем, что в нем самом, и приятия всего этого как «Я», он будет делать невозможным изменить все, ибо все будет прятать­ся за этой иллюзией «Я» и продолжать жить в нем. Действитель­но, вся толпа людей в человеке - все отдельные «я» в нем, как полезные, так и бесполезные, будут иметь, так сказать, равные права быть одинаково защищаемыми им, так как он будет совер­шенно неспособен различить их одно от другого, ибо он принима­ет все их за себя. Это есть просто один способ выразить ситуа­цию внутри человека, который остается убежденным, что он един.

Далее, человек не может изменяться, пока он не в состоянии в результате самонаблюдения сказать: «Это - не «Я»». Как только он сможет начать говорить это внутренне чему-то, что он наблю­дает в себе, он начинает отделять это от себя. То есть он начина­ет брать ощущение «я» из себя, и результатом является в конце концов, и часто только после борьбы, что то, что он наблюдал, начинает двигаться от него и, таким образом, отходить в его внутреннем мире на расстояние. Но это невозможно, если он ду­мает, что то, что он наблюдал, является им самим, ибо тогда оно будет еще оставаться «Я» в нем, а «я» не может изменить «я», ибо тогда не будет возможно никакое отделение и он будет оста­ваться объединенным с тем, что он наблюдал, путем принятия этого «Я» за самого себя вместо принятия этого за «я» в нем.

Когда человек думает, он считает, что это он сам думает. Но наши мысли идут наобум, если только мы не думаем глубоко и с знанием, что бывает крайне редко. Мысли, проходящие через наши умы, идут из различных «я» в нас. Допустим, человек заме­тет, что он имеет отрицательные мысли относительно настоящей Работы или о человеке, или о чем-то, что случилось. Допустим, что он принимает эти мысли за свои собственные, как себя, то есть, как «Я», и допустим также, что он чувствует некоторое стеснение относительно их. Он говорит себе: «Я не должен, по существу, думать таким образом». Это может иметь некоторый результат или не иметь его. Но дело в том, что он делает ошибку, а именно, ошибку принятия всего, что случилось внутри него, за самого себя, за «Я», Если он наблюдает себя правильно, он за­мечает эти мысли не как самого себя, но как идущие из отрица­тельного «я» в нем, о чем он, возможно, уже знает кое-что. Допус­тим, что он знает это «я» в себе очень хорошо. Он сразу распо­знает, что в нем говорит это «я» и сообщает свои мысли ему че­рез умственный центр и возбуждает в то же самое время особого рода отрицательную эмоцию. Он не принимает в данную минуту это отрицательное «я» за самого себя, но видит его как нечто в себе, отдельное от себя. В результате то, что оно говорит, не имеет власти над ним, так как он отделен от него. Но если он ста­новится спящим в себе, то есть, если он перестает быть сознаю­щим то, что происходит в нем и какие «я» близки к нему, он попа­дает под его власть и, становясь отождествленным с ним, вооб­ражает, что это он сам думает таким образом. Делая это, он уси­ливает власть этого отрицательного «я» над собой, потому что, как вы знаете, все, с чем мы отождествляемся, сразу берет власть над нами, и чем более часто мы отождествляемся с чем-либо, тем большими рабами его мы являемся. Относительно са­мой Работы наши соблазны лежат точно в отрицательном «я», то есть в «я», которое ненавидит Работу, так как она угрожает их жизни в нас. Эти отрицательные «я» начинают некоторого рода мысли путем действия на умственный центр и применяя матери­ал, сложенный там в форме свитков. Если мы последуем за этими мыслями, то есть за этими отрицательными «я», которые в дан­ный момент Работают в нас, мы не будем в состоянии ослабить их влияние. Их первым намерением является заставить нас по­чувствовать потерю силы. Всякий раз, когда мы чувствуем вне­запную потерю силы, это практически всегда происходит благода­ря действию отрицательного «я», которое возбудило ряд мыслей из наших воспоминаний и путем тщательного выбора их материа­ла представило нечто в неправильном освещении. Следует пом­нить, что все отрицательные эмоции могут только лгать и только все искажать, как например, эмоция подозрения. Если только мы нe можем наблюдать действие отрицательного «я» в умственном центре, оно получит власть над нами. Оно получит власть немедленно, если мы примем его за «Я», за самих себя. Но если мы видим его как «я» за работой в нас, оно не сможет сделать этого. Нo чтобы осознать, что такое «я» в нас, мы должны уже стать уверенными, путем практической Работы над собой, что многие различные «я» существуют в нас и что мы являемся не едиными, номножественными.

Раздел 2. Вернемся к иллюзии, которую имеет каждый, что он един. Эта иллюзия существует в каждом из нас. Она может быть обнаружена только постепенно, путем личного наблюдения. Каж­дый из нас приписывает себе обладание индивидуальностью, полной сознательностью и волей. Но, как вы знаете, настоящая система идей, которую мы изучаем, учит, что человек не един, но множествен - то есть он не есть индивидуум, но множество раз­личных людей, а также, что он не является должным образом сознательным, но почти всегда спит в мечтах, в воображении, в обдумывании, в отрицательных эмоциях и т.д. и в результате не помнит себя и поэтому, так сказать, опустошает и разрушает свою внутреннюю жизнь и живет в некоторого рода тьме, и, наконец, что он не обладает волей, но имеет много различных воль, кото­рые конфликтуют друг с другом и действуют в различных направ­лениях. Если бы человек был единством вместо того, чтобы быть множеством, он имел бы истинную индивидуальность. Он был бы единым и поэтому имел бы одну волю. Следовательно, иллюзия, которую человек имеет в себе, что он един, относится к возмож­ности. Человек может достичь единства бытия. Он может достичь своей истинной индивидуальности. Но именно эта иллюзия стоит прежде всего на пути достижения человеком этой возможности. Ибо пока человек воображает, что он имеет нечто, он не будет искать этого. Зачем человек будет стремиться к чему-то, чем, он никогда не сомневался в этом ни на одно мгновенье, он уже обла­дает? Это есть одно из влияний воображения, которое восполня­ет, так сказать, то, чего недостает, или делает кажущимся, что мы подобны этому или подобны тому, тогда как в действительности мы являемся противоположными.

В настоящей Работе постоянно говорится, что мы должны бо­роться с воображением о самих себе, не только потому, что это приводит нас к ложным переживаниям, притворным эмоциям и часто смешным ситуациям, но потому, что это останавливает вся­кую возможность внутреннего роста. И теперь из того, что уже бы­ло сказано легко видеть, почему это так. Ибо, если мы вообража­ем, что мы уже приобрели качества бытия, от обладания которы­ми мы далеки, мы никогда не можем ожидать иметь их. Наше во­ображение будет возмещать их отсутствие. Действительно, мы никогда не будем знать, чего нам недостает чего-то относительно нас самих, то есть относительно качества нашего бытия, и будем думать, что единственные вещи, которых нам недостает, это вы­сокой оценки, славы, денег, благоприятной возможности или не­которой другой внешней вещи, но что относительно нас самих нет ничего серьезного, чего нам недостает. Это есть власть, которую имеет иллюзия, и по этой причине говорится, в притче этой Рабо­ты об овце и волшебниках, что человек загипнотизирован посредством своего воображения и находится во власти иллюзии, что он лев или орел, когда в действительности он овца; и в то же время, как овца, он имеет силу ускользнуть от волшебников, которые слишком ленивы или слишком скупы, чтобы построить ограду, дабы запереть ее.

Что мы должны понять из всего этого, это то, что иллюзия есть нечто очень реальное и определенное в своих действиях. Вооб­ражение не есть просто ничто - «не что иное, как воображение», как мы говорим. Оно есть нечто поистине очень могущественное. Оно есть действительная сила, действующая универсально на человечество и сохраняющая человека в состоянии сна, является ли он примитивным или цивилизованным. И пока человек не нач­нет познавать, что такое вспоминать себя, то есть не достигнет третьего состояния сознания, сила, которая проявляется как во­ображение в двух низших состояниях сознания, не находит своего правильного направления и поэтому действует против него. Как мы видели, человек воображает, что он един, и благодаря этой иллюзии он не может отойти от' того, чем он является в себе са­мом. Всякий в себе самом находится на некоторой ступени себя, и никто не может сдвинуться с этой ступени, где он есть в себе са­мом, если только он не видит очень отчетливо для себя, что он не одно и то же лицо, но множество различных людей, и что про­должать думать так, будто он един, является иллюзией.

Это осознание, это внутреннее восприятие, изменяет у чело­века чувство себя самого. Оно изменяет или начинает изменять его чувство «Я». Пока он живет в иллюзии, что он един, он может иметь неправильное чувство «Я». Но он не знает этого; он не знает также, что благодаря этому не только вся его жизнь и его связь с другими является неправильно, но и его собственная эво­люция становится невозможной. Ибо человек не может изменить­ся, пока он приписывает себе единство бытия, ибо тогда все в нем есть он сам. Он будет приписывать себе все хорошее или Плохое в себе. Он будет ответственным за всякую мысль и за вся­кое настроение путем принятия всего в себе за себя самого, по­тому что если он считает, что все, что он думает, делает и гово­рит, он думает, делает и говорит от самого себя, тогда это будет его собственное, так как он делает это все своим собственным путем, приписывая это все самому себе. Иллюзия, что он всегда одно и то же лицо является полностью сознающим все и что он имеет волю и таким образом контролирует самого себя, будет целиком ослеплять его до того факта, что он является сознатель­ным источником всего, что он думает, говорит и делает. Самона­блюдение покажет ему, что практически он не имеет контроля над своими мыслями и не может даже остановиться мыслить, если он попытается сделать это, и что мысли всякого рода приходят и уходят в его уме, желает ли он их или нет. И то же самое с его чувствами, с его настроениями, его словами и его действиями. Но если он не может допустить, что он является другим, а не полно­стью сознающим все, что он говорит и делает, и не имеющим полного контроля над своими мыслями, настроениями и чувства­ми и не всегда являющимся одним и тем же лицом, все это оста­нется скрытым, утаенным от него силой своего собственного во­ображения, и все чувство себя, все чувство «Я» и его отношение к своим внутренним состояниям будет ложным. Но если человек, путем практического и искреннего самонаблюдения, не считает больше, что он един и не приписывает больше этому воображае­мому одному лицу все, что существует, и все, что входит в его внутренний мир, он начинает делать возможным для себя изме­нение. Ибо человек может получить помощь только через то, во что он верит. Если он верит, что он един, помощь не может достичь его, ибо он приписывает все самому себе и потому не только виновен во всем, но, так сказать, наполнен полностью со­бой и нет места для чего-либо еще. Но когда человек видит, что он не имеет права думать о себе как о едином и что в нем суще­ствует очень много различных людей, и некоторые весьма непри­ятные, и что он отнюдь не полон сознания и, конечно, не имеет индивидуальной воли, хотя это идет против его гордости, - это есть отправная точка изменения бытия.

 

КОММЕНТАРИЙ 3

(О РАБОТЕ НАД СОБОЙ)

Необходимо Работать над собой сегодня. Каждый день есть сокращенное содержание жизни всякого человека. Жизнь каждого - это то, что остается при смерти, то есть, человек - это его жизнь, и это есть то, что имеют в виду, когда говорят в священных писа­ниях, что книга жизни кого-либо открывается при смерти. Человек есть его жизнь. День в жизни всякого есть небольшая точная ко­пия его жизни. Если человек не Работает каждодневно в своей жизни, он не может изменить её, а если он говорит, что он хочет Работать над своей жизнью и изменить её, но не Работает каждодневно в своей жизни, его Работа над собой остается чисто вооб­ражаемой. Он утешает себя воображением, что он собирается Работать над своей жизнью, а в действительности никогда не на­чинает Работать ни одного дня своей жизни. Жизнь каждого че­ловека разбивается на дни и годы. Если человек не Работает ка­ждодневно в своей жизни путем -самонаблюдения, путем прило­жения идей настоящей Работы практически к тому, что он наблю­дает, то нет отправной точки. Он говорит, возможно, что будет Работать завтра; вспомните поговорку, что мы будем иметь варе­нье завтра. Но оно всегда «завтра». Если человек говорит: «Я начну Работать над собой завтра», - тогда он не будет никогда Работать над собой, ибо он будет Работать всегда «завтра» и ни­когда «сегодня». Это иногда называется в настоящей Работе бо­лезнью манья на - завтра. Пока человек всегда говорит манья на, то есть, завтра, он никогда не изменится.

Чтобы Работать над собой, необходимо ограничить поле Ра­боты, то есть не праздно мечтать о Работе в будущем, по какому-то важному случаю, но Работать сегодняшним днем, этим самым днем с его событиями и не думать в терминах завтрашнего дня. Начали ли вы наблюдать себя в отношении дня, обычного, каж­дый раз повторяющегося дня, который является космически опре­деленной миниатюрой года и целой жизни каждого^человека? Все вы знаете изречение: «Довлеет дневи злоба его».* Но думали ли вы, что значит это изречение и учитывали ли вы контекст, в кото­ром Христос сделал это замечание? Что, например, означает, ко­гда говорится достаточно? Достаточно для чего? Достаточно Ра­ботать над злом сегодняшнего дня. Если человек начинает Рабо­тать даже немного над днем и его неприятностями и тревогами, он тогда начинает Работать практически над собой. Но он должен стараться узнать свой день и стараться узнать себя в отношении к его дню. Имеется некоторый средний день, через который прохо­дит каждый человек, за исключением весьма необычных событий. События обычного дня имеют, если хотите, некоторое повторяю­щееся подобие для каждого человека. Теперь допустим, что чело­век никогда не сознает этого и никогда не наблюдает себя в связи с типичными событиями своего среднего дня, как может он даже подумать, что он Работает над собой и как может он даже пред- положить, что он может изменять себя? Изменение бытия начи­нается с изменения ваших реакций на действительные происшествия дня. Это есть начало принятия вашей жизни в реальном и практическом смысле по - новому. Если вы ведете себя одинаково каждый день по отношению к одинаковым текущим событиям дня, как можете вы полагать, что вы можете измениться?

Чтобы приступить к познанию самого себя, начните с наблю­дения вашего поведения по отношению к событиям одного дня в вашей жизни. Отмечайте, как вы реагируете, то есть, отмечайте ваши механические реакции на все небольшие события, кото­рые происходят, и на других лиц, и отмечайте, что Вы говорите, чувствуете, думаете и т.д. Затем попытайтесь увидеть, как вы мо­жете изменить эти реакции. Конечно, если вы уверены, что вы всегда поступаете сознательно и разумно и что вы никогда не ошибаетесь и т.д., ничто никогда не изменится в вас, ибо вы нико­гда не будете в состоянии осознать, что вы - машина, механиче­ский человек, всегда говорящий и чувствующий, и думающий, и делающий типичные вещи, согласно меняющимся снова и снова обстоятельствам. Но, может быть, благодаря частице скромности, или чувству унижения или, еще лучше, благодаря увеличению ва­шей сознательности, вы можете осознать, что вы не едины - пол­ностью сознательный индивидуум, решающий свою жизнь созна­тельно в каждый момент, но в один момент скромный человек, в следующий - раздражительный человек, в следующий - благоже­лательный человек, а в следующий - скандальный или клеветни­ческий человек, в следующий - святой, в следующий - лгун. Попы­тайтесь проделать рабочее упражнение - вести себя сознательно в течение небольшой части одного дня в вашей жизни. Так как все, что мы делаем, влияет на нас навсегда. Отдельный мо­мент, в котором что-либо является достаточно сознательным, чтобы не вести себя механически, если человек действует по во­ле, может изменить многие будущие результаты. Если вы выучи­ли, скажем, немного французский язык сегодня, вы будете знать больше завтра, но если вы ничего не делаете сегодня, вы ничего не будете знать больше завтра. То же самое о Работе над собой. Всякий должен Работать над собой по своей воле, потому что кому-либо не нравится нечто в себе, и стремиться изменить это.

Вся наша манера проводить день в нашей жизни является ошибочной, потому что по привычке она становится неизменной и потому механической. Тогда действительно мы являемся механи­ческими и поэтому не имеем реального ощущения того, что мы делаем, и наши дни проходят странным неосязаемым образом, то есть, мы следуем механическим привычкам дня и потому не име­ем реальной жизни и не получаем новых впечатлений. «Оно» действует, то есть, машина. Но если человек начинает свой день сознательно, весь день может быть несколько иным для него. Но он должен стараться узнать, что значит Работать над собой, беря всю жизнь, как день - видеть, наблюдать и осознать, что такое день для него, а не думать, что день для него не важен, потому что он столь обычен и что Работа означает нечто в будущем или что Работа есть нечто, «что он не имеет пока еще возможности применить к себе, так как он очень занят своей ежедневной рабо­той», как кто-то однажды сказал мне серьезным образом. Пожа­луйста, не думайте, что изменить себя - это просто меньше курить или меньше есть.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь