Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗНИЦА МЕЖДУ НАБЛЮДЕНИЕМ И САМОНАБЛЮДЕНИЕМ



Наблюдать и наблюдать себя - две разные вещи. Обе тре­буют внимания. Но в наблюдении внимание направлено наружу через чувства. В самонаблюдении внимание направлено внутрь, а для этого нет органов чувств. В этом одна причина, почему само­наблюдение более трудно, чем наблюдение.

В современной науке только наблюдение принимается за ис­тину. Все, что не может быть предметом наблюдения посредст­вом чувств или с помощью телескопов, микроскопов и других тон­ких оптических, электрических и химических инструментов, отбра­сывается. Иногда заявлялось, что одна из главных целей настоя­щей Работы - объединить науку Запада с мудростью Востока. Те­перь, если мы определяем отправную точку западной науки с ее практической стороны как наблюдаемое, как мы можем опреде­лить отправную точку Работы? Мы можем определить отправную точку Работы как самонаблюдаемое. Она начинается, с практи­ческой стороны, с самонаблюдения.

Эти две отправные точки ведут в совершенно различных на­правлениях.

Человек может затратить всю свою жизнь на наблюдение фе­номенального мира - звезд, атомов, клеток, и т.п. Он может при­обрести большое количество такого рода знаний, именно, знаний внешнего мира, то есть, всей той стороны вселенной, которая мо­жет быть обнаружена чувствами с приспособлениями или без них. Это один вид знания и посредством него могут быть сделаны из­менения во внешнем мире. Внешние, испытываемые чувствами условия могут быть улучшены. Всякого рода облегчения и удобст­ва и более легкие методы могут быть изобретены. Все это знание, если бы оно было применено правильно, могло бы быть только для пользы человечества путем изменения его внешнего окруже­ния и к его выгоде. Но этот вид знания внешнего может изменить только внешнее. Он не может изменить человека в самом себе.

Вид знания, который может изменить человека внутренне, не может быть получен просто посредством наблюдения. Оно не находится в этом направлении, то есть, в направлении чувств, обращенных наружу. Имеется другой вид знания, возможный для человека, и это знание начинается путем самонаблюдения. Этот вид знания не приобретается через чувства, ибо, как было сказа­но, мы не обладаем каким-либо органом чувства, который может быть обращен внутрь и посредством которого мы можем наблю­дать себя так же легко, как мы наблюдаем стол или дом.

В то время, как первый вид знания может изменять внешние условия жизни для человека, второй вид знания может изменять самого человека. Наблюдение есть средство мироизменения, так сказать, а самонаблюдение есть средство самоизменения.

Но хотя это так, чтобы изучить что-либо, мы должны начать со знания себя, а знание любого рода начинается со слушания его, т.е., оно начинается посредством чувств. Человеку требуется ска­зать: " наблюдать себя" и в каком направлении он должен наблю­дать себя, и причины, почему он должен наблюдать себя, и т.д.

И все, что он слышит или читает в этой связи, прежде всего должно войти через его чувства. С этой точки зрения вид знания, о котором говорит Работа, начинается с плана наблюдаемого, точно так, как это делает учение любой науки. Человек должен начать путем уделения внешнего внимания Работе. Он должен наблюдать, что говорится, что он может прочесть об этом и т.д. Другими словами, Работа касается плана чувств.

По этой причине она может очень легко быть смешанной с ви­дом знания, который может прийти только через изучение того, что показали чувства, и, так сказать, лежит рядом с ним или стала подавленной им. И если человек не имеет силы различать харак­тер или качество знания, которому учит настоящая Работа и кото­рому учит наука, то есть, если он не имеет магнетического цен­тра в себе, который может различать качества знания, это сме­шивание двух планов или порядков знания будет создавать в нем путаницу. И эта путаница будет оставаться, даже если человек находится в Работе, если только не делается некоторое усилие позволить Работе проходить туда, куда она относится в нем са­мом. То есть, он будет судить о Работе только по тому, что он видит, по другим людям вне его и т.д. Работа будет оставаться, так сказать, на уровне чувств. Каков характер усилия, которое человек должен делать в этой связи? Он должен осуществить в своем уме разделе­ние двух порядков реальности.

Человек стоит между двумя мирами - внешним видимым ми­ром, который входит через чувства и в котором участвует каждый, и внутренним миром, с которым ни одно из его чувств не встреча­ется, в котором никто другой не участвует, то есть приближение к нему исключительно индивидуально, ибо, хотя все люди в мире могут наблюдать вас, только вы можете наблюдать себя. Этот внутренний мир есть вторая реальность и является невидимым.

Если вы сомневаетесь, что эта вторая реальность существует, спросите себя: являются ли мои мысли, чувства, ощущения, мои страхи, надежды, разочарования, мои радости, мои желания, мои печали реальными для меня? Если, конечно, вы скажете, что они нереальны и что стол и дом, которые вы можете видеть своими внешними глазами, являются реальными, тогда самонаблюде­ние не будет для вас иметь значения. Позвольте мне спросить вас: в каком мире реальности вы имеете свое бытие? В мире, на­ходящемся вне вас, раскрываемом вашими чувствами, или в ми­ре, который никто не видит и который только вы можете наблю­дать - этом внутреннем мире? Я думаю, вы согласитесь, что именно в этом внутреннем мире вы действительно живете все время и чувствуете, и страдаете.

Итак, оба мира могут быть доказаны экспериментально -внешний наблюдаемый мир и внутренний самонаблюдаемый мир. Вы можете доказывать вещи во внешнем мире и вы можете дока­зывать вещи во внутреннем мире, в одном случае путем наблю­дения и в другом случае путем самонаблюдения. Что касается второго случая, всё, чему настоящая Работа учит о том, что вы должны замечать и воспринимать внутренне, может быть прове­рено самонаблюдением. И чем больше вы раскрываете этот внутренний мир, называемый «Я», тем больше вы будете пони­мать, что вы живете в двух мирах, в двух реальностях, в двух ок­ружениях, внешнем и внутреннем, и что точно так, как вы должны учиться относительно внешнего мира, который наблюдаем - как ходить в нем, как не падать в пропасти или не забрести в болота, как не связаться с дурными людьми, не съесть яда и т.д. - посред­ством этой Работы и ее применения вы начинаете учиться, как ходить по этому внутреннему миру, который открывается посред­ством самонаблюдения.

Возьмем пример из этих двух реальностей, к которым принад­лежат совершенно различные формы истины. Допустим, человек присутствует на званом обеде. Все. что он видит, слышит, пробует на вкус, обоняет и к чему прикасается, принадлежит к первой ре­альности; все, что он думает и чувствует, все, что нравится или не нравится и т.д., принадлежит ко второй реальности. Он уделяет внимание двум званым обедам, зарегистрированным различным образом, одним внешним и одним внутренним. Все наши пережива­ния являются одинаковыми на этом пути. Имеется внешнее пережи­вание и наша внутренняя реакция на него. Что наиболее реально?

Какая регистрация, короче говоря, образует наши жизни? -внешняя или внутренняя реальность, внешний или внутренний мир? Правильно ли сказать, что это внутренний мир? Это есть внутренний мир, в котором мы поднимаемся и падаем и в котором мы непрестанно колеблемся взад и вперед и бросаемся повсюду, в котором мы наводнены кучей отрицательных мыслей и настрое­ний, в которой мы теряем все и калечим все и в котором мы ша­таемся повсюду и падаем, не понимая даже, что имеется внут­ренний мир, в котором мы живем все время. Этот внутренний мир мы можем узнать только путем самонаблюдения. Тогда, и только тогда, мы можем начать улавливать, что всюду в нашей жизни мы совершали необычайные ошибки. Все, что мы принимали за «себя», реально открывается в мир. В этом мире мы должны сперва узнать, как видеть, а для этой цели необходим свет. Этот свет приобретается посредством самонаблюдения.

Наиболее важная вещь - это уловить, что мы живем в двух различных реальностях, или мирах: одном, показываемом чувст­вами, другом - открываемом только через Работу над собой, через очищение эмоций от ложной личности, через правильное направле­ние ума так, чтобы сделалось возможным относительное мышление и чтобы была построена соответствующая система мысли.

 

 

ИДЕИ ТРАНСФОРМАЦИИ В РАБОТЕ

Часть 1. Как некоторые из вас знают, Успенским было выска­зано, что настоящая Работа могла бы быть названа Психотранс­формизмом. Идеей Работы является психологическая трансфор­мация - трансформация себя.

Трансформация означает изменение одной вещи в другую вещь. Химия изучает возможную трансформацию вещества. Име­ются хорошо известные трансформации вещества. Например, са­хар может быть превращен в спирт, а спирт в уксус путем дейст­вия дрожжей: это есть трансформация одной молекулярной суб­станции в другую молекулярную субстанцию. В новой химии ато­мов и элементов радий медленно трансформируется в свинец. Как вы знаете, трансформация неблагородного металла в золото в мечтах алхимиков прошлого всегда представлялась возможной. Но эта идея не всегда имела буквальный смысл, так как язык ал­химии иногда употреблялся тайными школами учения в качестве относящегося к возможности трансформации человека в новый вид человека. Человек, как он есть, то есть механический человек, служащий природе и основанный на насилии, представляется в качестве неблагородного металла, а трансформация неблагород­ного металла в золото относилась к этой возможной трансформа­ции, скрытой в нем. В Евангелиях идея о механическом человеке, как о семени, способном произрастать, имеет то же самое значе­ние, какое имеет идея о новом рождении, о человеке, который ро­дился снова.

Как вы знаете, в этой системе учения человек рассматривает­ся как трехэтажный дом - фабрика, требующая три вида пищи -обычной пищи на первом этаже фабрики, воздуха - на втором этаже и впечатлений - на третьем этаже.

Пища, которую мы едим, подвергается последовательным трансформациям. Процесс жизни есть трансформация. Каждая живая вещь живет путем трансформации одной вещи в другую. Растение трансформирует воздух, воду и соли из земли в новые вещества, в то, что мы называем картофель, бобы, горох, орехи, фрукты и т.д., путем действия солнечного света и ферментов. Чувствительная живая пленка, распространившаяся по Земле, которая проводит силу из вселенной, то есть, органическая жизнь, является огромным трансформирующим органом.

Когда мы едим пищу, она трансформируется последователь­но, стадия за стадией, во все вещества, необходимые для нашего существования. Это делается посредством того ума, называемого инстинктивным центром, который управляет внутренней работой организма и, конечно, знает о ней значительно больше, чем мы. Мы можем понять, что когда пища принята, начинается пищева­рение. Пищеварение есть трансформация. Пища изменяется в желудке в нечто иное. Это только первая стадия трансформации пищи и означается в Работе как переход До 768 в Ре 384. Будет достаточно использовать эту первую стадию в качестве примера, но идя дальше. Это есть стадия, которую всякий может понять без затруднения. Всякий может видеть, что пища, принятая в самом нижнем отделении трехэтажной фабрики - именно, пища, которую мы едим - подвергается трансформации. Теперь допустим, что пища прошла в желудок и ничего не произошло; что тогда? Тело, которое подобно огромному городу, не будет иметь контакта с ней. Как может не переваренный кусок мяса или картофель войти в поток крови и подать необходимое тонкое вещество, скажем, к мозгу? Эта ситуация подходит, однако, более или менее в отно­шении к третьей пище, пище впечатлений. Они входят и остаются не переваренными, то есть здесь нет трансформации. Впечатле­ния входят как До 48 и останавливаются. За исключением весьма небольшой величины трансформации, ничего не происходит. Нет соответствующей трансформации впечатлений. Для цели приро­ды не обязательно, чтобы человек трансформировал впечатле­ния. Но человек может сам трансформировать свои впечатления, если он имеет достаточно знания и понимает это, и почему это необходимо.

Большинство людей думает, что внешняя жизнь даст им то, чего они жаждут и ищут. Жизнь входит как впечатления, как До 48. Первое осознание значения настоящей Работы - это понимание, что жизнь, входящая как впечатления, должна быть трансформи­рована. Нет такой вещи, как «внешняя жизнь». То, что вы все время получаете - это впечатления. Вы видите человека, кото­рый вам нравится, то есть, вы получаете впечатление такого ха­рактера. Вы видите человека, который вам не нравится, то есть, вы получаете впечатления другого характера. Жизнь есть впе­чатления, а не твердая материальная вещь, какой, вы считаете и верите, является реальность. Ваша реальность есть ваши впе­чатления. Я знаю, эту идею очень трудно уловить. Она образует очень трудный перекресток. Вы можете быть уверены, что жизнь существует как таковая, а не как ваши впечатления. Человек, ко­торого вы видите сидящим в кресле, одетого в синий костюм, улыбающегося и беседующего, вы принимаете за реального. Нет -это ваши впечатления о нем, которые являются реальными для вас. Если бы вы не имели зрения, вы не видели бы его. Если бы вы не имели ушей, вы не слышали бы его. Жизнь входит как впе­чатления, и именно здесь возможно Работать над собой, но только если вы понимаете, что то, над чем вы Работаете, есть не внешняя жизнь, но впечатления, которые вы получаете. Если только вы не можете уловить этого, вы никогда не поймете значе­ния того, что в Работе называется Первым Сознательным Толч­ком. Этот толчок относится к тем впечатлениям, которые идут, как все мы знаем, из внешнего мира, в котором мы находимся, который мы принимаем как подлинную вещь, как подлинных лю­дей. Никто не может трансформировать внешнюю жизнь. Но каж­дый может трансформировать свои впечатления, а именно, тре­тью и наивысшую пищу, принимаемую трехэтажной фабрикой. По этой причине настоящая система учения говорит, что необходимо создать трансформирующую силу в месте приема впечатлений. Таково значение Работы, рассматриваемой в свете психологи­ческой трансформации, и такова отправная точка Работы. Она называется Первым Сознательным Толчком, потому что она есть что-то, не совершаемое механически. Он не происходит механически, т.е., он требует сознательного усилия. Человек, ко­торый начинает понимать, что это значит, в то же самое время начинает не быть больше механическим человеком, служащим природе, человеком спящим и просто используемым природой для ее собственных целей, которые не в интересах человека. Ес­ли вы теперь подумаете о значении всего, что вас учили делать на пути усилия, начиная с самонаблюдения, вы увидите, вне вся­кого сомнения, что вся практическая сторона настоящей Работы относится к трансформированию впечатлений и результатам впе­чатлений. Работа над отрицательными эмоциями, Работа над мрачными настроениями, Работа над отождествлением, Работа над рассмотрением, Работа над внутренней ложью, Работа над воображением, Работа над трудными «я», Работа над самооп­равданием, Работа над состоянием сна и т.д., все это связано с трансформированием впечатлений и результатами их. Поэтому вы согласитесь, что в известном смысле Работа над собой срав­нима с пищеварением, в том смысле, что пищеварение есть трансформация. Некоторая трансформирующая сила должна быть сформирована в месте приема впечатлений. Это есть Пер­вый Сознательный Толчок и ему дано общее описание воспоми­наний себя. Если вы можете через понимание принимать жизнь за Работу, тогда вы находитесь в состоянии самовоспоминания.

Это состояние сознания ведет к трансформации впечатлений и, таким образом, жизни, что касается себя. То есть жизнь больше не влияет на вас прежним путем. Вы начинаете думать и пони­мать по-новому. И это есть начало вашей собственной транс­формации. Ибо пока мы думаем по-прежнему, мы понимаем жизнь по-старому и ничто не изменяется в нас. Трансформиро­вать впечатления жизни значит трансформировать себя и только совершенно новый способ мышления может осуществить это. Вся эта Работа состоит в том, чтобы дать вам совершенно новый спо­соб мышления. Позвольте мне привести один пример. Вам гово­рят в Работе, что если вы отрицательны, это всегда ваш собст­венный недостаток. Вся ситуация, как зарегистрированная чувст­вами, должна быть трансформирована. Но чтобы понять это, не­обходимо начать мыслить совершенно новым путем.

Все вы можете понять, что жизнь непрестанно заставляет нас реагировать на нее. Все эти реакции образуют нашу жизнь, нашу собственную жизнь, нашу личную жизнь. Изменить жизнь кого -либо не значит изменить личные обстоятельства, а - изменить его реакции. Но если только мы не можем видеть, что внешняя жизнь входит как впечатления, которые заставляют нас реагировать шаблонными путями, мы не можем видеть, куда входит пункт воз­можного изменения, где возможно Работать. Если реакции, кото­рые образуют вашу собственную личную жизнь, являются глав­ным образом отрицательными, тогда такова ваша жизнь. Ваша жизнь является в основном массой отрицательных реакций на впечатления, которые входили каждый день. Трансформация впечатлений, так, чтобы они не всегда вызывали отрицательные реакции, является поэтому задачей каждого, кто хочет Работать над собой. Но для этого необходимо самонаблюдение в пункте, где впечатления входят в нас. Тогда каждый может позволить впечатлению или войти в отрицательный механический путь или не допустить этого. Если удается не допустить, то это значит на­чать жить более сознательно. Если кому-либо не удается транс­формировать впечатление в момент его поступления, он может всегда Работать над результатом этого впечатления и воспрепят­ствовать приобрести ему его полное механическое действие. Все это требует определенного чувства, определенной оценки Рабо­ты, ибо это значит, что впечатления входят и распространяются механически. Работа должна быть выдвинута, так сказать, к их привычному месту в личности, чтобы вызвать старые реакции. Мы будем позднее говорить подробнее о трансформации, но можно добавить, что никакого более высокого уровня достигнуть невозможно, если нет трансформации, и самая идея трансформации основана на том факте, что существуют различные уровни, и от­носится к переходу с одного уровня на другой уровень бытия. Ни­кто не может достичь более высокого уровня развития без транс­формации.

Часть 2. Личность, которую все мы приобретаем, получает впечатления жизни. Но она не трансформирует их, так как " мертва". Если бы впечатления упали на сущность, они были бы трансформированы, так как они упали бы на центры. Личность, то есть, термин, относящийся ко всему, что мы приобретаем (а мы должны приобрести личность), переводит впечатления от каждой стороны жизни ограниченным и практически шаблонным путем согласно своему качеству и ассоциациям. Личность в этом отно­шении иногда сравнивается в Работе с секретаршей, которая си­дит в передней комнате, имея дело со всем, согласно своим соб­ственным представлениям. Она имеет вокруг себя некоторое чис­ло словарей и энциклопедий, справочных книг и т.д. и вызывает по телефону три центра - именно, умственный, эмоциональный и физический центры - согласно своим ограниченным представле­ниям. Результатом является то, что почти всегда вызываются ошибочные центры. Это значит, что входящие впечатления посы­лаются в ошибочные места и производят ошибочные результаты.

Жизнь человека зависит от этой секретарши, которая механи­чески ищет вещи в своих справочных книгах без всякого понима­ния того, что они действительно означают, и передает их соответ­ственно, не заботясь о том, что происходит, но только чувствуя, что она выполняет свой долг.

Такова наша внутренняя ситуация. Что важно понять в этой аллегории, это то, что эта личность, которую мы все приобретаем и должны приобретать, начинает проявлять заботу о наших жиз­нях. И бесполезно воображать, что это происходит только с неко­торыми людьми. Это случается со всяким. Кем бы мы ни были, мы находим себя обладающими некоторым числом типичных путей реагирования на разнообразие впечатлений входящей жизни. Эти механические реакции управляют нами.

Всякий управляет своим собственным набором реакций на впечатления, то есть, на жизнь, революционен ли он или консер­вативен, добрый или злой в обычном смысле. И эти реакции яв­ляются его жизнью. Человечество механично в этом смысле. Че­ловек сформировал в себе некоторое число реакции, которые он принимает за самого себя, и его жизненные переживания являют­ся результатом их.

Вся жизнь, т.е., внешняя жизнь, о которой мы обычно думаем, что это «жизнь», именно то, что мы видим и слышим, является для каждого человека его реакциями на впечатления, поступаю­щие от этой внешней жизни. И, как я сказал в последней беседе, большой ошибкой является думать, что то, что называется «жизнью», есть твердая неподвижная вещь, одинаковая для всех. Никто не имеет одинаковых впечатлений жизни. Жизнь - есть на­ши впечатления о ней и они могут быть трансформированы.. Но, как было сказано, это очень трудная для постижения идея, т.к. Гипнотизм чувств весьма могуч. Мы не можем помочь мыслить, что только чувства дают нам реальность. Поэтому наша внутрен­няя жизнь - наша истинная жизнь, мысли и чувства - остается смутной для наших умственных концепций. Однако, в то же самое время мы довольно хорошо знаем, что именно там мы реально живем - то есть в наших мыслях и чувствах.

Чтобы установить главное в Работе, сделать ее более ре­альной, чем жизнь, мы должны наблюдать себя и создавать нашу внутреннюю жизнь мыслей и чувств - факт более могуществен­ный, чем какой-либо факт, даваемый нашими чувствами. Это есть начало трансформирования. Никто не может трансформировать что-либо в себе, если он привязан к чувствам. Как я сказал в по­следней беседе, Работа учит, что если вы являетесь отрицатель­ным, это ваш собственный недостаток. Чувственная точка зрения состоит в том, что тот или другой человек во внешнем мире, кото­рого вы видите и слышите посредством зрения и слуха, находится в промахе. Этот человек, скажете вы, потому что он делает то-то или говорит подобное тому-то, виноват в этом. Но фактически, если вы сделались отрицательным, то, над чем вы должны Рабо­тать, то, что вы должны наблюдать, является этой отрицательной эмоцией, вторгающейся в вашу внутреннюю жизнь - т.е., во внут­реннее невидимое «место», где вы реально существуете.

Ваше реальное бытие находится во внутреннем невидимом мире вас самих. Согласны ли вы с этим? Или, являются ли мысли, чувства, эмоции, надежды и отчаяния, которые бывают у вас, ме­нее реальными для вас, чем столы и стулья в вашей столовой? Живете ли вы, так сказать, в этой столовой? Вы можете быть весьма сильно отождествлены с вашими собственными столами и стульями, но если даже и так, разве это не ваше чувство об этих столах и стульях, которое для вас является реальным? Допустим, что вы больны и, может быть, чувствуете, что смерть близка, бес­покоитесь ли вы сколько-нибудь теперь о них? Конечно, нет. А почему? Потому что вы не имеете больше каких-либо чувств от-носительно них. Это ваши чувства и ваши способы отождествле­ния, которые заставляют вас рассматривать ту или иную вещь как важную. Это не те вещи, которые вы видите вашими физическими глазами. Допустим, что человек замечает, что он отождествлен, скажем, со своей обстановкой. Думаете ли вы, что он должен от­казаться от своей обстановки, чтобы измениться? Конечно, нет. Это было бы глупо. Что он может изменить - это свое бытие, ото­ждествленное столь сильно. Если он Работает над этим, если он начинает трансформировать эту реакцию в себе, он может все еще наслаждаться своей обстановкой, но он не совершит само­убийства, если она погибнет в огне. Видите ли разницу? Если вы не можете трансформировать жизнь, то вы можете начать транс­формировать способ, каким вы принимаете жизнь. Первый созна­тельны толчок означает Работу над собой. Задачей этой Работы является попытаться дать себе этот толчок. Все, чему учат в этой системе, с практической стороны, принадлежит к первому созна­тельному толчку - неотождествление, не рассмотрение и т.д. Это может привести к истинному моменту самовоспоминания - в каче­стве награды. Тогда каждый имеет возможность проникнуть в то, что он должен делать, и возможность осознания истинности Работы.

Но Работа должна совершаться в духе настоящей Работы, в смысле, чувстве и оценке, этой Работы. Это должно войти в каж­дое усилие Работы, ибо никто не может Работать только для се­бя, в противном случае результаты идут только в ложную лич­ность и, таким образом, в заслугу. Человек должен Работать из 'любви к Работе.

 

Часть 3. Теперь следующие две вещи надо запомнить и точно понять:

1. Первый Сознательный Толчок не происходит со спящим че­ловеком. Он есть сознательное усилие, требующее специально­го знания и самонаблюдения, и дается в связи с входящими впе­чатлениями жизни и механическими реакциями на них человека. Грубо говоря, он состоит в видении объекта и в видении чьих-то реакций на него одновременно без отождествления. ('•' 2. Первый Сознательный Толчок человеческой машины уве­личивает энергию машины в форме Водорода 24 и Водорода 12 (от более грубой энергоматерии к более тонкой). Фактическим ре­зультатом является снабжение каждой клетки тела различной пи­щей, то есть, более высокими Водородами, более тонкими энер­гиями. В отношении этого второго пункта позвольте мне напом­нить вам здесь, что ни психические, ни физические функции чело­века не могут быть поняты, если не относиться к ним осознанно и не понимать, что обе они могут Работать в различных состояниях сознания. Если Первый Сознательный Толчок приложен, то Третье Состояние Сознания возникает с тем результатом, что че­ловеческая машина Работает иным образом благодаря новым энергиям, как в отношении ее психических, так и физических функций.

Третье Состояние Сознания есть состояние Самовоспомина­ния, которым человек должен обладать, но которое он постепенно потерял благодаря неправильным условиям своей жизни. В наши дни, можно сказать, оно происходит только в форме редких про­блесков. Именно создание этого Третьего Состояния Сознания образует Первый Сознательный Толчок - то есть, первой целью настоящей Работы является восстановление этого утерянного состояния, а именно - заставить человека вспомнить себя, пока, в конце концов, он будет не только иметь редкие вспышки повы­шенной сознательности (над которыми он не имеет контроля), но может преднамеренными усилиями создать в себе повышенные степени самовоспоминания. Эти усилия, которые принадлежат к Первому Сознательному Толчку, постепенно заставляют машину Работать более правильно. Многие неправильные функции, как в психической, так и в физической сферах, приобретенные непра­вильной работой машины в двух самых низких состояниях созна­ния - то есть в темноте - тогда начинают исчезать сами по себе.

Часть 4. Раздел 1. Возьмем идею Работы над собой. Как вы всё знаете, до сих пор мы принимаем вещь, которую мы называем Собой, то есть себя, вас, как одну вещь, как единство. Мы дума­ем, что мы являемся собой.

Работа над собой делается таким образом совершенно не­возможной. Как можете вы Работать над собой, если вы и все ваши проявления в каждом случае являетесь одной и той же ве­щью? Но вы и вы сами - не одна и та же вещь. Если бы вы и вы сами были одной и той же вещью, Работа над собой была бы не­возможной. Подумайте на один момент - если вы и вы сами иден­тичны, то есть, одна и та же вещь - как можете вы наблюдать се­бя? Не будет ли это невозможным? Вещь не может наблюдать себя. Как же это может происходить? Поэтому, если вы берете вас как себя и себя как вас и думаете, что вы и вы сами являе­тесь одной и той же вещью, то как вы предполагаете начать на­блюдать себя? Вы будете пытаться наблюдать себя, а как это может быть возможно? Вещь не может наблюдать себя. Вещь, идентичная с самой собой, не может видеть себя, потому что она одна и та же, что и сама, а вещь, которая является одной и то же, что и сама, не может, вероятно, иметь точки зрения помимо се­бя, с которой наблюдать себя. Я говорю все это, чтобы подчерк­нуть, как трудно для людей начать Работать над собой. Причина заключается в том, что они принимают себя за самих себя. Если человек принимает себя за самого себя, он не может наблюдать себя. Все есть он сам. Он говорит «я» всему в себе, тогда все в нем есть «я», если они одна и та же вещь? В один момент он раз­дражен и груб, в следующий - сердечен и вежлив. Но он говорит «я» всему этому. И поэтому он не может видеть все это. Все эти «я» являются одним для него. Он не может видеть это отдельно от себя, и он сам является одной и той же вещью для своего ума, то есть для его способа мышления.

Этот массивный камень преткновения лежит поперек пути вся­кого, и длительное, очень длительное преодоление его есть зада­ча Работы над собой. А как медленно это происходит, прежде чем человек может начать видеть, что все это значит, и о чем Ра­бота всегда говорит. Я часто наблюдал людей в Работе в течение многих лет, людей, которые не уловили еще ни единого проблеска значения самонаблюдения, то есть людей, которые еще прини­мают все, что имеет место в них, за «я» и говорят «я» всякому настроению, всякой мысли, всякому импульсу, всякому чувству, всякому ощущению, всякому критицизму, всякому чувству гнева, всякому отрицательному состоянию, всякому возражению, всякой антипатии, всякой ненависти, всякому подавленному настроению, всякой депрессии, всякому капризу, всякому волнению, всякому страху. Всякому направлению внутреннего голоса они говорят «я», всякому отрицательному монологу они говорят «я», всякому подозрению они говорят «я», всякому обидному чувству они гово­рят «я», всякой форме воображения они говорят «я», всякому движению, которое они делают, они говорят «я». Всему, что имеет место внутри них, они говорят «я». В таком случае Работа может быть только чем-то слышимым внешне, чем-то, что они слышали, сказанным им, словами, о которых они вспоминают или не вспо­минают, как придется. Но они не имеют представления о том, что значит Работа над собой, так как они до сих пор не имеют пред­ставления, что имеется такая вещь, как «они сами». Они смотрят своими двумя глазами, они слушают своими двумя ушами и видят и слышат, что находится вне их. Где, в этом случае, находится та вещь, которая называется мы сами? Не есть ли все вне их, кро­ме чего-то, что они называют «я»? Не является ли их жизнь мас­сой внешних вещей, а нечто они принимают без доказательств за «я», то есть, за себя? А если эта Работа не во внешних вещах, которые они могут слышать и видеть и которых могут касаться, то в чем же она в действительности? Ибо определенно нет ничего другого, кроме внешних вещей и чего-то, что является «я».

В то же время они могут чувствовать Работу эмоционально. Они могут чувствовать, что она в чем-то странном, подлинном и истинном. Но они не могут видеть точно, в чем она. Они продол­жают говорить, как они всегда говорили, и говорят «я» всему это­му. Они продолжают чувствовать и думать, как они всегда чувст­вовали и думали, и они говорят «я» всему этому. Всем своим про­явлениям, всей своей механичности, всей своей внутренней жиз­ни они говорят «я». А так как все есть «я», то над чем же Работать? Все совершенно верно. Ибо если все, связанное с че­ловеком во внешних проявлениях и во внутренней жизни, есть «я» и если имеется только «я», если все, связанное с ним, есть «я», то нет ничего, над чем надо Работать. Ибо кто может Работать над «я», если все есть «я»? Ответ, конечно, тот, что никто не мо­жет. Вещь не может наблюдать себя. Должно быть нечто отлич­ное в ней для вещи, чтобы наблюдать себя. И в наших собствен­ных случаях, если нет ничего в нас отличного от нас самих, как можем мы наблюдать себя и Работать над собой? Ибо, чтобы Ра­ботать над собой, необходимо начинать наблюдать себя. Но если «я» и «я сам» одно и то же, как может это быть когда-либо воз­можным? Я не буду иметь ничего, над чем Работать, по причине того, что я рассматриваю все, что я делаю, все, что я говорю, все, что я чувствую, все, что я думаю, как «я», так что, если вы говори­те мне обо мне самом, я буду считать это, что вы говорите обо мне, тем, что я называю «я», и что бы вы ни говорили обо мне, я буду относить это к самому себе, т.е., к «я», ибо для моего образа мышления «я» и «я сам» идентичны. Для моего образа мышления они одна и та же вещь.

Часть 4. Раздел 2. Прошлый раз был сделан доклад о необ­ходимости не принимать все в себе в качестве «я». Вы слышали, как было сказано раньше, что «если только человек не делит себя надвое, он не может сдвинуться с того места, где он находится». Это выражение, часто применяемое в Работе, относится к началу процесса того, что называется внутреннее разделение. Человек должен сперва разделить себя надвое. Но дальнейшие стадии внутреннего разделения более сложны, чем это.

Разрешите мне дать вам один пример. Мне недавно сказал кто-то, что он начал видеть, что означает самонаблюдение и от­деление на первое время. Он сказал: «Я всегда принимал отрица­тельные эмоции как неприятную частицу себя. Я понял свою ошибку». Самонаблюдение покажет нам наши отрицательные со­стояния. Но, как правило, необходимо нечто большее, чем про­стое наблюдение их и это есть внутреннее отделение. И никто не может отделить себя от всего, что он наблюдает в себе, если он рассматривает то, что он наблюдает в себе, так, как будто это он сам, ибо тогда, неизбежно, чувство «я» будет проходить в то, что он наблюдает в себе, и это чувство «я» будет увеличивать силу и власть того, что он наблюдает. Он должен научиться гово­рить правильно: «Это не я сам - не «я». Теперь, если он прини­мает свои отрицательные эмоции как неприятную частицу себя, он не будет в состоянии отделить себя от них. Вы видите, почему? Он не будет в состоянии отделить себя от них потому, что принимает их за себя и, таким образом, дает им силу «я». И, как было сказано в последней беседе, если мы говорим «я» все­му, что мы думаем, чувствуем, или говорим или воображаем, ни­чего не может измениться. Ибо «я» не может изменить «я». И ес­ли мы практикуем самонаблюдение на этой основе, все, что мы наблюдаем, будет «я».

В действительности же то, что мы называем собой, чему мы говорим «я», является в безмерным миром, большим и более разнообразным, чем внешний мир, который мы ощущаем через наши внешние чувства. Мы не говорим «я» тому, что мы видим во внешнем мире. Но мы говорим «я» всему, что имеет место в на­шем внутреннем мире. Эта ошибка отнимает много лет даже, для того чтобы немного ее изменить. Но иногда, на момент, нам дает­ся яркий свет понимания, и мы осознаем, что это значит и о чем

.'•Работа непрерывно говорит нам. Если человек приписывает зло себе, он находится в ошибочном положении по отношении к нему, точно так, как если он приписывает себе добро и его заслугу. Вся­кого рода мысль может войти в ваш ум; всякого рода чувство мо­жет войти в ваше сердце. Но если вы приписываете их себе и го­ворите «я» всем им, вы призываете их к себе и не можете отде-


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь