Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогическая культурология



 

И. Е. Видт, исследуя образование как феномен культуры в контексте эволюции образовательных моделей в историко-культурном процессе, разработала теоретические основы педагогической культурологии как методологии и технологии социокультурного воспроизводства. Проблема обоснования методологии и технологии социального воспроизводства обусловлена тем, что процедура «расшифровки» социокодов не наследуется генотипически, а требует специально организованной деятельности. И.Е. Видт отмечает, что это дает повод для выделения самостоятельного научного направления, находящегося на «стыке» культурологии, педагогики, антропологии, которая называется педагогической культурологией.

Педагогическая культурология это область научных знаний, сопрягающая педагогический и культурологический аспекты социального воспроизводства и социокультурной модернизации, изучающая образование как подсистему и феномен культуры.

Объектом научного исследования педагогической культурологии является процесс социального наследования, который рассмотрен в рамках (ракурсе) социокультурной модернизации.

Отечественная культурология (А.Флиер) выделяет три основных направления исследования культуры: фундаментальное , формулирующее эпистемологию (это тоже самое что теория познания) исторического и социального бытия; антропологическое , исследующее культурное бытие людей, нормативные образцы поведения и сознания; прикладное , занимающееся разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов.

Используя эту логику, И. Е. Видт предлагает следующую инфраструктуру педагогической культурологии:

на фундаментальномуровне рассматривается образование как феномен культуры, как ее подсистема и механизм эволюции в динамике;

на антропологическом - исследуется генезис сознания субъекта культуры (эволюция человеческого сознания), социальных ментальностей в культурно-образовательных средах;

на прикладном - разрабатываются технологии модернизации образования в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного этапа развития культуры, совершенствуется культурно-образовательная практика.

Место и задачи педагогической культурологии в структуре общей культурологии отражены в схеме 2.

На основе фундаментальной разработки принципа изоморфности культуры и образования И.Е. Видт обосновала методологические основы и базовые черты культуросообразной модели образования, адекватной постиндустриальной культуре. Представив культурологическую интерпретацию эволюций образовательных моделей, она обосновала закономерность эволюции образовательных моделей: признаки культуры репрезентируются в признаках образовательной модели.

Механизм взаимовлияния культуры и образования
заключается в том, что, являясь подсистемой культуры, образование несет
в себе все признаки актуальной культурной эпохи, а, формируя сознание
субъекта культуры - человека, который способен осуществлять
культурные программы будущего, образование становится механизмом
культурогенеза.

Ключевым для педагогической культурологии является понятие педагогическая культура, которая обеспечивает способ социального
наследования, актуализирует социально-педагогический идеал конкретной
культурной эпохи (субъекта актуальной культуры), вбирает в себя
адекватные способы и методы передачи культурного социокода,
«распредмечивая» его для каждого следующего поколения.

 

Схема 2.

Место педагогической культурологии в общей культурологии

И ее структура

На основе исследования механизмов культурной эволюции и механизмов эволюции образовательных моделей установлена поэтапная смена компонентов культуры в следующей логике: актуальный компонент последовательно переходит в традиционный, а инновационный - в актуальный. С одной стороны, актуальный компонент конструируется из традиционного и инновационного компонентов, а с другой - каждый компонент культуры как системы представлен в адекватном компоненте образовательной модели в виде знаний, ценностей, образцов и способов деятельности педагогически адаптированных. Педагогическая интерпретация этого факта заключается в том, что модели образования,
сложившиеся в предшествующие культурные эпохи, должны
сосуществовать с актуальной моделью в силу того, что в культурном
пространстве соседствуют субъекты «различного культурного возраста».
Это требует культуросообразной вариативности образования, т.е. сохранения разных моделей образования в соответствии с культурным потенциалом его реципиентов.

Появление в педагогической науке новых направлений исследований обосновано кризисным состоянием в системе образования, что требует анализа сложившихся проблем и прогнозирования новых горизонтов развития отрасли в контексте взаимодействия с другими элементами системы общественных отношений. Это объективная реальность и обосновывает появление новых отраслей научного знания – культурологии образования, педагогической культурологиии как направлений, рассматривающих связи образования с другими подсистемами, в формате которых актуализировался вопрос о соотношении и взаимодействии образования и культуры как части и целого.

1.4.Культура и образование: взаимодействие целого и части

В научных исследованиях, посвященных анализу взаимодействия культуры и образования, четко обозначились три направления. Первое представлено педагогами, которые рассматривают культурогенезные функции образования, их гуманистическую и этическую направленность (Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, М. Н. Дудина, Н. Н. Макарцева и др.). Вторая группа ученых - это, в основном, культурологи и философы -анализируют образование как культурный феномен, обосновывая методологический уровень понимания проблем соотношения образования и культуры (Б. С. Гершунский, А. С. Запесоцкий, Ф. Т. Михайлов, Е. В. Листвина и др.). третье Рассматривая образование как важнейшую функцию культуры, как сферу социального наследования и развития культурных программ будущего, третье направление связано с обоснованием новой методологии педагогических исследований. Она основывается на позиции отечественной культурологии и западной антропологии, согласно которой человек, находясь на грани двух метасистем - природы и культуры - является субъектом культуры и всемирного исторического процесса (В. Л. Бенин, В. Г. Безрогов, Г. Б. Корнетов, А. А. Макареня, А. И. Чучин-Русов и др.).

Разрабатывая фундаментальное направление педагогической культурологии, И. Е. Видт осуществила анализ культуры как системы, который позволил установить два взаимообратных вектора взаимодействия: культура образование. Первый вектор - образование - явление вторичное по отношению к культуре. Оно несет на себе все признаки той культуры, в рамках которой существует, в силу логики соотношения части и целого, где культура - целое, образование - часть. Второй вектор - в образовании формируется сознание субъектов культуры , следовательно, культура есть продукт сознания ребенка - субъекта культуры и его эволюция обеспечивает процесс культурогенеза.

Данный подход к культуре позволил выделить содержательные и эпистемические компоненты культуры. Утверждение «культура - продукт сознания» человека обуславливает в культуре наличие трех компонентов, адекватных компонентам сознания: когнитивный, ценностный, операциональный (С. Л. Рубинштейн, И. С. Кон). Когнитивный компонент культуры включает такие компоненты мировоззрения человека, как знания, верования, представления, взгляды и др.; ценностный - отражает систему норм, ценностных ориентаций и отношений; операциональный - мыслительно-деятельностные операции, включающие формы и способы структурирования деятельности.

Каждую культуру обуславливал субъект - «носитель» определенного типа сознания (И. Г. Яковенко, А. А. Пелипенко). В архаичную культуру доминировал субъект с коллективно-родовым типом сознания, в индустриальную - с коллективно-групповым, в постиндустриальную определяется субъект с автономно-гуманистическим типом сознания. Характеристики типов сознания по основным критериям, выражающим отношение человека к мирозданию, социуму и самому себе представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительные характеристики типов сознания

 

 

  Тип сознания
Коллективно-родовой Коллективно-групповой Автономно-гуманистический
Уровень сознания Бытийный Внешне рефлексивный вный Внутренне рефлексивный
Характер миро- восприятия Синкретичный Эклектичный, профессионально специализирован-ный Целостный, интегрированный, (комплексное восприятие мира)
Ведущий организующий фактор Традиции, ритуал; способность к самоорганиза- ции отсутствует Социальная норма; способность к самоорганизации присутствует в пределах нормы Совесть, закон; способность к активной самоорганизации
Характер мышления Примитивный, без умения оперировать законами формальной логики Конвергентный тип мышления в логике дуальной оппозиции: или черное, или белое Дивергентный тип мышления. Способность к диалогу, вынесению третьего суждения
Характер внутри групповых отношений Объект-объектный Субъект-объектный Субъект-субъектный
Ценности Покой, стабильность, «ощущение сильной руки» Общественное мнение, коллективизм, стабильность Свобода, права человека, личная ответственность, социальная активность
Антиценности Развитие, новаторство, свобода Индивидуализм, выбор Зависимость, ограничение творчества

 

Представленный материал составлен по принципу полихронности культуры (Ю. М. Лотман, А. Я. Гуревич), где в каждой «точке» культурной эволюции сосуществуют все типы, но выделено доминирование определенного типа.

Коллективно-родовой тип сознания предполагает зависимость от родового коллектива, когда Я-концепция у субъекта отсутствует, т.к. он не выделяет себя из толпы, «греясь в тепле коллектива» (Н. А. Бердяев), а поэтому не способен на персональный выбор и ответственность. Отношения с социумом носят оппортунистический характер (борьба и противостояние с социумом при полной зависимости от него). Стратегической ценностью являются статичность, покой, уважение к предкам и отсутствие ценности детства. «Не нами заведено - не нам менять», «Не нами заведено – не на нас заканчивается» - отношение к инновациям; «бог дал - бог взял» (о смерти детей) - отношение к детям.

Коллективно-групповой тип сознания определяет включение субъекта в производственные отношения дифференцированного, специализированного характера. Он характеризуется социально-стратовой направленностью, зависимостью от мнения коллектива, когда в ранг стратегических ценностей возведена коллективная солидарность, профессиональный этикет и дисциплина и т.п. Отношения с социумом -конформистские при доминирующей мотивации поведения - избежание осуждения с его стороны.

Автономно-гуманистический тип сознания обеспечивает способность к субъектной деятельности, принятие себя и окружающих в качестве субъектов права, при условии персональной ответственности. Признание за другими их «Я» влечет за собой снятие таких форм отношений с ними, как оппортунистические, конформистские (нивелирующие и собственную индивидуальность и вызывающую внутреннюю агрессию по отношению к индивидуальности). Отношения с социумом выстраиваются на гуманистических основах, признающих права человека как высшую ценность.

Таким образом, эволюция сознания субъектов культуры восходит от природных оснований бытия к социальным и, далее, к гуманистическим. По принципу кумулятивности, все предыдущие этапы эволюции сознания в антропо-культурогенезе в «свернутом виде» представлены в каждом последующем.

С точки зрения теории систем, сложные исторические органические целостности (а культура таковой и является) содержат особые информационные структуры, которые, с одной стороны, обеспечивают управление системой, ее саморегуляцию, с другой стороны, будучи частью целого, - несут в себе все его признаки, общую информацию о целом. Одной из таких систем для культуры является образование как способ передачи социокодов. Соотношение целого и части определяет закономерность, согласно которой эволюция образования должна соответствовать основным фазам и характеристикам эволюции культуры.

Разновидностью культуры, отвечающей за социальное наследование, является педагогическая культура, которая основана на взаимовлиянии двух векторов культурно-педагогической эволюции: традиционно-реликтового и потенциального. И.Е. Видт, проанализировав историю культуры и историю образования, установила их взаимодействие в логике изоморфности, которое представлено в схеме 3.

Схема 3.

Взаимодействие культуры и образования

Компоненты культуры
  Реликтовый   Актуальный Потенциальный

 

  Традиционный Актуальный   Инновационный
Компоненты образовательной модели

 

С одной стороны, актуальный компонент есть результат взаимосложения традиционного и инновационного векторов (горизонтальные встречнонаправленные стрелки на схеме), с другой - каждый компонент культуры как системы представлен в адекватном компоненте образовательной модели в виде знаний, ценностей, образцов и способов деятельности, педагогически адаптированных (вертикальные стрелки на схеме).

В переходные моменты культурной эволюции в системе социального наследования происходит «схлест» традиционного и инновационного компонента педагогической культуры, и в случае успешного протекания событий создается актуальная модель образования, адекватная новым культурным реалиям.

В результате анализа всемирно-исторического процесса, синтезируя идеи различных авторов (М. Мид, К. Леви-Стросса, Л. Н. Гумилева, Ю. Н.

Афанасьева и др.), которые, так или иначе касались характеристик культурных эпох, И.Е. Видт выделила классификационные критерии, дифференцирующие культуру на три типа: тип сознания субъекта культуры; основной ресурс; фактор социальной активности; форма социальной организации; характер коммуникаций; ощущение времени; форма культурного социокода. Сравнение трех типов культур по обозначенным критериям приводится в таблице 3.

Таблица 3.

Сравнительные характеристики типов культур

 

 

Классификационные критерии Характеристики типов культуры
Архаичная Индустриаль- ная Постиндуст- риальная
Доминирующий субъект культуры Человек с коллективно-родовым типом сознания Человек с коллективно-групповым типом сознания Человек с автономно-гуманистичес- ким типом сознания
Основной ресурс Земля Машинное производство Человек
Фактор социальной активности Природа Способ производства Самоорганиза- ция
Форма социальной организации Этнос Государство Гражданское общество
Характер коммуникаций Локальный, замкнутый Динамичный Супердинамич- ный
Доминирующий социокод Память Письменно-печатный Электронный
Ощущение времени Сакрализация прошлого Сакрализация будущего Ответствен- ность за настоящее и будущее
Типы образовательных моделей Традиционная Инструктивная Креативная

 

Классификационные признаки типов культур позволили сформулировать основные признаки адекватных образовательных моделей, которые будут представлены в специальном параграфе.

 

Логика научных исследований антропо-социальных подходов к культуре позволяет наиболее эффективно проводить анализ комплекса научных представлений о многообразии явлений культуры и образования, их соотношении, взаимообусловленности и взаимовлиянии в разные периоды развития с позиций историко-педагогической парадигмы осмысления.

1.5. Соотношение образования и культуры: теоретико-методологические подходы

 

В современном отечественном образовании наблюдается ряд общих тенденций, связанных с качественными преобразованиями, в частности: приоритетное развитие образования в контексте его непрерывности, максимального развития потенциальных возможностей каждого человека; обеспечение прав ребенка на доступное и качественное образование; повышение роли образования в расширении масштабов межкультурного взаимодействия, в формирования общечеловеческих гражданских качеств, толерантности, сохранения своего языка и культуры в условиях полилингвизма и глобализации культурных процессов; развитие образования в условиях прогресса информационно-коммуникационных технологий и т.д. Усиление культурных функций образования становится главным условием его продуктивного развития как сферы культуротворческой практики, формирующей основу социального и личностного развития каждого человека.

Однако, кризисное состояние системы образования, попытки его реформирования в последние десятилетия - факт, который требует анализа не только «изнутри» проблемы, но и в контексте взаимодействия с другими элементами системы общественных отношений. Поэтому в педагогической науке возникло направление, рассматривающее связи образования с другими подсистемами, в рамках которого актуализировался вопрос о соотношении образования и культуры.

Динамично и противоречиво развивающаяся социокультурная ситуация в обществе влечет за собой переосмысление эволюции образовательных процессов с позиций интеграции образования и культуры. Соотношение образования с особенностями культуры определяет его культуросообразность. На современном этапе развития образования культуросообразность выступает как ориентир в выборе оптимальной меры соотношения между: целым и частью; системой и элементом; личностным (индивидуальным) и социальным (коллективным, групповым); национальным и интернациональным; интегрированным и дифференцированным; непрерывным и дискретным; вариативным и инвариантным; унифицированным и многообразным; внешним и внутренним; сознательным и бессознательным; управляемым и стихийным; федеральным и региональным; стабильным (устойчивым) и изменчивым (переменным) и т.д. В связи с этим, культуросообразность как условие организации – определяет меру соответствия культуры и всех компонентов образования (содержания, средств, педагогических задач и др.). Культуросообразность как условие управления – отражает соотнесение образования современной культуре с позиций его адекватности культурной традиции (особенности), так и новаторству (преобразованию).

Что послужит главным ориентиром в выборе приоритетов культуросообразности образования? Чем измерить соотнесенность образования современной культуре? Насколько современность культуры отражается в традициях современного образования, его культуре? Ответом на эти вопросы послужат ценности, которые определяют культуроемкость образования.

Содержание культуры – это не набор готовых истин и ценностей (духовных и материальных), а широкое поле возможностей и выборов, открытых в бесконечность смыслов и значений. Выбор всегда носит личный характер. Способность тонкого и глубокого проникновения в содержание культуры через механизмы образования это проблема интерпретации, т.е. обобщения и кристаллизации идеалов и культурных ценностей, вариантов и стилей творческой деятельности, характерных для своего времени, и, индивидуально осознанных. Интерпретация смыслов ценностей отнюдь не сводится к профессиональным достоинствам и мастерству педагога. Являясь выражением всех сторон личности, способность к глубокому истолкованию содержания культуры тесно связана с особенностями и качественными характеристиками мировоззрения, общей культуры, складом мышления, уровнем интеллекта, духовной гармонией всех составляющих внутреннее содержание личности педагога. В связи с этим, педагог как творец педагогического процесса в соответствии со своим пониманием смысла ценности содержания образования делает свой выбор, и точно так же молодое поколение (ребенок) «снимает» свой «урожай» уникального социокультурного опыта.

Проблема интериоризации, тонкого и глубокого постижения смысла культуры, ее ценностей является наиважнейшей в реализации принципа культуросообразности образования. Ибо невозможно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи вне концептуального осмысления сущности и природы культуры, ее закономерностей, во всем многообразии ее социального, психологического, педагогического и функционального значения.

Целый ряд выдающихся ученых: Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, М. Коул, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомский, М.К. Мамардашвили, Г.Г. Шпет и др. предприняли попытку понимания того, как культура и психика создают друг друга. Культурно-исторический подход обосновывает интериоризацию ценностной культуры, при которой психические свойства и функции становятся культурными (культура памяти, культура мышления, культура чувств, культура восприятия и т.д.)

В этом наблюдении – непреодолимая сложность теоретического анализа культуры. И здесь есть важное условие: любое суждение о культуре достигается культурным опытом; осознавать, «переживать» культуру – значит со-участвовать в ней – быть причастным, а со-участие – это поведение, формы которого человек усваивает в определенной социокультурной среде. Формы поведения в действительности заложены в природе культуры, к которой принадлежит субъект образовательного процесса.

Человек, интерпретирующий культуру, тем самым как бы «заново» творит ее. С какой установкой и с какими потребностями он обращается к культуре? Какие грани и элементы культурного целого оказываются наиболее созвучными психике и внутреннему миру индивида? В этом плане важно обратиться к герменевтике.

Герменевтика – наука о понимании смысла (Г. Гадамер, П. Рикер, М. Хайдеггер и др.). Система взаимосвязи содержания и средств культуры подобна живому организму: в разных социокультурных условиях она способна актуализировать те или иные ценности и их смысловые грани. Вот почему постижение ценностей культуры всякий раз зависит от точки зрения воспринимающего субъекта : произведение культуры ответит на те вопросы, которые ему задают, т.е. заинтересованное отношение «встроено» в процесс актуализации ценностей. Следовательно, и культуроемкость образования может менять смысл.

Известен основной методологический принцип герменевтического анализа – целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное – на основании целого. «Взаимосогласие отдельного и целого – всякий раз критерий правильности понимания», – руководствовался Г. Гадамер. Выделим основные операции герменевтики, следуя которым возможно осуществление анализа взаимосвязи и взаимодействия образования и культуры:

- постижение культуры (образования) через сопоставление с
культурными традициями;

- проникновение в логику культуры (образования) в контексте
культуры эпохи;

- постижение культуры (образования) через сопоставление с
личностью ее творца, его социокультурного опыта;

- расширение духовного горизонта, контекста (деятельность, культура,
личный опыт), в котором воспринимается культура (образование).

Применение принципов герменевтики помогает выявить особую роль культурных ценностей в формировании культуросообразности образования, его содержания и средств. К примеру, невозможно понять сущность культуры образования России без опоры на синтезирующее начало, обусловленное органичностью, как естественной природы и способом ее существования, игнорируя показ эвристической активности ее творцов – К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова и др., заметив при этом, что до середины 19 века в России не употребляли слово «культура», а говорили «просвещенность», «образованность», «гуманность», «воспитанность».

Таким образом, потребность каждого нового поколения осмыслить по-новому соотношение культуры и образования, открывая глубинные уровни их существования; более детально анализировать сущность многомерного и сложного культурообразующего начала, его культуроемкость, расширяя тем самым представления об их взаимосвязи (системности), взаимозависимости (корреляции) и взаимодействии (органический синтез) побуждает обращение к методологическим принципам герменевтики. Ибо культуросообразность – соотнесенность образования культуре и культуроемкость – наполненность образования ценностями культуры не исчерпывается одномерным измерением, проявляясь во множестве порой парадоксальных и неожиданных граней. Их всеохватность демонстрирует то, что можно назвать совокупным объективным смыслом соотношения образования и культуры является: культура есть условие образования; образование есть условие культуры, - суммирующим историю их сочетаний, соотношений, соответствий, организаций и управлений, которые они обретают в процессе своей социально-исторической жизни.

Используя конкретно-методологические принципы в анализе соотношения образования и культуры можно выделить следующие подходы.

С позиций системного подхода соотношение образования и культуры в предметном, функциональном и историческом аспектах есть целое, отражающее в педагогической системе и развивающейся личности их интегральные связи и отношения. Инвариантным системообразующим началом взаимосвязи компонентов образования (содержание, формы, методы, средства) выступает культура как показатель их качества и ценности в педсистеме. Системный анализ позволяет представить культуру как целостное, интегральное, социально-антропологическое явление, раскрыть сложную диалектику объекта и субъекта, материального и духовного, опредмечивания и распредмечивания (М.С. Каган).

Личностный подход представляет культуру в контексте целостности личности, образования базиса её личностной культуры (гражданской, нравственной, трудовой, эстетической, физической и др.) с совокупностью личностных качеств. Личностно-значимый смысл соотношения образования и культуры может быть представлен в следующем контексте:

- как образец социального поведения человека, включая нравственные и этикетные нормы - регулятивно-оценочный аспект;

- как образец качества личностных характеристик (мышления, памяти, чувств, воли и др.) и деятельности - мотивационно-ценностный аспект;

- как результат культуры образования (качество образованности) - компетентностный аспект.

В деятельностном подходе культура – это совокупность способов культуротворческой деятельности, и, одновременно, качество, характеризующее уровень (высокий, средний, низкий) овладения ею (культура труда, культура речи и др.). Существует две точки зрения: культура как «специфический способ человеческой деятельности» (Э.С. Маркарян) – подчеркивается качество технологий и средств деятельности человека; культура – как творческое начало человеческой деятельности характеризует уровень развития человека как субъекта культуры. Однако развивающая функция культуры проявляется только в том случае, если она активизирует разумную и креативную природу человека.

Полисубъектный подход характеризует культуру взаимодействия субъектов образовательного процесса, характер их взаимоотношений в поликультурном образовательном пространстве и времени: демократическими ценностями, нормами, стилем, традициями.

Собственно культурологический подход представляет собой совокупность методологических позиций, интегрально и целостного отражающих сложные системные образования разных аспектов бытия культуры (субъектных, нормативных, креативных, деятельностных, аксиологических, антропологических, и т.д.) в системах: человек – человек, человек – мир; человек – явление; человек – общество; человек – природа; человек –искусство; человек – техника; человек – Космос и т.д.

Этнопедагогический подход придает культуре системообразующий смысл, ядром которого выступает национальное самосознание, в котором аккумулируются - социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса. «Золотое правило» этнопедагогики (Г. Н. Волков): без истории – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа.

В аксиологическом подходе культура представляется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. На уровне личности это проявляется в оценке и выборе ценности цели, ценности средства, ценности отношений, ценности качеств, ценности знаний [5].

Известна культурная антропология, основоположником которой считается Ж.Ж. Руссо [6] - автор известного изречения «Я есть другой» и концепции антропологического взгляда науки на общество, культуру и человека. Он предлагает увидеть образ себя, отраженного в других (людях, культурах, цивилизациях) и другие «Я» – в себе. «Когда хочешь изучить людей, надобно смотреть вокруг себя, но чтобы изучить человека, надо научиться смотреть вдаль; чтобы обнаружить свойства, надо сперва наблюдать различия». Именно в такой перспективе и диалоге только и возможно прояснение своего места и состояния сознания современного человека, транслируемого через культуру и образование. С таким осознанием собственных педагогических взаимодействий в антропологическом контексте связано чувство ответственности педагога перед настоящим и будущим, которое мы готовы или не готовы принять.

Овладение будущим педагогом опыта антропологического самосознания в осмыслении соотношений культуры и образования, транслируемое в культуросообразности, а качество этого соотношения – в культуроемкости – дает еще ряд преимуществ. Например, связанных с погружением ребенка – субъекта образования – в такой педагогический контекст культуры, создаваемый сформировавшимися личностными установками педагога, который включает понятия: «внешняя и внутренняя реальность психики ребенка», «охранный для личности смысл фантазирования», «архетип интонирующего сознания личности», «символическая модель будущего в развитии ребенка», «интегральность или расщепленность его «Я» и т.д.

Понимание сущности соотношения образования и культуры можно углубить с разных конкретно-методологических позиций. Их ряд может быть продолжен. Но культура как педагогическое явление не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом. Она имеет «полифонию» смыслов в контексте образования, иногда противоречащих друг другу. И в этом их история и бесконечность.

Конкретно-методологические принципы, позволяющие рассматривать образование как целостный культурный феномен, ориентируют систему образования на воспитание человека культуры, реализацию культуроемкого содержания и личностно-ориентированных педагогических технологий.

1.6. Культурологические проблемы современного образования

 

Глубокие изменения в различных сферах общественной жизни современной России обуславливают поиск эффективных механизмов управления социальными институтами, среди которых значительное место занимает образование как определяющий фактор формирования нового качества экономики, общества и культуры в целом.

Значение образования возросло и в связи с необходимостью преодоления опасности отставания России от мировых тенденций экономического и социокультурного развития. Вместе с тем, в современном образовании рождаются все новые и новые противоречия между:

– требованиями социокультурной стратегией развития общества во взаимодействии науки, образования и культуры, их интеграцией в целостное культурно-образовательное пространство и культуросообразностью действующей системы образования в целом, ее науко- и культуроемкостью;

– объективной потребностью в гуманизации качественных преобразований культуры самого образования, его культурных функций, цели, содержания, средств и сохраняющейся, в том или ином виде, знаниево-ориентированной парадигмы образования, регламентирующей трансляцию растущего количества единиц информации научного знания, вне его культурно-исторических начал;

объективной потребностью формирования человека культуры: его природных особенностей (культуры здоровья, культуры мышления, эмоционально-волевой сферы, поведения, деятельности и др.); его социальных качеств (базовые компоненты культуры личности: гражданская, нравственная, трудовая, физическая, эстетическая и др., культура семейных отношений); его свойств как субъекта культуры (свободы гуманности, творчества и др.) и низким уровнем личностной и профессиональной готовности педагога к реализации своих культурно-гуманистических функций;

– объективной потребностью развития природных, социальных и культурных начал человека в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей и сохраняющимся субъективным подходом к поли/межкультурным процесса м в образовании, неприятии разнообразия культурных моделей образования (традиционных, инновационных), их взаимодействия.

Таким образом, суть кризиса современного образования - культурная адекватность образования, созданного для индустриальной культуры, исчерпано. Поэтому перед обществом в целом остро встала проблема приведения всех структурных звеньев образования в соответствие с признаками постиндустриальной культуры ХХ1века (И.Е. Видт).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3894; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь