Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВА



И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В стремительно меняющемся мире необходимость получения молодыми людьми качественного образования стала аксиомой. Каждый должен иметь шанс перейти мост, ведущий от предшкольной подготовки и обучения в школе к профессиональному образованию, воплощая свою мечту о возможности быть востребованным и успешным в будущей профессиональной жизни. В условиях усиления процессов глобализации образование можно рассматривать как своеобразную магистраль, ведущую человека через обучение от школьной парты к мировому рынку труда.

Однако недостаточно лишь констатировать самоочевидную ценность образования. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного и устойчивого развития.

На современном этапе общественной жизни образование становится не только важнейшей социальной сферой, но и в прямом смысле важнейшей отраслью экономики. Оно играет все более решающую роль в накоплении и развитии интеллектуального капитала во всех областях человеческой деятельности, потому государство, ясно осознавая тенденции и стратегические ориентиры развития образования, стремится инвестировать значительные средства в этот сектор.

Но образование сегодня необходимо рассматривать не только как базис для продуктивного социально-экономического развития России и как средство достижения нового, более высокого качества жизни населения в ближайшем будущем, но и как возможность подготовки к новым стандартам жизни в третьем тысячелетии.

Будущее в немалой степени будет определяться увеличением скорости и непредсказуемостью технологических изменений, ростом влияния урбанизации и ее последствий на социально-демографическую структуру общества, проблемами национальной и языковой идентификации, универсализацией в образе жизни и выполнении трудовых функций, сменой приоритетных политических и общественных ценностей.

1. Увеличение скорости и непредсказуемость технологических изменений проявится в том, что:

сформируется глобальное информационное пространство, новые виды связи, которые будет применимы во всех видах производства и сферах жизни человека;

возникнет так называемая цифровая экономика, создающая сетевое общество. Практически все компании превратятся в «образовательные учреждения». Их основной ролью станет организация людей, а не обеспечение их рабочими местами, поскольку в большинстве случаев люди уже будут иметь собственное дело и работать над специальными проектами персонально или в составе небольшой группы, продавая свою продукцию и услуги через Интернет по всему миру. Лишь небольшая часть населения будет работать в крупных корпорациях;

структура и устройство образовательных учреждений полностью изменятся. Они превратятся в круглогодичные образовательные и информационные центры. Возникнут виртуальные школы, университеты, академии на основе технологий дистанционного обучения. Наиболее опытные высококвалифицированные учителя с уникальными знаниями по отдельным предметам станут обучать население всего мира. Каждый человек практически в любом возрасте мгновенно сможет связаться с лучшими в мире преподавателями по любому предмету. Часть учителей станет опытными менеджерами обучающих центров, в которых они выступят в роли наставников своих учеников. Каждый человек будет планировать программу своего обучения в любом возрасте и являться одновременно и учителем, и учеником;

здоровье каждого ребенка будет находиться под регулярным мониторным наблюдением – его зрение, слух и остальные органы должны быть в великолепной «готовности к обучению». Молодые родители пройдут специальную подготовку, чтобы уже в самые первые годы жизни детей развивать их способности с учетом психофизических особенностей.

Все это повлияет на увеличение потребительского спроса на образовательные услуги по развитию способностей человека к непрерывному обучению в течение всей жизни. В связи с этим основными принципами будущего образования будут индивидуализация и самообразование.

Ключевыми компетентностями для учащегося третьего тысячелетия станут навыки глубокого владения информационно-коммуникационными технологиями, а для педагога третьего тысячелетия – способность самостоятельно разрабатывать электронные учебно-методические комплексы и эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы.

2. Рост влияния урбанизации и ее последствий на социально-демографическую структуру общества проявится в том, что:

произойдет увеличение количества населения за счет беднейших наций, эмиграции их в крупные мегаполисы;

конкуренция между людьми будет сосредоточена вокруг права работать в киберпространстве городов;

увеличится продолжительность жизни; возрастет численность населения, ставших родителями в очень раннем возрасте или в очень позднем возрасте, но при этом период обучения и ученичества удлинится;

повысится феминизация общества и произойдет старение населения планеты;

произойдет модернизация структуры семьи; возникнут виртуальные семьи с отдельным проживанием всех членов семьи, в том числе детей;

живое общение станет большой ценностью; счастливая семейная жизнь станет конкурентным преимуществом будущих работников.

Взросление будет происходить по-другому. Дети и молодежь будут приобретать социальный опыт, используя, в значительной степени, технологические достижения информационно-сетевого общества.

Ключевой компетентностью учащегося третьего тысячелетия станет навык самоорганизации деятельности. Ключевыми компетентностями педагога третьего тысячелетия станут способности выстраивать индивидуальную траекторию образования ученика и сопровождать его развитие.

3. Проблемы национальной и языковой идентификации проявятся в том, что:

люди будут вынуждены осваивать несколько языков;

родной язык будет преобладать дома и, возможно, в школе, а в университетах и на работе будут применяться языки межнационального общения;

будет бурно развиваться семейный бизнес;

корпоративное управление будет эксплуатировать ресурс кастовости на основе единства языка.

Обучение будет происходить одновременно на нескольких языках с целью повышения готовности молодого поколения к возрастающей социальной мобильности.

Ключевыми компетентностями учащегося третьего тысячелетия станут навыки эффективной коммуникации.

Ключевыми компетентностями педагога третьего тысячелетия станут умения и навыки организовывать и обеспечивать эффективное взаимодействие между обучающимися в образовательном процессе.

4. Универсализация в образе жизни и в выполнении трудовых функций проявится в том, что:

законодательство разных стран будет приводиться к единым нормам;

компании будут перемещать свои производства из одной страны в другую;

увеличится число виртуальных компаний;

изменится продолжительность рабочего дня, многие категории работников смогут работать на дому;

конкурентоспособность компании будет зависеть от ее способности управлять знаниями;

изменятся приоритеты при оценке успешности компаний;

увеличатся инвестиции в обучение персонала.

Среднее и профессиональное образование станет предопределяться корпоративными ценностями.

Ключевыми компетентностями учащегосятретьего тысячелетия станут навыки владения различными способами добывания знаний, педагога – умение организовать непрерывное развитие технологической компетентности обучающегося на основе постоянного мониторинга его сильных и слабых сторон.

Образ будущего предполагает усиление взаимной ответственности всех отраслей экономики за качество образования. В настоящее время, по данным экспертов Института общественного проектирования, мировая экономика находится в преддверии так называемой третьей волны экономического развития (первая волна – 1950–1980 годы, вторая волна – 1980–2010 годы, третья волна – 2010–2040 годы), когда в развитых странах будет осуществляться выравнивание экономического потенциала за счет внедрения новой технологической базы экономики и создания анклава для сохранения и качественного развития постиндустриальной культуры в мире.

В период третьей экономической волны при создании анклава сохранения и развития постиндустриальной культуры будут сформированы три новых явления. Это новая урбанизация (создание новых городов со среднеэтажной застройкой), новая рабочая среда (формирование сети небольших компаний, использующих инновационные технологии, и формирование крупных инновационных центров) и новая система образования (элитное образование для каждого, позволяющее поставлять профессиональные кадры для новой рабочей среды). При этом новая система образования в России, по прогнозам аналитиков, будет основана на отечественной научной базе развивающего обучения.

Основными потребителями высококачественных услуг, в том числе и в сфере образования, будут так называемые «молодые потребители», рожденные после 2000 года, которые составят наиболее трудоспособную и продуктивную часть населения (будущих родителей) в 20–40 годах XXI века. Поколение «молодых потребителей» – это люди с новыми чертами ментальности и иными социальными ценностями, потенциально совсем другие родители, не те, к которым привыкла нынешняя система образования. Это сегодняшние родители, которые требуют качественные и разнообразные образовательные услуги, и завтрашние дети, которые, скорее всего, захотят не только учиться, но и оценивать качество предложенного им образования.

К 2040 году в российском обществе, вероятнее всего, возникнут устойчивые социальные слои, различающиеся между собой по уровню образования, доходу, социальному статусу и другим параметрам. Образуется заметный и стабильный средний класс. Представители среднего и высшего класса будут задавать тон при формировании спроса на образовательные услуги. Предполагается, что передовой социальный слой будет отличаться от других слоев населения социальной мобильностью и, прежде всего, горизонтальной мобильностью (смена места жительства, смена религиозной группы, подвижная граница семьи и идеологических взглядов).

Настоящая Стратегия определяет новую роль системы образования и ответственность государства перед обществом в сфере образования, а также предполагает новые механизмы реализации данной роли и новую модель образовательной инфраструктуры, учитывающие широту и многообразие образовательных потребностей населения (экстернат, семейное обучение, дистанционное, гендерное и индивидуальное обучение; частные, экспериментальные, национальные, межнациональные, корпоративные школы; новые типы учреждений, оказывающие услуги по особым образовательным потребностям граждан и т.д.).

Трансформационные процессы, уже сейчас происходящие в системе образования, и те, которые возникнут в будущем, обусловливают необходимость использования маркетингового подхода к развитию системы образования в России есть, изучение и формирование рынка образовательных услуг и его ресурсное обеспечение, а также стимулирование образовательных учреждений к инновационной деятельности. Произойдет постепенный переход от традиционной системы обучения, когда базовым процессом было воспроизводство знаний, а способом контроля – сравнение с идеалом, к технологической модели обучения. При этом ответственность образования перейдет в плоскость ответа на социальный заказ и гарантии достижения поставленных целей.

Таким образом, образование будущего, сохраняя некоторые ценности традиционного и технологического обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, подбору образовательных технологий, адекватных возрасту, к построению образовательной среды, «оживляющей» знания. Это станет условием получения новых образовательных результатов в соответствии с ценностями будущего общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Педагогическая культурология: на фундаментальном уровне рассматривает образование как феномен культуры; на антропологическом - показывает генезис сознания субъекта культуры в культурно-образовательных средах; на прикладном - позволяет разрабатывать варианты практической организации культурно-образовательной практики.

Педагогическая культурология обосновывает актуальность формирования сознания субъекта культуры - человека, который способен осуществлять
культурные программы будущего и характеризует образование как механизм
культурогенеза.

Педагогическая культурология актуализирует эволюцию инновационного движения в образовании.
Это связано с тем, что модели образования,
сложившиеся в предшествующие культурные эпохи, сосуществуют с актуальной моделью, так как в едином культурно-образовательном
пространстве соседствуют субъекты «различного культурного возраста». Поликультурность образовательного пространства требует культуросообразной вариативности в образовании, т.е. сохранения разных моделей образования в соответствии с культурным потенциалом его реципиентов.

Анализ различных проблем взаимосвязи культуры и образова­ния показывает, что культурно-образовательные процессы, в которых эта связь реализуется, — естественная среда существования каждого сообщества и личности. И её (среду) нужно не только признавать в качестве основы научного анализа, но и научиться организовать и использовать в образовательной практике.

Культурные модели образования (в виде конкретных теоретических, педагогических, методических, организационных систем), как правило, опережают социальное развитие, поскольку в них, через них, благодаря им апробируются, проходят этап становления новые культурные идеи и представления. Такие культурные формы образования часто альтернативны и возникают в результате переосмысления содержания и реальных условий культурных изменений. Культурные модели образования рождаются в результате самоутверждения инновационных образовательных идей. Традиционная практика лишь помогают этой идее оформиться окончательно и развиться до зримой культурной модели.

Культурные модели образования постоянно меняются и эволюционируют в социальном времени и пространстве. Они постоянно взаимодействуют друг с другом на уровне опосредованного взаимовлияния и взаимозависимости, возрождения в новых исторических условиях и на новой культурной почве. Они создают то многообразие соотношений, которое способствует развитию образования как мирового процесса (то есть выводят его за рамки национальных культур и делают универсальным посредником их диалога и тем пространством, где сходятся разные культуры).

Образовательный процесс является сложно организованным,
поэтому все культурные модели образования аккумулируют развитие предшествующих форм. Его динамика — не прямое прогрессирующее развитие, а постоянные возвратные движения, разного рода циклы и периоды подъёма и спада, а также постоянная критическая переоценка ценностей субъектами образования, участвующих в этих сложных изменениях.

Идеи структурирования и организации образования (начиная от индивидуальных программ ребенка и учебных планов образовательных учреждений до построения систем управления, ориентированных на самоорганизацию образования) связаны с комплексом ведущих идей, доминирующих в сознании общества. При этом культурные идеи могут быть и часто бывают достаточно автономными, они развиваются и изменяются, если культуросообразны и продуктивны.

Одна из причин относительной автономности образования кроется в его нацеленности на общечеловеческие ценности. Это позволяет ему быть самоценным элементом культуры общества и изменяться, подчиняясь собственной логике и внутренним законам саморазвития (в собственном культурном пространстве). Даже противостояние альтернативных культурных идей образования и жёсткого управления приводит к утверждению в той или иной форме именно альтернативной идеи, поскольку идея всегда продуктивна, а управление, как бы оно активно ни противилось инновациям, репродуктивно.

В образовании должен действовать собственный, неподвластный временным социокультурным влияниям культурный императив (требование-принцип), обращенный:

- к внутреннему миру личности, культурной идентичности индивидуальности, творческому потенциалу человека;

- к возможностям и готовности образовательной системы обеспечить выполнение этого требования.

Этот императив реализуется в рамках культурно-образовательного резонанса, что помогает сохранению, воспроизведению и обновлению основных культурных идей, образцов и ценностей образования. Он находит свое выражение в культурной парадигме образования, основная идея которого состоит в том, что образование тогда лишь реализуется как особый культурный процесс, когда становится одним из эффективных каналов обеспечения культурной деятельности ребенка (всех форм его творчества и бытия в культуре) в стенах образовательного учреждения и вне его.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. // Вопр. психологии. - М., 1999. - № 1. - С. 3-12.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение. // Вопр. психологии. - М., 1999. - № 4. - С. 106-107.

3. Асмолов А.Г. Мир А.Р. Лурия и культурно-историческая психология. // I Междунар. конф. Памяти А.Р. Лурия: Сб. докладов. - М., 1998. - С. 5-7.

4. Блинникова И.В. Культурно-историческая психология: взгляд со стороны. // Психол. журнал. - М., 1999. - Т. 20, № 3. - С. 127-130.

5. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология [Сборник]. - М., 2002. - С. 512-755.

6. Глозман Ж.М. Культурно-исторический подход как основа нейропсихологии XXI века. // Вопр. психологии. - М., 2002. - № 4. - С. 62-68.

7. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М., 1997.

8. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. - Рига, 1999. - Ч. 1.

9. Марцинковская Т.Д. Путь А.Р. Лурия к культурно-исторической психологии. // Вопр. психологии. - М., 2002. - № 4. - С. 44-49.

10. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: (Критический анализ книги М. Коула). // Вопр. психологии. - М., 2000. - № 2. - С. 102-117.

11. Петровский В.А. Идея историзма в психологии развития. // Вопр. психологии. - М., 2001. - № 6. - С. 126-129.

12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

13. Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия. // Человек. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 35-46.

14. Шапиро А.З. Психология, культура, биология. // Психол. журнал. - М., 1999. - Т. 20. - С. 123-126.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Категории культурологии– фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методология и методы их познания. В культурологии до сих пор не разработан и не систематизирован целостный категориальный аппарат, поэтому употребляются понятия, заимствованные из философии, социологии, психологии, лингвистики и других областей знания.

Представители различных направлений и школ познания культуры использовали и разрабатывали свои специализированные комплексы категорий:

философыв своих суждениях о культуре, как правило, использовали общефилософские и общегуманитарные категории, характеризующие «положительные» стороны этого явления – духовность, гуманность, просвещенность, прогрессивность, цивилизованность, высоконравственность, креативность, созидательность, творческую ориентированность и др.;

антропологи-эволюционистыоперировали категориями, которые относятся к истории развития культуры – прогресс, эволюция, адаптация, усложнение, универсалии, социальный организм, разделение труда, специализация функций, социальный контроль и др.;

антропологи циклических (цивилизационных) направленийотмечали аспекты локальности и самодостаточности культурных явлений и процессов – культурно-исторический тип, цивилизация, этничность, самобытность, самоценность, цикличность, ритм, фазы существования, «расцвет», «надлом» и «закат» цивилизаций, культурный релятивизм и др.;

структурные функционалистыхарактеризовали социально-микродинамический и организационно-регулятивный аспекты культуры – интересы и потребности, социальные действия, институты и системы, иерархия, функции, управление, взаимодействие, дифференциация, функциональная взаимозависимость, нормы, цели и ценности, воспроизводство структуры и др., а также осуществляли семиотический анализ культуры – знаки, символы, системы, структуры сознания и отражения, текстуальность культуры, символический обмен, структурное моделирование культуры как языка, упорядоченность, бинарные смысловые оппозиции, означающее и означаемое, ментальности, социальные стереотипы и др.;

психологи различных школ, изучая культуру, пользовались категориями, относящимися к сфере мотивации культурообусловленного поведения – мораль, запреты, санкции, поощрения, конфликт, агрессия, страх, влечение, инстинкты, сознательное и бессознательное, архетипы сознания, структура личности, лидерство, власть, референтные группы и др.

Приведенное разделение категорий, используемых для изучения культуры, является сравнительно условным. Однако, в числе наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии могут быть названы следующие:

культурные объекты– артефакты, формы, системы и др.;

культурные процессы –генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры и др.;

культурные свойства– функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность и др.;

культурные функции– социокультурная организация и регуляция, познание окружающего мира, аккумуляция, селекция и трансляция социального опыта, обмен информацией и др.;

культурные модальности –эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм и др.;

культурные значения –культурные смыслы явлений, оценка и оценочные критерии, герменевтика культуры;

культурные обозначения– знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имидж, культурные тексты и коды, культурная семантика в целом;

культурные ценности –витальные, материальные, мемориальные, художественные, нравственные, религиозные, социальные, экзистенциальные ориентации и др.;

культурные нормы– образцы, законы, правила, стандарты, каноны, традиции, мораль, этика, эстетика, стиль, мода, нормативность функциональных проявлений: культура труда и потребления, быта и досуга, общения и взаимодействия и др.;

культурная среда –искусственная предметно-пространственная среда жизнедеятельности — окультуренные территории, населенные пункты, постройки, сооружения, помещения, вещи и иные материальные продукты деятельности, а также социально-информационная среда взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей;

субъекты культуры и их устойчивые коллективы –личности, семьи, родственные кланы, социально-функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество;

процессы и результаты усвоения культуры индивидами –социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность и др.;

культурная мотивация –индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация, социальные роли и функции личности, статус, престижность и др.; культурообусловленное поведение и сознание людей – технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальные и невербальные коммуникации, творчество и инноватика, образ жизни и досуг, миропредставления, мифология и верования, архетипы сознания и др.;

культурные аспекты специализированных областей деятельности –культуры: хозяйственная, правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физическая и др.;

культурные институты– культурная политика, учреждения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, средства массовой информации и др.;

культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления– кооперация, консолидация, солидарность, этничность, самобытность, локальность, разделение функций, повышение и понижение напряженности и др.;

социальная типология культуры– культуры: профессиональная и обыденная, элитарная и народная, популярная и массовая, субкультуры, образы жизни и др.;

культурно-историческая типология –культурная самобытность этнических и социальных сообществ, конфессий и государств, региональных культурных общностей, цивилизаций, историко-стадиальных типов социокультурной организации – первобытного, архаичного, доиндустриального, индустриального, постиндустриального;

межкультурные взаимодействия –культурная диффузия, заимствования, толерантность, комплиментарность, отторжение, конфликт ценностей, культурный синтез и др.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь