Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А. Швейцер. ОБ ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Перевод осуществлен по изд.: Schweitzer A. Kulturphilosophie. Verfall und wieder aufbau der Kultur. Munchen, 1926. Bd. l. S. 24. Что такое цивилизация? В качестве наиболее общего определения мы можем сказать, что цивилизация означает материальный
и духовный прогресс в жизни как индивидов, так и массы людей. В чем же он состоит? Прежде всего — в уменьшении бремени, испытываемого индивидами и массой в борьбе за существование. Установление благоприятных жизненных условий для всех — необходимое требование как само по себе, так и предпосылка духовного и морального совершенствования индивидов и общества, что и является конечной целью цивилизации. Относительно расхождения понятий «культура» и «цивилизация» Попытки провести различие между цивилизацией как тем, что немцы называют Kultur, и цивилизацией как всего лишь матери- альным прогрессом направлены на то, чтобы ознакомить мир с идеей неэтической формы цивилизации наряду с этической и придать первой исторический смысл. Однако ничто в истории слова «цивилизация» не оправдывает таких попыток. В обычном употреблении слово «цивилизация» означает то же, что и немецкое «Kultur», а именно достижение высокого уровня развития и высоких моральных принципов. В некоторых языках отдается предпочтение одному слову, в других — другому. Немцы обычно говорят о «Kultur», французы обычно о «цивилизации», однако проводить различие между ними не оправдано ни в филологическом, ни в историческом планах. Мы можем рассуждать об этических и неэтических сторонах культуры или об этических и неэтических сторонах цивилизации, но не об отличии «Kultur» и «цивилизации». Комментарии А. Швеицер выступает твердым сторонником понимания цивилизации как духовного и этического начала, существующего независимо от материальных сторон жизни общества. Даже в терминологическом плане он отвергает целесообразность противопоставления цивилизации культуре и отстаивает существенное значение этических принципов в функционировании всякой цивилизации. Критический разбор позиции А. Швейцера дал П. Сорокин. О КОНЦЕПЦИИ А. ШВЕЙЦЕРА 1. Отстаиваемая А. Швейцером концепция цивилизации основана преимущественно на идеализации этического начала. Как он полагает, моральный контроль над человеческими наклонностями гораздо более важен, чем контроль над природой. Овладение человеческими наклонностями имеет этический характер, так как несет материальное и духовное благо человечеству, каждому индивиду, даже всем живым организмам. Почитание жизни — основа этической регуляции. Именно эта этика безусловной воли к жизни и почитания жизни является «сущностью цивилизации». Ее прогресс гораздо более важен, чем материальный прогресс. Цивилизация в общем смысле представляет собой сумму достижений во всех сферах творческой активности человека, поскольку она ведет к этическому совершенствованию индивида и общества. Критика А. Швейцер прав в том отношении, что каждой процветающей цивилизации присущ какой-то минимум действенных этических ценностей, а их упадок — одна из причин разлада цивилизаций. Однако тезис о том, что этический фактор является главным основанием каждой великой цивилизации или же причиной ее упадка, провозглашается, не получая аргументированного подтверждения. В работах многих ученых (в том числе в моей книге «Социальная и культурная динамика») достаточно полно показано, что этические ценности, присущие культурной суперсистеме, тесно связаны с другими ее компонентами. То же самое следует сказать и о мировоззрении, которое не возникает как deus ex machina и не может само по себе стать господствующим началом в обществе. Напротив, оно в заметной степени обусловлено характером доминирующей культуры и общей системы социокультурной регуляции. (С. 356—362.) Комментарии Расхождение двух выдающихся мыслителей относительно роли этического начала в построении сложного общества затрагивает важнейшую проблему соотношения этики и практической деятельности, а также научного знания в регуляции общественной жизни. Как полагает П. Сорокин, А. Швейцер к тому же крайне недооценивает роль науки. Этические добродетели (уважение к жизни) представляются ему независимыми от истины и красоты и попросту не имеющими к ним отношения. Такое разделение неоправданно как теоретически, так и фактически. Истина (наука, религия и философия), красота (художественная культура) и добро (этика) составляют три важнейших ценностных компонента совокупного целого. А. Швейцер занимает, действительно, крайнюю позицию «почитания жизни» во всех ее проявлениях в противовес практическому овладению условиями бытия. Более оправданной представляется позиция П. Сорокина, который предполагает взаимодействие истины, красоты и добра в системе духовной регуляции. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы