Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Учение св. отцов о таинстве миропомазания
Св. Ефрем Сирин в своем обращении к верующему говорит: «Печатию Св. Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатию помазания запечатлены все члены твоим. О таинстве покаяния Установление таинства покаяния, или исповеди, предсказал Сам Господь, и притом несколько раз — апостолу Петру: Мф. 16: 19. «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» Всем апостолам до Своего страдания: Мф. 18: 18. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» Всем апостолам после Своего воскресения: Ин. 20: 20. «Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.» Ин. 20: 21. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.» Ин. 20: 22. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.» Ин. 20: 23. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» Право совершать это таинство Господь дал апостолам, а в лице их и всем пастырям Церкви: Ин. 20: 21. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.» Ин. 20: 22. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.» Ин. 20: 23. «Кому простите грехи, тому простятся; на кол; оставите, на том останутся.» Деян. 20: 17. «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви.» Деян. 20: 28. «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.» Если по установлению Господню необходимым оказывается внешнее отпущение грехов, то, несомненно, необходимо и внешнее словесное исповедание их кающимся человеком; ибо если бы не было словесной исповеди, то на каком основании и каким образом мог бы пастырь отпускать или держать, вязать или решить? Деян. 19: 18. «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.» Рим. 10: 10. «Сердцем веруют к правде, а устами исповедуют ко спасению.» И апостолы прощали от лица Христова: 2 Кор. 2: 10. «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова.» Мы также должны приходить к нашим пастырям и исповедывать наши грехи: 1 Ин. 1: 9. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» Из приведенных выше мест Евангелия видно, что право совершать таинство покаяния дано только апостолам и их преемникам. О таинстве св. Причащения Вместо ветхозаветных жертв, служивших только прообразом истинной жертвы, Бог не знавшего греха, т. е. Иисуса Христа, сделал для нас жертвой за грех (2 Кор. 5: 21). Эта жертва Сына Божия была совершена однажды (Евр. 9: 11-12). Совершив этою Своею жертвою наше примирение с Богом (Рим. 5: 9-10), снятие проклятия с рода человеческого, тяготевшее от первых людей, Христос восхотел этою же жертвою очищать всех людей из уверовавших в Него во все времена. Каким образом? — Отдав Себя, Свое Тело и Кровь в жертвенную пищу и питие верующим (Ин. 6: 54-56). Пророчество о св. Причащении Притч. 9: 1-6. «Премудрость... заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу... сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное».» На вечери в последнюю ночь перед Своими страданиями Господь установил Причащение Тела Его и Крови Его: Мф. 26: 26. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.» Мф. 26: 27. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, » Мф. 26: 28. «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Ср.: Мк. 14: 22-24.» 1 Кор. 10: 16. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? » 1 Кор. 10: 17. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.» Это причащение Господь заповедал «творить в Его воспоминание»: Лк. 22: 19. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.» Лк. 22: 20. «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается.» 1 Кор. 11: 24. «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.» 1 Кор. 11: 25. «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.» Согласно заповеди Господней, апостолы сами совершали «преломление хлеба» и научили тому учеников своих: Деян. 2: 42. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.» Деян. 20: 11. «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.» Деян. 20: 7. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба. Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.» Совершение св. Причащения Господь установил и заповедал посредством вещественного хлеба и вина («взяв хлеб и благословив, преломил и раздал»... «взяв чашу и благодарив, подал им»...). См. Мф. 26: 26-28. Ин. 6: 51. «Я хлеб жнвый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.» Вкушение Плоти и Крови Христовых необходимо нам для достижения вечной жизни: Ин. 6: 52. «Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? » Ин. 6: 53. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» Ин. 6: 54. «Ядущнй Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» Ин. 6: 55. «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие.» Ин. 6: 56. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» Ин. 6: 57. «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.» Писание говорит, что «все по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает очищения» ( Евр. 9: 22), так Иисус Христос и благоволил преподать людям в св. Причащении Кровь и Тело Свое для очищения грехов и во здравие души и тела с верою приемлющего христианина. Евр. 10: 29. «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен.» 1 Кор. 11: 27. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. » О таинстве брака Естественный союз мужа и жены, или брак, непременно должен быть только «в Господе», т. е. должен быть освящен нарочитою церковною молитвою. Такой брак нерасторжим, за исключением случаев прелюбодеяния: 1 Кор. 7: 39. «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.» Мф. 19: 6. «Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» Рим. 7: 2. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.» Мф. 5: 32. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» Благословенный брак есть «тайна великая»: Еф. 5: 31. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Ср.: Быт. 2: 24.» Еф. 5: 32. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.» И потому брак уподобляется союзу Христа с Церковью: Еф. 5: 23. «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.» Еф. 5: 24. «Но как Церковь повинуется Христу, так жены своим мужьям во всем.» Сам Иисус Христос благословил и освятил брачный союз Своим присутствием на браке в Кане Галилейской ( Ин. 2: 11). Быт. 9: 1. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею). Ср.: Быт. 1: 27-28.» Быт. 2: 18. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.» 1 Кор. 7: 1. «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.» 1 Кор. 7: 2. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.» По вопросу о том, сколько раз можно вступать в брак, Свящ. Писание говорит следующее: 1 Кор. 7: 39. «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.» 1 Кор. 7: 40. «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.» Рим. 7: 1. «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? » Рим. 7: 2. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.» Рим. 7: 3. «Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею.» 1 Кор. 7: 7. «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.» 1 Кор. 7: 8. «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.» 1 Кор. 7: 9. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.» 1 Тим. 5: 14. «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.» Бракосочетание, как образ духовного союза Христа с Церковью, — честно, безгрешно, свято и спасительно: Евр. 13: 4. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно.» 1 Кор. 7: 28. «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит.» 1 Кор. 7: 14. «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.» 1 Фес. 4: 3-7. «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда...» 1 Тим. 2: 15. «Жена спасется через чадородие...» 1 Кор. 7: 10-11. «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей. » О таинстве Елеосвящения Христос Спаситель, Врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными, и для вспомоществования нам в этих трудных обстоятельствах человеколюбие Христа Спасителя открыло новый источник спасительной благодати в таинстве Елеосвящения и призывает нас, чтобы, подвергаясь болезням, мы приходили к сему источнику с живою верою и надеждою и получали дары благодати. Предзнаменование таинства Елеосвящения: Мк. 6: 13. «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.» Заповедь верующим врачевать своих болящих через пастырей Церкви: Иак. 5: 14-15. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.» Лк. 10: 34. «Перевязал ему раны, возливая масло и вино...» Деян. 3: 6. «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.» Польза от Елеосвящения: Иак. 5: 15. «И молитва веры исцелит...» Иак. 5: 16. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться...» Мк. 9: 23. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.» Мф. 9: 22-29. «По вере вашей да будет вам.» Действия таинства Елеосвящения следующие: оно содействует приумножению Божественной благодати; укрепляет в страданиях, особенно в борьбе со смертью, содействует прощению грехов, облегчает телесные страдания и часто содействует полному выздоровлению. Если таковы действия этого таинства, то прибегать к нему должно не с чувством страха и с мыслью о неизбежности смерти, а с верою и упованием на помощь Божию и облегчение в страданиях. Окружающие больного согрешили бы, если бы по их вине больной умер, не воспользовавшись этим таинством. О богослужении Согласно постановлениям и примеру св. апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определенных местах, или храмах: Деян. 16: 13. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.» Деян. 20: 7. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.» Деян. 20: 8. «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.» В положенное время («час молитвы»): Деян. 3: 1. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.» Во главе с поставленными «предстоятелями», или пастырями: 1 Фес. 5: 12. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас. » Молитва такая называется «служением», богослужением (литургией): Деян. 13: 2. «Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.» Флп. 2: 17. «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.» Богослужение слагается из молитв, песнопений и чтения Свящ. Писания: Деян. 4: 24. «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! » Деян. 4: 25. «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? » Деян. 4: 26. «Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его (Пс. 2: 1-2).» Деян. 4: 27. «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским.» Деян. 4: 30. «Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.» Деян. 4: 31. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.» 1 Тим. 2: 1. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, » 1 Тим. 2: 2. «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.» Еф. 5: 19. «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.» Кол. 4: 16. «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии прочитайте и вы.» Далее, богослужение состоит из молитвенных действий, например, преломление, воздевание рук и др.: Деян. 20: 11. «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.» 1 Тим. 2: 8. «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.» Весь порядок богослужебный «устроен», или установлен, самими апостолами («прочее устрою»): 1 Кор. 11: 33. «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.» 1 Кор. 11: 34. «А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.» Богослужение непременно должно быть совершаемо в правильном порядке, согласно установленному чину, чинно: 1 Кор. 14: 40. «Только все должно быть благопристойно и чинно.» 1 Кор. 14: 23. «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? » Богослужение православное именно и представляет собою «чины» (см. в Служебниках и «Собрании литургий» И. Гоара), сохранившиеся от времен апостольских. Чин Божественной литургии первоначально устроен, или составлен, ап. Иаковом, затем в полном виде записан Василием Великим, епископом Кесарийским, а в кратком виде изложен архиеп. Иоанном Златоустом (чит. «Собрание древних литургий» Е. Ловягина). Богослужение должно быть совершаемо благообразно, благопристойно (1 Кор. 14: 40), со славою и благолепием, с сохранением добрых обычаев: Исх. 28: 2. «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.» Лк. 2: 42. «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.» 1 Кор. 11: 16. «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.» Все храмовое богослужение, все внешние обряды, бывшие в Ветхом Завете, не отменены Христом и в Новом Завете, что ясно видно из апостольского чтения (Евр. 9: 1-7). Здесь апостол пишет: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Почему апостол говорит: «И первый», а не просто «первый»? Не ясно ли, что если «и первый)), следовательно «и второй», т. е. новый, завет Христов имеет подобное постановление. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы