Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. Культура как система ценностей и норм



1. Культура как феномен социальной жизни. Основные компоненты культуры, их характеристика.

2. Типы культур. Структурная архитектоника и динамика культур (П. Сорокин, Т. Парсонс, Л. Уайт).

3. Социальная культура и культура социальной жизни. Теория культурного лага (У. Огборн).

4. Социальные функции культуры. Взаимодействие культуры и общества.

Темы рефератов и докладов

1. Массовая и элитарная культура.

2. Контркультура и субкультура как феномены социальной жизни.

3. Субкультура и массовая культура: особенности взаимодействия.

4. Современная молодежная субкультура: отличительные признаки и тенденции развития.

5. Деструктивные секты и неокульты.

6. Религиозная ситуация в Беларуси.

7. Конфессиональные субкультуры.

8. Национальные традиции и обычаи белорусского народа.

9. Менталитет белорусского этноса: история и современность.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Приведите известные вам определения культуры.

2. Какие элементы культуры можно выделить?

3. Что представляют собой культурные универсалии?

4. Почему возникают субкультуры и контркультуры? Что под ними следует понимать?

5. Почему культура выступает средством структурирования общества?

6. Что такое табу? Является ли табу, например, запрет для посторонних входить на территорию воинской части? Обоснуйте свой ответ.

7. Какое значение в социальном взаимодействии имеют ценности и нормы?

8. Можно ли создать культурное пространство без норм и ценностей? Ответ обоснуйте.

9. Перечислите основные социальные функции культуры.

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссий

1. Во многих фирмах существует правило не назначать руководителем отдела человека, который сам сформировался как специалист в этом отделе. Но такой человек располагает большей информацией об отделе, его хорошо знают все работники. Почему охотнее приглашают человека со стороны, который с большим трудом вписывается в новый коллектив?

2. Американский социолог Дж. Мид исходил из того, что человек усваивает культуру через систему символов, общих для всех членов общества. В качестве символов прежде всего выступают жесты и язык. Приведите примеры.

3. Чем ценностные ориентации молодого поколения отличаются от соответствующих ориентаций более зрелых людей? Что в них общего?

4. В чем суть глобализации культуры? Каковы ее последствия для культурного развития народов?

5. Как в социальной структуре общества возникают группы, способные нарушать или отвергать доминирующие культурные нормы и ценности?

6. Чем отличается социоструктурное влияние элитарной, народной, массовой культуры, кича, субкультуры и контркультуры на структурные трансформации общества? Приведите примеры.

 

Глоссарий

Понятие Содержание
Культура некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям
Субкультура совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее
Окончание  
Контркультура субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры
Обряд совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства
Обычай воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д.)
Ритуал форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок
Традиция культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям
Ценности разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные ценности)
Язык система коммуникации, осуществляющейся на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения

Тест для самоконтроля

1. Культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, – это:

а) субкультура;

б) контркультура;

в) элитарная культура;

г) светская культура.

2. Система норм, стандартов, ценностей и образцов поведения, противоположных доминирующей культуре, – это:

а) элитарная культура;

б) массовая культура;

в) субкультура;

г) контркультура.

3. Позиция, при которой считается, что одна культура выше, чем другая:

а) культурный шовинизм;

б) культурный релятивизм;

в) субкультура;

г) контркультура

4. Позиция культурного шовинизма – это:

а) провозглашение важности каждой культуры;

б) подход, при котором одна культура считается выше, чем какая-либо другая;

в) ослабление роли культуры в обществе;

г) разрушение норм и ценностей определенной культуры.

5. К универсальным ценностям относятся:

а) представления о добре и зле;

б) представления о смысле жизни;

в) ценности прав и свобод человека;

г) привязанность к Родине.

6. Набор символов, убеждений, ценностей, отличающих то или иное общество, группу, но не отрицающий наличия общечеловеческой культуры, – это:

а) элитарная культура;

б) массовая культура;

в) субкультура;

г) контркультура.

7. Одной из функций культуры является функция социального контроля, ее суть заключается в следующем:

а) заставляет человека следовать определенным правилам общества;

б) позволяет индивиду стать частью общества;

в) усвоение определенных знаний, символов;

г) объединение людей в социальные группы и общество в целом.

8. В зависимости от форм хозяйственного уклада культуры подразделяются:

а) на элитарные и массовые;

б) субкультуры и контркультуры;

в) религиозные и светские;

г) письменные и дописьменные.

9. Теория культурного лага объясняет:

а) автономность отдельных субкультур;

б) отставание в развитии духовной культуры от материальной;

в) нарастание противоречий между массовой и элитарной культурой;

г) формирование у каждой субкультуры собственных норм и ценностей.

10. Страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества – это:

а) культурный этноцентризм;

б) конвергенция;

в) редукционизм;

г) ксенофобия.

 

Литература: [5, 6, 14, 32, 69, 75, 79, 82, 83, 84, 85, 92, 97, 110, 127, 134, 153, 154].

 

Тема 4. Понятие личности в социологии.

Статусно-ролевая характеристика

Социальной структуры

1. Человек как биопсихосоциальная система. Структура и социальные типы личности.

2. Понятие и виды социального статуса. Статусная иерархия.

3. Социальные роли личности и ролевое поведение. Интернализация социальных ролей.

4. Социализация личности как социокультурный процесс. Законы, формы, этапы и агенты социализации. Десоциализация, ресоциализация.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Гендер и личность.

2. Социальная идентификация личности.

3. Эволюция гендерных ролей в современном обществе.

4. Личный и групповой статус.

5. Проблема маргинализации и ее опасность.

6. Личность и девиантное поведение, его причины и формы.

7. Теории объяснения девиантного поведения.

8. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, И. Гоф-фман).

9. Психоаналитическое направление в социологии (А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг, Э. Фромм).

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем специфика социологического понимания личности (в срав-нении с философским и психологическим)?

2. Назовите основные социальные качества личности.

3. Какие основные типы личности выделяет и изучает социология?

4. В чем состоит сущность социализации личности?

5. Какова социализирующая роль идентификации?

6. Что такое статусный набор?

7. Что вам известно о социализации в ходе жизненного цикла (социализации взрослого человека)?

8. Какова сущность социальной роли?

9. Что такое ролевой набор?

10. Какие модели социальной адаптации личности вам известны? Какая из них больше всех вам импонирует?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссий

1. Сравните следующие высказывания:

а) «Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде " субстанции" и в виде " сущности человека", что они обожествляли и с чем боролись...» (К. Маркс, Ф. Энгельс);

б) «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное, общество» (Вл. Соловьев);

в) «Человек может быть всецело самим собой лишь пока он один; кто не любит одиночества – тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным. Принуждение – это неразлучный спутник любого общества, всегда требующего жертв тем более тяжелых, чем выше данная личность. Поэтому человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его Я. В одиночестве ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум – свое величие, словом, каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (А. Шопенгауэр).

Почему любое из этих высказываний нельзя считать полным? Обоснуйте свою точку зрения.

2. В Индии существует следующая легенда. В XV в. при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говорили, что сын китайца безо всякого обучения заговорит по-китайски, сын араба – по-арабски и т. д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и что их национальная принадлежность в этом смысле не имеет значения. Падишах разрешил этот спор следующим образом. Он велел поместить новорожденных разных национальностей в изолированную комнату. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками. Комнату открыли через 7 лет, и вместо человеческой речи ученые услышали нечленораздельные звуки. Дети не говорили ни на одном языке и были глубоко слабоумны. Почему так произошло? Аргументируйте свой ответ.

3. В недавнем прошлом в философской периодике велась популярная дискуссия на тему «Была ли у древних греков совесть? ». Иными словами, обсуждалась проблема, является ли личность и ее составляющие, такие, как совесть, детерминированным уровнем развития общества. У греков, считал один автор, не было совести, потому что не было индивидуализированной личности. Их личностью был род. Как вы считаете, прав ли автор этой точки зрения? Обоснуйте свое мнение.

4. В некоторых архаических обществах существовал ритуал «переворачивания статуса», когда индивиды, находившиеся внизу социальной иерархии, на короткое время получали статус господ и им оказывались соответствующие почести, исполнялись их распоряжения, а подлинные господа им подчинялись и были унижены. По-вашему, в чем смысл таких ритуалов или это просто бессмысленная игра?

5. Охарактеризуйте социальный статус монарха. Является ли монарх, скажем, королева Великобритании, просто воплощением традиций или наличие в обществе такой статусной позиции имеет функциональный смысл? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

6. Чем театральные роли отличаются от «социальных» и в чем их общность друг с другом?

7. Прокомментируйте высказывание П. Бергера: «Общество представляет собой сеть социальных ролей». Как вы считаете, можно ли рассматривать его как определение общества? Обоснуйте свое мнение.

Глоссарий

Понятие Содержание
Адаптация социальная приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов
Гендер совокупность социальных характеристик пола
Окончание  
Девиация поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя
Конформизм некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т. д.
Личность устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения
Социализация процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит
Ресоциализация процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни
Десоциализация Разобучение, утрата прежних навыков и манер поведения
Социальная роль система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами
Статус аскриптивный прирожденный, унаследованный статус
Статус достигнутый значение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям
Статус основной статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями
Статус социальный позиция человека в обществе, обусловливающая определенный набор прав и обязанностей

 

Тест для самоконтроля

 

1. Социологическому пониманию социальной роли соответствует следующее определение:

а) роль – это внешняя характеристика поведения;

б) роль – это предписанные ожидания поведения личности в соответствии с занимаемым статусом;

в) роль – это способ поведения индивида в определенной ситуации;

г) роль – это маска, за которой скрываются истинные намерения.

2. К социализации применимо следующее высказывание:

а) она присуща не только человеку, но и животным;

б) это кумулятивный процесс накопления социальных навыков;

в) это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса;

г) это психофизиологический процесс укрепления организма.

3. Вторичная социализация – это:

а) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями;

б) период социализации, совпадающий с получением формального образования;

в) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;

г) социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

4. Ресоциализация представляет собой:

а) период социализации, совпадающий с получением формального образования;

б) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;

в) отучение от старых норм, ценностей и ролей;

г) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни.

5. Конформность – это:

а) неподчинение социальным нормам;

б) проявление инновативного поведения;

в) принятие социально одобряемых целей и средств их достижения;

г) один из типов девиантного поведения.

6. Социальным конформистом можно назвать:

а) законопослушного человека;

б) хитрого приспособленца;

в) человека, не имеющего собственного мнения;

г) того, кто одевается модно и элегантно.

7. Тип адаптации личности, при котором человек не признает целей и ценностей своего общества, но тем не менее соблюдает правила игры и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений, в социологии называется:

а) эскапизм;

б) ритуализм;

в) конформизм;

г) бунт.

8. Она может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной, позволяет отождествлять себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям и другим признакам с определенной социальной группой. Это:

а) социализация;

б) социальная адаптация;

в) социальная идентификация.

9. Совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих в порядке реакции на окружающую социальную среду, − это:

а) социальное поведение;

б) социальное действие;

в) социальная коммуникация;

г) социальное движение.

10. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте «да». Если вы считаете, что оно неправильное, то ответьте «нет»:

а) социализация есть способ изменения и развития культуры;

б) социализация – это совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и пе­редаваемых тем, кто будет жить завтра;

в) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат;

г) близкие родственники являются агентами первичной социализации, а дальние родственники – агентами вторичной.

 

Литература: [5, 6, 8, 22, 25, 34, 36, 40, 46, 55, 64, 69, 77, 81, 90, 91, 96, 97, 109, 112, 115, 135, 138, 140, 148].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь