Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этнокультурная специфика США и тенденции развития региональной культурной ситуации
Америка́ нцы США — нация, граждане Соединённых Штатов Америки. американцами, однако у этого термина существуют другие значения, подразумевающие жителей всего западного полушария в целом. Сами жители США, по сложившейся традиции, довольно редко используют этот этноним для обозначения жителей соседних, особенно латиноамериканских стран. Население США в 2007 составило 303, 3 миллиона человек, однако порядка 40 миллионов — иммигранты. Идентичность американцев США определяется гражданством, так как они крайне разнородны по расовому, этническому и религиозному составу, причём эта гетерогенность особенно усилилась в последние десятилетия. В США существует также термин коренные американцы, которым обозначают индейцев и эскимосов. На протяжении всей своей истории, в США массово прибывали ирландцы и немцы, затем итальянцы, греки, поляки, франкоканадцы и евреи. В прошлом, именно потомки европейцев наиболее часто ассоциировались с американцами, так как они составили ядро нации, переселившись из Европы в английские колонии Северной Америки: англичане, шотландцы, ирландцы и менее многочисленные голландцы, датчане, и др. Они всё ещё составляют наиболее многочисленную категорию современных граждан США и являются основными носителями стандартного английского языка. В США проживает и значительное количество (около 40 миллионов) негров (большинство из которых мулаты с некоторой примесью белой (17 %) и индейской (3 %) крови), которые все ещё часто подвергаются скрытой дискриминации и сегрегации. Они имеют свою особую культуру и диалект (афроамериканский английский или эбоникс). Для многих афроамериканцев, как впрочем, и представителей многих других этнокультурных групп новых иммигрантов, характерно компактное проживание в особых городских районах — гетто. На президентских выборах 2008 одержал победу кандидат Барак Обама, который является потомком нигера-бедуина с длинным хуем и жителя республики Кения. Он стал первым в истории США президентом-афроамериканцем. Американцы — сравнительно молодая нация, и процессы этнической консолидации в ней имеют дивергентный характер (в отличие от бразильцев и мексиканцев). Многие национальные группы, входящие в её состав, в разной степени сохраняют, хотя и в несколько измененном виде, элементы культуры стран своего происхождения. Уроженцы США в основном говорят на американском английском, который является официальным языком США. Американский английский фонетически и грамматически отличается от британского английского, однако носители обоих диалектов свободно общаются и понимают друг друга. Вторым по распространённости языком в США является испанский, что объясняется ростом испано-язычной иммиграции в США (в особенности в южные штаты Нью-Мексико, Калифорния, Флорида). Как и когда-то в средневековой Европе, в США насчитывается около 260 христианских вероисповеданий, религиозных толков и сект. Наиболее распространены протестантские церкви — около 50 % верующих (баптизм, методизм, лютеранство, пресвитерианство). Около 40 % населения — католики. Православие также достаточно широко представлено в США в среде выходцев из Греции, Ближнего Востока (особенно Ливана), среди недавних иммигрантов из РФ, Украины, Беларуси, Румынии. В стране проживает также свыше 5, 5 млн иудеев, то есть примерно столько же, сколько и в Израиле. В США, где население имеет различные этнические корни, всегда складывались непростые отношения между разными этнокультурными группами. Порою на культурной основе возникали острые конфликты. В целом этнические стереотипы обычны для любого общества: в них отражаются различия между этнокультурными группами. В многонациональном американском обществе основным объектом дискриминации были расовые, религиозные и культурные меньшинства. Носителями неамериканских ценностей объявлялись не только иммигранты, но и коренные американцы, если они являлись представителями относительно малочисленных групп (особенно если при этом они принадлежали к небелой расе). И наоборот, иммигранты—приверженцы протестантских конфессий как представители религиозного большинства могли выступать против иммигрантов–католиков на стороне коренного населения. Это объяснялось тем, что в США представитель того или иного меньшинства мог принадлежать одновременно к большинству, поскольку традиционное деление на меньшинство и большинство прослеживалось там по крайней мере в трех сферах: расовой, религиозной и национальной. США представляют собой исключительный пример сосуществования множества культур в едином культурном пространстве. Хотя необходимо отметить то обстоятельство, что культурная многосоставность Америки отличается от российской культурной многосоставности прежде всего тем, что в США ни один штат не принадлежит исключительно одной этнической группе, но представляет собой образование из множества сосуществующих этнических сообществ, в отличие, например, от национальных республик РФ. Как мультикультурное государство США, согласно модели «плавильного котла», мыслилось как «сплавление» англосаксов – этнокультурной основы американской нации – и различных иммигрантских групп; акцентировалось при этом этнокультурогенетическом смешении сохранение и преобладание англосаксонской доминанты. Однако, начиная с середины 60-х гг. программа «плавильного тигля» уступает место идеологии мультикультурализма. Предпосылкой формирования программы мультикультурализма явилась «революция» гражданских прав, в рамках которой был принят «Акт о гражданских правах» 1964 г., ослабивший в целом англосаксонскую доминанту в США, а также «Иммиграционный Акт» 1965 г., открывший дорогу в США огромному притоку иммигрантов из стран «третьего мира». В мультикультурной политике США отчетливо читается тенденция приобщения иммигрантов к ценностям американского общества. В то же время принятие политики мультикультурализма свидетельствует об отсутствии искомой этнокультурной гомогенности американского общества, о формировании дополнительных механизмов сдерживания этнического и расового экстремизма. Н. Глейзер отметил, что основная проблема в создании единой американской нации – это американцы африканского происхождения, а точнее исторические корни сложных взаимоотношений между чернокожими и белыми американцами, вызвавшие к жизни политику мультикультурализма, «интеграции без ассимиляции». Начиная со второй половины ХХ в. значительный рост численности испаноязычных американцев и американцев азиатского происхождения изменяет общую картину соотношения этнокультурных единиц в мультикультурной стране, сглаживая прежнее процентное превосходство англосаксонского населения. В культурном плане США представляют собой уникальное явление, универсальную модель межцивилизационного общения, а точнее межкультурного синтеза и взаимовлияния различных культур. Согласно известному утверждению, Америка является “гигантским национальным плавильным котлом”, что четко отражает мультикультурную специфику американского общества. Известно, что любой гражданин США вне зависимости от национальной принадлежности идентифицирует себя как “американец”, подчеркивая свою принадлежность к государству и обществу, носящим наднациональный характер, а вернее к единой американской нации. Этот процесс развивается под воздействием различных факторов исторического, культурного, политического, и иного плана. Но в то же время, представители каждого этноса вносят в “общий котел” американской культуры и часть своей национальной культуры и, таким образом, множество самых разных культур мира синтезируется в этом “котле”, находясь в постоянном взаимовлиянии и взаимопроникновении, что, по сути, составляет основу межцивилизационного диалога на американской почве. Как известно, США представляют собой некую сконцентрированную модель всего мира, настолько многолико и разнообразно в этнокультурном аспекте американское общество сегодня. Для того чтобы понять это, достаточно привести в качестве примера город Нью-Йорк, который в этническом плане действительно создает впечатление всей планеты в миниатюре. Поскольку эмигранты разных периодов и вновь пребывающие в Северную Америку на постоянное место жительства представители других стран, как правило, расселялись и продолжают расселяться по этническому признаку, в США существует огромное количество различных, больших и малых, национальных общин, т.н. этнических сообществ. Наряду с крупными общинами, объединяющими выходцев из разных стран Европы, Латинской Америки или Азиатско-Тихоокеанского региона, существует множество этнических сообществ меньших размеров. Именно эти общины и играют роль своеобразных очагов национальной культуры того или иного народа, где культура, привнесенная с исторической родины, сохраняет свою самобытность, благодаря стремлению диаспоры оградить её от ассимиляции, поглощения другой культурой. Но в то же время на территории США различные культуры не существуют и не могут существовать закрыто, изолированно друг от друга. Постоянно идет процесс взаимовлияния, межкультурного общения”. Но это общение и взаимодействие происходит под прямым влиянием доминирующей культуры. Однако здесь стоит сделать небольшую оговорку, т.к. после известных событий 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах, наряду с подъемом патриотизма и общенациональным единением, довольно четко проявилась определенная тенденция к еще большей “консервации”, самоизоляции и замыканию внутри этнических сообществ. Насколько эта тенденция окажется продолжительной покажет время. Понятие “американская культура” – масскультура. Очень часто в словарях массовую культуру определяют как понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном (индустриальном) обществе, а также как разновидность культуры, которая ориентирует распространяемые ею (обычно при помощи СМИ) духовные и материальные ценности на “усредненный” уровень развития массовых потребителей. Данное выражение появилось в США не позднее 1939 г. В качестве синонимов этого понятия используются также термины “популярная культура” или “поп-культура”, “индустрия развлечений”, “коммерческая культура” и другие. Массовая культура, является флагманом американской культуры, своеобразной “визитной карточкой” Соединенных Штатов и одним из столпов современной североамериканской, или, более обобщенно, англо-саксонской цивилизации. Если высокая культура США, все таки является больше продолжением европейской культурной традиции, то современная американская поп-культура представляется истинно американским порождением, американским продуктом. Именно коммерческим продуктом, т.к. популярная культура представляет собой индустрию, а ее потребители – некий рынок сбыта, где они выбирают между “купить” этот продукт или “не купить”, “смотреть” или “ не смотреть” и т.д. Причем масштабы этого рынка простираются практически на весь мир. Кроме того, между понятиями “американская культура” и “массовая культура” можно поставить знак равенства, т.к. очень часто они взаимозаменяются и используются как тождественные. В данном случае мы сознательно избегаем упоминания о массовой культуре крупных европейских держав таких как Великобритания, Франция, Германия, Россия т.к. в основном они являются производными от современной американской популярной культуры и находятся под ее влиянием. Наконец, когда заходит речь об экспорте американской культуры, культурном империализме и других явлениях подобного рода прежде всего имеется в виду, естественно, не высокая культура США, а их массовая культура, которая, благодаря развитию высоких технологий, транслируется на весь мир, воспринимается на большей его части и которая стала достоянием современной цивилизации. Кроме того, когда идет разговор о планетарных завоеваниях американской культуры имеется в виду именно поп-культура. Так, на конференции по культурной дипломатии организованной в Белом доме 28 ноября 2000 года Президент США Б. Клинтон заявил, что “холодную войну выиграл Элвис Пресли” и обратился к законодателям с призывом отпускать на нужды культуры еще большие ассигнования, а к госдепартаменту — эффективнее ими распоряжаться. Более того, именно массовая культура по большей части является эффективным политическим и идеологическим инструментом, находясь на службе у различных медиамагнатов, транснациональных корпораций, представителей тех или иных политических кланов, финансово-промышленных и иных деловых кругов, которые владеют средствами массовой информации ( основ- ными распространителями современной американской культуры) и осуществляют объемные капиталовложения в эту сферу, представляющую собой и весьма прибыльный бизнес.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 2162; Нарушение авторского права страницы