Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пути совершенствования техники чтения по М.И.Омороковой.



Для обучения технике чтения были выделены следующие группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата, расширение оперативного поля чтения, развитие правильности и безошибочности восприятия текста, развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях, развитие скорости чтения при чтении вслух и молча, развитие внимания и памяти в процессе восприятия текста.

Для развития четкости произношения можно использовать упражнения, развивающие речевой аппарат. Это осуществлялось с помощью скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.

Параллельно можно предлагать специальные упражнения на произнесение гласных, согласных, сочетаний согласных и гласных звуков: на доске выписываются гласные, а дети по порядку алфавита присоединяют к ним согласные; чтение гласных и согласных в словах и предложениях (электрификация, портфель; В январе, в январе много снегу на дворе). Слова для чтения можно брать из текстов читаемых произведений.

Для выработки внимания к слову и его частям (как предпосылка правильного чтения) предлагается чтение слов и словосочетаний на определенное время. При этом обращается внимание к окончанию слова (чтение слов с общим корнем: вода-водный, белый – белье, родина - родной), к корню слова (с разным корнем, но одинаковыми окончаниями: частота –чистота, девушка-дедушка, булка - белка). Если встречаются слова в тексте громоздкие по структуре, то оно делится на более легкие структуры: зеленый-зеленел-зазеленел; бодрый-ободрился- приободрился)

Можно предлагать целенаправленное установочное чтение с помощью приема взаимопроверки: ученик читает текст из 2-3 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки, затем меняются ролями.

Для воспитания внимания к слову удачен прием фотографирования с постепенным наращиванием слогов в словах, слов в предложениях.

Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но способствуют расширению поля чтении, улучшению памяти и внимания учащихся. Такие упражнения имеют форму «пирамидки», включающей несколько слов с постепенным нарастанием количества букв в каждом из них. Для построения таких «пирамидок» можно использовать слова из читаемого текста.

Большое внимание при работе над текстом необходимо уделять выработке умения читать молча. В целях четкого разграничения чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча предлагается упражнение «Губы». К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец к губам – психологическая установка на беззвучное чтение.

Для развития языковой догадки (антиципационного восприятия текста) предлагается упражнение «Угадай»:

а) учитель раздает карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждал детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания: Мы с папой сегод… (-ня) пош..(-ли) в ки..(-но).

б) на карточках предлагаются тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в них не имеют окончаний. Пропущенные буквы помещены на обратной стороне карточек. Дети прочитывают текст, стараются понять его содержание, а в случаем затруднений пользовались ключом. Проверка правильности антиципации проводилась после чтения.

Для скорости чтения и умения выделять основную (заданную) информацию предлагаются упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний:

а) антиципация частей предложения

дверь была - открыта, закрыта

солнце уже - взошло, зашло

Весь день шел - снег, дождь

Я уже прочитал эту - книгу

б) антиципация частей пословиц или поговорок

сделал дело …

тише едешь …

лучше поздно …

семь раз отмерь …

Виды контроля и самоконтроля

Проверка сформированности умений и навыков чтения в целом относится к числу наиболее сложных, деликатных и крайне трудоемких процедур. Сложных – потому что требует охвата не одной, а нескольких сторон в применении учеником навыка чтения и учета специфики тех текстов, с которыми дети знакомились на уроках литературного чтения. Деликатных – потому что, сама процедура проведения проверки должна протекать в атмосфере доброжелательности, повышенного внимания в каждому ребенку, исключающей резкие замечания, повышение голоса и т.п. Трудоемких – потому, что процедура сопряжена со значительными затратами сил, времени, с подготовкой места проверки, текстовых материалов разной жанровой принадлежности, измерителей времени – хронометров, секундомеров или песочных часов.

По форме проверка может быть индивидуальной и фронтальной, а также вид проверяемого чтения – вслух и про себя.

Индивидуальная проверка строго персонифицирована. Фронтальная охватывает сразу всех учащихся класса.

Индивидуальная проверка может быть текущей, т.е. ежедневной. Это и проверка домашнего задания по выразительному чтению текста или его части, и первоначальное чтение в классе нового, еще не изучавшегося текста, и чтение какого-либо дополнительного материала или отрывка из книги, которую ученик прочитал самостоятельно.

Для текущей проверки в индивидуальной форме выбирается текст, который задан в качестве домашнего задания. В таком случае нумеруется в нем каждое пятое слово, чтобы было удобно подсчитывать количество прочитанных за минуту слов.

Для индивидуальной проверки в процессе рубежного контроля, т.е. в конце четверти, полугодия или учебного года предлагаются специально подобранные тексты, отвечающие программным требованиям.

При рубежной проверке, помимо контрольных текстов, целесообразно предложить тексты из учебников по другим дисциплинам.

Вопросы для повторения

 

1. Что такое оптимальное чтение?

2. Охарактеризуйте упражнения, разработанные В.Н.Зайцевым, которые можно рекомендовать для использования в домашних условиях?

3. Какие из упражнений В.Н.Зайцева можно применить на уроке литературного чтения?

4. На каком этапе урока литературного чтения можно предложить упражнения для развития четкости произношения?

5. Какие из упражнений, вырабатывающих внимание к слову, вы можете назвать?

6. Назовите упражнения, развивающие оперативное поле чтения.

7. С какой целью предлагаются учащимся упражнения для развития антиципации?

 

 

Тема 5. Методические основы построения и организации урока литературного чтения

Цели и задачи изучения темы

Познакомить с примерной структурой урока чтения художественного произведения; рассмотреть требования к урокам литературного чтения; охарактеризовать подготовку учителя к уроку литературного чтения.

 

Примерная структура урока литературного чтения

Этапы урока Время Формы и приемы работы на данном этапе урока Этапы восприятия художественного произведения по М.Р. Львову
1.Речевая разминка 1-2 мин 1.Упражнения для развития правильного речевого дыхания. 2. Упражнения для развития интонационной выразительности речи   1 этап – первичный синтез
2. Проверка домашнего задания   Чтение текста на оценку, чтение наизусть, пересказ прочитанного, составление плана, работа с тетрадью на печатной основе, творческие задания (словесно, графическое или музыкальное иллюстриро-вание, творческое рассказы-вание, драматизация, состав-ление диафильма)
3. Подготовительная работа перед чтением художественного текста 3-7 мин. Беседа по теме произведения; рассказ о творчестве автора, работа с выставкой книг писателя, викторина по книгам или произведениям автора, беседа по проведенной экскурсии, рассматривание картины, соответствующей тематике произведения, просмотр кинофильма (отрывков), прослушивание музыкальных произведений, словарная работа (выяснение лексического значения слов, без понимания которых затрудняется восприятие читаемого текста, техническая подготовка перед чтением текста.
4. Первичное чтение текста (рекомендуется читать полностью, чтобы обеспечить целостное восприятие) 1-20 мин. Варианты: учителем (1-2 классы), подготовленными уч-ся, учителем и учащимися, учащимися самостоятельно, в исполнении актеров.
5. Беседа после первичного чтения. 1-2 мин 2-3 вопроса для выяснения эмоционального восприятия учащимися текста
6. Повторное чтение по частям и анализ каждой части (анализ невозможен без самостоятельного знакомства учащихся с текстом) 5-10 мин. 1.Сначала читают сильные и средние учащиеся по логически законченным частям. 2. Беседа по каждой прочитанной части (вопросы формулируются почти к каждому предложению прочитанной части) 3. Словарная работа по ходу чтения (уточнение лексического значения известных слов) 4. Самостоятельное чтение с постановкой проблемного вопроса перед чтением.   2 этап – анализ
7.Анализ произведения. 10-15 мин. Выборочное чтение по заданию учителя; деление текста на части и составление плана; работа с иллюстрацией; постановка вопросов самими учащимися (К.Д.Ушинский: «Правильно поставленный вопрос – есть уже половина ответа»); работа над характеристикой литературных героев; сопоставление реплик персонажей и авторских ремарок и т.д. Выполнение творческих работ: иллюстрирование, творческое рассказывание, драматизация.
8. Обобщающая беседа 2-3 мин. 1.Выяснение идеи произведения: а) к каждой части формулируется вопрос; б) работа с пословицами, подходящими по содержанию к прочитанному тексту; в) соотнесение фактов, событий, изображенных в рассказе с действительностью. 2. Беседа по вопросам: В чем убедились? Над чем задумались? Чему научились? 3 этап – вторичный синтез

 

Требования к урокам литературного чтения

1. Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока чтения, т.к. он предполагает взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного. Однако закон восприятия художественной литературы предполагает последовательность работы, отраженную в структуре урока:

а) первичное восприятие (первичный синтез);

б) проверка качества первичного восприятия;

в) анализ текста;

г) творческие работы с текстом и обобщение (вторичный синтез).

2. Одно из важнейших качеств урока литературного чтения – эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, то урок превратится в формальное рассуждение и не достигнет своей образовательной и воспитательной задач.

3. При работе над художественным произведением необходим учет его видожанровой специфики и художественного образования. Особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения.

4. Необходимо стремиться сделать урок живым и интересным, обдумывая набор и последовательность разных видов работ с текстом.

5. Большая часть учебного времени на уроке отводится чтению художественного текста (30 минут).

Подготовка учителя к урокам литературного чтения

Рассмотрим последовательность основных направлений в подготовке учителя к анализу художественного произведения на уроке литературного чтения.

При подготовке к уроку учителем устанавливается следующее:

1. Автор, его проблемы, темы. Необходимо найти сведения об авторе, что значительно повышает интерес к писателю и его произведению.

2. Жанр произведения. Определить жанровую разновидность произведения. вспомнить, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом. например, в рассказе это наличие системы событий и действующих лиц; в басне – аллегория, мораль, сатира; в сказке – фантастический вымысел, разновидность и т.д.

3. Тема данного произведения. Установите тему произведения, соотнесите ее с проблематикой «похожих» произведений, подумайте, что нового несет в себе данный текст среди однотемных. Особое внимание обратите на заголовок. Обычно он является отражением темы.

Тема – это то, о чем говорится в произведении, его содержание.

4. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи. Восстановите сюжет: экспозицию (вступление), завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог. Подумайте, что в нем понятно детям при первичном восприятии, а что необходимо уточнить. Если нет сюжета, т.е. системы событий, то выделите изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых строится текст.

5. Композиция, ее компоненты. Раскройте композиционные особенности текста. Установите влияние построения и языка произведения на выбор видов чтения (выборочное, творческое, выразительное) и пересказа. Например, диалогические композиции настраивают на чтение в лицах, драматизацию; последовательное повествование удобно для полного пересказа; повествование с несколькими сюжетными линиями требует выборочного и частичного пересказа. Во многих случаях от пересказа надо отказаться из-за сложности композиционного решения текста, например, А.Чехов «Ванька».

6. Главные герои, поступки и их мотивы. Составьте описание художественных образов произведения. О персонажах можно рассуждать по памятке (обучение работе над образом литературного героя строится по плану):

1) портрет;

2) детали биографии;

3) черты личности (какой он? ), как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах героя;

4) речь героя как средство его характеристики;

5) отношение автора к герою;

6) собственное отношение учащихся к герою, его обоснование.

7. Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.

8. Язык писателя. Проведите анализ языка, авторского стиля. В лексическом составе текста выделите «словарные», «образные», «ключевые» ряды. Наметьте трудные и легкие в чтении отрывки, что зависит от интонационно-синтаксических особенностей текста.

9 Идейная направленность. Сформулируйте идейные выводы, подчеркнув основную мысль. Идея – это то, что хотел сказать автор, в чем он убеждает читателей.

10. Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения восприятия детьми:

- Чему научились? О чем узнали? Что поняли? К какому выводу пришли?

 

Вопросы для повторения

1. Какие виды работ предлагаются на этапе подготовки перед чтением художественного произведения?

2. С какой целью проводится речевая разминка на уроке?

3. Как можно организовать первичное восприятие текста?

4. Какие вопросы предлагаются после первичного чтения?

5. На что обращается внимание на этапе повторного чтения текста?

6. Какие виды работ предлагаются учащимся на этапе анализа произведения?

7. Перечислите требования к урокам литературного чтения.

8. Назовите последовательность в подготовке учителя к уроку литературного чтения.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь