Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы работы над литературным произведением



 

Выделяют следующие этапы работы над художественным произведением:

1 этап – первичный синтез;

2 этап – анализ;

3 этап – вторичный синтез.

Данные этапа находят свое выражение в структуре урока литературного чтения.

Этап первичного синтеза включает:

а) подготовку к первичному восприятию текста – оживить представления о явлениях и событиях, изображенных в произведении (например, Л.Толстой «Лебеди»); объяснить значение непонятных слов, которые важны для понимания читаемого; организовать техническую подготовку с помощью упражнений, составленных на материале слов и выражений, взятых из текста), познакомить с жизнью и творчеством писателя;

б) установку на целенаправленное восприятие (для этого нужно создать соответствующий содержанию эмоциональный настрой, предложить прогнозирование текста на основе ключевых слов и иллюстраций к тексту);

в) ознакомление с содержанием текста при его первичном восприятии (при этом необходимо познакомиться с произведением целиком, за исключением крупнообъемных);

г) эмоционально-оценочную беседу для выяснения эмоционального воздействия текста произведения на учащихся.

Основные задачи первичного синтеза – ознакомление с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста и его эмоционального воздействия на учащихся.

На этапе анализа:

· устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета;

· выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует);

· раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка);

· проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.

Анализ произведения – это совместные раздумья вслух учителя и учащихся. Существуют несколько вариантов организации такого анализа:

1) стилистический анализ;

2) проблемный анализ;

3) анализ развития действия;

4) анализ художественных образов.

Стилистический (языковой) анализ показывает, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Это прежде всего анализ использования автором языковых средств в художественно организованной речи. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснить образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны.

Чаще всего при проведении стилистического анализа учителя используют прием стилистического эксперимента.

Например, работая над отрывком из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета …», учитель предлагает учащимся следующие задания:

1. Найдите и прочитайте в первой части слова, показывающие, как катаются ребята по льду (Коньками звучно режут лёд) А как это «звучно»?

2. Давайте заменим слово и прочитаем так: «Коньками громко режут лёд …» Как лучше?

3. Прочитайте вторую часть отрывка и подумайте, что выразительнее: как написано у Пушкина или как прочитаю я?

Вот гусь к реке подходит,

Он плыть по речке хочет,

Но вся она во льду.

- Кто же точнее и выразительнее передал этот эпизод и почему?

Проблемный анализ – это анализ проблемных вопросов и ситуаций. Организуя такую работу учитель ориентируется на событийную основу произведения, на нравственные коллизии. Характерными чертами проблемных вопросов являются:

1) наличие противоречия и возможность альтернативных ответов;

2) увлекательность;

3) соответствие природе произведения;

4) емкость, т.е. способность охватить не только единичный факт, но и широкий круг материала, что поможет выявить общее в единичном.

Постановка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех произведений, в которых встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий, поступков, затрагивающих этические проблемы.

Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом произведения и его элементами: экспозиция и завязка, эпизод, глава, конец (развязка) и т.д. При этом задача состоит в том, чтобы найти органичную связь каждой части с целым. Большое значение для понимания текста имеет сопоставление начала и конца произведения, т.к. именно они наиболее полно отражают тему и идею.

Анализ художественных образов – это работа над образами в их взаимодействии. Такой анализ имеет определённую последовательность:

1. В первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, т.к. характер проявляется только в действии. Героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно его внешности, особенностей поведения действующих лиц).

2. Рассматриваются взаимоотношения героев, т.к. на них строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей, которые кроются либо в личных качествах характера, либо в сложившихся обстоятельствах.

3. Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте.

4. На основе взаимодействия образов выявляется идея произведения, понимание которой приближает к осознанию позиции автора-собеседника, поскольку идея – это то, что именно хотел сказать писатель своим произведением.

5. Выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).

Рассуждения о собственном (личном) отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом, т.к. это способствует развитию у детей способности эстетического восприятия художественной литературы. С этой целью предлагаются следующие вопросы:

- Хотелось бы тебе дружить с героем?

- Как бы вы поступили, если бы оказались на его месте?

- Как вы думаете, правильно ли вёл себя герой и почему он поступил так, а не иначе?

- Что вам нравится, что привлекает или, наоборот, не нравится в герое, в манерах его поведения? Вам нравится его отношение к людям?

- Хотели бы вы включиться в события, развертывающиеся в произведении?

- В качестве кого вы хотели бы участвовать в действии, происходящем в произведении?

- Чтобы вы предприняли, если бы оказались действующим лицом в ситуации, аналогичной той, что раскрыта в произведении?

- Как бы вы вмешались в происходящие события или не стали бы вмешиваться?

Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать их не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим.

Приемы работы над характеристикой персонажа:

- учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;

- детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя, если он показан в действии и имеет не более 2-3 качеств;

- сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений (наиболее легкий вид сравнения – противопоставление), уточнятся авторское отношение автора к героям;

- учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;

- учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу;

- совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа;

- при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем.

Роль пейзажа в эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения или уточняет характеристику персонажа.

Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц.

Осознание идеи произведения – это понимание основной мысли автора, ради которой он создал свое произведение. В начальной школе дети только этому учатся, поэтому не нужно в конце анализа каждого произведения спрашивать: «Так что же хотел автор сказать в своем произведении? »

Авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы типа: «Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора? » «Какие чувства писателя отразились в стихотворении? » «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего? » Выявлением авторской позиции следует заниматься не при анализе каждого текста, а лишь тогда, когда чувствуется необходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи.

Основные направления работы над произведением обуславливаются тремя положениями:

1. Взаимосвязь навыка сознательного чтения и умений работать с текстом.

2. Взаимосвязанное рассмотрение содержания и изобразительных средств произведения.

3. Комплексное решение образовательных и воспитательных задач обучения в процессе работы над текстом.

На этапе вторичного синтеза:

· обобщаются существенные черты действующих лиц;

· сопоставляются герои и дается оценка их поступкам;

· выясняется идейная направленность произведения;

· дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.

Организация работы на этапе вторичного синтеза включает разные виды работ синтетического характера: составление плана произведения, пересказ, творческие работы учащихся.

Различают три вида творческих работ:

1. Иллюстрирование.

2. Рассказывание.

3. Драматизация.

Иллюстрирование бывает: графическое, словесное и музыкальное.

Творческое рассказывание – это трансформация текста произведения с целью его переосмысления. Оно представлено следующим разнообразием:

· От лица одного из героев;

· С изменением лица рассказчика, т.е. от своего лица;

· Дополнение к одной из частей рассказа;

· Продолжение рассказа (А что стало с героями дальше? Как сложилась их жизнь? )

· Изменение сюжета по предложенному варианту: Что было бы, если …? (Например, по сюжету сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница». Что было бы, если героиня долетела бы с утками до теплых краёв? )

· Изменение окончания сюжета;

· Изменение позиций героев;

· Изменение места действия, перенесение его в необычную обстановку (например, в подводное царство или на Луну? ) Как удалось лягушке попасть туда и как она действовала в условиях невесомости? )

· Придумывание своего варианта развития сюжета;

· Рассказывание по аналогии с прочитанным с опорой на жизненный опыт.

Драматизация бывает следующей:

· Чтение по ролям с опорой на авторские ремарки или интонацию;

· Чтение по ролям с предварительным устным описанием героев: их поз, жестов, мимики и т.д.

· Постановка «живых картин»;

· Инсценировка.

Вопросы для повторения

1. Что подразумевается под «полноценным» восприятием художественного произведения.

2. Какие умения необходимо сформировать у учащихся для овладения полноценным восприятием художественного произведения?

3. Назовите литературоведческие основы анализа художественного произведения.

4. Какие этапы выделяют в работе над художественным произведением?

5. Назовите задачи первичного синтеза. Какие этапы урока литературного чтения он охватывает?

6. Какие виды анализа используют при работе над художественным текстом?

7. Перечислите творческие виды работ в связи с чтением художественного произведения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь