Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И проявления гендерного неравенства в современном обществе.
Борьба женщин за равноправие полов длится уже на протяжении многих лет. С одной стороны, изменения, которые произошли в обществе в структуре полоролевых отношений, имеют колоссальный характер: женщины не только носят брюки, но и занимаются политической деятельностью, пишут докторские диссертации, руководят крупными организациями, даже награждаются Нобелевскими премиями. Казалось бы, всё хорошо, но за видимым снаружи равенством скрывается проблема неравенства полов, выраженная усиленной борьбой женщин в конкуренции с мужчинами за «место под солнцем», где основным фактором становится не навыки и профессионализм, а пол. Чтобы выяснить, что такое гендерное неравенство, каковы его причины и в каких формах оно проявляется в социуме, необходимо начать с того, что неравенство в целом, как социальное явление, имело место быть в обществе на протяжении всего его существования, которое проявлялось в экономической сфере, политической, религиозной, культурной и т.д. Это означает, что люди имеют неодинаковый доступ к духовным и материальным благам, по мнению Нейла Смелзера. [17] Проблема социального неравенства является центральной в социологии. Можно выделить несколько научных подходов в решении данного вопроса. 1. Теории функционализма. Суть – поощрение лучших. Еще Э. Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» говорил, что люди талантливы в разной степени. Более одаренные выполняют в обществе важные функции[18]. На основе этой концепции Кингсли Дэвис и Уилбер Мур разработали теорию, согласно которой неравенство способствовало созданию таких условий в обществе, где наиболее умелые индивиды занимают важные для общества виды деятельности. 2. Теории конфликта. Суть – защита привилегий власти. Сторонники этого подхода критиковали идею, что неравенство – естественный процесс выживания общества. Согласно марксистской теории, в обществе всегда существовал господствующий класс и эксплуатируемый класс, между которыми постоянно происходит борьба. Ральф Дарендорф считал, что конфликт – не может ограничиться лишь экономической сферой. Конфликтная ситуация имеет место быть в любой даже неэкономической организации, в которой есть начальство и есть подчиненные[19]. 3. Теория стратификации Вебера. Макс Вебер в отличие от Карла Маркса не считал, что экономика является основой стратификации. Он выделил три составляющих звена социального неравенства – богатство, престиж и власть. [20] Выделяют несколько форм социального неравенства: биосоциальное, сексуальное, этническое, национальное и гендерное. Остановимся на гендерном. Понятие «гендер» было введено в научный обиход только в 1968 году, под которым следует понимать совокупность социокультурных ценностей и норм, которые индивиду предписано выполнять в зависимости от его биологического пола[21]. Возникновение термина «гендер» связывают с американским психоаналитиком Робертом Столлером в его работе «Пол и гендер: о развитии мужественности и женственности». Он предложил использовать данный термин для обозначения двойственности пола индивида – биологического и социального. Иначе говоря, недостаточно просто родиться мужчиной или женщиной, необходимо придерживаться тех гендерных ролей, которые диктуются нам обществом. [22] Социолог Энтони Гидденс разграничил понятия «пол» и «гендер» следующим образом: пол он определяет как анатомические и биологические отличия мужчины от женщины, тогда гендером следует считать их культурные особенности.[23] Гендер, таким образом, представляет из себя модель поведения женщин и мужчин в обществе, определяющую предписанные им роль и положение в социальных институтах. Причем эти модели полностью ассиметричны. Если мужчина по своей природе доминант, ему принадлежит власть, то женщина занимает вторичную позицию, она склонна подчиняться[24]. Исходя из этого, очевидно, что гендер оказывает большое влияние на процесс социальной дифференциации общества, он представляет собой стратификационную категорию, на которую могут так же воздействовать и другие категории, такие как возраст, класс, этническая принадлежность. Отсюда следует, что гендер формирует отношения неравенства между мужчиной и женщиной.[25] Учитывая всё вышеизложенное, мы подошли к определению гендерного неравенства. Итак, гендерное неравенство – это такое устройство в обществе, при котором мужчины и женщины обладают неравнозначным социальным статусом и возможностями в обществе. [26] Зачатки гендерных отношений и первые мысли о том, что полоролевая структура общества имеет выраженные аспекты неравенства, возникла в трудах еще античных учёных. Так, Платон в своих работах, таких как «Государство», «Пир» и других, занимался анализом брачных отношений. Отношение к женщине у философа было двоякое. С одной стороны, Платона называли первым античным «феминистом», так как он предполагал идеальное государство, в котором будет установлено равноправие женщин и мужчин во многих сферах жизнедеятельности. С другой – женщина, по мнению Платона-это низшее существо. У Аристотеля отношение к женщине однозначное – он видел в ней неполноценного от природы человека. Отношения между мужем и женой, по мнению философа, приравниваются отношениям между господином и рабой- мужчина обладает властью, а женщина. Основное предназначение женщины-ведение домашнего хозяйства и рождение детей. Тем не менее, даже здесь женщина уступает мужчине. Она даёт ребёнку только лишь тело, а душу –мужчина. [27] Сегодня гендерное неравенство носит весьма актуальный характер. Не смотря на то, что дискриминация по признаку пола имеет еще античные истоки, формально гендерный подход в социологии сложился только лишь в 70-е годы прошлого столетия в связи с возникновением феминистских движений и гендерных исследований. До этого термин «гендер» не употреблялся, а рассуждения об отношениях между полами учёные сводили к положению о биологическом противопоставлении полов.[28] Как уже было сказано ранее, до появления гендерных исследований во второй половине XX века многие учёные, в том числе и социологи, считали, что все аспекты социального неравенства объясняются биологическими факторами, то есть всё, происходящее в обществе, идёт свои естественным чередом. Французский социолог Эмиль Дюркгейм о гендерных аспектах социального неравенства говорил, что женский и мужской пол по сути дополняют друг друга: мужчинам присваиваются интеллектуальные функции, а женщинам – эмоциональные.[29] Если данное объяснение трактовать с точки зрения функционализма, то гендерное неравенство характеризуется неравнозначностью функциональных ролей индивидов. Согласно этому подходу, мужчине принадлежит инструментальная роль в социуме, направленная на решение стратегических задач, а женщина исполняет экспрессивную роль, отвечающую за гармонию в семье. С точки зрения конфликтологической теории в социологии гендерное неравенство – это результат конфликта между мужчинами, как господствующей группой, и женщинами, как зависимой категории населения.[30] Неравенство полов с точки зрения системы социальной стратификации наиболее отчетливо проиллюстрировано в марксистской социологической теории, в которой утверждается, что гендерные отношения представляют собой одну из сторон производственных отношений, где межполовое разделение труда считается основой существования всего человеческого общества.[31] Карл Маркс и Макс Вебер не включали в стратификационную систему гендерные факторы, так как эта система не предусматривает определенной позиции для женщины. Женщине присваивается тот статус, который занимает её отец, а в последующем классовый статус мужа.[32] При анализе гендерных отношений нельзя оставить без внимания драматургический подход в социологии. Ирвин Гофман в рамках основанного им подхода ввёл такое понятие, как гендерный дисплей - это демонстрация принадлежности к женскому или мужскому полу на межличностном уровне в процессе взаимодействия. [33] То есть социолог рассматривал половые различия с позиции социального взаимодействия, где индивиды выражают свою половую сущность. Это своего рода «гендерная игра», в которой половые различия «актёров» несут в себе какой-либо определенный социальный смысл. [34] Разработанный И. Гофманом драматургический интеракционизм по своей сути можно считать фундаментом конструктивистской теории гендерных отношений. Согласно данной теории с помощью межличностного взаимодействия строится и укрепляется понятие о «женском» и «мужском» как основных составляющих социальной стабильности. [35]То есть во все сферы общества внедряются гендерные стереотипы. Как мы видим, в социологии имеется несколько теорий, описывающих гендерное неравенство в обществе. Но даже сегодня вопрос о дискриминации женщин остаётся открытым. С различного рода препятствиями, проблемами и ущемлениями женщинам приходится сталкиваться во многих сферах общества. Наиболее очевидными эти проблемы являются в сфере занятости. В сфере трудовых отношений или занятости дискриминация по признаку пола проявляется в форме гендерной сегрегации – устойчивого неравнозначного распределения женщин и мужчин в профессиональной иерархии. [36] Гендерная сегрегация на рынке труда может быть как горизонтальной (неравномерное размещение гендерных групп по различным отраслям и профессиям), так и вертикальной (характеризуется неравенством положения мужчин и женщин в иерархической системе занимаемых им должностей). Дискриминация в форме вертикальной гендерной сегрегации подразумевает под собой, что наиболее престижные и высокооплачиваемые должности, характеризующиеся принятием решений и ответственностью, достаются мужской категории населения, для женщин же доступ к таким профессиям ограничен. К основным характеристикам вертикальной сегрегации относятся такие понятия, как «стеклянный потолок» и «липкий пол». «Стеклянный потолок» - это некий невидимый барьер, позиция в карьерной лестнице, выше уровня которой женщина практически не способна продвинуться, даже если формальных преград для карьерного роста не имеется. Если совместить вертикальную и горизонтальную сегрегацию, то мы получим модифицированную модель «стеклянного потолка» и «стеклянных стен». В этом случае женщины изначально еще при выборе своей профессиональной ориентации останавливаются на таких профессиях, которые не предполагают в будущем внушающего карьерного роста. Например, в финансовой сфере чаще всего женщины занимают должность бухгалтеров, которые редко дотягивают потом до руководителей высшего звена. Таким образом, наличие «стен» в гендерной сегрегации в сфере занятости еще больше ограничивает женщин в её возможностях карьерного роста до отметки топ-менеджера. [37] Противопоставлением «стеклянного потолка» является «эскалатор», который наоборот способствует быстрому карьерному росту и продвижению по службе до руководящих должностей. Сегодня складывается такая парадоксальная ситуация: женщины сталкиваются с явлением «стеклянного потолка» на занимаемых ими должностях, считающимися мужскими, при этом мужчины, в свою очередь, добиваются впечатляющих результатов в таких профессиях, как парикмахер, повар, стилист.[38] Помимо условного барьера, мешающего женщинам достичь высоких должностных позиций, существует еще одно явление гендерной сегрегации, которое носит название «липкий пол». Представительницам прекрасной половины человечества не только труднее мужчин продвигаться по служебной лестнице, но и на начальных этапах карьеры они застаиваются длительное время. Вследствие стремительного старта в карьере мужчины осваивают необходимый квалификационный опыт, что и обеспечивает им возможность занятия должностей высокого ранга. [39] Существование на рынке труда гендерной сегрегации может объясняться несколькими причинами. Во-первых, это явление связано с различием человеческого капитала у половых групп. Как уже говорилось ранее, женщина заведомо склонна получать образование, которое в дальнейшем не предполагает занятие высоких должностных позиций. К тому же учитывается, что трудовой стаж и компетентность женщин ниже из-за паузы в трудовой деятельности, связанной с декретом. Во-вторых, наличие препятствий в карьере у женщин связано с различными факторами, которые не относятся к трудовой сфере. Согласно распределению гендерных ролей в обществе, женская доля – содержать домашнее хозяйство, воспитывать детей – ведёт к тому, что они не могут в полной мере сконцентрироваться на своей профессиональной трудовой деятельности. Способность женщин к деторождению является основополагающим фактором разделения труда по признаку пола. Если взглянуть на этот процесс с исторической точки зрения, то, насколько нам известно, внутриплеменное разделения труда строилось таким образом, что мужчина охотился, строил жилище, а женщина занималась воспитанием детей и приготовлением пищи. [40] Модель трудового поведения женщин в России терпела за последнее время значительные модификации. Если мы возьмём советский период, то женщине в обществе отводилась роль «работающей матери». Эта роль сочетала в себе полную занятость в производственной сфере и выполнение своих домашних обязанностей. В постсоветский период произошло разветвление модели «работающей матери» на модель «карьерно-ориентированной женнщины», при этом воспитание детей всё так же оставалось приоритетом для женщины, и модель «матери домохозяйки». [41] На конференции ООН, проходившей в Стамбуле в 1993 году, гендерное равенство признали одним из основных принципов демократического общества. Принцип равноправия полов закреплён в Конституции Российской Федерации[42], также в Трудовом кодексе РФ ст.3 «Запрещение дискриминации в сфере труда» исключает всякого рода проявления дискриминационных практик в области гендерных отношений.[43] Отсюда вытекает, что с юридической точки зрения в России существует правовая основа для создания условий гендерного равенства. С чем же в таком случае связано явление гендерной сегрегации на рынке труда да и вообще проявление гендерных аспектов социального неравенства? С чем же связанно проявление гендерных аспектов в социальном неравенстве? Основные причины такого дискриминирующего явления следует искать не в биологической природе людей, не в их анатомическом строении, а в определённых механизмах социализации. Такими механизмами являются стереотипы, прочно укоренившиеся в обществе. По мнению Энтони Гидденса, стереотипы несут в себе «предвзятые представления и мнения».[44] Вообще, понятие о стереотипах ввёл в научный оборот американский писатель Уолтер Липпман в своей книге «Общественное мнение». Стереотипы он определял как предвзятое суждение, руководящее ходом социализации, они действуют с помощью определённых знаков, варьирующих от «истинного индекса к неопределенной аналогии».[45] Стереотипы воспринимаются человеком на рефлексивном уровне еще до того, как начинает действовать разум. Это искажает реальные данные о происходящих явлениях. Нас в большей степени интересует гендерная стереотипизация. Гендерные стереотипы прочно вписались в повседневное мышление общества. Они отражаются на представителях как мужской, так и женской категории населения, независимо от индивидуальных особенностей личности. Это явление нельзя назвать новым, оно имело место быть на протяжении существования всего цивилизованного общества. Но только лишь во второй половине прошлого века проблема влияния стереотипов на межличностное взаимодействие стала волновать многих и теоретиков различных научных дисциплин. Можно рассмотреть несколько определений гендерных стереотипов, которые дали современные отечественные теоретики, чтобы лучше осознать какое место они занимают в современном социальном пространстве. Профессор А.В. Маренков называет гендерным стереотипами такие образцы восприятия и поведения, которые сложились в обществе, зависящие от норм жизнедеятельности представителей определённого пола.[46] Штылева Л.В. в рамках своих исследований утверждает, что гендерные стереотипы – это своего рода устойчивые в общественном сознании представления о различиях между мужчиной и женщиной. [47] Первая, кто в отечественной науке защитила диссертацию в сфере гендерных отношений, Клецина Иринина Сергеевна под гендерными стереотипами понимает шаблонные представления о чертах характера и моделях поведения, которые соответствуют понятиям «мужское» и «женское». [48] Учитывая всё вышеизложенное, гендерные стереотипы – это не что иное, как упрочившиеся в социуме стандарты, образцы, шаблоны, интерпретирующие половые различия, как некие особенности «женского» и «мужского» поведения. Следует отметить, что стереотипы усваиваются самим индивидом в процессе социализации. Таким образом, индивид самопроизвольно стремится соответствовать этим гендерным стереотипам, чтобы не «выделяться из толпы», добиться социального одобрения и избежать осуждения со стороны.[49] Анализируя влияние полоролевых стереотипов на общественные процессы, попробуем разобраться, в каких сферах деятельности человека они имеют место быть, а в каких их действительность является ошибочной. Так, известный всем стереотип «политика – не женское дело» в настоящее время не имеет весомого значения. Вспомним громкие имена выдающихся деятелей политики, например, Маргарет Тэтчер, президент Финляндии Тарья Халонен, Индира Ганди, Ангела Меркель и другие. Если говорить об экономической системе общества, то в сфере трудовых отношений стереотипы, к сожалению, оказывают давление на руководителей при выборе персонала.[50] Немного ранее говорилось о гендерной сегрегации в трудовой сфере. Очевидно, что под влиянием традиционных стереотипов практически любая профессия становится гендерно- не нейтральной. Убеждения по поводу разделения труда по гендерному признаку характерно не только для работодателей, но и для самих работников. Так, Мальцева выделяет стереотипы положения и стереотипы поведения. Стереотипы положения- это стереотипы, присущие работодателю. Он склонен воспринимать женщин как менее производительных работников в связи с тем, что им необходимо совмещать работу с семейными обязанностями, а это несёт в себе издержки производства. Стереотипы поведения- это, наоборот, стереотипы самих работников. Женщины, исходя из того, что им сложно будет соревноваться с мужчинами, выбирают такие сферы трудовой деятельности, которые предполагают затрату меньших трудовых усилий, и отсутствие как такового карьерного роста. Таким образом, гендерное неравенстсво на рынке труда строится не только на основе дискриминации со стороны работодателя, но и с помощью механизма самоотбора работников, который неформально не позволяет мужчинам и женщинам занимать одинаковую должностную позицию. [51] Основываясь на данном выше утверждении, что выбор той или иной профессии является не столько результатом дискриминации, сколько индивидуальным выбором индивидов, основанным на предубеждении о том, что одни виды деятельности являются чисто «женскими», а другие носят чисто «мужской характер», Ричард Анкер выделил три группы стереотипов, имеющих отношение к гендерной сегрегации на рынке труда. Первая группа стереотипов – позитивные стереотипы. К ним Анкер относит такие черты характера женщин, как предрасположение к заботе о других, честность, проворность в выполнении ручной работы, хозяйственными делами, внешняя привлекательность. Эти черты напрямую влияют на то, что женщина более востребована там, где требуется развитая мелкая моторика. Вторая группа – негативные стереотипы – меньшая физическая сила по сравнению с мужским полом, отрицательное отношение к риску, к командировкам или длительным поездкам, также отсутствие интереса и способностей к точным наукам и другие характеристики, которые исключают женщин в качестве кандидатов на руководящие должности. И третья группа стереотипов – прочие. Сюда Анкер включил такие стереотипы, как предрасположение в большей степени к исполнительским обязанностям у женской категории населения, они меньше мужчин стремятся к получению высоких доходов, усидчивость при выполнении монотонной, однообразной работы и пр. [52] По своей сути третья группу нельзя считать равноценной первым двум, поскольку она представляет собой скорее дополнение, следствие предыдущим группам стереотипов. Также свою классификацию гендерных стереотипов представили Кошенова М.И. и Клёцина И.С. Они разбили их на несколько групп: 1. Стереотипы маскулинности-феминности. Маскулинность включает такие аспекты поведения, как активность, целеустремленность, способность к лидерству, хладнокровие, доминантность, рациональное мышление и т.п. Феминности, напротив, соответствуют экспрессивные черты характера: низкая самооценка, зависимость, склонность к подчинению, иррациональность, тревожность и т.п. 2. Стереотипы разделения профессиональных и семейных ролей. Мужчины в большинстве своём стремятся быть включенными в публичную сферу, к высоким профессиональным достижениям, они несут полную ответственность за благополучие семьи, в то время как женщины отвечают за микроклимат в семье, за домашний уют и воспитание детей. 3. Стереотипы, определяемые спецификой трудовой деятельности. Считается, что профессиональная деятельность женщин носит исполнительный характер. Чаще всего они задействованы в таких сферах, как здравоохранение, образование, торговля. Мужчины, соответственно, занимают руководящие должности. [53] Если учесть все три группы полоролевых стереотипов, то мы можем мысленно сформировать у себя образ мужчины и образ женщины. Мужчина предстаёт перед нами как некий герой. Он успешен и амбициозен, его действия логичны и последовательный. Женщина же, обременённая грузом устойчивых стереотипов, кажется нам совершенно беспомощной, эмоционально неуравновешенной, безынициативной. Таким образом, мужчине отводятся, как правило, профессиональные роли, а женщинам – семейные. И оцениваются они соответственно – мужчина по своим профессиональным достижениям, а женщина – по воспитанию детей.[54] Именно складывающиеся представления в результате стереотипного мышления играют весомую роль в формировании неравенства, обусловленного полоролевым фактором. Кроме того, что стереотипы обладают эмоционально-оценочным характером (несут в себе представления о «женском» и «мужском»), они еще и отличаются относительной стабильностью и устойчивостью в социальной среде. Конечно же, как и все процессы в обществе, стереотипы обладают динамикой. Многие из них уже потеряли своё значение. Мы не можем, например, сейчас однозначно сказать, что мужчина является единственным кормильцем в семье. Но, очевидно, что трансформация гендерных стереотипов идёт гораздо медленнее, чем преобразования социальных процессов. [55] Следуя этим стереотипам, женщина так и остаётся – «слабым полом», а мужчина - «сильным». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы