Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия как рационально-теоретическое мировоззрение



Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, о своем месте в мире и судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о духовных ценностях человеческого мира (совесть, добро, красота, свобода и т.п.). Эти и другие «вечные» проблемы, заново решаемые последующими поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на них составляют основу мировоззрения отдельных людей, различных социальных групп и общностей.

Мировоззрение – это не всегда осознаваемая совокупность представлений и теоретических взглядов человека о себе и о мире, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающих ему возможность ориентироваться в мире. Оно формируется у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд. В нем происходит переосмысление различных типов отношения «человек-мир», что и обусловливает выделение в мировоззрении четырех аспектов – онтологического (бытийственного), гносеологического (познавательного), аксиологический (ценностного) и практического.

Основные компоненты в структуре мировоззрения – з нания, ценности, эмоции и чувства, убеждения и вера.

1. Знания – совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими.

2. Ценности – отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства – личные переживания человека, вызванные внутренними и внешними воздействиями, например, страх или радость.

4. Убеждения – взгляды, принимаемые в качестве истины, соответствующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов.

5. Вера – это степень доверия человека к содержанию знаний и идей. Виды веры: вера-достоверность (связана с достоверным, чаще всего научным, знанием), вера в авторитет (личности или социальных институтов), моральная и религиозная вера.

В зависимости от системности, аргументированности и глубины знаний выделяют обыденный, профессиональный и теоретический уровни мировоззрения.

1. Обыденное мировоззрение – совокупность взглядов, основанных на здравом смысле и повседневном опыте. Это – «житейская философия», включающая не только ценный жизненный опыт, но и предрассудки, а также современные мифы (например, о рынке и конкуренции как панацее от всех бед). Такое миропонимание складывается стихийно, в нем эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум.

2. Профессиональное мировоззрение формируется под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и иного творчества, могут влиять и на мышление профессиональных философов. Так, огромное воздействие на мировую философию оказало литературное творчество И. Гете, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф. Кафки, Г. Маркеса и других писателей.

3. Высший уровень мировоззрения – теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. Но если положения науки базируются на точных фактах и логическом доказательстве, то философия добавляет к этому еще и требование ценностного обоснования человеческих суждений и поступков. Главную свою задачу философ видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого).

Мировоззрение носит общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения – мифологигическое, религиозное, философское.

Мифология (от греч.mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззрение, которое возникло в глубокой древности; в нем сплавлены воедино реальность и фантазия. Мифы повествуют о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе. Чертами мифического мировоззрения являются: а) антропо-морфность (очеловечивание природы); б) синкретизм, то естьслитность, нерасчлененность объективного и субъективного, реального и вымышленного; в) авторитарность (безусловная нормативность для всех членов первобытного сообщества); г) символичность (условные знаки и образы обозначают материальные и духовные предметы, а также действует принцип персонификации); д) нечувствительность к противоречиям; е) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.).

Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки, сохраняя при этом простоту и доступность для обыденного сознания. В нынешней культуре имеют хождение мифы различного рода. Во-первых, «старые мифы» – рассказы о духах вроде лешего и домового, общении с душами умерших на спиритических сеансах и т. п. Во-вторых, «новые мифы». Это так называемые паранаучные мифы: о летающих тарелках, о пришельцах-инопланетянах и др. Сюда же относятся и обновленные мифы, в которых старые верования облекаются в новые одежды (астрология, парапсихология, рассказы об экстрасенсорных явлениях). В-третьих, мифологемы – стандартные представления, которые кажутся настолько естественными, что их необоснованность просто не замечается. К ним принадлежат многие народные пословицы («Бьет – значит любит» и т. п.), а также стереотипы вроде таких: «итальянцы страстны», «русский человек талантлив и простодушен». В-четвертых, идеологические мифы, которые, как правило, создаются и умирают вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы людей.

Социокультурные функции мифов: 1) стереотипизация мышления и поведения людей, которая утверждает единомыслие и подчиняет индивидуальное сознание коллективному; 2) компенсация недостающих знаний посредством использования иррациональных образов, аллегорий и сюжетов, игнорирующих законы объективного мира и логику мышления для объяснения непонятного; 3) символизация действительности и социокультурных установок: люди, верящие в мифы, живут и действуют так, как того требуют содержащиеся в них своеобразные символические «коды».

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. Всякая религия основывается на вероучении, содержание которого излагается в священных текстах (Библия, Коран). На их изучении и толковании строится богословие (теология), представляющее, вместе с религиозной философией, теоретический уровень религиозного сознания. Поклонение Богу выражается в религиозном культе (обрядах и ритуалах). Любая религия сплачивает единоверцев в рамках религиозной организации, чтобы находить взаимную поддержку в своей вере.

Функции религии:

мировоззренческая. Разрабатывается картина мира, в которой сакральное определяет жизнь людей; способом объединения верующего с божественным миром является культ, а местом, где происходит пересечение священного и обыденного, выступает храм; человеку предлагается единственный, приемлемый способ существования – спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы;

объединительная (включенность в религиозную общность консолидирует и дисциплинирует верующих, делает их поведение стабильным и предсказуемым);

культурологическая (основой культуры, возникающей на базе определенной религии, становится религиозный менталитет, который определяет образ мышления и поведения людей);

нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, долга и др.).

В отличие от мифа и религии, философия – это рационально-теоретический тип мировоззрения, который будет далее охарактеризован подробнее.

 

1.2. Поиски определения предмета философии. Рефлексивность, критичность, творческий характер философии

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в VI веке до н.э. по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Сама мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания.

Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Так, древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего (таковым он считал «мир идей»). Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности – стоики, эпикурейцы – видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского Средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость – необходимую ступень к достижению божественной мудрости. Родоначальники новоевропейской философии Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. «Квинтэссенцией культуры» называл философию Карл Маркс; она не должна оставаться отвлеченным теоретизированием, ее основное предназначение – изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант считал, что философия призвана дать человеку ответ на следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек, в чем смысл и назначение его бытия? Это означает, что философия на основе рационального познания мира должна: 1) сформировать теоретическую модель мира, выявить его предпосылки, формы и способы существования; 2) осмыслить природу человека и на этой основе показать ему пути и способы деятельности, которые обеспечивают достижение поставленных целей; 3) обосновать возможности человека в преобразовании природной и социальной среды, определить ценность и смысл такой творчески-преобразовательной деятельности. Это значит, что философия является наукой о фундаментальных основах и универсальных законах бытия мира и человека как взаимосвязанных и взаимозависимых элементах единой реальности.

В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны: научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.

В ходе исторического развития западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);

2) средневековый теоцентризм (в центре философии – Бог);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения (в центре – сам человек);

4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).

В чем же состоит своеобразие философии как системы знания и познания? Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью. В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания, философия, как правило, стремилась зафиксировать в своих категориях интегральные представления о культуре как целостности.

Вторая характерная особенность философии – наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она является сложным духовным образованием, через которое утверждаются гуманистические идеалы Истины, Добра и Справедливости.

Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности.Рефлексия(от лат. reflexio – обращение назад) – оборачивание мышления на самое себя; в философии – обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. Философия переосмысливает саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, являясь предельным основанием духовной культуры.

Четвертая особенность – творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления убедительно обнаруживает себя в процедурах творческого осмысления будущего и обоснования потенциально возможных трансформаций культуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь