Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Р а з д е л 3. Краткий терминологический словарь
по дисциплине «Философия»
Абсолютная истина – складывающееся из относительных истин, но никогда не достижимое знание о действительности в целом. Аксиология – учение о ценностях; раздел философии, изучающий природу ценностей, их связи между собой, с социокультурными факторами и структурой личности. Аксиома – исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без логического доказательства и лежит в основе доказательства других положений этой теории. Вера – признание чего-нибудь истинным без опоры на факты или логику, лишь на основании внутренней (субъективной) убежденности, которая не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Восприятие – форма чувственного познания, дающая целостный образ предмета. Гипотеза – научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными, с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту. Гносеология – философская теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в познавательной деятельности, возможности познания мира, критерии истинности и достоверности знания. Диалектика – способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего в мире, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей. Дуализм – философский принцип, утверждающий идею о наличии двух несводимых друг к другу, лежащих в основе всего сущего начал: духовной и материальной субстанций. Знание– проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых формах. Идеализм – термин, введенный для обозначения философских кон-цепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия духовное начало (надмировое сознание, мышление, разум). Интернализм – историко-научное течение, согласно которому развитие науки представляет собой историю научных идей, управляемую внутренне присущими ей (науке) закономерностями. Интуиция– процесс внезапного отчетливого, достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности ведущих к нему путей. Истина – адекватное воспроизведение действительности познающим субъектом. Картина мира – это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения. Конкретная истина – истинное знание с учетом обстоятельств времени и места. Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип. Материализм – термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю, объективный мир. Метатеория – теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории (так называемой предметной или объектной). Метафизика – термин неоднократно менял свой статус: от обозначения учения о сверхчувственных принципах и началах бытия до метода спекулятивного (исключительно умозрительного) мышления.Как стратегия познанияпротивоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира. Методология – форма рефлексивного осмысления предпосылок, средств и методов рационализации и оптимизации деятельности (философия методов познания и преобразования реальности); в более узком смысле – учение о методах познания, структуре и динамике научного знания. В современной науке осмыслена необходимость соединения генетического (диахронного) и структурно-фунционального (синхронного) исследования объектов. Мировоззрение – это не всегда осознаваемая совокупность предста-влений и теоретических взглядов человека о себе и о мире, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающих ему возможность ориентироваться в мире. Миф (от греч. mythos – повествование, сказание) – исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам, находящимся на ранней стадии развития, и характеризующийся: а) нерасчлененностью реального и вымышленного, эмоций и знаний, субъективного и объективного, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности; б) очеловечиванием (персонификацией) фрагментов мира, их одушевлением; в) безразличием к противоречию. Монизм (от греч. monos – один) – термин для обозначения философских учений, признающих основой всего существующего одно начало (материю, дух, Бога). Наука – сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности. Научный метод – система предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) исследователя. Объективный идеализм рассматривает в качестве первоосновы мира некоторую надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию (абсолютная идея, мировая воля, космическое сознание, Бог и др.). Объект– то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непонятное, в форме, непригодной для непосредственного использования. Объяснение– раскрытие сущности изучаемого объекта через установление закона или системы законов, которым подчиняется данный объект, либо путем установления тех отношений и связей объекта, которые определяют его существенные характеристики. Онтология – (от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, основные формы существования природной, социальной и духовной реальности. Определение– логическая операция, раскрывающая содержание понятия, в результате чего достигается возможность формулировать критерии отличия изучаемого объекта среди других объектов, а также возможность формировать или уточнять значения терминов. Основной вопрос философии (в марксизме) – оботношении сознания к бытию, первичности духовного либо материального, а также о принципиальной возможности познания мира в результате его отражения человеческим сознанием. Относительнаяистина – неполное, незавершенное, недостаточно точное знание. Ощущение – форма чувственного познания, источник знания человека об окружающем мире. Парадигма – способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле – совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование и поддержание познавательной традиции. Плюрализм – философское учение, согласно которому существует множество не зависимых друг от друга субстанций или видов бытия; мировоззрение, объявляющее многообразие основополагающим принципом действительности. Познание– процесс постижения действительности и приобретения знаний. Понимание– в широком значении перевод общезначимых смыслов в личностные; как феномен познавательного процесса понимание связывается с доказательством истинности или ложности понятого. Понятие – форма мысли, отражающая предметы и явления действительности посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Постулат — положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы. Праксеология – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру. Представление – форма чувственного познания, сочетание в образе ранее воспринятого предмета и фантазии. Проблема – поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований. Религия (от лат. religio – благочестие, святыня, предмет культа) – исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются вера в существование сверхъестественных сил, способных определять судьбу человека и мира в целом, и идея удвоения мира на земной и высший, небесный. Релятивизм – методологический принцип, утверждающий от-носительность, условность и субъективность человеческого познания, отрицающий объективное содержание знания. Рефлексия(от лат. reflexio – обращение назад) – оборачивание мышления на самое себя; в философии – обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. Социальная философия – это система наиболее общих теоретических знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества. Субстанция – это абсолютное, материальное или идеальное первоначало; то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего. Субъективный идеализм в качестве исходного, порождающего материальное, полагает сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы самопознания и т.д. Субъект познания– носитель человеческой активности (индивид либо группа людей), направленной на адекватное воспроизведение реальности в форме знаний. Суждение – форма логического мышления, выступающая как связь понятий; в языке, как правило, выражается повествовательным предложением. Сциентизм (сайентизм – философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, культуры, идейной сфере, в решении социальных проблем). Теория – наиболее системная форма научного знания, содержащая обобщающие идеальные конструкты и набор законов, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам. Умозаключение– форма логического познания, заключающаяся в выводе из исходных суждений (посылок) новой мысли (заключения), содержащей знание более общего либо частного характера в сравнении с исходным. В зависимости от направления вывода различают индуктивные и дедуктивные умозаключения. Факт – основная форма эмпирического знания, выраженная в особого рода предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента. Философия – исторический тип мировоззрения и особый вид духовно-практической деятельности, в которой формируется система знаний о наиболее общих законах бытия и познания, об отношении человека к миру и его месте в этом мире. Философская антропология – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа (М. Шелер, А. Гелен и др.), считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира. Философствование– свойственная человеку способность к самоисканию, абстрактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям, к социокультурным ценностям и Богу. Экстернализм – историко-научное течение, согласно которому развитие науки определяется внешними социально-экономическими факторами.
ЛИТЕРАТУРА О с н о в н а я
1. В и ш н е в с к и й, М. И. Философия: учеб. пособие / М. И. Вишневский. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – 479 с. 2. К а л м ы к о в, В. Н. Основы философии: учеб. пособие / В. Н. Калмыков. – 3 изд. – Минск: Вышэйш. шк., 2010. – 431 с. 3. Философия: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. – Москва: Норма, 2005. – 945 с. 4. Философия: учебник для высш. учебн. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 448 с. 5. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с. 6. Философия: учеб.-метод. комплекс / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск: БГУ, 2003. – 162 с. 7. Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич, Д. В. Баташев, А. А. Бородуля 8. Философия: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / В. С. Степин [и др.]; ред. Я. С. Яскевич. – 3-е изд. – Минск: РИВШ, 2008. – 623 с.
Д о п о л н и т е л ь н а я
1. Б а р к о в с к а я, А. В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. – 7-е изд., доп. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 176 с. 2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / авт. кол.: Фролов И. Т. [и др.] – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 822 с. 3. К а н к е, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2003. – 376 с. 4. М а р т ы н о в, М. И. Философия: курс интенсивной подготовки / М. И. Мартынов, Л. Г. Кравченко. – 4-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 304 с. 5. Философия и методология науки: учеб. пособие / Ч.С. Кирвель [и др.]: под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск: Выш. школа, 2012. – 639 с. 6. Ч у е ш о в, В. И. Философия: курс лекций / В. И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 272 с. 7. Ш а п о в а л о в, В. Ф. Основы философии. От классики к современности: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Шаповалов. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998. – 576 с.
II. Учебная дисциплина «Основы психологии И педагогики» Р а з д е л 1. Краткое содержание тем, |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы