Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности
Для научного познания характерна тенденция к постоянному развитию. По вопросу о динамике научного знания существуют два противоположных подхода: кумулятивизм и антикумулятивизм. Кумулятивизм – модель развития научного знания, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс прироста нового знания на основе имеющегося путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Антикумулятивизм полагает, что в развитии знания нет сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа развития науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки представляется как борьба и смена теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности; отсюда – тезис о несоизмеримости научных теорий (Т. Кун, П. Фейерабенд). С 60-х годов XX века в философии науки видную роль играет теория научных революций Томаса Куна. Он выделил в истории науки периоды «нормальной науки» и периоды научной революции. В период «нормальной науки» исследования подчиняются парадигме. Парадигмы (греч. π α ρ ά δ ε ι γ μ α – образец, модель, пример) – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». В период «нормальной науки» члены научного сообщества занимаются решением головоломок на основе парадигмы. Исключительные ситуации, в которых происходит смена профессиональных норм – это научные революции. Происходит смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривают мир, устанавливается новая парадигма и снова начинается период нормальной науки. В ходе научных революций менялись парадигмы (образцы) объяснения и описания результатов исследований в целых научных отраслях – физике, биологии и т.д. Одновременно, как доказывает В. С. Степин, происходило явление более глобального порядка – смена типов рациональности всей науки. Тип научной рациональности – это господствующие на определенном этапе развития науки идеалы познавательной деятельности, другими словами, представления о том, как правильно построить отношение «субъект – средства исследования – объект», чтобы получить объективную истину. На разных этапах исторического развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. Классическая рациональность характерна для науки XVII-XIX вв., которая стремилась обеспечить объективность и предметность научного знания. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Объекты рассматривались в качестве малых систем (механических устройств), имеющих сравнительно небольшое количество элементов с их силовыми взаимодействиями; причинность истолковывалась в духе механистического детерминизма. Неклассическая рациональность преобладала в науке в период с конца XIX до середины XX века. Произошли революционные перемены в физике (открытие делимости атома, релятивистская и квантовая теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики), возникли кибернетика и теория систем. Неклассическая рациональность отошла от объективизма классической науки, стала учитывать, что представления о реальности зависят от средств ее познания и от субъективных факторов исследования. При этом воспроизведение отношений между субъектом и объектом стало рассматриваться как условие объективно-истинного описания и объяснения реальности. Постнеклассическая научная рациональность развивается в настоящее время, начиная со второй половины XX века. В ней учтен тот факт, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами (а значит, и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевыми установками субъекта. Признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-нормативных установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. Кроме того, в постнеклассической рациональности субъект, средства и объект познания рассматриваются как исторически изменяющиеся. Характерной чертой постнеклассической рациональности является также комплексный характер научной деятельности, привлечение к решению научных задач знаний и методов, присущих разным дисциплинам и отраслям науки (естественным, гуманитарным, техническим) и разным ее уровням (фундаментальному и прикладному).
Р а з д е л 2. Примерные тестовые задания по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» Вопрос 1. Какое суждение правильно характеризует такой феномен, как мировоззрение? Варианты ответа: 1. Мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека 2. Мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе 3. Мировоззрение – это система религиозных взглядов человека 4. Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем 5. Мировозрение – это мифологические представления человека Вопрос 2. На самой ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была… Варианты ответа: 1. Мифология 2. Религия 3. Философия 4. Наука 5. Астрология Вопрос 3. Какая черта характеризует мифологическое мировоззрение? Варианты ответа: 1. Стремление к целостности и системности знаний 2. Логическая аргументация выдвигаемых положений 3. Художественно-образное, фантастическое отражение мира, перенесение на природу человеческих качеств, одушевление объектов и сил природы 4. Раздвоение мира на земной и небесный (священный, потусторонний), и между ними устанавливается граница 5. Стремление к доказательности и обоснованности выдвигаемых положений Вопрос 4. Что присуще религиозному мировоззрению? Варианты ответа: 1. Стремление к целостности и системности знаний 2. Логическая аргументация выдвигаемых положений 3. Неразрывное единство человека и природы 4. Раздвоение мира на земной и небесный (священный, потусторонний), и между ними устанавливается граница 5. Отрицание существования единого Бога. Вопрос 5. Когда возникло философское мировоззрение? Варианты ответа: 1. VII – VI вв. до н.э. 2.III– I вв. до н.э. 3. XVII–XVIII вв. 4. Конец ХХ в. 5. Начало ХХI в. Вопрос 6. Предмет философии - это … Варианты ответа: 1. Происхождение мира 2. Красота мира 3. Счастье человека 4. Всеобщее в системе «мир-человек» 5. Поиск идеального общества Вопрос 7. В каком из основных разделов философского знания изучается человеческая проблематика? Варианты ответа: 1. Онтология 2. Гносеология 3. Философская антропология 4. Социальная философия 5. История философии Вопрос 8. Какой раздел философии занимается исследованием принципов, закономерностей и механизмов познавательной деятельности? Варианты ответа: 1. Онтология 2. Гносеология 3. Философская антропология 4. Социальная философия 5. Политология Вопрос 9. Основной вопрос философии, согласно учению марксистской философии, – это вопрос о соотношении… Варианты ответа: 1. Духа и души 2. Человека и общества 3. Бога и мира 4. Сознания и материи, идеального и материального 5. Бытия и небытия Вопрос 10. Какой круг вопросов находится в центре внимания аксиологии? Варианты ответа: 1. Учение о практической деятельности людей 2. Учение о ценностях, их структуре и роли в жизни людей 3. Учение о научном исследовании 4. Учение о человеке и модусах его бытия 5. Учение о нравственности Вопрос 11. Какой тип философского мировоззрения характерен для периода Средневековья? Варианты ответа: 1. Космоцентризм 2. Этноцентризм 3. Антропоцентризм 4. Наукоцентризм 5. Теоцентризм |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы