Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.



 

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки и т. д. Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.

Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период. Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений. Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике.

Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность. В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы: наглядный; словесный; метод практической деятельности. В методике музыкального воспитания методы имеют свою специфику.

Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах
показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта. Наглядный метод включает следующие компоненты: слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание му­зыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений; тактильную наглядность - непосредственное ощущение те­лом волновых колебаний музыкального звучания; зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой (показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; использование большого спектра наглядных средств: картин художников, портретов, игрушек, предметов искусства, музыкальных инструментов, моделей, слайдов, фрагментов видеофильмов и так далее, относя­щихся к данному музыкальному произведению.).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музы­кального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО - основное содержание этого метола. Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зри­тельная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и так далее.

Зри­тельная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь при необходимости, в зависимости от возраста детей (в млад­ших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе.

Словесный метод - универсальный. Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Роль слова - поможет дать настрой, создать атмосферу. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. С помощью слов педагог формирует словарь детей, чтобы ребенок смог сам характеризовать музыку (какая, какие эмоции возникли).

Метод практической деятельности - конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений. Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инстру­ментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). На основе процесса подражания ребенок усваивает все, а потом это переходит в навык.

В пении и в музыкально-ритмических движениях необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились исполнять задание предельно выразительно. Обучая детей, следует постепенно усложнять задания в соответствии с их возрастным развитием. В затруднительных случаях необходимо вести углубленную индивидуальную работу.

Приемы музыкального воспитания

Методы обучения тесно связаны с методическими приемами. Прием - это часть метода и выполняет при нем вспомогательную роль. Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор методических приемов определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Приемы различаются в зависимости от того, чему учит педагог - пению, слушанию, игре, танцу и кого учит - младших или старших детей. Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами: обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения; учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность; учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Словесный метод включает в себя следующие приемы:

1. Объяснение - используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объяснение должно быть четким, кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми музыкального материала и заданий. Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения. Пример образного рассказа к сюжетной игре «Зайцы и медведь» (русская народная мелодия «Заинька», «Медведь», музыка Е. Тиличеевой): «Зимнее утро в лесу. На полянке бегают, кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили медведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает?! Увидали зайцы медведя и разбежались, под кустами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на полянку и стали прыгать».

2. Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал».

3. Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий. Например: «Кружиться надо через правое плечо, оттягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.

4. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед исполнением фортепианной пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В.А. Жуковского:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Иногда перед слушанием новой песни педагогу целесообразно прочитать детям ее текст.

6. Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.

Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточняется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое движение можно под нее исполнить?

7. Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными.

8. Практический метод. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инстру­ментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). На основе процесса подражания ребенок усваивает всё, а потом это переходит в навык.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться с нарас­танием проблемности и: от прямого воздействия (объяснительно- иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспита­нию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов дея­тельности).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2106; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь