Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Значение и место музыки в повседневной жизни детского сада.



 

Музыка в повседневной жизни детского сада - еще одна фор­ма организации музыкальной деятельности детей. Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурси­ях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возла­гает особую ответственность на педагога, родителей за правиль­ную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, станов­ления его личности.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспита­теля. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомен­дует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на му­зыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные ут­ренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспи­тателей.

Музыка в быту детского сада.

1. Слушание в грамзаписи, на прогулке.

2. Фон для игр, во время приёма, укладывания спать.

3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.

5. Музыка на занятиях в группе.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творчес­ких играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в груп­пах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении не­которых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Возможны различные варианты применения музыки в играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут.

В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музы­кальных занятиях, праздниках. Игры, связанные с музыкальной деятельностью, проводятся во всех группах детского сада, в том числе и младшей. Примечательно следующее: если дети играют в «праздники» или «музыкальное занятие», то они используют свой детский репертуар, если же они изображают «концерт», «оркестр», «телевизор», то явно предпочитают песни взрослых. Это объясняет­ся тем, что тематика таких игр передает действия взрослых, и что дети привыкают петь свой репертуар только на музыкальных занятиях.

Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музы­кальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с деть­ми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потреб­ностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятель­но, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В него следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о строителях, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясо­вые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.

Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень ос­торожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, например, укладывает де­вочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю-Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, вос­питатель говорит им: «Пароход уходит все дальше и дальше, поэто­му песня едва слышна. Воспитатель может предложить построить часть игры или всю ее на основе музыки. Удобна в этом отношении игра в «моряки», в которую очень любят играть мальчики. Построив пароход из строительного материала, дети отправляются в плава­ние; слышны команды капитана. Кода «корабль» подходит к «при­стани», воспитатель предлагает «морякам» пригласить на него гос­тей и устроить для них концерт (исполнить танец, спеть песню, рассказать стихотворение). Получается творческая игра «в кон­церт». Проводя игру «Путешествие на поезде», воспитатель сооб­щает, с какими остановками он следует. Дети садятся на «поезд», «едут». Сойдя на первой остановке, например, «песенной», дети поют свои любимые песни, затем занимают места и едут дальше. Впереди у них много станций: «Загадочная», «Игровая», «Сказоч­ная». Воспитатель может запеть песню Н. Метлова «Поезд». Дети с удовольствием ее подхватят и в дальнейшем не забудут включить в игру. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая хода игры, то в какой-то степени будет преодолен разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музы­кальной деятельности.

Дети с увлечением играют в кукольный театр, превращая в ар­тистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоско­стных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об уровне развития вообра­жения у детей, понимания ими отдельных явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыг­рываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров песенки или же некото­рые пьесы из репертуара детского оркестра. Эти инициативы надо обязательно отметить, поддержать, поощрить. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушеч­ный патефон, телевизор, пианино, миниатюрную театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую строй­ную березку, то воспитатель должен предложить детям вниматель­но ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, которые они разучива­ли на музыкальном занятии («Во поле береза стояла», русская на­родная песня; «Аи, да березка», музыка Т. Попатенко и др.). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы, при помощи музы­кального произведения.

Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содер­жательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают по­нимать, что каждое время года, явление природы по-своему пре­красно. Например, понаблюдав за деревьями осенью, ронявшими на дорожки листья, и прослушав затем пьесу А. Гречанинова «Осен­няя песня», дети говорили: «Листья шепчут. Деревья плачут - им жалко расставаться с красивыми листьями», «Задумчивая музыка, как будто все засыпает», «Музыка куда-то летит... летит...»

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим.

Так, по­лезно включать музыку в занятия по природоведению, проводимые в группе. Например, после того, как дети понаблю­дали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит вос­питатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музы­кальными образами.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо по­заботиться о том, чтобы инструментальное произведение или пес­ня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, допол­няли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочте­нии детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Кор­сакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, бел­ку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской опе­ры-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебе­ди» - спеть песню Маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберга). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка под­нимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способ­ствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыж­ки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомен­дуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также по­могает детям усвоить различные построения и перестроения, кото­рые обычно проводятся в начале или в конце занятия.

Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни, например: «Петя-барабанщик», музыка М. Красева; «Мы веселые ребята», музыка М. Раухвергера; «Нож­ками затопали», музыка М. Раухвергера; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является луч­шим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в грамзаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закон­чить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообра­щения, при снижении физической нагрузки.

Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Бла­годаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, со­вершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бод­рое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, ког­да она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз меж­ду упражнениями. И, разумеется, когда комплекс хорошо усвоен детьми.

При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответ­ствовали характеру музыкального произведения, его форме. На­пример, под Вальс А. Гречанинова подходят плавные движения: удобно спокойно поднимать руки вверх, разводить их в стороны, опускать вниз. А под музыку русских народных мелодий «Ах вы сени», «Полянка», с акцентированными сильными долями, можно выполнять четкие взмахи рук, прыжки, наклоны туловища, махи и сгибания ног.

В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку во время тихих игр, рисования под музыку, звуча­щую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут при­влечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, ме­лодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

В повседневной жизни детского сада (в семье) дети, музицируя самостоятельно, поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной ини­циативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвен­ный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

Многие дети спокойно засыпают, когда мама по вечерам поет им колыбельную песню. Желательно это сделать и воспитателю перед вечерним сном детей в круглосуточных группах. Пение колыбельной песни создает домашнюю обстановку, успокаивает, навевает сон.

Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важ­ной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послу­шать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.

В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры). Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композито­ра (И.С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, II.И. Чайковский и дру­гие), рассказу о его жизни. Прекрасные темы для таких бесед-концертов - «Сказка в музыке» (по произведениям А.К. Лядова «Баба Яга», «Кикимо­ра», фрагментам из опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегуроч­ка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес ПИ. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Руче­ек», песен Ц.Кюи и П.И. Чайковского «Осень» и многих дру­гих произведении зарубежной, отечественной классики и народ­ной музыки). Необычные новые музыкальные впечатления обогащают де­тей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вку­са), ценностного отношения к музыке.

В повседневной жизни возможны и другие виды музицирова­ния, более активные. Силами ребят ставятся оперные спектакли, как специально созданные для детей детские оперы («Петушок», «Муха-Цокотуха» М. И. Красева и др.), так и сочиненные сами­ми детьми, по мотивам русских народных сказок («Репка», «Ко­лобок» и др.). Постановки таких спектаклей позволяют педагогу уделять внимание развитию каждого ребенка, предоставляя ему возможность наиболее полно проявить свои способности, склон­ности.

Помимо оперных спектаклей для инсценировки используется и музыка сказок-балетов(«Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Зо­лушка» С. С. Прокофьева и др.). Инсценируя сказку-балет, ребята слушают музыку, двигают­ся, играют на музыкальных инструментах, подпевают, что дела­ет их восприятие активным, усиливает интерес к музыке.

Развлечения- одна из форм организации детей в повседнев­ной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставитъ ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность.

Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства.

Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в кон­цертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления.

Но во всех случаях необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.

 

18. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности (источники, условия возникновения, формы, характер руководства).

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными уме­ниями и навыками, способностью переносить разнообразные му­зыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятель­ной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей- деятельность по инициативе самих детей.

Самостоятельная деятельность детей ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах.

Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной ини­циативе.

Ветлугина определила формы проявления самостоятельной музыкальной деятельности детей:

- сюжетно-ролевые игры (напевание);

- самообучающие упражнения (один ребенок показывает другому как надо играть на музыкальных инструментах);

- в виде художественной самодеятельности, когда дети демонстрируют свои умения в исполнении знакомых попевочек.

В самостоятельной деятельности качество исполнения произ­ведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она сви­детельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состояв­шемся развитии музыкальных способностей.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некото­рой степени могут быть показателем работы музыкального руко­водителя на занятиях.

К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:

- музыкальные занятия;

- праздники и вечера развлечений;

- театральные постановки и концерты;

- телевидение, видео, мультфильмы;

- окружение (семья).

Условия возникновения самостоятельной деятельности

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие ме­лодии на детских музыкальных инструментах. Но подобное про­исходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музы­кальными умениями и навыками.

И, ко­нечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реали­зации своих замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь - руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответ­ствующей ситуации для выполнения замысла).

Руководство педагога (или родителей) здесь носит косвен­ный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, также является умение педагога исполь­зовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения дол­жен быть доступен и привлекателен для ребенка.

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели долж­ны не только продумывать репертуар и предоставлять детям му­зыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить спосо­бам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях необходимо приучать дошкольни­ков к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на триоле и т. д.

Создание определенной ма­териальной среды - «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей.

В таком «музыкальном уголке» уже в средней группе должен быть набор следу­ющих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т.е. макеты, изготовленные воспитателями), кро­ме того, различные пособия-самоделки для проведения дидакти­ческих упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следу­ет вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.

В младших группах необхо­димые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, моло­точки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.

Пособия для старших детей, по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозити­вы, грампластинки, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться са­мостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музы­кально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).

На основании многолетних исследований, проводимых под руководством НА. Ветлутиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье.

В его организации реко­мендуется придерживаться следующих положений:

- обучение - средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

- музыкальные занятия - основная форма организации обу­чения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;

- содержание обучения должно соответствовать целям музы­кального воспитания, обеспечивая перенесение полученных уме­ний и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

- руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается веду­щим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

При планировании работы по музыкальной деятельности самостоятельная музыкальная деятельность также должна быть запланирована(планируется то, что может быть стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности - внесение пособий, книг, создание уголка наблюдений за самостоятельной музыкальной деятельностью детей, косвенное руководство)

Роль музыки на праздниках.

 

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста зани­мает праздник. Праздник - это смена будничной обстановки на яркую, радостную, торжественную. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Роль праздника для воспитания детей

Праздник - одна из самых ярких форм организации музыкальной деятельности детей.

Цель: создать радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой, сформировать представление о праздничной культуре.

Одна из основных целей праздника - формирова­ние разнообразных эмоций и чувств, является важнейшим ус­ловием развития личности.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Содержание каждого праздника должно вызывать у детей эстетические чувства, формировать их вкус. Поэтому необходимо тщательно про­думывать сочетание на празднике различных видов искусств. До­полняя друг друга в раскрытии одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия праздника на детей.

Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доносится до детей в об­разной форме, при помощи ярких эмоциональных средств.

Основная идея праздников, переданная в ярких, художествен­ных образах, оказывает на детей неизгладимое впечатление, объе­диняет их общностью переживаний радостных чувств, празднич­ного подъема. Воспоминания о детских праздниках проходят через всю их жизнь.

Праздник объединяет в себе различ­ные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, дра­матизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Праздничный подъем обостряет чувства детей. Они искренне радуются, наблюдая приготовления к празднику дома и в детском саду, видя, как украшают здания, улицы. Это вызывает у них жела­ние самим принимать активное участие в подготовке праздника в детском саду.

Украшение помещения, заучивание стихов, песен, плясок, при­глашение гостей - врача, медицинских сестер, поваров, а затем уча­стие в празднике содействуют сплочению детей в дружный коллек­тив, где каждый переживает за общее дело, заботится об общем успехе. Дети привыкают говорить: «Мы сделали, мы украсили» и т. д.

Праздники сближают их с воспитателями, со всеми сотрудниками детского сада, ибо здесь нет главных и второстепенных лиц. Дети видят, как взрослые готовят им костюмы, пособия, наводят чисто­ту и блеск в помещениях. Это вызывает у них чувство признатель­ности и желание подражать взрослым.

Таким образом, педагоги­ческое значение празднований в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей, на их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравствен­ное и эстетическое воспитание.

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведется систематическая работа, в частности по музыкальному воспитанию. Четкое перспективное планирование (при распределении музыкального репертуара в нем учитывают и предстоящие праздничные утренники) позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

20. Роль воспитателя, музыкального руководителя, родителей в подготовке и проведении праздника, требования к ведущему.

 

Основная нагрузка в подготовке праздника ложится на взрос­лых. Они тщательно продумывают сценарий, методику проведе­ния праздника, подробно распределяют все «взрослые» роли, осо­бое внимание, уделяя выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание и последовательность программы, а также уметь свободно общаться с детьми и гостями.

Содержание праздника, его программа обсуждаются заранее на педагогическом совещании совместно с заведующей и воспитателями.

Программу представляет музыкальный руководитель. В процессе обсуждения в нее включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается педагог на роль ведущего, а также назначаются ответственные за украшение зала, вестибюля, за подготовку атрибутов и костюмов, определяются сроки выполнения.

Многое в успешном проведении праздника зависит от ведущего. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться. От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем-либо. Также ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся. В ходе праз­дника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиден­ных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчи­вость, чтобы вернуть праздник в нужное русло. В случае непредвиденной паузы должен уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника.

Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом.

В подготовке праздника принимает участие весь педагогиче­ский коллектив детского сада, но особая роль отводится музы­кальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая также стихотворения, инсценировки, аттракцио­ны и сюрпризы.

Воспитатели перед праздником также проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации. Если по какой-либо причине консультации с родителями не состоялись, то свои рекомендации следует изложить в письменной форме и оставить в уголке для родителей.

Музыкальный руководитель, ве­дущий и его помощники должны свободно владеть всей програм­мой праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает пол­ноценное звучание музыкальных произведений, их художествен­ное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное испол­нение.

Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, роди­тели, школьники, то каждое их выступление должно быть своев­ременным, чтобы не разрушить целостности сценария.

При этом, если взрос­лые четко определяют участие каждого педагога в празднике, многократно повторяют свои роли при подготовке к празднику, то дети этого делать не долж­ны. Важно сохранить свежесть их восприятия, непосредственность эмоций и не переутомить репетициями.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1818; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь