Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формы организации музыкальной деятельности.



 

Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполни­тельство, творчество) приобретают различное содержание в за­висимости от организационных форм, в которых они протекают. К формам организации музыкальной деятельности детей отно­сятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.

Музыкальные занятия - основная форма организации, в которой осуществ­ляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Эта форма организации базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность пе­дагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - выз­вать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обо­гатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и дру­гие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятель­ности в детском саду и семье.

На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пе­нии, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.

Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими.

Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний.

На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение.

Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие - менее. Есть дети способные, но стеснительные. Вера ребенка в свои силы - необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него по­лучится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положи­тельного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.

Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошколь­ника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание слож­нее, менее развитый - доступное ему, но обязательно развиваю­щее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимос­ти от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, вклю­чения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронталь­но. В зависимости от содержания занятия бывают различных ви­дов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Организация занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим 3—4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе. Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям.

Могут иметь место занятия с небольшой группой, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других и т. д. Занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизодический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеются соответствующие условия.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнооб­разными впечатлениями от музыки, получаемыми в других фор­мах организации деятельности. Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родите­лей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном раз­витии детей.

Музыка в повседневной жизни детского сада - еще одна фор­ма организации музыкальной деятельности детей. Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурси­ях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возла­гает особую ответственность на педагога, родителей за правиль­ную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, станов­ления его личности.

Музыка в повседневной жизни детского сада включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, са­мостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утрен­нюю гимнастику под музыку и т.д.), различные виды развле­чений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттрак­ционы их д.), праздничные утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспита­теля. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомен­дует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на му­зыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные ут­ренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспи­тателей.

В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок исполь­зует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности.

Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта

Она возникает непосредственно по инициативе детей. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвен­ный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения.

В самостоятельной деятельности качество исполнения произ­ведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она сви­детельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состояв­шемся развитии музыкальных способностей.

Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника развлечений, музыкальных занятий, просмотра телепередач и т.п. Сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки» и др.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некото­рой степени могут быть показателем работы музыкального руко­водителя на занятиях.

Развлечения в детском саду разнообразны по своей тематике и организации. В некоторых видах развлечений, где исполнители — взрослые, дети выступают в роли зрителей. В других сами танцуют, поют, читают стихи, инсценируют сказки и т. д. Иногда совместно выступают и дети, и взрослые. Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке.

В повседневной жизни детского сада используется активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важ­ной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послу­шать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.

В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры). Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композито­ра (И.С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, II.И. Чайковский и дру­гие), рассказу о его жизни. Прекрасные темы для таких бесед-концертов - «Сказка в музыке» (по произведениям А.К. Лядова «Баба Яга», «Кикимо­ра», фрагментам из опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегуроч­ка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П.И. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Руче­ек», песен Ц.Кюи и П.И. Чайковского «Осень» и многих дру­гих произведений зарубежной, отечественной классики и народ­ной музыки. Необычные новые музыкальные впечатления обогащают де­тей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вку­са), ценностного отношения к музыке.

Форма занятия не всегда позволяет включать подобные раз­вернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние за­дачи музыкального воспитания детей в других видах деятельно­сти (исполнительстве и творчестве).

В повседневной жизни возможны и другие виды музицирова­ния, более активные. Силами ребят ставятся оперные спектакли, как специально созданные для детей детские оперы («Петушок», «Муха-Цокотуха» М. И. Красева и др.), так и сочиненные сами­ми детьми, по мотивам русских народных сказок («Репка», «Ко­лобок» и др.). Постановки таких спектаклей позволяют педагогу уделять внимание развитию каждого ребенка, предоставляя ему возможность наиболее полно проявить свои способности, склон­ности.

Помимо оперных спектаклей для инсценировки используется и музыка сказок-балетов («Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Зо­лушка» С. С. Прокофьева и др.). Инсценируя сказку-балет, ребята слушают музыку, двигают­ся, играют на музыкальных инструментах, подпевают, что дела­ет их восприятие активным, усиливает интерес к музыке.

Таким образом, развлечения являются интересной, воспитывающей формой организации музыкальной деятельности, так как создают непринужденное веселье, радость, вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить.

В детском саду проводятся праздничные утренники, посвященные Дню Защитника отечества, Празднику Победы, 8 Марта, встрече Нового года, выпуску детей в школу. Исполнение песен, праздничных перестроений, хороводов, плясок объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает небольшая группа, остальные дети радуются успехам своих товарищей.

На праздничных утренниках должны звучать яркие произве­дения, любимые детьми, способные оказать на них эмоциональ­ное воздействие. Рекомендуется включать в утренники не только пение, танцы, но и слушание музыки, знакомой и незнакомой де­тям, чтобы они получали удовольствие от ее восприятия в празд­ничной обстановке, понимали, что сама музыка может создать радостное настроение. Слушание музыки бывает связано с тема­тикой утренника (например, на утреннике, посвященном 8 Мар­та, слушают пьесы «Мама» П.И. Чайковского и «Материнские ласки» А.Т. Гречанинова) или не связано.

Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами — театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания.

Методы руководства деятельностью в каждой из форм специфичны.

Так, слушание музыки на занятии - активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содер­жания. Педагог руководит этой деятельностью, организует про­извольное внимание детей.

Исполнительская и творческая деятельность на занятии тоже отличается от использования ее в повседневной жизни детского сада и в семье. Различны и методы руководства ею. На занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические не навыки и умения, учится играть на музыкаль­ных инструментах. С помощью этих видов исполнительства педа­гог стремится заинтересовать детей музыкой, обучить их само­стоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.

А в повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звуча­щую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут при­влечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, ме­лодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

Педагогическое руководство на празднике носит организую­щий характер: педагог следит за эмоциональным состоянием де­тей, регулирует смену их впечатлений.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио- и телепередач, грампластинок и магнитофон­ных записей детских музыкальных сказок, песен из мультфиль­мов, фрагментов классической музыки; обучение детей игре на музыкальных инструментах; самостоятельное музицирование.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздей­ствия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наобо­рот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «лег­кой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлече­ния, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления.

Все формы организации музыкальной деятель­ности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музы­кального воспитания.Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в му­зыке, необходимо использовать возможности каждой формы орга­низации музыкальной деятельности.

 

8. Понятие метра, ритма, размера Ритмический рисунок, его выразительное значение.

 

Ритм - это любая комбинация длительностей, основанная на равномерной пульсации метра. Когда мы играем под метроном, то метроном стучит метр, а мы играем ритм. Ритм может быть любой, а метр неизменен. И равномерен на протяжении всего произведения. Ритм - организация звуков и пауз по их длительностям во времени (в определённом метре). Метром называется закономерное чередование сильных и слабых долей. Относительно этого " пульса" и происходит организация записи, и игры соответствующих нот во времени. Аналогичную организацию метра можно обнаружить в поэзии, в стихосложении, в искусстве, которое, также как и музыка, основано на временных закономерностях. Есть две разновидности метра: это двухдольный и трёхдольный.

Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.

Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, закруглённый, покачивающий. Как лодка на волнах.

Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом. В начале произведения всегда написан размер такта. Это дробь, верхняя цифра которой показывает количество долей в такте, а нижняя длительность каждой доли.

В начале нотного стана две цифры, которые показывают: верхняя - количество долей в такте (в данном случае 2), нижняя - длительность каждой доли (в данном случае четвертные). Эти цифры образуют размер музыкального произведения, по которым музыкант, играющий по нотам, определяет количество долей в такте и их длительности. Задав темп, считая про себя сильные и слабые доли, музыкант обретает " координаты времени", в которых должно развиваться музыкальное произведение.

Размер такта может быть простым и сложным. Простой размер имеет одну сильную долю. Сложный состоит из сложения нескольких простых и имеет кроме сильной доли ещё и относительно сильную. Например, сложный размер 4/4 получается из сложения двух простых 2/4+2/4. В нём сильная доля первая, а относительно сильная третья (РАЗ-два-Три-четыре, РАЗ-два-Три-четыре). То есть если размер можно поделить на два или более одинаковых размера, то этот размер является сложным.

Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок. Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения или его части, называют ритмоформулой. По ритмоформуле можно узнать некоторые танцы (мазурку, вальс и др.), марш и т.д. Главные характеристики ритма: ровный, неровный (синкопы, триоли, паузы, пунктирный ритм).

Графическая запись ритма образует ритмический рисунок. Виды ритмического рисунка:

1) пунктирный ритм (от латинского punctus - точка) образуется от применения длительности с точкой (половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Пунктирный ритм бывает двойной (с двумя точками) и обратный (восьмая и четверть с точкой, шестнадцатая и восьмая с точкой) Бородин " Князь Игорь" Ария Кончака эпизод " Ты ранен в битве при Каяле" - оркестровое сопровождение, пронизанное ритмом скачки.

2) синкопа - несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим. Синкопа бывает междутактовая (Моцарт, Соната для ф-п доминор, III часть), внутритактовая (Бородин " Князь Игорь" хор девушек-невольниц " Улетай на крыльях ветра" ) и внутридолевая (Мийо " Бразильский танец" ).

В музыке танцевальной, подчеркнуто метризованной, синкопа выявляет остроту и пружинистость ритма. Лирической мелодии синкопа может придать особую распевность благодаря ослаблению метрического акцента, поскольку на сильном времени звук, слигованный с предыдущей легкой долей, не берется, а только преодолевается.(Рахманинов " Элегия" ).

Особые виды ритмического дробления доли и такта. Деление доли на три равных длительности вместо двух - триоль (Альбенис " Серенада" ), деление трехдольного такта на две равные длительности - дуоль (Григ " Ноктюрн" ), деление длительности на пять частей вместо четырех - квинтоль (Брамс " Симфония №3, III часть), деление 3-хдольного такта на 5 длительностей вместо 3-х - тоже квинтоль, деление 3-хдольного такта на 4 длительности вместо 3-х - квартоль (Скрябин Вальс op 38), деление длительности на 6 частей вместо 4-х - секстоль, деление такта или длительности на 7 частей - септоль, деление длительности на 10 частей вместо 8 - децимоль. Возможно более мелкое деление длительностей на произвольное количество одинаковых частей, что приводит к свободной мелодической орнаментике (Шопен Ноктюрны, Римский-Корсаков " Шехеразада", I часть).

Ритм и метр определяют жанровые свойства мелодии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь