Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика обучения детей пению (вокально-хоровые навыки, выбор методов и приемов работы в зависимости от этапа работы над песней).



Основные певческие навыки

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует со­блюдать певческую установку.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

- правильному звукообразованию;

- правильному дыханию;

- хорошей дикции;

- чистоте интонации;

- ансамблю - стройному, согласованному пению.

Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование. Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообра­зование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитию протяжного звукооб­разования помогает пение песен, написанных в умеренном и мед­ленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражне­ния по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание.В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специаль­ных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежед­невной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углуб­ляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между му­зыкальными фразами, а не посередине слова.

Некоторые дети ды­шат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководи­телю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В стар­ших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правиль­ная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе ис­полнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдо­ху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от инто­национно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четко­сти произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряже­ние, крикливость.

Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить так­же и за четким произношением согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является по­нимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мело­дическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

♦ выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интона­ции огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосре­доточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом зву­ки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальши­во. Причины этого различны: у одних - не в порядке голосовой ап­парат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устой­чивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкаль­ный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.

Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.

Для достижения чистоты интонации необходимо:

♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруп­пами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;

♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать каче­ство своего исполнения;

♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слыша­
ли его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими деть­ ми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);

♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нуж­ного уровня.

Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хо­ром необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, что­бы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз.

Большое влия­ние на стройность и согласованность пения оказывает объединяю­щее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается посте­пенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.

Для того чтобы научить детей стройному согласованному пе­нию, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступле­ние, музыкальный руководитель подает знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то ре­комендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Bсe певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чи­стота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь