Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей младшего и старшего возраста.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем. Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль. Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Детское исполнение упражнений, игр, плясок имеет свои особенности, вызванные возрастным развитием, недостатком представлений, опыта, технических умений. Здесь налицо элементы подражания, но имеется исполнительское усилие, эмоциональное участие. Подражание и самостоятельная деятельность переплетаются, взаимно обогащая друг друга. Развитие музыкально - ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит различно. Уже в первой младшей группе необходимо внимательно следить за тем, чтобы движения детей в играх и плясках всегда были осмысленными, содержательными и отвечали музыке. Каждое движение должно возбуждать в детях чувства и мысли, созвучные музыкальным образам и содержанию игры (пляски); нельзя допускать механического выполнения ими движений. В этом возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще неточны и порой несогласованны с музыкой. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения и роли. К концу года дети первой младшей группы (от двух до трёх лет) должны уметь: Пляски: эмоционально и образно воспринимать музыку через движения; воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.); выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. Упражнения: начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом). Игры: передавать образы (птичка летает, зайка прыгает…). Дети второй младшей группы (от трёх до четырёх лет) к концу года должны уметь: Пляски: выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, игрушки, платочки и т.п.); двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе её звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и её окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение), двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и характеру муз. произведения Упражнения: выполнять основные движения (ходьба и бег); маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко в умеренном и быстром темпе под музыку; ориентироваться в пространстве. Игры: выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолёты… На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в различном темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки. Постепенно в средней группе требования к выразительности движений повышаются и уточняются. Возрастающий музыкальный опыт детей требует всё более детального и чёткого отражения в их движениях содержания и особенностей музыки. К концу года дети средней группы (от четырёх до пяти лет) должны уметь: Пляски: двигаться ритмично, в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки; выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах; двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки; выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Упражнения: выполнять основные движения (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: лёгкий и стремительный). Игры: эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица); инсценировка песен и музыкальных игр и хороводов. На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной вы разительности (динамика — громко, тихо; регистры — высокий, низкий; темп — быстрый, умеренный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. К концу года дети старшей группы (от пяти до шести лет) должны уметь: Пляски: двигаться легко, чётко и пластично; выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте на месте, с продвижением вперёд и в кружении. Упражнения: ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки; самостоятельно менять движения в соответствии с трёхчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами. Танцевально - игровое творчество: самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, придумывать движения к пляскам, составлять композицию танца, действовать, не подражая друг другу, двигаться выразительно. К концу года дети подготовительной к школе группы (от шести до семи лет) должны уметь: Пляски: посредством движений развить и передать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставления контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения; передавать свои эмоциональные переживания через движения; владеть своим телом; исполнить парный танец; Упражнения: выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; Танцевально - игровое творчество: прослушав незнакомую музыку по выбору педагога, выразительно изобразить персонаж; сочинить танец по данному плану; активно участвовать в выполнении творческих заданий; импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца; инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах. Дети шестого, седьмого и восьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и т.д.). Детям дошкольного возраста часто мешает двигаться плохая координация движения. В этом немало причин: когда они пытаются выполнять задание по внешним его признакам, а не по содержанию: стараются механически копировать движения педагога или товарищей и т.п. Таких детей не следует ругать за ошибки, надо посоветовать им, не смотреть на товарищей и педагога, а двигаться самим, слушая музыку. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности. 12. Пение – вид музыкальной деятельности (значение, задачи, особенности охраны детского голоса).
Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Пение относится к области хорового искусства. Поэтому содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения. Роль и задачи пения Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение - самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус-оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию ребенка, ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. В дошкольном репертуаре есть песни о Родине, труде, о разных профессиях, воспитывающие уважение к ним, формирующие нравственность. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. Перечислим задачи обучения пению детей дошкольного возраста: - формирование у детей певческих умений и навыков; - обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; - развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок; - развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Первый год жизни. Задачи музыкального воспитания по пению, слушанию музыки и музыкально-ритмическому движению для этого возраста не разграничиваются. Пение сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Задачи по пению во II группе раннего возраста следующие: - приучить прислушиваться к мелодии и словам песни, узнавать их; - побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова; - развивать первоначальные певческие реакции. Задачи по обучению пению в I младшей группе следующие: - развивать певческие интонации; - подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю; - привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению. Четвертый год жизни. Занимаясь пением, педагог должен выполнять следующие задачи: - учить детей петь естественным голосом, без напряжения; - внятно и осмысленно произносить слова, протягивать продолжительные звуки; - не отставать и не опережать друг друга при пении; - интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях; - петь песни с помощью воспитателя с музыкальным сопровождением и без него. Пятый год жизни. При обучении пению педагог в средней группе должен выполнять следующие задачи: - учить детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения; - петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами; - произносить слова внятно, правильно; - учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, петь в пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других детей; - петь в сопровождении инструмента и без него. Шестой год жизни. Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет следующее: - приучает детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно; - приучает брать дыхание между музыкальными фразами; - продолжает учить отчетливо произносить слова; - учит одновременно начинать и заканчивать песню, выразительно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с сопровождением; - учит петь хором и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы; - побуждает вспоминать и петь ранее выученные песни; отличать на слух интонационно точное и фальшивое пение, сохранять во время пения правильную позу - сидеть прямо со свободным положением головы и корпуса. Седьмой год жизни. В подготовительной к школе группе детей обучают: - выразительному пению: звонкости, напевности, легкости звучания; - правильному дыханию, удержанию его до конца фраз; - отчетливости дикции; - всем правилам ансамблевого пения; - дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без него; - различению движения мелодии вверх и вниз, долгих и коротких звуков; детей знакомят с названием нот, объясняют принципы их размещения на нотоносце; - импровизация звукоподражаний («ау», «ку-ку») и попевок на основе хорошо усвоенных певческих навыков; - коллективному и индивидуальному пению с сохранением правильной осанки. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. В работе по обучению детей пению необходимо: Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие; При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы. Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо; Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали; Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке); Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен), праздниках; Не петь на улице при температуре воздуха + 18 С и влажности выше 46%. Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями, объясняя вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Надо предупреждать родителей, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата. При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе. Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается: 1. изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании; 2. выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и заболевания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата; 3. изучением физических возможностей человеческого организма; 4. составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат. Правила гигиены голоса: - нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности; - недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.; - недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни; - необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.; - с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть; - рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, - острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного; - в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 4197; Нарушение авторского права страницы