Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Время и место написания Книги Деяний Святых АпостоловСтр 1 из 17Следующая ⇒
Повествование книги Деяний заканчивается указанием на то, что св. апостол Павел прожил в Риме два года и невозбранно проповедовал там учение Христово (28: 30-31). О мученической смерти апостола, которая последовала в Риме при императоре Нероне 29 июня 67 года, здесь ничего не упоминается. Из предания же церковного известно, что апостол Павел, оправданный на суде кесаря, после двухлетнего пребывания в Риме вновь возвратился в Иерусалим и совершил еще одно, четвертое, миссионерское путешествие. Из этого можно заключить, что книга Деяний написана св. Лукою около 63 или 64 года по Р. X. в городе Риме. В посланиях своих к Колоссянам (4: 14) и к Филимону (ст. 24), писанных, как известно, св. Павлом из Рима, он упоминает о Луке как о находящемся с ним в Риме. О том же, что книга Деяний написана в Риме, имеется свидетельство и западного отца Церви блж. Иеронима. Только еретики маркиониты, манихеи, евионеи и севериане пытались отрицать подлинность книги Деяний. [Константин Польсков] Текст Деяний Апостольских дошел до нас в двух вариантах: западный и восточный варианты. Западный известен нам по цитации Татиана, Иринея Лионского, Тертуллиана, Киприана Карфагенского, Кодекса Беза. Этот вариант на 10% по количеству стихов длиннее восточного, краткого, который известен по цитации восточных отцов и Синайскому, Александрийскому, Ватиканскому кодексу. Это текст большинства. Этот текст был принят в Византийской империи, отсюда и перешел к нам. 10 % это не так мало, потому что в Деяниях 18 374 слова или 2 600 стихов, это 260 стихов, как одно из Посланий. Разница есть. Вопрос о том, какой из вариантов был написан сначала, так и не решен: сам ли дееписатель сократил, сам ли он увеличил, вопрос открыт. Язык греческий, но отличается особой стройностью, хотя это и koine, разговорный. Это язык выдает в авторе весьма образованного человека. Исторический аспект. Построение Деян. подчинено историческому принципу. Его проведение отличается такой ясностью, что мы имели возможность положить план Деян. в основание нашей периодизации истории апостольского века. Гл. 1-5, начинающиеся с Вознесения и Пятидесятницы должны быть понимаемы как общая характеристика первого периода истории апостольского века. Гл. 6-12 содержат краткие сведения о втором, переходном, периоде истории апостольского века, начиная с поставления Семи, которым вводится дело Стефана. Гл. 13-28 посвящены служению ап. Павла до истечения двух лет его пребывания в Риме, иначе говоря, обнимают почти весь третий период истории апостольского века. Из этого обзора исторического содержания Деян. вытекает особое ударение на ап. Павле. Оно отвечает объективному значению его служения. Но воспроизведение исторических событий прошлого не было последнею целью писателя. Деян. повествуют о Божественном домостроительстве. В связи с этой темой и повествуется о деяниях Павла.
2. Построение Деяний. Периодизация апостольского века.
Построение Деян. подчинено историческому принципу. Его проведение отличается такой ясностью, что мы имели возможность положить план Деян. в основание нашей периодизации истории апостольского века. Гл. 1-5, начинающиеся с Вознесения и Пятидесятницы должны быть понимаемы как общая характеристика первого периода истории апостольского века. Гл. 6-12 содержат краткие сведения о втором, переходном, периоде истории апостольского века, начиная с поставления Семи, которым вводится дело Стефана. Гл. 13-28 посвящены служению ап. Павла до истечения двух лет его пребывания в Риме, иначе говоря, обнимают почти весь третий период истории апостольского века. Из этого обзора исторического содержания Деян. вытекает особое ударение на ап. Павле. Оно отвечает объективному значению его служения. Но воспроизведение исторических событий прошлого не было последнею целью писателя. Деян. повествуют о Божественном домостроительстве. В связи с этой темой и повествуется о деяниях Павла. Епископ Кассиан (Безобразов) делит апостольский век на четыре периода: 1. от Вознесения до убийства Стефана; 2. от убиения Стефана до гонения Ирода Агриппы 13 глава; 3. начало распространения христианства у язычников до выхода христиан из Иерусалима перед разрушением Иерусалима; 4. последняя треть I века. Деяния затрагивают первый, второй и частично третий периоды. Третий период неразрывно связан с именем апостола Павла. По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Святом Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии.
3. Деяния, как творение евангелиста Луки. Основные богословские идеи книги.
Книга Деяний апостольских, по указанию самого писателя ее (см. 1, 1-2), является второй его книгой, написанной для некоего Феофила. Из этого несомненно, что книга Деяний написана как продолжение третьего Евангелия и, следовательно, автором ее является то же самое лицо, которое было автором третьего Евангелия, то есть св. апостол и евангелист Лука, бывший спутником и сотрудником св. апостола Павла. О принадлежности книги Деяний св. Луке мы находим сведения уже во второй половине II века — у св. Иринея Лионского, в послании Лионской и Виеннской церкви к церквам Асийским и Фригийским, у Климента Александрийского, у Тертуллиана, в древнем так называемом Мураториевом каноне, у Оригена, в древнем сирском Пешито, а также и у многих позднейших христианских писателей. Намеки на существование этой книги и даже ссылки на нее мы находим и у более ранних писателей, как, например, у св. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, у св. Поликарпа, еп. Смирнского, у св. Иустина Мученика. На то, что писателем этой книги был св. Лука, мы находим достаточно ясные указания и в самом ее содержании. Писатель ее нередко представляется в ней, как спутник и сотрудник святого Апостола Павла. Таковы, например, места 16: 10-17; 20: 5-15; 21: 1-17; 27: 1; 28: 16. Этим и объяснятся, почему книга Деяний повествует больше всего, а во второй своей половине почти исключительно, об апостольской деятельности св. апостола Павла. Даже самый тон повествования и стиль книги напоминают нам тон и стиль Евангелия от Луки. Тождество подтверждается схожестью языка, богословскими параллелями.
4. Первый период апостольского века по Деяниям. Жизнь иерусалимской общины. Гл. 1-5, начинающиеся с Вознесения и Пятидесятницы должны быть понимаемы как общая характеристика первого периода истории апостольского века. Сошествие Святого Духа на апостолов (а также, возможно, и бывших с ними) в день Пятидесятницы произошло по обетованию, данному Спасителем своим ученикам во времена Его земной жизни. Исполнению обетования непосредственно предшествовало событие избрания Матфия на место отпавшего Иуды, т.е. восстановление первоначального числа апостолов. На кого именно сошел Св. Дух, из текста отрывка не ясно, но церковное сознание, выражающееся, в частности, в иконографии события, среди апостолов представляет и Богоматерь. Слова Дееписателя о большом скоплении народа, привлеченного чудесным событием, приводят к мысли, что действие происходило где-то под открытым небом, возможно в одном из храмовых дворов. Но церковное предание указывает нам на Сионскую Горницу. Возможно, толпа собралась вокруг дома, где пребывали апостолы. Внимательное прочтение в греческом тексте места, где говориться о времени события ведет к заключению, что сошествие Св. Духа произошло в конце дня Пятидесятницы, а речь апостола Петра перед народом состоялась на следующий день утром, когда молва о необычном событии уже могла разнестись. Вопрос о дне Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа называют «днем рождения Церкви». Произошло оно при наступлении дня праздника иудейской Пятидесятницы. Таким образом, праздник иудейской Пятидесятницы приходился в тот год в воскресение и совпал, таким образом, с днем первой христианской Пятидесятницы. Совпадение дня сошествия Святого Духа с днем иудейской Пятидесятницы, конечно, не случайно и весьма символично. К этому дню ученики Господа созрели и возросли духовно: тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Святого, и они сами явились первыми плодами искупительного дела Христова. Кроме них, первыми плодами этого же дела Христова явились и крестившиеся в тот день три тысячи душ. Значение Пятидесятницы. Как христианская Пасха заменила собой иудейскую Пасху, так христианская Пятидесятница заменила собой в этот день Пятидесятницу ветхозаветную. С сошествием Святого Духа исполнилось обетование Спасителя о ниспослании ученикам иного Утешителя, а далее Церковь управляется уже Духом Святым, хотя Господь Сам не оставлял Ее и некоторым ученикам являлся в видениях. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы