Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие гуманитарной картины мира.
В настоящее время в инструментарий культурологического знания всё более входит понятие гуманитарной картины мира (ГКМ). Следует заметить, что такая картина существовала и функционировала значительно раньше появления самого понятия, но лишь сейчас приобрела статусное оформление. Как таковое понятие картины мира вошло в широкое употребление в Новое время, эпоху бурного развития механико-математического естествознания, которое задавало эталоны не только науке, но даже обыденному мышлению. По строгим геометрическим формам строились парки, в споре говорили не «посмотрим», а «посчитаем», писались трактаты «Человек-машина», Вселенная уподоблялась тщательно выверенному часовому механизму, а Бог представлялся как «Великий часовщик Вселенной». Именно, поэтому картина мира представлялась в первую очередь как естественнонаучная. Надо заметить, своеобразные картины мира складывались уже в глубокой древности, до науки и вне науки. С полным основанием можно говорить о мифологической, религиозной, позже художественной картинах мира. Конечно, само понятие картины мира возникло уже на том этапе социокультурной истории, когда человек начал осознавать не только включенность в мир, но и задумываться над своим местом в нём, отношении к нему. Что же такое − картина мира? Смысл этого понятия, которое может применяться к самым различным областям знания, не в том, что картина мира вбирает в себя всю совокупность знаний, накопленных в данной области (это и невозможно, и бессмысленно), но наиболее важные ключевые, концептуальные представления, причем собранные не в разрозненном, рядоположенном виде (как, скажем, в энциклопедиях), а как целостный образ мира или соответствующего его разреза, выделенного с точки зрения, скажем, физики, химии, биологии, экономики и т.д. Понятно, что все изученные наукой области на самом деле тесно взаимосвязаны, и поэтому правомерно говорить и об общенаучной картине мира. Не менее продуктивно не столь распространённое пока понятие общекультурной картины мира как целостного образа совокупностинаучных, философских, религиозных, художественных, нравственных, правовых представлений, сформировавшихся в данную эпоху и, добавим, в данной социокультурной среде. Понятно, что наиболее конкретны, детализированы частнонаучные картины мира, сложившиеся в отдельных науках (хотя и здесь могут иметь место различия, исторически сложившиеся в различных культурах, например, говорят о континентальной и островной, британской, картинах мира физики). Чем шире картина мира, тем она более размыта, тем большими различиями она может обладать не только в различные эпохи, но и в различных культурах в одном и том же мире. Важно подчеркнуть, что ни одна картина мира, как правило, не бывает чётко прописана, зафиксирована − хотя, конечно, при необходимости, можно это сделать и представить в достаточно чёткой форме (учебника, диссертации), например, электромагнитную картину мира конца ХIХ века или синергетическую картину мира рубежа ХХ-ХХI веков. Такой необходимости не возникает у практикующих, действующих учёных по той причине, что подобные картины складываются в той или иной, наиболее естественной для них форме у них в головах, играя весьма важную роль − любые изыскания привязываются к существующей картине мира, заставляя корректировать свои результаты – или картину мира. Необходимость изучать не только конкретные научные результаты, но и складывающиеся на их основе картины мира особенно очевидна для людей, только вступающих в науку. Как бы ни отмежёвывались учёные от вненаучных представлений (философских, религиозных, художественных − был даже в 60-х годах ХХ века знаменитый спор физиков и лириков), те неизбежно накладывают отпечаток на их исследования и даже направляют их. Можно ли представить научную картину мира не только Средних веков, но и эпохи триумфального развития механико-математического естествознания, свободную от религиозных представлений? Напротив, они в значительной степени участвовали в её формировании. То, что механико-математическая картина мира задала эталоны научности на два-три века, имело и свою оборотную сторону. Дело в том, что в картине тщательно вычисленных движений планет, атомов и молекул не нашлось – и не могло найтись место человеку, – даже как биологическому существу, а тем более социальному, не говоря уже о человеке как личности, с тонкими душевными стремлениями и порывами, чаяниями, радостями и разочарованиями. Всё это было оставлено художественной литературе и гуманитарным наукам (которые и полноценными науками не считались как «не опирающиеся на математику» − тогда, и даже раздражали − тем, что обозначали пределы возможностей механистической картины мира). Безчеловечная (т.е. без человека) картина мира неизбежно оказалась и бесчеловечной, о чём имеет смысл особенно задуматься сейчас, когда человечество находится в состоянии острейшего кризиса – экономического, политического, духовного. В бесконечных рассуждениях о кризисе подразумевается, что это кризис экономический, который, конечно же, влияет на настроения людей, их уверенность в завтрашнем дне и т.д. Модными стали ожидания и даже вычисления конца света, кто-то на этом зарабатывает немалые деньги, и мало кто прислушивается к философам и культурологам, которые ещё задолго до пресловутого экономического кризиса заметили, что кризис этот − прежде всего «в головах людей», а своеобразный конец света начался уже давно, но происходит не одномоментно, в виде грома и молний, потопов и землетрясений, поражающих человечество (хотя и таких достаточно и становится всё больше), а в виде длительного процесса (подобно «снятию семи печатей» в Библии). Мы живём в мире, раздираемом кровавыми столкновениями, террором, войнами − пусть и локальными, но в таком количестве, что их пятна на карте мира начинают составлять её преобладающую окраску. Признавая в числе главных причин экономического кризиса неумеренно раздуваемый потребительский менталитет, эксперты предлагают для выхода из него меры, стимулирующие дальнейший рост производства. Предрекая новую волну кризиса, напоминают, что выходом из двух крупнейших кризисов ХХ века оказались две мировые войны. Нет нужды обсуждать подобные «выходы», особенно в сегодняшнем мире, напичканном ядерным оружием. Нелишне напомнить о том, что за Второй мировой войной последовала ещё и длительная «холодная война», сопровождавшаяся изнурительной, на истощение, гонкой вооружений, и сменившаяся в лучшем случае «холодным миром». Всё это говорит о том, насколько неладно в мире, где выдающиеся достижения науки и техники воплощаются в оружии массового поражения, где наряду с «золотым миллиардом» существует не менее миллиарда людей, живущих за чертой бедности, а миллионы детей погибают от голода, холода, болезней, подрываются на минах, оставленных на «ничьей» территории. Не всё ладно и в не так давно благополучных странах, где люди теряют свои сбережения и дома, где растут отчуждение между людьми, преступность и наркомания (в том числе компьютерная). Серьёзной угрозой стали резко обострившиеся культурные различия, религиозная нетерпимость, приводящие не только к многочисленным жертвам, но и воздвигающие непреодолимые барьеры между ранее мирно уживавшимися людьми, сеющие недоверие и ненависть. Современный мир находится в тисках «бессилия верить» (Ф. Ницше), утраты духовных ориентиров (очень болезненной в постсоветской России ) и «внушающего ужас оптимизма» (А.Камю). Если в ХIХ веке Ф. Ницше, мрачный пророк и «философ нелицеприятных истин», возвестил «смерть Бога», место которого в душах людей занял «неуёмный дух наживы» (что бы он сказал сейчас! ), то в ХХ веке Мишель Фуко, французский философ –постмодернист, диагностировал «смерть человека». Подлинный кризис человечества, делающий неизбежным и кризисы в экономике – это кризис человечности, кризис гуманизма. Говоря об ограниченности картины мира классического естествознания, не оставляющей места человеку, следует заметить, что серьёзный вызов этой картине бросила уже в ХIХ веке «философия жизни», в ХХ веке «экзистенциализм» и ряд других течений философии. В конце ХIХ века даже было провозглашено разделение на «две культуры» сциентистскую (по образу и эталонам точных наук) и гуманитарную, в центре внимания которой находится человек. Гуманитарные науки отличаются от классического естествознания не только объектом, но и методологией, стремясь не к установлению единых, неизменных закономерностей, но как раз к выделению индивидуального, неповторимого. Естественными для арсенала гуманитарных наук являются образность, метафоричность. Тем не менее, подобно тому, как естественные и технические науки и созданная на их основе картина мира определяли и направляли развитие индустриальной цивилизации, не меньшее, если не больше значение в осмыслении проблем и перспектив цивилизации сегодня приобретает гуманитарная картина мира, формируемая на основе комплекса гуманитарного знания. Необходимо подчеркнуть, что гуманитарное знание не ограничивается только гуманитарными науками, включая весь комплекс знаний и представлений, относящихся к человеку. Это и искусство, и религия, и опыт обыденного знания. Добавим и то, что есть целый ряд наук, которые могут быть отнесены и к гуманитарным, и к естественнонаучным, и к математическим (психология, экономика …). Чрезвычайно важно, что в последние десятилетия гуманитарные науки все больше пользуются арсеналом естественных наук и, прежде всего, математическими методами, что значительно повышает их достоверность и надежность. Одновременно с этим в синергетических сценариях природных явлений все большее место приобретают вероятности, веер возможностей – подобно истории общества. Таким образом, велением времени становится естественно происходящее объединение естественнонаучной и гуманитарной картин мира в единой общекультурной КМ. Актуальность формирования и исследования гуманитарной картины мира обусловлена не только остро стоящей проблемой человека в мире, но и тем, что её разработанность и изученность совершенно несравнимы с таковыми в отношении естественнонаучной картины мира. Вот почему для студентов, обучающихся по специальности «Культурология», введён предмет «Современная гуманитарная картина мира», в центре которого стоят человек в мире XXI века и мир человека XXI века, проблема гуманизма в широком смысле − как исторически изменяющейся системы воззрений, признающей уважение к человеку, ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей. Приступая к изучению этого предмета, мы понимаем, что для его осмысления и усвоения следует изучить её становление и изменения в ходе социокультурной истории. С одной стороны, вся история выступает как непрерывная цепь войн, революций, насилия, но и как непрерывная цепь культурной, созидательной деятельности, без которой человечество давно бы прекратило своё существование. Уважение к культуре как таковой, стремление к ней как естественная потребность, уважение к иным культурам, стремление учиться у них это задача образования, и не только гуманитарного. И ещё одно замечание. Следует отдавать себе отчёт не только в сходстве, но и различии понятий гуманизация и гуманитаризация образования. Гуманитаризация это насыщение образования гуманитарными предметами, которое само по себе ещё не обеспечивает его гуманизации, т.е. усвоения им идеалов и принципов гуманизма, о которой говорилось выше. Надеемся, что этому будет способствовать новый предмет. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы