Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Почему аскетика вышла из употребления?⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Предмет «аскетика» вышел из употребления. В результате чего это произошло? Думается, что здесь наверняка сыграли свою роль три фактора. Во-первых, упражнению в благочестии может быть придан такой акцент, что к простой обыденной жизни возникает негативное отношение. В результате сразу же появляется два типа людей: одни счастливы тем, что они следуют тому, что обязательно, другие достигают чего-то сверх этого. Здесь уместно вспомнить также о различии между предписаниями (лат. praecepta)и советами (лат. consilia), довольно рано возникшем в христианской церкви[24]. Предписания в этом случае указывают на то, что является долгом каждого, в то время как советы предназначаются людям, стремящимся к святой жизни. Это последнее было доступно, например, монахам, связавшим себя обетами бедности, послушания и безбрачия. Они повернулись к миру спиной, что быть более открытыми для Бога, чем это возможно для обычного человека с его житейскими проблемами. «Духовное», таким образом, легко возносится над «природным». Убедительные примеры этому можно найти и в протестантском мире. Здесь можно было бы назвать Теодора а Бракела (1608—1669), написавшего книгу о своих упражнениях в благочестии. Ему удается почти полностью умолчать о своей жене и детях, о церкви и пасторской деятельности, а также обо всем другом, что происходит в окружающем мире. Чего-либо подобного нельзя отыскать в Писании, в случаях, когда кто-либо жалуется на свои беды, признается в вине или выражает благодарность. Здесь говорится о врагах, о семье, о народе. Иными словами, в библейских молитвах присутствует мир. Неудивительно, что аскетика, напрямую связанная с мистикой, вряд ли могла рассчитывать на теплый прием в реформатском мире. Таким образом, упражнение в благочестии превращается в духовную акробатику. Большинство христиан либо отворачивались от нее, либо со вздохом говорили, что виноград висит слишком высоко, чтобы до него дотянуться. Такого рода аскетика создает элиту посвященных, в то время как упражнение в благочестии, как об этом говорит Писание, должно быть делом каждого христианина. Во-вторых, в аскетике мы видим развитие, подобное тому, какое имеет место в казуистике. Все разбирается по косточкам и схематизируется. Создается модель духовной жизни, которая быстро становится предписанием для каждого. От христианской свободы, которой необходим простор также и в отношении форм, мало что остается. То, что мы говорили о зашедшей слишком далеко казуистике, относится и к рассматриваемой нами аскетике. Однако имеется еще одна причина, почему аскетика вышла из употребления. Мы имеем дело с темой, трудной для всех. В Гейдельбергском катехизисе говорится, что молитва — главная часть той благодарности, которую Господь требует от нас (Воскресенье 45). Однако нам трудно уделить ей даже четверть часа. Молитва требует внутреннего покоя и тишины. Мы же постоянно настолько заняты собой и другими, что оторваться от всего этого и уделить немного внимания общению с Богом для нас тяжелая задача. Духовность: необходимая основа Досадно было бы, если бы мы утратили то хорошее, что раньше содержалось в аскетике, являющейся как бы близнецом казуистики. Однако неразумно цепляться за само это слово «аскетика»[25]. Оно имеет негативную окраску, от которой мы избавимся, если в дальнейшем будем говорить не об аскетике, а о духовности. Причем о духовности в том понимании, как это было сформулировано в начале данной главы. Этот термин, разумеется, нуждается в пояснении. Подпонятие «духовность» можно подвести все, что угодно. Во всех великих религиях известны понятия «духовность» и «аскетика». Все дело в том, чем их наполнить. Для христианина это значит, что мы, сознавая свою общность с Богом, думаем о триедином Боге, каким Он открывается нам в Писании. В другом месте мы уже более подробно писали о том, что для нас значит духовность в ее отношении к этике. При этом мы опирались на Двенадцать статей, вкратце излагающих, что значит верить в триединого Бога. Христианская этика невозможна без этой духовной основы. Предметом христианской этики являются отношения между людьми. Однако то, как она это делает, зависит от духовности, определяющей ее силу. Великий богослов Карл Барт (1886—1968) работал над догматикой, завершить которую ему было не суждено. Для него Догматика и этика были настолько едины, что он не рассматривал их по отдельности, а в своей книге «Kirchliche Dogmatik» освещал вначале догматическую, а затем этическую сторону проблемы. Но прежде чем приступить к рассмотрению конкретных этических вопросов, он останавливался на анализе трех понятий. Эти три понятия: воскресенье, вероисповедание как хвала Богу и молитва. Какая прекрасная мысль подойти таким образом к этике! С воскресенья мы начинаем неделю, наполненную нравственными проблемами. Действительно, воздавая хвалу Богу и зная силу закона, мы с корнем вырываем сорняк законничества, или гуманизма. Заниматься этикой — дело серьезное. И если она находит питательную почву в доброкачественной духовности, в ней не будет места ни узости, ни ограниченности. При этом речь идет не только о духовности как о теоретическом сознании, но и о духовности как о конкретном упражнении в благочестии, молитве и изучении Писания, что происходит в воскресенье в кругу семьи. И все это не пустые слова. Это весьма существенные вопросы, без решения которых невозможно поступать ответственно.
Оглавление
1. МОРАЛЬ И ЭТИКА 1.1. Это касается всех...................................................................................................... 3 1.2. Терминология.......................................................................................................... 3 1.3. Актуальность............................................................................................................. 5 1.4. Классификация этики............................................................................................... 6 1.5. Метаэтика................................................................................................................ 6
2. ДЕФИНИЦИЯ 2.1. Цель этой главы...................................................................................................... 9 2.2. Поступать по-человечески...................................................................................... 9 2.3. Поступать в соответствии с нормами..................................................................... 9 2.4. С позиций добра и зла............................................................................................ 10 2.5. Поступать мотивированно.................................................................................... 11 2.6. Эмоционально окрашенные поступки................................................................ 12 2.7. Добродетель в поступках..................................................................................... 12 2.8. Поступать целенаправленно.................................................................................. 13 2.9. Этика утилитаризма или деонтологическая этика? ........................................... 14 2.10. Христианская этика................................................................................................ 16 2.11. Библейская или христианская этика? ................................................................. 17
3. ГРАНИЦЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ 3.1. Зачем нужно было менять дефиницию? ............................................................ 19 3.2. Выпадает ли окружающая среда из поля нашего зрения? ................................. 20 3.3. Выпадаем ли мы сами из поля нашего зрения? ................................................ 21 3.4. Догматика и этика............................................................................................... 21 3.5. Христианская и философская этика.................................................................... 23 3.6. Аргументы общие и христианские...................................................................... 26
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ 4.1. Трудности................................................................................................................ 29 4.2. Герменевтика......................................................................................................... 30 4.3. Библицизм.............................................................................................................. 32 4.4. Различия внутри самого Писания....................................................................... 35 4.5. Обоснованные ссылки на Писание..................................................................... 36 4.5.1. Писание как проводник.................................................................................... 37 4.5.2. Писание как страж................................................................................................ 37 4.5.3. Писание как указатель направления................................................................ 38 4.5.4. Писание как источник примеров...................................................................... 39 4.6. Использовать наш разум..................................................................................... 40 4.7. Остерегайтесь мотивов.......................................................................................... 41 4.8. Взрослость и чуткость............................................................................................ 43
5. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ 5.1. Основные заповеди.................................................................................................. 44 5.2. Церковь еше у Синая?................................................................................................ 45 5.3. Закон не путь к спасению, а норма жизни............................................................... 46 5.4. Глубина заповедей.................................................................................................... 47 5.5. Три функции............................................................................................................. 49 5.5.1. Первая функция...................................................................................................... 49 5.5.2. Вторая функция...................................................................................................... 51 5.5.3. Третья функция......................................................................................................... 52
6. ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ 6.1. Еще раз: этика и мораль............................................................................................ 54 6.2. Мы во многом поступаем одинаково....................................................................... 55 6.3. Иное внутреннее содержание................................................................................... 55 6.4. Иное внешнее проявление........................................................................................ 56 6.5. Христианский образ жизни...................................................................................... 58
7. ЛЮБОВЬ 7.1. Любовь и ситуационная этика............................................................................... 60 7.2. Дрожжи и тесто........................................................................................................ 61 7.3. Как хотите, чтобы с вами поступали люди............................................................. 63 7.4. Любовь к себе............................................................................................................. 64 7.5. Три разновидности любви........................................................................................ 66
8. СОВЕСТЬ 8.1. Старая классификация............................................................................................. 68 8.2. Что такое совесть? ..................................................................................................... 69 8.3. Чистая совесть............................................................................................................. 70 8.4. Считаться с голосом совести.................................................................................... 71
9. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АДИАФОРА? 9.1. О чем идет речь?......................................................................................................... 73 9.2. Термин из Стой.......................................................................................................... 74 9.3. Два адиафористических спора.................................................................................. 75 9.4. Адиафоры нет............................................................................................................. 77 9.5. Свобода от и свобода для.......................................................................................... 78 9.6. Не сводить все к сфере развлечения....................................................................... 79 9.7. Дозволенное............................................................................................................... 79 9.8. Познавать лучшее..................................................................................................... 80
10. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ? 10.1. О чем идет речь......................................................................................................... 81 10.2. Не все заповеди являются абсолютными............................................................... 81 10.3. Трагическое............................................................................................................. 82 10.4. Mendacium officiosum................................................................................................ 83 10.5. Другие примеры........................................................................................................ 84 10.6. Осторожность............................................................................................................ 85
11.КОМПРОМИСС 11.1. Довольствоваться меньшим................................................................................... 86 11.2. Несколько примеров............................................................................................... 86 11.3. Признаки компромисса............................................................................................ 87 11.4. Границы...................................................................................................................... 88 11.5. Делает ли компромисс виновным? ........................................................................ 89
12.КАЗУИСТИКА 12.1. От общего — к частному.......................................................................................... 91 12.2. Дурная слава казуистики.......................................................................................... 91 12.3. Протестантская казуистика..................................................................................... 93 12.4. Еще несколько возражений..................................................................................... 93 12.5. Моральная поддержка............................................................................................ 94
13.ДУХОВНОСТЬ 13.1. Духовность и этика................................................................................................... 96 13.2. Старый предмет: аскетика..................................................................................... 96 13.3. Почему аскетика вышла из употребления? ........................................................... 97 13.4. Духовность: необходимая основа........................................................................... 98
[1] В результате понятие «нравы» как раз приобрело значение чего-то более внешнего, чем это было раньше. [2] J. de Graaf. De ethiek van het immoralisme, Nijkcrk 1969, 52. Это слово французского, а не греческого происхождения. Оно связано с древним глаголом estiquer («прикрепить, привязать») и лишь после 1600 г. выступает в значении «этикет». См.: Dictionnaire Le Petit Robert, s. v. [3] См.: Аристотель. «Никомахова этика», 1187б. [4] Преимущественные, так как в Библии встречаются случаи, когда говорится о совершении греха по отношению к ближнему, см.: Быт. 20: 9, 40: 1; 1 Цар. 2: 25; 2 Пар. 6: 22; Лк. 15: 18. [5] Дойеверд различает по восходящей следующие модальные аспекты: 1) арифметический, 2) пространственный, 3) кинематический, 4) физический, 5) биотический, 6) психический, 7) логический, 8) исторический (культурный), 9) лингвистический, 10) социальный, 11) экономический, 12) эстетический, 13) юридический, 14) этический и 15) пистический. См.: Н. Dooyeweerd, A new Critique of Theoretical Thought, Amsterdam: Paris 1955, II, 55-57. [6] Здесь имеются в виду следующие сочинения: В. Loonstra, De geloofwaardigheid van de bijbel, Zoetermeer: Boekencentrum 1994 и L. Wierenga, De macht van de taal en de taal van de macht, Kampen: Kok-Voorhoeve 1996. [7] Дословный перевод: «Вы совсем иные: вы познали Христа». — примеч. пер. [8] Греческое слово sunekdechesthal означает «воспринимать все сразу». [9] Греческое слово elenchein значит «уличать, порицать, срамить». [10] Слово «эсхатология» буквально значит «учение о последних вещах» (о последних временах, новом пришествии Христа, страшном суде, о новых небесах и земле). В наше время это слово часто имеет другое значение. Оно указывает на эсхатологию не в конце времени, а в наше собственное время. Неправильным и устаревшим порядкам должен прийти конец, а христианину же следует выступать за радикальные перемены в этом мире. [11] По-латински это звучит: amo quia amo. [12] «Золотое правило», в отрыве от «закона и пророков», было известно еще в Древней Индии, Китае и Греции. [13] Еще в 1937 г была защищена диссертация по богословию (в Свободном университете Амстердама), в которой утверждалось, что в совести имеется ядро и корень, которые якобы не принадлежат тварному миру, P. Prins, Hetgeweten, Delft: Meinema 1937, 508. [14] Кальвин, Наставление III, 19, 15. [15] В греч.: prohegmena и apoprohegmena. [16] Кальвин, Наставление, III, 10, 2. [17] Эта история заимствована из газеты Nederlands Dagblad от 9 июня 1979 г. [18] Иногда проводится различие между dissimulatio (использование слов и предложений для введения кого-либо с их помощью в заблуждение) и simulatio (совершение поступков для введения в заблуждение, напр., притвориться безумным, как это сделал Давид у царя Анхуса [1 Цар. 21: 13—15]). Далее мы можем назвать еще restrictio mentalis. Кто-либо использует слова, которые в абсолютном употреблении являются неправдой, но с помощью домысливания становятся правдивыми. Врагу можно было бы сказать: «В нашем доме никто не скрывается», думая при этом про себя (но не высказывая этого вслух): «В нашем доме не скрывается никто, кого бы мы могли позволить вам арестовать». См. об этом и других различениях: В. М. Lee, Mendacium officiosum, Groningen: De Vuurbaak 1979, 71—73. Мы и в дальнейшем используем эту работу. [19] В классической этике различают еще два вида лжи, входящие в mendacium officiosum: это mendacium perniciosum, ложь, причиняющая вред ближнему; и mendacium iocosum, ложь, произносимая в шутку, причем слушатели не могут хорошо различить, где правда, а где нет. [20] Это последнее отчетливо видно в ситуационной этике Дж. Флетче-ра, которую он также характеризует как неоказуистику. Situation Ethics, Philadelphia: Westminster Press 1966, 148. [21] Число 613, по-видимому, связано с тем фактом, что Десять заповедей насчитывают в древнееврейском тексте 613 букв. [22] См.: Кальвин, Наставление III, 4, 16-18. Также важно для нашей темы: IV, 10. [23] Н. Д. Клостерман указывает на аналогичный характер ситуаций: «Непрерывность хода истории (включая любую моральную ситуацию) делает использование аналогии возможным. Прерывистость хода истории (включая любую моральную ситуацию) делает использование аналогии необходимым». См. его статью Casuistry as ministerial ethics, in J. H. F. Schaeffer, J. H. Smit en Th. Tromp (red.), Nuchtere noodzaak. Ethiek tussen navolging en compromis, Kampen: Kok 1997, 107. [24] Это различие связывается со словами Павла (1 Кор. 7: 25), которое в Вульгате передается следующим образом: Praeceptum Domini поп habeo, consilium autem do: Я не имею повеления Господня, а даю совет. [25] Как это имело место во всех предыдущих изданиях нашей книги, 13-я глава которой называлась: Аскетика. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы