Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. История психологии как наукаСтр 1 из 34Следующая ⇒
Тема 1. История психологии как наука Часть 1. Предмет и цель изучения истории психологии
Психологическое познание столь же древне, как и сам человек. Первая система психологических понятий изложена в трактате Аристотеля «О душе». Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и человеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Как самостоятельная наука психология сложилась только к середине XIX века. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены научности. Длительное время психология считалась философской (и богословской) дисциплиной. Иногда она фигурировала под другими названиями. Ее называли ментальной философией (ментальный – от лат. mental – психический), душесловием, пневматологией (от греч. pneuma – дыхание). Было бы, однако, ошибочно искать корни психологии в одной философии. Концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества. Информацию о прошлом психологии хранят не только сменявшие друг друга философские системы, но и естественные науки: в особенности биология, а также медицина, педагогика, социология. Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека.
В отличие от предмета психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Главной задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обычной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты других ненаучных способов умственной деятельности при этом не рассматриваются. За всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Современная постановка проблемы предмета психологии была намечена в отечественной психологии и развита в советский период. Ее основу составляют положения о роли деятельности в формировании психических свойств и процессов человека и животных. Если в целом история свидетельствует о неуклонном прогрессе психологических знаний, то на отдельных отрезках пути ее развития положение является более сложным. Не всегда то знание, которое появилось позже, оказывалось одновременно и более содержательным, прогрессивным во всех аспектах; нередко в новой концепции отбрасывалось то положительное, что было в старой. Развитие науки, в том числе и психологии, не линейный, а очень сложный процесс, на пути которого возможны зигзаги, неузнавание открытий, возвраты к уже пройденным решениям, «топтание на месте», кризисы. Явления, с которыми имеет дело психология, часто превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем – это детская игра сравнительно с загадками детской игры.
Цель изучения истории психологии 1) Усвоить объективный процесс развития психологических научных знаний как закономерной смены одних взглядов другими под влиянием все более глубокого проникновения науки в психическую жизнь в интересах удовлетворения запросов общественной практики. Это значит, что любое новое направление в развитии научных психологических взглядов должно быть понято с точки зрения того, какие потребности общества не получили должного удовлетворения от существовавших теорий и идей психологов и какие новые идеи рождались в ответ на запросы общественной практики в исследованиях психологов. Иначе говоря, мало констатировать, что в такое-то время начались разработки таких-то проблем. Необходимо обосновать причины их появления, объяснить объективную логику такого развития исследований. 2) Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. 3) Образовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости», - писал итальянский философ-гуманист XV века Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения. История психологии является памятью науки, но не ради себя самой, а для будущего психологии. Источники истории психологии Ими являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и, прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности; историко-социологические материалы; художественная литература, помогающая воссоздать дух определенного времени. Важным источником развития психологических знаний является общественная практика – медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т.п. Источником психологических знаний являются также другие науки – естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения истории психологии к истории других наук.
Часть 3. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые «находятся под господствующим влиянием экономического развития». Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С.Выготский: «Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.п. – все это может быть объяснено на почве связи данной науки с: - общей социально-культурной подпочвой эпохи; - общими условиями и законами научного познания; - теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования». Анализ развития исторических знаний требует изучения историческогофона. Социальные условия в значительной степени влияют на выбор проблемы, а также на характер ее решения. Так, анализируя творчество З.Фрейда, К.Нири пришел к выводу: «Толкование сновидений» является главным источником сведений о тех социальных и политических впечатлениях, которые с раннего возраста формировали мышление и мировоззрение создателя психоанализа». История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, логики и других наук на психологию разнообразны. - В рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы связи мышления и языка в трудах лингвистов А.Потебни, В.Гумбольта). - В психологии использовались методы этих наук (в частности, эксперимент был заимствован В.Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии). - Использовалась научная методология (например, развитие механики в XVII – XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных и т.п.). Тема 2. Представления о душе в древности. Античная психология
Часть 1. Донаучный период развития психологического знания. Учения народов Востока За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др. У восточных народов постепенно рождаются взгляды, которые, оставаясь в целом в пределах теологического мировоззрения, вели к причинному пониманию отдельных явлений. Развивается древневосточная медицина. Большим препятствием для ее развития были религиозные предрассудки, запрещавшие анатомировать тело. Схема организма неизбежно выглядела фантастически и передавалась в таком виде из поколения в поколение. Решающее значение отводилось кровообращению. В китайских медицинских источниках («Книга о внутреннем», VIII век до н.э.) главным органом считается сердце, а за основу жизненных отправлений принимается воздухообразное начало «ци». Ци выполняет кроме физиологических, также и психические функции. Оно сообщает человеку дар речи и движет мыслями. В VI веке до н.э. возникают религиозные учения: джайнизм и буддизм. Они выражали определенные взгляды на душевные явления и их отношение к телесным. Джайнизм считал тело источником несвободы души. Буддизм отрицал душу как особую сущность: психическое – поток неповторимых мгновений, сменяющих друг друга состояний. В середине I тысячелетия до н.э. складываются философские школы в Индии (Веданта, Йога, Миманса, Ньяя, Вайшешика) и Китае (школы Лао-цзы, Конфуция и Мо-цзы). Йога учила, что для достижения истинного познания необходимо подавить все виды затемняющей его психической деятельности. Йога выработала систему приемов, включающих регуляцию телесных функций (поза, дыхание и др.), а затем и внутренних психических актов – внимания, мышления. Разрабатывались специальные приемы управления психическими состояниями. Полулегендарному Лао-Цзы (конец IV – начало V в. до н.э.) приписывается создание книги «Дао дэ цзин» – выдающегося памятника мировой философии. В ней представлен взгляд на бытие, восходящий к древнему понятию о Дао, который соединяется с постулатами, предписывающими человеку определенный способ поведения по отношению к Дао, а именно недеяние (у-вэй). Другое течение китайской философско-религиозной мысли – конфуцианство – имело иную направленность: размышление о традициях, обычаях, нравах. Конфуцианством была поставлена проблема соотношения врожденного и приобретенного в человеческой психике. Конфуций (551 – 479 до н.э.) учил, что знания и психические качества являются врожденными. Человек по природе добр, портят его внешние обстоятельства. Стало быть, нужно преодолеть их вредоносное влияние, воспитывая способность к самоуглублению и внешнему совершенствованию. Но в конфуцианстве возникло и другое течение, представители которого считали, что человек по природе зол, доброта же – продукт воспитания. Если бы было иначе, то людей не нужно было бы воспитывать. Для чего стремиться к тому, чем владеешь? Характер человека подобен сосуду, в который горшечник превращает глину. Конфуций, развивая учение об управлении на основе добродетели, особое внимание уделял проблемам положения личности в обществе, общению с другими, вопросам самореализации, самопознания индивидом своего «Я» в обществе. Для человеческого общения, взаимодействия людей в обществе необходим «Принцип золотой середины». Отмечалась необходимость обучать человека методам достижения полезных психических состояний (искренность, преданность, ответственность и т.д.) Воздействие на психику человека шло «изнутри» (за счет психической саморегуляции и самовоспитания) и «извне» (посредством ритуалов, музыки). Идеал школы Мо-Цзы (ок. 480 – 400 до н.э.) отличался от мистических тенденций даосизма и конфуцианского самоуглубления, которому противопоставлялось активное воздействие на жизнь. Между культурами Востока и Запада издавна происходил обмен материальными и духовными ценностями, но в настоящее время в отношении многих вещей утрачена возможность выяснить, кому принадлежит приоритет, и каковы были пути передачи этого учения. Общие закономерности развития психологических идей на Востоке и Западе одни и те же. Повсюду научные представления находились в зависимости от опытного изучения организма. Повсюду они пробивались сквозь мистико-религиозную идеологию, подавляющую исследования. В настоящее время сложились стереотипы восприятия восточной и западной философии: - на Востоке философия никогда не выделялась из религии (на Западе разведение их состоялось); - восточный спиритуализм противостоит западному натурализму; - восточному типу философствования присущи идеализм, иррационализм, интровертность, космоцентризм, пессимизм (на Западе – материализм, рационализм, экстравертность, антропоцентризм, оптимизм). Г.Гессе писал о том, что он видит в «мудрости Востока и Запада… не враждебные, борющиеся силы, но полюсы, между которыми раскачивается жизнь».
Часть 2. Представления о душе натурфилософов Древней Греции (природоцентристский подход)
В психологии, которая развивалась учеными Древней Греции и Рима, можно условно выделить три этапа (Марцинковская Т.Д.): - зарождение и становление психологии (VII-IV вв. до н.э.), - период классической греческий науки (III-II вв. до н.э.), - период эллинизма (II в. до н.э. – III-IV вв. н.э.). VII-VI вв. до н.э. представляет собой период разложения первобытного общества и перехода к рабовладельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни (развитие торговых отношений, становление городов и т.д.) создали условия для расцвета древнегреческой культуры, привели к существенным изменениям в области мышления. Эти изменения заключались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний. В VII-V вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции. В период классической греческой психологии появились первые развернутые концепции психического. В тот период ученые обратились к человеку, началось исследование тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ. Возникла идея о том, что психика – носитель не только активности, но и разума и нравственности, т.е. на ее развитие оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура, духовный уклад. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля. Третий этап получил название период эллинизма, так как связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру после походов Александра Македонского. Он характеризуется и более тесными связями с восточной культурой, расцветом точных наук, театра, поэзии. При этом новые исследования психики основывались на достижениях выдающихся психологов классицизма. В это время не возникли принципиально новые подходы к психике, большинство школ модифицировали взгляды, высказанные учеными в предыдущие периоды. Этот этап в развитии античной психологии существенно отличается от предыдущих, прежде всего своей проблематикой, преобладанием практических интересов, связанных с анализом причин тех или иных поступков человека, способов преодоления трудностей и проблем, встающих перед ним, над теоретическим размышлением. Интерес к человеку, его личности, причине его свободных поступков, мотивации его поведения, его физической организации приводит к тому, что проблема этического, нравственного развития и критерии оценки нравственной личности в эллинистический период выходят на первый план и становятся важнейшими для психологии. Логика развития самой науки и логика развития общества привели к тому, что этические вопросы занимали все более значимое место в общественном и научном сознании. Начиная с Сократа, человек осознается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее.
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм – направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.
Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. anima – душа, дух). Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником – душой (или многими душами). Окружающий мир воспринимался зависящим от произвола этих душ. Души покидают тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора, чемпиона олимпийских игр по кулачному бою), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего, энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.
Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира – гилозоизм (от греч. слов hyle, означающего «вещество», «материя», и zoe – «жизнь»). Гилозоизм осмысливал природу как единое материальное целое, наделенное жизнью. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Это новое философское учение покончило с анимизмом (хотя он вплоть до наших дней находит множество приверженцев, считающих душу внешней для тела сущностью). Все в мире имеет свою первооснову – элемент, являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе. Исследования окружающего мира привели ученых VII-V вв. до н.э. к мысли о том, что архе – это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем, поэтому, как и все в природе, этот жизненно важный элемент должен быть материален.
Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые возникшие философские школы. Представители Милетской школы – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. ФАЛЕС (VI в. до н.э.), на концепцию которого повлияли воззрения египтян, считал, что первоосновой, душой является вода, так как вода (например, Нил, от которого зависели урожаи) – это основа жизни. АНАКСИМЕН (V в. до н.э.) вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух. Необходимо отметить, что на взгляды древнегреческих ученых повлияли разнообразные философские и психологические концепции, в том числе и древнеиндийские веды, в частности учение о том, что важнейшим свойством (праной) жизни является дыхание (диада – атман-брахман). Отражение этих идей можно увидеть в теории Анаксимена и других греческих ученых, связывавших архе с дыханием, воздухом, ветром. Идея о том, что пневма (воздух, движение) является одной из составляющих души, прослеживается и в более позднее время, например в концепции Эпикура. Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. АНАКСИМАНДР (VI в. до н.э.) писал об «апейроне» (греч. apeiron - безграничное). Это понятие было введено Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие «апейрон» – важное достижение древнегреческого материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом).
Представителю Эфесской школы ГЕРАКЛИТУ (530 – 470 гг. до н.э.) космос явился в образе «вечно живого огня», а душа («психея») – в образе его искорки. Все существующее подвержено вечному изменению: «Наши тела и души текут как ручьи». По его учению, все вещи – это модификации огня. Огненное начало в организме и есть душа – психея. Она рождается из водного состояния (испаряется из влаги) и в него же возвращается: «Психеям смерть – стать водою, воде же смерть – стать землею; из земли же вода рождается, а из воды – психея». Гераклит утверждал, что лучшее состояние души - ее сухость. Лучшие способности функционирования души проявляются тогда, когда она находится в сухом состоянии. Всякое увлажнение психики (например, алкоголь) приводит к нарушению функций душевных. Наши чувства ослабляются, нарушается координация движений. Увлажнять психику нежелательно. Но между состоянием «огненности» и «влажности» имеется множество переходов. Переходы от «влажности» к «огненности» в отдельном организме определяются всеобщим законом – Логосом, который «правит всем через все». Логос объясняет и взаимосвязь между отдельными событиями, в том числе между разными эпизодами в жизни людей. Таким образом, все в мире причинно обусловлено, все события проистекают не просто так, случайно, но по определенному закону, хотя мы не всегда эту связь, причину произошедшего события можем установить. Такой подход, называемый детерминизмом, показал возможности понимания и объяснения происходящего в мире и человеке, открыл новые перспективы перед наукой. Тем самым идея Логоса стала очень важным фактором на пути преодоления сакральности и превращения психологии в науку.
Идея о всеобщей причинной обусловленности стала одной из важнейших и в теории ДЕМОКРИТА (ок. 460 – 370 гг. до н.э.). Однако ее распространение на все стороны жизни человека имело и отрицательные последствия, так как лишало его свободы выбора, свободы поведения, которая понималась, как возможность самому выстраивать свою судьбу. Это лишение человека свободы воли стало одной из главных причин критики концепции Демокрита Сократом и Платоном, которые доказывали, что таким образом у человека отнимается не только свобода выбора, но и критерии нравственной оценки своего поведения. Мнение о том, что предопределенность поведения делает человека зависимым от окружающей ситуации и лишает его нравственной свободы, свободы выбора, было опровергнуто в теории стоиков, которые разделяли внешнюю и внутреннюю свободу и, не отказываясь от детерминизма, открывали перед человеком возможности для свободного нравственного самосовершенствования.
В теориях Демокрита и Левкиппа (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее ( атомизм ). Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы – это неделимые частицы. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела друг от друга, а может находиться внутри самих тел и отделять отдельные части этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью. Атомы обладают свойством движения. Движение выступает основным источником развития. Человек также создан из различного сорта атомов. Самые подвижные из них – атомы огня. Они образуют душу. Душа, таким образом, лишь одна из разновидностей вещества среди других. Со смертью тела умирает и душа, т.к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Итак, по Демокриту, душа материальна. Он отвергает бессмертие души. Вообще Демокрит придерживался атеистических взглядов. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений. Демокрит приписывал душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все – и растения, и камни – имеет душу.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время. Демокрит в своей теории познания рассматривает 2 вида познания: ощущение (или восприятие) и мышление. Ощущение рассматривалось как естественный физический процесс. От вещей отделяются тончайшие пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы), по внешнему виду подобные самому предмету. Они летают в пространстве и попадают в органы чувств, например, в глаз. При этом из глаза направляется встречный поток атомов души, которые улавливают и ощупывают образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже. Ощущение – это темный род познания. Оно ограничено в своих возможностях. Продолжением ощущения является мышление. Демокрит называет его светлым, истинным, законным познанием. Мышление сходно с ощущением по своим механизмам. «Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа». Но мышление более тонко, оно схватывает атом, недоступный ощущению.
Позже мнения ученых относительно познания разделились. Одни доказывали, что истинное знание базируется на ощущениях, а разум привносит только заблуждения. Такой подход к познанию получил в философии название сенсуализм, и это направление, распространившееся в науке в XVII-XVIII вв., зародилось еще в античности. Другое направление в психологии познания, названное позднее в философии рационализмом, исходило из того, что истинные знания, т.е. знания об общих законах и понятиях, основаны только на разуме и мало связаны с сенсорными данными о внешнем мире. Такой подход к познанию был характерен для Платона, стоиков, Плотина (II в. н.э.). Исходя из него, ощущения дают нам знания только о единичных вещах, знания же о всеобщем могут быть результатом только деятельности разума. Эти знания, по мнению многих психологов-рационалистов античности, должны быть врожденными, данными нам вместе с нашей бессмертной душой. Поэтому такое знание объективно и отражает истинную картину мира. Таким образом, видно, что не только в современной психологии, но уже в период античности среди психологов не было единой точки зрения на природу и функции психики, на познавательные процессы.
Часть 5. Афинская школа АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500 – 428 до н.э.) – древнегреческий философ, математик и астроном. Основоположник афинской философской школы.За свои идеи получил прозвище: Ум. Анаксагор не принял идеи Гераклита и Демокрита. В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек (семена вещей), которые называются гомеомериями, которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Гомеомерии Анаксагора не похожи на атомы Демокрита, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т.п. Т.е. это скорее всего молекулы. Это такие мелкие частички, которые могут включать в себя еще меньшие гомеомерии и в то же время могут входить в большие гомеомерии. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом – разумом (ν ο ῦ ς, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако, не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым». Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Ум – источник всякого движения. Он вызывает вращение, которое постепенно распространяется по всему миру и приводит к тому, что легчайшее идет к периферии, а тяжелейшее падает в центр. Ум единообразен: в животном он так же хорош, как и в человеке. Видимое превосходство человека обусловлено наличием у него рук; все кажущиеся различия интеллекта в действительности связаны с телесными различиями. Аристотель выражает сожаление, что Анаксагор, введя ум, мало его использует, что Анаксагор вводит ум как причину только тогда, когда он не знает другой причины. Везде, где возможно, Анаксагор дает механическое объяснение. Он отверг необходимость и случайность как причину происхождения вещей. Тем не менее, в его космологии нет провидения". По-видимому, он не уделял большого внимания этике или религии; вероятно, он был атеистом, как утверждали его преследователи. Анаксагор имел большие заслуги перед наукой. Он первый объяснил, что Луна светит отраженным светом. Анаксагор дал правильную теорию затмений и считал, что Луна находится ниже Солнца. Солнце и звезды, говорил он, – горящие камни, но мы не чувствуем жара звезд, потому что они слишком далеко от нас. Солнце больше Пелопоннеса. На Луне есть горы, и она (как он думал) населена. В античной традиции за Анаксагором закрепилась прочная слава «чистого ученого». Аристотель говорит, что на вопрос, ради чего стоило бы скорее родиться, чем не родиться, Анаксагор ответил: ради того, чтобы созерцать небо и порядок космоса. СОКРАТ (470 – 399 гг. до н.э.). Примерно с III в. до н.э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ. Идея о преимущественно энергетической функции души перестала удовлетворять психологию, так как душа – источник энергии не только для человека, но и для других живых существ. В это время ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля. В истории философии, а затем психологии нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Во-первых, потому что он не оставил письменного наследства. Во-вторых, отношение к Сократу во все времена было различным, зачастую противоположным. Для одних он был великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером. Своеобразным памятником Сократу-мыслителю стали диалоги Платона, где он является персонажем, говорящим «от автора». Второй источник – «Воспоминания» Ксенофонта, более поверхностен, но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идей Платона. Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. По своему облику и образу жизни он скорее был народным мудрецом, чем философом в современном понимании. «В нем какая-то нелепая, но безумная по глубине наивность, вполне родственная его безобразной наружности» (Лосев А.Ф.). Сократ считал, что вопросы надо задавать не миру, а самому себе. Именно ему приписывается знаменитое высказывание «познай самого себя», которое является одним из основных принципов появившейся намного позже психологии. Итак, Сократ родился в 469 году до н.э. в деревне недалеко от афинских стен. Его отец был каменотесом, мать - повивальной бабкой. Позже он говорил, что занимается тем же ремеслом, но «…принимает роды у мужей, а не у жен и принимает роды души, а не плоти» (Лосев А.Ф.). Вот почему метод Сократа назвали майевтикой, ведь так в Древней Греции именовалось повивальное искусство. Свое учение Сократ начал излагать на афинской Агоре (так в Древней Греции называлась рыночная площадь). Ксенофонт говорит, что Сократ ежедневно и утром и вечером ходил в многолюдные места и там говорил на разные темы: " По большей части он говорил так, что всякий мог его слушать". И, будучи еще достаточно молодым, он обрел большую славу и известность, а также заслужил звание «мудрейшего из людей». Несмотря на это, он был известен своим изречением «Я знаю только то, что ничего не знаю». Этим же обстоятельством он объяснял тот факт, что никогда и ничего не записывал. Диалектика Сократа Сократ славился своим мастерством задавать вопросы, разоблачать невежество и заблуждения собеседника. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Этим Сократ доказывает нераздельность мышления и общения. Платон, опираясь на опыт Сократа, оценил процесс мышления как диалог внутренний. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из речи внешней (социальной) получил название «интериоризация» (от лат. internus – внутренний). «Познай самого себя» |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1423; Нарушение авторского права страницы