Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть 3. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей
Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые «находятся под господствующим влиянием экономического развития». Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С.Выготский: «Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.п. – все это может быть объяснено на почве связи данной науки с: - общей социально-культурной подпочвой эпохи; - общими условиями и законами научного познания; - теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования». Анализ развития исторических знаний требует изучения историческогофона. Социальные условия в значительной степени влияют на выбор проблемы, а также на характер ее решения. Так, анализируя творчество З.Фрейда, К.Нири пришел к выводу: «Толкование сновидений» является главным источником сведений о тех социальных и политических впечатлениях, которые с раннего возраста формировали мышление и мировоззрение создателя психоанализа». История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, логики и других наук на психологию разнообразны. - В рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы связи мышления и языка в трудах лингвистов А.Потебни, В.Гумбольта). - В психологии использовались методы этих наук (в частности, эксперимент был заимствован В.Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии). - Использовалась научная методология (например, развитие механики в XVII – XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных и т.п.). Часть 4. Методы истории психологии Выделяют следующие основные методы истории психологии. 1. Историко-генетический – изучение общей логики развития науки в определенный исторический период возникновения тех или иных психологических идей прошлого. 2. Историко-функциональный – анализ преемственности высказываемых идей. 3. Биографический и автобиографический метод – выявление возможных причин и условий формирования научных взглядов ученого. 4. Метод интервьюирования – представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования. Примерами использования этого метода в истории психологии являются беседы американского психолога Р.Ивенса с К.Юнгом, Э.Фроммом и др. Из отечественных исследователей этим методом пользовались В.Умрихин, Н.А.Даниличева. 5. Изучение научных школ является важным источником понимания механизма развития науки, поскольку позволяет раскрыть самую деятельность по производству знаний в контексте межличностных отношений, характер научного общения внутри коллектива школы, включая и столкновение различных мнений, взаимную критику и т.п. 6. Анализ научных ссылок, т.е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Но этот прием может использоваться только в сочетании с другими методами, т.к. его применение ограничено.
Тема 2. Представления о душе в древности. Античная психология
Часть 1. Донаучный период развития психологического знания. Мифологические представления о природе души
Первые люди уже обладали многими из наших «качеств»: они ходили на двух ногах, были всеядными, умели приспосабливаться к обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были хитрыми и осмотрительными, добросовестными и словоохотливыми. К этому можно добавить, что они были еще и любознательными. Именно в силу этих качеств у человека возникало все больше вопросов о мире, в котором он жил. Он искал ответы на многие вопросы. Интересовало его также все, что касается его самого: переживания, которые ему приходилось испытывать; видения, посещающие его во сне; то, что с ним будет после смерти. Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах различных народов. Это представления о Ка и Ба в древнем Египте, Атмане и Брахмане в Индии, эллинские представления о посмертной жизни в царстве Аида и т.д. Существующие у многих народов так называемые «книги мертвых» повествуют о жизни души после ухода из тела. В большинстве случаев душа рассматривалась как нечто сверхъестественное, как «зверек внутри животного, человек внутри человека». Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием. Сон или транс представляют собой временное, а смерть – постоянное отсутствие души. Предохраниться от смерти можно либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. С этой целью принимались различные меры предосторожности в виде запретов или табу. В мифах античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида, унесенная туда Танатосом. Так или иначе, во всех этих верованиях существование души было несомненным. Вопрос о том, есть ли душа, возникает гораздо позже. Греческой мифологии психология обязана своим названием. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была недовольна выбором сына (т.к. Психея была простой смертной) и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, Заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что это произвело глубокое впечатление на богов и богинь. И они помогли ей выполнить все требования Афродиты. А Зевс превратил Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Влюбленные были соединены навеки. Психея стала образцом истинной любви – высшей реализации человеческой души. Учения народов Востока За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др. У восточных народов постепенно рождаются взгляды, которые, оставаясь в целом в пределах теологического мировоззрения, вели к причинному пониманию отдельных явлений. Развивается древневосточная медицина. Большим препятствием для ее развития были религиозные предрассудки, запрещавшие анатомировать тело. Схема организма неизбежно выглядела фантастически и передавалась в таком виде из поколения в поколение. Решающее значение отводилось кровообращению. В китайских медицинских источниках («Книга о внутреннем», VIII век до н.э.) главным органом считается сердце, а за основу жизненных отправлений принимается воздухообразное начало «ци». Ци выполняет кроме физиологических, также и психические функции. Оно сообщает человеку дар речи и движет мыслями. В VI веке до н.э. возникают религиозные учения: джайнизм и буддизм. Они выражали определенные взгляды на душевные явления и их отношение к телесным. Джайнизм считал тело источником несвободы души. Буддизм отрицал душу как особую сущность: психическое – поток неповторимых мгновений, сменяющих друг друга состояний. В середине I тысячелетия до н.э. складываются философские школы в Индии (Веданта, Йога, Миманса, Ньяя, Вайшешика) и Китае (школы Лао-цзы, Конфуция и Мо-цзы). Йога учила, что для достижения истинного познания необходимо подавить все виды затемняющей его психической деятельности. Йога выработала систему приемов, включающих регуляцию телесных функций (поза, дыхание и др.), а затем и внутренних психических актов – внимания, мышления. Разрабатывались специальные приемы управления психическими состояниями. Полулегендарному Лао-Цзы (конец IV – начало V в. до н.э.) приписывается создание книги «Дао дэ цзин» – выдающегося памятника мировой философии. В ней представлен взгляд на бытие, восходящий к древнему понятию о Дао, который соединяется с постулатами, предписывающими человеку определенный способ поведения по отношению к Дао, а именно недеяние (у-вэй). Другое течение китайской философско-религиозной мысли – конфуцианство – имело иную направленность: размышление о традициях, обычаях, нравах. Конфуцианством была поставлена проблема соотношения врожденного и приобретенного в человеческой психике. Конфуций (551 – 479 до н.э.) учил, что знания и психические качества являются врожденными. Человек по природе добр, портят его внешние обстоятельства. Стало быть, нужно преодолеть их вредоносное влияние, воспитывая способность к самоуглублению и внешнему совершенствованию. Но в конфуцианстве возникло и другое течение, представители которого считали, что человек по природе зол, доброта же – продукт воспитания. Если бы было иначе, то людей не нужно было бы воспитывать. Для чего стремиться к тому, чем владеешь? Характер человека подобен сосуду, в который горшечник превращает глину. Конфуций, развивая учение об управлении на основе добродетели, особое внимание уделял проблемам положения личности в обществе, общению с другими, вопросам самореализации, самопознания индивидом своего «Я» в обществе. Для человеческого общения, взаимодействия людей в обществе необходим «Принцип золотой середины». Отмечалась необходимость обучать человека методам достижения полезных психических состояний (искренность, преданность, ответственность и т.д.) Воздействие на психику человека шло «изнутри» (за счет психической саморегуляции и самовоспитания) и «извне» (посредством ритуалов, музыки). Идеал школы Мо-Цзы (ок. 480 – 400 до н.э.) отличался от мистических тенденций даосизма и конфуцианского самоуглубления, которому противопоставлялось активное воздействие на жизнь. Между культурами Востока и Запада издавна происходил обмен материальными и духовными ценностями, но в настоящее время в отношении многих вещей утрачена возможность выяснить, кому принадлежит приоритет, и каковы были пути передачи этого учения. Общие закономерности развития психологических идей на Востоке и Западе одни и те же. Повсюду научные представления находились в зависимости от опытного изучения организма. Повсюду они пробивались сквозь мистико-религиозную идеологию, подавляющую исследования. В настоящее время сложились стереотипы восприятия восточной и западной философии: - на Востоке философия никогда не выделялась из религии (на Западе разведение их состоялось); - восточный спиритуализм противостоит западному натурализму; - восточному типу философствования присущи идеализм, иррационализм, интровертность, космоцентризм, пессимизм (на Западе – материализм, рационализм, экстравертность, антропоцентризм, оптимизм). Г.Гессе писал о том, что он видит в «мудрости Востока и Запада… не враждебные, борющиеся силы, но полюсы, между которыми раскачивается жизнь».
Часть 2. Представления о душе натурфилософов Древней Греции (природоцентристский подход)
В психологии, которая развивалась учеными Древней Греции и Рима, можно условно выделить три этапа (Марцинковская Т.Д.): - зарождение и становление психологии (VII-IV вв. до н.э.), - период классической греческий науки (III-II вв. до н.э.), - период эллинизма (II в. до н.э. – III-IV вв. н.э.). VII-VI вв. до н.э. представляет собой период разложения первобытного общества и перехода к рабовладельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни (развитие торговых отношений, становление городов и т.д.) создали условия для расцвета древнегреческой культуры, привели к существенным изменениям в области мышления. Эти изменения заключались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний. В VII-V вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции. В период классической греческой психологии появились первые развернутые концепции психического. В тот период ученые обратились к человеку, началось исследование тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ. Возникла идея о том, что психика – носитель не только активности, но и разума и нравственности, т.е. на ее развитие оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура, духовный уклад. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля. Третий этап получил название период эллинизма, так как связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру после походов Александра Македонского. Он характеризуется и более тесными связями с восточной культурой, расцветом точных наук, театра, поэзии. При этом новые исследования психики основывались на достижениях выдающихся психологов классицизма. В это время не возникли принципиально новые подходы к психике, большинство школ модифицировали взгляды, высказанные учеными в предыдущие периоды. Этот этап в развитии античной психологии существенно отличается от предыдущих, прежде всего своей проблематикой, преобладанием практических интересов, связанных с анализом причин тех или иных поступков человека, способов преодоления трудностей и проблем, встающих перед ним, над теоретическим размышлением. Интерес к человеку, его личности, причине его свободных поступков, мотивации его поведения, его физической организации приводит к тому, что проблема этического, нравственного развития и критерии оценки нравственной личности в эллинистический период выходят на первый план и становятся важнейшими для психологии. Логика развития самой науки и логика развития общества привели к тому, что этические вопросы занимали все более значимое место в общественном и научном сознании. Начиная с Сократа, человек осознается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее.
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм – направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.
Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. anima – душа, дух). Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником – душой (или многими душами). Окружающий мир воспринимался зависящим от произвола этих душ. Души покидают тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора, чемпиона олимпийских игр по кулачному бою), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего, энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.
Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира – гилозоизм (от греч. слов hyle, означающего «вещество», «материя», и zoe – «жизнь»). Гилозоизм осмысливал природу как единое материальное целое, наделенное жизнью. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Это новое философское учение покончило с анимизмом (хотя он вплоть до наших дней находит множество приверженцев, считающих душу внешней для тела сущностью). Все в мире имеет свою первооснову – элемент, являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе. Исследования окружающего мира привели ученых VII-V вв. до н.э. к мысли о том, что архе – это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем, поэтому, как и все в природе, этот жизненно важный элемент должен быть материален.
Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые возникшие философские школы. Представители Милетской школы – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. ФАЛЕС (VI в. до н.э.), на концепцию которого повлияли воззрения египтян, считал, что первоосновой, душой является вода, так как вода (например, Нил, от которого зависели урожаи) – это основа жизни. АНАКСИМЕН (V в. до н.э.) вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух. Необходимо отметить, что на взгляды древнегреческих ученых повлияли разнообразные философские и психологические концепции, в том числе и древнеиндийские веды, в частности учение о том, что важнейшим свойством (праной) жизни является дыхание (диада – атман-брахман). Отражение этих идей можно увидеть в теории Анаксимена и других греческих ученых, связывавших архе с дыханием, воздухом, ветром. Идея о том, что пневма (воздух, движение) является одной из составляющих души, прослеживается и в более позднее время, например в концепции Эпикура. Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. АНАКСИМАНДР (VI в. до н.э.) писал об «апейроне» (греч. apeiron - безграничное). Это понятие было введено Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие «апейрон» – важное достижение древнегреческого материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом).
Представителю Эфесской школы ГЕРАКЛИТУ (530 – 470 гг. до н.э.) космос явился в образе «вечно живого огня», а душа («психея») – в образе его искорки. Все существующее подвержено вечному изменению: «Наши тела и души текут как ручьи». По его учению, все вещи – это модификации огня. Огненное начало в организме и есть душа – психея. Она рождается из водного состояния (испаряется из влаги) и в него же возвращается: «Психеям смерть – стать водою, воде же смерть – стать землею; из земли же вода рождается, а из воды – психея». Гераклит утверждал, что лучшее состояние души - ее сухость. Лучшие способности функционирования души проявляются тогда, когда она находится в сухом состоянии. Всякое увлажнение психики (например, алкоголь) приводит к нарушению функций душевных. Наши чувства ослабляются, нарушается координация движений. Увлажнять психику нежелательно. Но между состоянием «огненности» и «влажности» имеется множество переходов. Переходы от «влажности» к «огненности» в отдельном организме определяются всеобщим законом – Логосом, который «правит всем через все». Логос объясняет и взаимосвязь между отдельными событиями, в том числе между разными эпизодами в жизни людей. Таким образом, все в мире причинно обусловлено, все события проистекают не просто так, случайно, но по определенному закону, хотя мы не всегда эту связь, причину произошедшего события можем установить. Такой подход, называемый детерминизмом, показал возможности понимания и объяснения происходящего в мире и человеке, открыл новые перспективы перед наукой. Тем самым идея Логоса стала очень важным фактором на пути преодоления сакральности и превращения психологии в науку.
Идея о всеобщей причинной обусловленности стала одной из важнейших и в теории ДЕМОКРИТА (ок. 460 – 370 гг. до н.э.). Однако ее распространение на все стороны жизни человека имело и отрицательные последствия, так как лишало его свободы выбора, свободы поведения, которая понималась, как возможность самому выстраивать свою судьбу. Это лишение человека свободы воли стало одной из главных причин критики концепции Демокрита Сократом и Платоном, которые доказывали, что таким образом у человека отнимается не только свобода выбора, но и критерии нравственной оценки своего поведения. Мнение о том, что предопределенность поведения делает человека зависимым от окружающей ситуации и лишает его нравственной свободы, свободы выбора, было опровергнуто в теории стоиков, которые разделяли внешнюю и внутреннюю свободу и, не отказываясь от детерминизма, открывали перед человеком возможности для свободного нравственного самосовершенствования.
В теориях Демокрита и Левкиппа (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее ( атомизм ). Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы – это неделимые частицы. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела друг от друга, а может находиться внутри самих тел и отделять отдельные части этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью. Атомы обладают свойством движения. Движение выступает основным источником развития. Человек также создан из различного сорта атомов. Самые подвижные из них – атомы огня. Они образуют душу. Душа, таким образом, лишь одна из разновидностей вещества среди других. Со смертью тела умирает и душа, т.к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Итак, по Демокриту, душа материальна. Он отвергает бессмертие души. Вообще Демокрит придерживался атеистических взглядов. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений. Демокрит приписывал душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все – и растения, и камни – имеет душу.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время. Демокрит в своей теории познания рассматривает 2 вида познания: ощущение (или восприятие) и мышление. Ощущение рассматривалось как естественный физический процесс. От вещей отделяются тончайшие пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы), по внешнему виду подобные самому предмету. Они летают в пространстве и попадают в органы чувств, например, в глаз. При этом из глаза направляется встречный поток атомов души, которые улавливают и ощупывают образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже. Ощущение – это темный род познания. Оно ограничено в своих возможностях. Продолжением ощущения является мышление. Демокрит называет его светлым, истинным, законным познанием. Мышление сходно с ощущением по своим механизмам. «Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа». Но мышление более тонко, оно схватывает атом, недоступный ощущению.
Позже мнения ученых относительно познания разделились. Одни доказывали, что истинное знание базируется на ощущениях, а разум привносит только заблуждения. Такой подход к познанию получил в философии название сенсуализм, и это направление, распространившееся в науке в XVII-XVIII вв., зародилось еще в античности. Другое направление в психологии познания, названное позднее в философии рационализмом, исходило из того, что истинные знания, т.е. знания об общих законах и понятиях, основаны только на разуме и мало связаны с сенсорными данными о внешнем мире. Такой подход к познанию был характерен для Платона, стоиков, Плотина (II в. н.э.). Исходя из него, ощущения дают нам знания только о единичных вещах, знания же о всеобщем могут быть результатом только деятельности разума. Эти знания, по мнению многих психологов-рационалистов античности, должны быть врожденными, данными нам вместе с нашей бессмертной душой. Поэтому такое знание объективно и отражает истинную картину мира. Таким образом, видно, что не только в современной психологии, но уже в период античности среди психологов не было единой точки зрения на природу и функции психики, на познавательные процессы.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1313; Нарушение авторского права страницы