Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 18. Психология в России в советский период



И на современном этапе

Часть 1. Отечественная психология в первой половине ХХ века

Психология в России в советский период

Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии, развитие которой имело особый характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась версия об «особом пути» марксистской психологии как единственно верной отрасли знания. Все факты и концептуальные построения советских психологов 20-50-х годов должны рассматриваться с учетом данных обстоятельств.

На Первом Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) в докладе Корнилова впервые было выдвинуто требование применить марксизм в психологии, что явилось началом идеологизированной «перестройки» психологической науки. В этот момент в отечественной психологии было несколько школ и направлений, сторонники которых резко расходились во взглядах на многие проблемы. Отсюда и неизбежный отрыв теоретических исследований от практики, и большое количество конференций, широких дискуссий по проблемам психологии.

Ведущими учениями, которые в это время развивались в России, стали:

- учение о поведении, основы которого были заложены Сеченовым;

- педология;

- психотехника, которые были ориентированы на практическое использование психологии в новой школе и на новом производстве.

 

Учение о поведении

Иван Петрович Павлов (1849 – 1936)

В 1890 году произошло открытие Императорского Института экспериментальной медицины. 46 лет жизни и деятельности Павлова были неразрывно связаны с этим институтом, где он возглавил Отдел физиологии. Основное внимание Павлов сконцентрировал на изучении проблем физиологии пищеварения. В 1904 году Павлову присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения.

В 1907 году И. П. Павлов был избран академиком Российской Академии Наук и стал заведовать физиологической лабораторией при Академии.

Работы Павлова по физиологии пищеварения послужили толчком для развития нового направления в физиологии – физиологии высшей нервной деятельности. Этому направлению исследований И. П. Павлов посвятил 35 лет своей деятельности, изучая условный рефлекс (термин введен Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретает новые формы поведения, отличные от прирожденных рефлексов. Для проведения экспериментов по выработке условных рефлексов в 1913 году было построено специальное здание с двумя башнями, названными «Башнями молчания». Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов, открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата «ошибки» процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами Павлов выделил другие категории рефлексов – ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели, объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности.

Павлов преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей. Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий, и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям.

Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.

В 1925 году физиологическая лаборатория при Академии Наук была преобразована в Физиологический институт, директором которого стал Павлов. В 1926 году под Ленинградом в пос. Колтуши была создана Биологическая станция, где впоследствии развернулись исследования по генетике поведения и исследования высшей нервной деятельности на антропоидах.

Научная школа И.П.Павлова имела существенное значение для прогресса отечественной и зарубежной психологии, физиологии и медицины.

Однако в середине ХХ века в СССР имели место чрезвычайно широкая трактовка идей Павлова и попытки их насильственного внедрения в психологию и педагогику. В 1950 году по указанию Сталина была проведена объединенная сессия АН и АМН СССР (т.н. «Павловская»), которая санкционировала безудержную догматизацию и абсолютизацию учения Павлова. Было выдвинуто требование перестроить всю психологию на «павловской основе», сделать курс физиологии ВНД основным при подготовке психологов; переписать все учебники так, чтобы каждая глава опиралась на учение Павлова. Это не только противоречило нравственным и научным воззрениям ученого, но и доводило их до абсурда.

 

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927)

В 1907 году в Петербурге Бехтерев организовал Психоневрологический институт.

В начале ХХ века появились его первые книги, посвященные психологии, где излагались принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. Говоря о связи между психологией и рефлексологией, можно провести аналогию с соотношением между механикой и физикой. Известно, что все многообразные физические процессы можно в принципе свести к механическому движению частиц, аналогичным образом можно допустить, что все психологические процессы сводятся, в конечном счете, к различным типам рефлексов.

В отличие от бихевиористов, которые также разрабатывали объективную психологию, Бехтерев не сводил предмет психологии к поведению, не игнорировал феномены сознания, но его подход страдал некоторым механицизмом.

Для проведения экспериментов, кроме стандартного лабораторного оборудования, использовались приборы, сконструированные самими сотрудниками лаборатории: большая схематическая модель проводящих путей головного и спинного мозга; пневмограф – аппарат для записи дыхательных движений; рефлексограф – прибор для записи коленных рефлексов и др. Эти аппараты были предложены и сконструированы Бехтеревым.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Таким образом, именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология не может заменить психологию. И последние работы его института, в частности исследования В.Н.Осиповой, Н.М.Щелованова, В.Н.Мясищева, постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

На базе Психоневрологического института Бехтерев организовал Педологический институт – центр по изучению личности. Он всегда подчеркивал, что его интересы концентрируются вокруг одной цели – «изучить человека и суметь его воспитать». Большое значение имели исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роль в различных видах деятельности.

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность. Он выделял людей, склонных к коллективной или индивидуальной деятельности, изучал, что происходит с личностью, когда она становится членом коллектива. В своих исследованиях влияния внушения на деятельность человека он фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

 

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 – 1942)

Ухтомский практически всю жизнь проработал в Петербургском университете, возглавляя физиологическую лабораторию, кафедру физиологии животных, а затем и организованный им Физиологический институт, который теперь носит его имя.

С начала 20-х годов Ухтомский начинает публичные выступления с обоснованием принципа доминанты как нового учения о работе мозга. Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой, одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т.е. доминанте. При этом доминанта, по Ухтомскому, – это не единый центр возбуждения, а «комплекс определенных симптомов во всем организме – и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности».

В психологическом плане доминанта является не чем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Другими словами, доминанта – это главная система рефлексов, обеспечивающая удовлетворение той потребности, которая в данный период времени оказывается основной (доминирующей), а все остальные потребности, поэтому, оказываются как бы второстепенными, и соответствующая им рефлекторная деятельность будет подавлена. При этом происходит срочная мобилизация всех систем организма, прошлого жизненного опыта и восприятия окружающей среды ради достижения доминирующей потребности. Когда цель достигнута, мгновенно на первый план выступает новая доминанта. Следы же предыдущей доминанты записываются в долговременной памяти. Так в цепи событий постепенно обогащается наш жизненный опыт. И если в дальнейшей жизни возникает такая же или похожая проблема, то для ее решения потребуется извлечь из памяти прежнюю доминанту, лишь незначительно видоизменив сообразно новым внешним обстоятельствам.

Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов:

- внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность);

- предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других) и др.

Для доминанты характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызвавшие эту доминанту, более не действуют. Инертность нарушает нормальную регуляцию поведения. Она становится источником навязчивых образов, но она же выступает и в качестве организующего начала интеллектуальной активности. Следы прежней жизнедеятельности могут существовать одновременно в виде множества потенциальных доминант. При недостаточной согласованности между собой они могут привести к конфликту реакций. В этом случае доминанта играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса.

Истинное значение творчества Ухтомского выходит далеко за пределы изучения физиологических процессов. Принцип доминанты стоит в ряду крупнейших общебиологических обобщений нашего времени. Он привлекает внимание специалистов различных областей знания, т.к. позволяет изучать не только мозговые процессы, но и психологические проблемы поведения человека как личности, а также социальные проблемы общения человека как члена общества. Ухтомский, по сути, создал стройную концепцию человека, разработанную на стыке различных научных направлений: физиологии, психологии, философии, социологии и этики.

Актуальность социальных и этических взглядов Ухтомского для теории и практики современной психологии несомненна. Можно сказать, что человеку свойственны как бы две противоположные тенденции:

1. Искать в собеседнике нечто, отвечающее собственным настроениям, побуждениям, чаяниям, т.е. нашим собственным доминантам. Зачастую бессознательно, мы стремимся навязать собеседнику свои взгляды, свое мировоззрение, свою позицию, даже свое настроение. Из собеседника мы стремимся сформировать своего двойника. Эту тенденцию человеческой психофизиологии можно назвать эгоистической. Конечно же, многое в оценке этой тенденции зависит от характера исходной доминанты: действительно ли она направлена на удовлетворение чисто личных устремлений субъекта или преследует какие-то общественно-полезные цели;

2. Настолько изменить собственные доминантные установки, чтобы суметь понять позицию, настроение или состояние своего собеседника. Иногда даже суметь пожертвовать собственной доминантой, усомниться в ее правильности и справедливости. Эта тенденция может именоваться альтруистической. Это тенденция высокого порядка, она свойственна истинно интеллигентному человеку, который сам является личностью.

Воспитание у себя такой тенденции – умения слушать другого, считаться с его взглядами и уважать их, не навязывать своих взглядов, а уж ели не соглашаться, критиковать, то так, чтобы не обидеть, а убедить – вот это и есть цель, к которой должен стремиться человек.

Концепция Ухтомского, явившаяся обобщением большого экспериментального материала, широко используется в современной психологии, медицине, педагогике.

Большое значение имели работы Ухтомского, посвященные изучению работоспособности, природе утомления. Также Ухтомский много сделал для народного образования. Он принимал деятельное участие в создании рабочего факультета в Ленинградском университете. По его инициативе была организована лаборатория физиологии труда при Ленинградском университете.

 

Николай Александрович Бернштейн (1896 – 1966)

Н. А. Бернштейн работал в Центральном институте труда. Создан этот институт был для рационализации на научной основе производственной деятельности, повышения ее эффективности. Была поставлена задача создания особой науки о двигательной активности человека (организма) – биомеханики. Бернштейн стал творцом биомеханики в России.

Бернштейн обратился к проблеме регуляции поведения и изучению механизмов построения движения. Он создал и применил новые методы исследования (кимоциграфию и циклограмметрию), с помощью которых изучал движения человека (в процессе труда, во время занятий спортом, фортепианной игры, при поражениях нервной системы, при пользовании протезами конечностей и др.). Полученные данные позволил радикально изменить трактовку таких важнейших форм поведения, как навыки, показав ограниченность взгляда на них, как на стереотипные, автоматизированные действия, дублирующие один и тот же набор двигательных реакций. Организм, работая, совершает двигательную задачу. Движение направляется моделью потребностного будущего.

К понятию «отражение» (т.е. передача из внешнего мира в головной мозг изменений, которые сходны с воспринимаемыми вещами этого мира) Бернштейн присоединил термин «опережающее отражение». Благодаря ему организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на раздражители. Тем самым Бернштейн ввел в науку принципиально новое понимание причин поведения живых существ: важнейшей причиной выступает не прямое действие раздражителя на органы восприятия, а создание модели возможного будущего действия.

Изучение моторики людей с различными поражениями нервной системы позволило Бернштейну предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций после травм и ранений.

Бернштейну приходилось вести исследования в сложных условиях идеологического преследования, ему инкриминировали «идеализм», «космополитизм», «механицизм» и др. «извращения». Это привело к тому, что Бернштейна лишили лаборатории, но он не отрекся от своих убеждений и продолжал развивать свою концепцию.

Распространение учения Бернштейна носило избранный, достаточно ограниченный характер. Это объясняется тем, что освоение теоретического наследия Бернштейна требует знания основ биологии, нейрофизиологии, физиологии и анатомии нервной системы, психоневрологии, психоневропатологии и др. Все эти науки органически сплавлены в теоретических построениях Бернштейна, но в таком сплаве эти предметы не преподаются ни в медицинских институтах, ни в университетах. Не случайно труды Бернштейна стали библиографической редкостью.

 

Константин Константинович Корнилов (1879 – 1957)

Выступал против рефлексологии. Предложил свою модификацию науки о поведении, программу новой науки – реактологии.

Основным элементом психики он предложил считать реакцию, в которой объективное и субъективное неразрывно связаны (принцип диалектического единства – марксизм). Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Реакция понималась чрезвычайно широко как любое жизненное проявление, начиная от реакции простейших.

В отличие от рефлекса реакция, по мысли Корнилова, неразрывно связана с активностью живого существа, являясь не отдельной составляющей поведения, но отражением его целостности и направленности на объекты внешнего мира.

Все многообразие реакций составляло так называемую гамму реакций человека. Жизнь рассматривалась как совокупность реакций, а каждая реакция – как взаимосвязь организма со средой.

Переход от одного вида реакций к другому осуществляется с большим или меньшим трудом. Например, утверждалось, что переход от умственного труда к физической работе легче, чем наоборот: поэтому создать из интеллигента представителя физического труда легче, чем из рабочего – интеллигентного человека. Таким образом, подчеркивалось значение реактологии для психотехники (для отбора рабочих для той или иной профессии) и для педагогики.

Позже реактологическая психология была оценена как антимарксистская концепция, имеющая «корни в буржуазной философии и социологии». Критиковались ее «неверные и порой вредные для практики социалистического строительства положения».

 

Таким образом, поведенческое направление в советской психологии 20-х годов в его различных вариантах не справилось с задачей создания марксистско-ленинской психологии. Ставилась задача преодоления механицизма и биологизма в советской психологии. Это решение требовало новых теоретических концепций. Их создание было подготовлено анализом зарубежной психологии, направленным на выявление ее общих основ.

 

Психология установки

Общее основание зарубежной психологии впервые в советской психологии выявил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950). Основатель грузинской школы психологии. Он был одним из основателей Тбилисского университета и создал в нем кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии.

В разных концепциях зарубежной психологии Узнадзе увидел одно общее основание, которое назвал «постулат непосредственности». Во всех теориях он видит принцип непосредственности в объяснении психических явлений, будто «объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику... и определяет ее деятельность».

Истоки этого Узнадзе видит в ложной ориентации психологии на естествознание, которое базируется на признании факта непосредственной связи между физическими явлениями. Узнадзе раскрывает последствия этого: это идеализм и механицизм, выразившиеся в игнорировании субъекта деятельности и личности как целостности.

Этот анализ зарубежной психологии оказался созвучным ее анализу в трудах Выготского, Рубинштейна.

Из критики постулата непосредственности вытекает задача его преодоления. Ответом на эту задачу явилась теория установки. Установка возникает при наличии одновременно двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения данной потребности. Установка – целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. «Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения».

Был разработан метод экспериментального исследования установки, изучены виды установок, процесс их формирования, описаны их свойства. С позиции установки даны характеристики психических процессов, произведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека. На этой основе разрабатывается система методов психотерапии – сеттерапия.

Основным критерием определения личности Узнадзе считает наличие у неё сознания. В свою очередь, сознание, по его мнению, возникает на основе особого, отличного от самой установки механизма – так называемой объективации. Объективация ведёт одновременно к становлению субъекта сознания и деятельности в их единстве. Осознание действительности такой, какова она есть объективно, безотносительно к потребностям субъекта, есть проявление его способности руководствоваться логикой объекта. Только тогда, когда вещи и явления предстают как независимые от субъекта, в своей собственной логике, он получает возможность выбора направления своей активности.

Совершенная оригинальность и конкретика понимания личности проявляется в предложенной Узнадзе типологии, которая фактически не привлекла внимания исследователей. Она построена на основании способности личности к объективации. Первый, динамический тип людей, прежде всего, обладает «развитой способностью к объективации» и «готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей». Второй тип – статичных личностей, характеристика которых со стороны установок выявляет в них внутренние противоречия. Они должны как бы постоянно преодолевать свою психическую природу (установки), т.е. проявлять гиперобъективацию. Третий тип – вариабельных людей, которые обладают достаточной лёгкостью объективации, но не обладают достаточными волевыми способностями, необходимыми для её реализации.

«Я-концепции», согласно Узнадзе, соответствуют высшие потребности – интеллектуальные, моральные и этические, но у каждой личности преобладают те или иные другие в определённом сочетании, что и обобщается в форме основной, закреплённой в процессе жизни установки личности. Из возможных действий, признаваемых его сознанием целесообразными, лишь некоторые привлекают его с определённой стороны, в отношении лишь некоторых чувствует он готовность, лишь некоторые признаёт он как соответствующие, как истинно целесообразные. Смысл мотивации состоит именно в этом: ценится и находится деятельность, соответствующая основной, закреплённой в процессе жизни установке личности.

Психология установки остро поставила проблему активного субъекта в противоположность механицизму и идеализму.

 

Другое направление исследований по преодолению постулата непосредственности связано с введением в психологию понятия деятельности как центрального образования. Его начало идейно восходит к Л. С. Выготскому. Дальнейшее развитие это направление получило в общепсихологической теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и др. (см. ниже).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь