Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тенденции развития отечественной психологии на современном этапе (Ждан А.Н.)⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
С 80-х годов начался процесс перестройки отечественной психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание. С одной стороны, этот процесс характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены при анализе современной зарубежной психологии, а с другой – имеет свои особенности, связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране.
В эти годы начинается критический пересмотр методологических позиций советской психологии, ее основных принципов. На смену насаждавшегося ранее отношения к ней как новому и самому перспективному направлению, противопоставляемому всей западной науке, приходит спокойный, свободный от идеологических влияний, объективный анализ мировой психологической мысли во всем многообразии ее школ и течений. Восстанавливаются преемственные связи с дореволюционной отечественной психологией. В целом, в постсоветский период преодолевается тот двойной раскол, которым сопровождалось образование советской психологии. В современной России психологи предпочитают говорить о единой науке, не подразделяя ее на «нашу», отечественную, и западную. Большие расхождения во взглядах по методологическим проблемам – характерная особенность современной психологии. Особое значение развернувшихся по этим вопросам дискуссий заключается в вытекающей из них необходимости определить отношение к научным школам советской психологии, базирующимся на марксизме. Пересмотр отношения к марксизму вылился в сложный и болезненный процесс. Вопрос о значении марксистской философии для психологии является предметом обсуждения на круглых столах. Он ставится в контексте анализа творчества лидеров советской психологии, рассмотрения важнейших тенденций в развитии отечественной психологии XX века. В этой обширной литературе, которая носит характер свободных дискуссий, выявляются различные подходы к решению этой проблемы. В противовес радикальной позиции ликвидаторского толка, утверждается и становится преобладающей в психологическом сообществе иная тенденция: не отказываться от сложившегося в советской психологии способа научного мышления, получивших к ней развитие концепций и подходов, продолжать разработку ее базовых методологических принципов. Вместе с тем признается необходимым освободиться от идеологически обусловленных упрощений и штампов. В ответ на это требование в трактовке принципов единства сознания и личности, детерминизма, развития, отражения и других появляются новые аспекты. В отличие от идеи одностороннего подчинения «внешнему» подчеркивается момент самоопределения, внутренней детерминации и самодетерминации психических явлений в их сложных взаимодействиях с внешними детерминантами. Расширяется и углубляется представление о сущности психики и сознания человека. Положение об их социально-исторической и культурной обусловленности дополняется эмпирически обоснованными данными о природных основах психического развития человека. Переосмысливается трактовка одного из важнейших методологических принципов, особенно в области исследования образных явлений, – принципа отражения. Уже С. Л. Рубинштейн предостерегал от упрощенного понимания отражения, источником которого выступает механистическая трактовка соотношения психики, понимаемой как самостоятельная реальность, с другой реальностью – внешним миром – в отрыве от субъекта и в духе точного копирования объективной действительности. Как он показал, в действенный и познавательный контакт с миром вступает не психика, а человек, обладающий психикой. Понимание психики как принадлежащей субъекту, включенному в состав действительности, приводит к новому взгляду на отражение как на активный процесс порождения и конструирования целостным субъектом действительной картины мира. Большой вклад в разработку этого принципа внес Б. Ф. Ломов, создавший системную концепцию психического отражения. Сложившиеся в советский период психологические концепции продолжают определять ситуацию в области научных исследований и в преподавании. В настоящее время каких-либо принципиально новых общепсихологических теорий не создано. Это не значит, что в психологии не происходит развития. Она имеет значительные достижения, как в эмпирических исследованиях, так и в теории. Е. Н. Соколов создал новую векторную психофизиологию. Широкое признание научной общественности получили исследования по психологии сознания (психосемантика В. Ф. Петренко, взгляды В. М. Аллахвердова), психологии личности (историко-эволюционная концепция личности А. Г. Асмолова), смысловая теория мышления (О. К. Тихомиров), оригинальная концепция мотивации В. К. Вилюнаса и другие. Специфической чертой теоретической работы в современной отечественной психологии является ее открытость к интеграции психологического знания путем ассимиляции различных подходов при сохранении принципиальных концептуальных основ советской психологии. Интенсивно и в сложных соотношениях с академической наукой развивается практическая психология. Коренным образом изменилось отношение к зарубежной психологии, которая переживает у нас подлинный ренессанс. Преодолевая образовавшийся в советские годы раскол между отечественной и зарубежной наукой, психологи России заново (часто с запозданием) переоткрывают для себя труды классиков мировой науки. Большими тиражами издаются труды зарубежных ученых разных направлений. В университетах читаются курсы по психоанализу, экзистенциальной психологии и т.д., проводятся практические занятия и семинары по освоению опыта классиков психологического консультирования и психотерапии. В период с 1993 и до 2001 годы выходил журнал «Иностранная психология», который внес неоценимый вклад в установление контактов между российской и зарубежной психологией, существенно уменьшил дефицит в научной информации о зарубежном опыте. Связи с зарубежной наукой в самых разнообразных формах стали нормой жизни современного сообщества российских психологов. Восстанавливаются преемственные связи с той частью отечественной дореволюционной психологии, которая прекратила свое существование в советский период. В науку возвращаются имена Г. И. Челпанова, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Л. М. Лопатина, М. М. Бахтина и других русских мыслителей. Переиздаются труды и проводятся исследования их творчества. Объективное, освобожденное от идеологических искажений освещение взглядов и научной деятельности этих авторов приводит к возникновению взвешенной оценки их вклада в науку. Становится все более очевидным, что научное наследие этой плеяды ученых представляет не только исторический интерес, но и глубоко связано с современными проблемами психологии. Приходится с болью констатировать, что высказанные много лет назад идеи – принципы организационной теории А. А. Богданова, общие универсальные законы развития, сформулированные Н. Н. Ланге, Н. О. Лосским, размышления о природе человека, о личности русских мыслителей В. В. Зеньковского, С. Л. Франка и многие другие – оказались незаслуженно забытыми. Экзистенциальные проблемы жизни и смерти составляли органичную часть естественнонаучной теории ортобиоза замечательного русского ученого И. И. Мечникова. Предложенный им научный путь решения этих проблем кардинально отличается и от фрейдовских идей влечения к смерти, и от трагического учения о смерти западных экзистенциалистов и других иррационалистических учений о природе человеческого бытия. Все эти идеи сохраняют свою актуальность, содержат большой эвристический потенциал и могут существенно обогатить современного психолога. В этом огромном материале мы как бы заново узнаем нашу отечественную психологическую мысль, открываем ее своеобразие, укорененное в особенностях социально-культурных условий и духовных традиций. В. П. Зинченко, исключительно много делающий для возвращения в современную психологию нашего наследия – трудов М. М. Бахтина, Н. А. Бернштейна, А. А. Ухтомского, Г. Г. Шпета – убедительно показал их влияние, в частности, на свое творчество. Подтверждаются слова Г. Г. Шпета, взятые им в качестве эпиграфа к одной из работ: «Все действительно существующее, имеет историю. Идеи истории в собственном смысле не имеют. Они имеют достоинство». В ХХ столетии на всех этапах своего развития русская психологическая мысль была связана с жизнью страны. Понятая в свете всего происшедшего и пережитого нашим обществом, она заслуживает достойного к ней отношения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы