Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Закон трёх стадий в развитии человеческого познания
В процессе эволюции человечество проходит следующие стадии Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
Теологическая, или религиозно – мифологическая – В основе мироздания лежит обращение к сверхъестественному. Природное выводиться из неприродного. И природное рациональному объяснению не подлежит, ибо вводиться а рамки познаваемого. — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая или философская. Акцент переноситься со сверхъестественных причин в сферу рационального. Разум приходя на смену вере. Но в основе этого рационального лежат некие общие конченые идеи, понятия. Мир объясняется умозрительным способом Отсюда основной недостаток метафизического познания, - оно страдает догматичностью – человеческий разум ставит перед собой определённые познавательные задачи и срамиться к определённым целям, не решив для себя предварительно вопроса о наличии у себя способностей и возможностей для решения этих задач. Т.е не критичность разума по отношению к самому себе. Попытка решения религиозных вопросов не религиозными средствами. люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет, как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме. Позитивная, или научная. Все объяснения действительности основываются на опыте. И в науке на наблюдении и эксперименте. Отсюда наука – есть единство опыта и умозрения, где опыт – первичен. Чего нет в опыте – не может присутствовать в нашем мировоззрении. Мифология, религия, метафизика в век науки утрачивают свою актуальность. - единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. Необходимо 1 Отказаться от решения ненаучных задач - где нет опыта- нет науки 2 необходимо построить систему положительного (позитивного) знания которое бы синтезировала данные полученные различными науками. На основе этих данных построить научную картину мира
Наука в состоянии решить проблемы, которые метафизика решала веками. Наука – сама себе философия.
Классификация наук по Огюсту Конту (3-я по счёту после Аристотеля и Бэкона)
Типы – Абстрактные – науки общие или фундаментальные, по степени сложности предмета. Причём более сложные науки основываются на более простых, но не водятся к ним. Т.е. нельзя, например, объяснить процессы живой жизни с точки зрения химии или физики. - астрономия – как самая простая наука - физика - химия - биология - социология, основателем которой и явился сам Конт
- Конкретные – науки, занимающиеся практическим применением знаний к конкретным областям (например медицина)
Математика – как язык науки, фундамент науки в целом. Философия – это не особая наука и не совокупность наук – а научное мировоззрение, включающая в себя научную картину мира и методологию науки (метод познания этого мира)
Социальные науки должны развиваться по принципам и методам как и прочие естественные науки Социальная физика – делящиеся на статику(изучает структуру человеческого общества, его элементы и отношения между ними) и динамику(изучает законы развития об-ва, основные причины и факторы его развития. Опирается на историю, как материал для исследований.
Социология должна стать фундаментом для реорганизации об-ва.
Джон Стюарт Миль Основы политической экономии 1848 Система логики силлогистической и индуктивной 1859 О свободе 1859 Огюст Конт и позитивизм Обзор философии сэра Уильяма Гамильтона Размышления о представительском правлении 1861
Индуктивные рассуждения являются основой научных рассуждений. Все общие положения выводятся из человеческого опыта. Дедуктивные рассуждения не привносят ничего нового. (Все люди смертны. Сократ человек. Сократ смертен). В основе нашей уверенности в истинах, полученных из опыта, лежит принцип единообразия в устройстве природы. (если у нас есть факты из определённого рад событий, то мы имеем возможность предполагать, что остальные
У Уэвелл Но откуда нам становиться известным принцип единообразия природы – из опыта. При том что сами рассуждения по индукции не сводятся к простому суммированию фактов. Потому что в процессе собирания этих фактов в научном мышлении возникают новые понятия и смыслы, которые не могут содержаться к исходных данных. Эти идеи появляются при попытке осмыслить собранные факты.
О религии – наличие порядка в мире говорит о существовании Автора. Но присутствие хаоса и зла в мире говорит о том, что Автор не настолько уж всесилен.
Герберт Спенсер – попытка реализации замысла позитивистов – построение некой общей научной картины мира. - во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени.
Система синтетической философии 1862-18932- 10 томов – основные начала, Основания этики, биологии…
Термин эволюция вводит – как движения Вселенной от хаоса к порядку, гармонии. В живой природе эволюция идёт за счёт приспособления организмов к среде. Развитие человеческих обществ в истории идёт по той же схеме. Т.е. основная цель любого человека и об-ва в целом– это выживание при неблагоприятных обстоятельствах внешней среды. Средством же приспособления человека к среде являются моральные нормы. Отсюда мораль – результат эволюции и выводиться из человеческого опыта.
Относительно религии – не смотря на все успехи наук – истоки и причины мироздания находятся в глубокой тьме для нас. Научное познание – весьма ограничено и никогда не разрешит все тайны бытия, поэтому почва для религии останется. Если задача религии в том, чтобы быть хранительницей тайны абсолюта, то задача науки – в расширении горизонтов познания человека.
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям. Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму (органицизм) Эмпириокритицизм. (второй позитивизм)
- критика опыта с позиции опыта. Вопрос в том – что такое сам опыт, который является началоам позитивного мировоззрения.
Эрнст Мах Анализ ощущений и отношение физического к психическому 1886 Познание и заблуждение 1905
Основные положения учения - традиционно антиметафизическая ориентация, интерес к науке психологии, в которой Мах ищет ответы на фундаментальные вопросы, ответ на вопрос – что опыт даёт нам истинное представление о реальности. При этом в работах Маха присутствует положительное отношение к трансцедентальной философии Канта. - наука – как способ экономии мышления. В том смысле, что наука устанавливая теоретические законы, избавляет человеческий ум от постоянного возвращения к опыту. С помощью научной теории мы можем не только описывать и объяснять происходящее но и предсказывать бедующее. - познание есть ни что иное как способ адаптации человека к миру. Наука есть концептуальная(теоретическая) адаптация к опыту. Движущей силой её является возникновение проблем, как разногласия между мыслью и фактом.
В основе всех явлений, по Маху, лежат факты чувственного мира, ощущения. Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущения образуют тела. В работе " Механика" Мах пишет, что ощущения - это не символы вещей, скорее " вещь" есть мысленный символ для комплекса ощущений, обладающего относительной устойчивостью; не вещи /тела/, а цвета, звуки, давление, пространство, время /то, что мы обычно называем ощущениями/ суть настоящие элементы мира. С точки зрения. Маха, атом, молекула, масса и т.п. - все это не объективные реальности, а лишь символы для экономного описания ощущений. Научные понятия, формулы, законы и объяснения лишены объективного содержания. Мах утверждает, например, что " в природе нет причины и нет следствия", ибо " причина и следствие суть создание нашего мышления". Точно также и законы природы порождаются нашей психологической потребностью и не выражают никаких объективных связей между вещами; законы природы - это продукты человеческого духа, не имеющие смысла помимо человека Рихард Авенариус 1843 -1896 – Философия, как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил 1876 Критика чистого опыта 1890 Человеческое понятие о мире 1909
-познание есть явление, имеющее не столько социальные, сколько биологические корни. - жизнь - это отношение индивида к другим индивидам и элементам окружающей среды. Поэтому жизнь есть взаимодействие индивида со средой, в процессе которого происходит обмен энергиями. Основной принцип жизни – сохранение баланса между приобретаемой и расходуемой энергиями – принцип наименьшей траты сил. Любой организм стремиться пребывать в энергетической гармонии со средой. По этому когда среда изменяется – мы испытываем стресс, и необходимость приспосабливаться. И первый стресс для любого человека – это катастрофа рождения в открытый мир. - познание – есть форма адаптации организма к среде. - жизнь есть единство организма и среды. Единство познаваемого и познающего, субъекта и объекта. Отсюда как нет субъекта без объекта, так и не существует объекта без субъекта. - отсюда опыт – это взаимодействие познаваемого и познающего. - факт – ни принадлежит ни субъекту, ни объекту, а есть нечто присутствующее в опыте. Факт не есть объект сам по себе. Некая третья реальность. В опыте физическое и психическое тесно связаны. Разделение на субъект и объект – условно. Они неразрывное едины, без которого невозможен опыт. Но в процессе познания субъект выделяет познающее сохранение, себя и познаваемый м, объективный мир. Но это некое насилие над реальным положением вещей – Интроекция. Тело и среда, субъект и объект тесно взаимосвязано и эта взаимосвязь является опытом.
Таким образом следует различать действительность самою по себе и действительность как она дана в нашем опыте, нашем восприятии.
Никакого отрицания объективного мира нет, но в познании он дан нам как некое явление, и проявляет себя в нашем сознании.
Эмпириокритики исходит из реально существующей, не зависящей нашего сознания природы, и объективно существующего субъекта. Но окружающие нас тела далеки от того, чтобы быть таковыми каков они нам представляются. Мы видим тела лишь в присутствии тела обладающего светом, как отражение этого света. Так и мы видим мир в собственном освещении, в свете нашего разума. Но я слышу колокол только если колеблется его язык, я слышу, ощущаю и познаю только потому что есть что ощущать и познавать. Объективная реальность существует вне сознания, хотя дана нам субъективно, в нашем сознании.
Неопозитивизм. (Логический позитивизм)
- является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого
Идейным ядром логического позитивизма (неопозитивизма) стала группа философов и учёных, сформированная и организованная профессором Морицом Шликом при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922 году, которая получила название « Венский кружок ». Члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия верифицируемости они считали, что метафизические утверждения бессмысленны. в 1929 году на конференции по эпистемологии точных наук в Праге Нейрат от имени кружка выступил с манифестом «Научное понимание мира. Венский кружок» Верификационизм - Одной из идей, поддерживающейся большинством членов кружка, было высказывание Э. Маха о том, что «суждения которые не могут быть ни проверены, ни опровергнуты, не имеют отношения к науке»
19 янв 2017
Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн (1889- 1951, ) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из крупнейших философов XX века. В 1911 году Витгенштейн отправился в Кембридж, где стал учеником, помощником и другом Рассела. В 1913 году он вернулся в Австрию и в 1914 году после начала Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт. В 1917 году Витгенштейн оказался в плену. За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн практически полностью написал свой знаменитый «Логико-философский трактат» Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира Философию Витгенштейна делят на «раннюю», представленную «Трактатом», и «позднюю», изложенную в «Философских исследованиях», а также в «Голубой» и «Коричневой книгах» (публикация - в 1958). Базовыми структурами языка являются не «элементарные предложения» (предложения содержащие только одно высказывание или суждение) а языковые практики (языковые игры)
Основное понятие лингвистической философии – это языковая игра (некая лингвистическая практика) - целое, состоящие из языка и действий в которые он вплетён. Некий синтез языка и человеческой деятельности, поскольку эти тесно связаны
Таким образом языковая игра -это единство мыслей, слова, действий и условий, и в конечном счёте – форма человеческого существования. поскольку человек есть существо мыслящее, гооврящще, называющее вещи. Поэтому человек постоянно существует не только в природной но и в лингвистической среде.
Каждая наука есть определённая языковая игра – у которой свой словарь, терминология, и сходные понятие
И эти правила языковой среду формируются практикой человеческой жизни. И эти правила задают как логику действий, так и логику языковой коммуникации
Владеть наукой – это прежде всего владеть её языком, её правилами игры.
Далее он разводит прочие науки и философию. Если науки в целом – это языковая игра с реальность, с неким фрагментом окружающего мира, то философия – это тоже языковая игра, но игра с самим языком, как единственной реальностью для философии. Поэтому единственно правильной является та философия, которая заниматься самим языком. Т.е. реальность – распределена между различными науками (даже сфера мышления человека – это скорее предмет психологии), а предметом самой философии является. Метафизические концепции формируются на основе то, что чисто языковым конструкциям присваивается определённый статус существования. (типа как у Платона – когда идея не только присутствует в нашем мышлении, но и реально существует). Отсюда основные проблемы метафизики начиная с Платона – это псевдопроблемы возникшие из произвольного пользования языком.
Уинстон (? ) – Метафизика и психоанализ. Метафизика – это некое выплёскивание определённых комплексов бессознательного. Философия как определённое состояние психики, болезненное. Некий результат отравления мышления.
Отсюда философия- это строгий анализ языка, с целью прояснения смысла сказанного и с целью разграничения того, что может быть высказано в реальности и того, что не может быть высказано в принципе. И по отношению к тому что не может быть адекватно выраженно в языке – стоит молчать. А с другой стороны постоянная попытка вырваться за пределы того, что может быть высказано. Попытка вырваться к реальности как таковой.
Всё моё стремление, и всех людей, кто когда либо пытался или говорить, было стремлением вырваться за границы языка. Но этот побег сквзь стены нашей клетки – совершенно безнадёжен.
Вывод -Основной вклад неопозитивизма можно свети к двум тезисам Первое – это анализ языка, на котором говорят люди и на котором говорят различные науки. Первые привлекли внимание не к предмету науки, а способам, котором наука осваивает предмет. Второе – анализ вопроса- о взаимосвязи, отношениях теоретического и эмпирического уровня в познании, того как связаны теория и опыт.
Постпозтивизм
Сэр Карл Раймунд Поппер (нем. Karl Raimund Popper; 28 июля 1902 — 17 сентября 1994) — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия. Карл Раймунд Поппер родился 28 июля 1902 года в Вене в семье юриста. Родители были еврейского происхождения, но приняли лютеранство. В 1918 году он поступил в университет Вены, где изучал математику и теоретическую физику, при этом продолжая интересоваться философией самостоятельно. В 1925 году, по окончании университета, Поппер получил диплом преподавателя математики и физики в гимназии. После чего преподавал математику и естественные науки в средней школе. В 1928 году Поппер защитил докторскую диссертацию по философии на тему методологии когнитивной психологии Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания и стал основоположником критического реализма. В своих трудах Поппер опирался на концепцию истины Альфреда Тарского. Он считал, что истина объективна, а знание носит предположительный характер, может быть подвержено ошибкам и должно постоянно пересматриваться (принцип фаллибилизма). В январе 1946 года переехал в Лондон, где с 1946 года до середины 1970-х был профессором логики и деканом факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политических наук. В 1985 – предложили возглавить институт философии науки в Вене.
Основные темы исследований - логика научного познания – научный метод - логика социальной жизни – социальная философия
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы