Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Метод рациональной реконструкции



- как основной метод интерналиского анализа в научном познании.

- исключение ненужных исторических подробностей и факторов психологического и социального характера.

- основная задача - построение чисто логической схему процесса эволюции в данной области.

- т.е. рациональная реконструкция - это некая идеальная модель развития научного знания.

- в истории этого не было, это идеальная модель, но смысл этих событий в логике развития идеи.

 

Лит-ра Эдмондс Дэвид Кочерга Витгенштейна

26 января 2017

Напомню, что

Идея верификации - необходимость подтверждения опытом

Принцип фальсификации - только то знание, которое опровержимое в принципе является научным.

 

Локатос обратил внимание на то, что в науке существует немало фактов плохо совместимых к актуальными научными теориями. По его мнению - фальсификация теории на уровне опыта является необходимым, но недостаточным аргументом для её отбрасывания.

В реальной жизни науки теории могут длительное время существовать с фактами плохо с ними совместимыми. Потому что учёные исходят из принципа, что лучше иметь плохую теорию, чем никакой.

Каким же образом возникают новые теории - не потому что они становятся плохо совместимыми с существующими фактами, а потому что возникают новые, более совершенные теории.

«Любая теория не отбрасывается поспешно пока не возникают новые гипотезы, которые более успешно объясняют существующее положение вещей.»

 

Эта концепцию Лакатос назвал - Методология исследовательских программ.

В этой концепции Лакатос обращает внимание на то, что модель роста научного знания, предложенная Поппером - не отражает действительного хода науки, изображая этот процесс в виде отдельных фрагментов. Нет внутренней логики перехода от одной концепции к другой. Выходит, что новые научные проблемы возникают как бы случайно, не связанно между собой. По мнению же Лакатоса - основой развития(роста) научного знания является не смена научных проблем, а эволюция исследовательских программ.

В своё время исследовательская программа, это не только научная теория, но взятый в целом (рассматриваемый во всей исторической полноте) - исследовательский проект, соединённый с определённой научной идеологией (философией) и методологией.

 

Научно - исследовательской программа

это

- в основе - Жёсткое ядро, как совокупность идей, принципов, теоретических законов, которые в рамках данной исследовательской программы считаются истинными. Само Ядро формируется в «третьем мире» - мире идей.

Это совокупность утверждений (гипотез), которые составляют сущность научно-исследовательской программы. «Жёсткое („твёрдое“) ядро» называется так, потому что составляет основу научно-исследовательской программы и не может быть изменено. По соглашению участников исследований, гипотезы «жёсткого ядра» признаются неопровержимыми

- вторым элементом является - Защитный пояс, как некое множество гипотез, теорий, научных идей источником и основой которых является Жёсткое ядро - некая реализация основных принципов Жёсткого ядра. Основной функцией защитного пояса является выдержать главный удар со стороны любых проверок, приспосабливаясь к новым контраргументам.

Напротив, это «ядро» должно быть защищено от возможных контраргументов, для чего вводится такой элемент, как «защитный пояс» — набор вспомогательных гипотез. «Защитный пояс» должен выдержать главный удар со стороны любых проверок, приспосабливаясь к новым контраргументам. В процессе он может переделываться или даже полностью заменяться, если это требуется для обеспечения защиты «жёсткого ядра». В противном случае, при «падении» «жёсткого ядра» вся научно-исследовательская программа признается неудачной. Говоря о деятельности «защитного пояса», Лакатос вводит понятия положительной и отрицательной эвристики.

Позитивные эвристики - методы, которые работают на сохранение НИП.

Положительная эвристика состоит из предположений, направленных на развитие «опровержимых вариантов» исследовательской программы, на уточнение и модификацию «защитного пояса», на улучшение опровергаемых следствий для более эффективной защиты «ядра». Ещё одна функция положительной эвристики — обеспечение некой «плановости» исследований. Как правило, теоретики, работающие в рамках исследовательской программы, предвидят возможные «аномалии» (опровержения), и с помощью положительной эвристики выстраивают стратегии такого предвидения и последующей переработки опровержений, развивая гипотезы и улучшая их, тем самым защищая «жёсткое ядро».

Негативные эвристики - это определённые алгоритмы и методы, которых следует избегать и которые для данной Исследовательской программы являются ошибочными.

Отрицательная эвристика запрещает использовать логическое правило modus tollens, когда речь идёт об утверждениях, включенных в «твёрдое ядро», для обеспечения невозможности тотчас же фальсифицировать теорию. Для этого усилия направляются на создание гипотез, объясняющих всё новые «аномалии», и modus tollens направляется именно на эти гипотезы.

 

Отсюда подлинная цель науки не столько познания действительности, а самосохранение.

Поэтому наука постоянное борется с тем, что считает ненаучным - астрологии, алхимии и даже философии.

Но по мнению Лакатоса, философия - это как раз то, что существует не вне Научно-исследовательской программы, а в самой сердцевине Жёсткого ядра. То, что большинством сторонников данной НИП воспринимается не критически, а как само собой разумеющееся.

Причём вся совокупность НИП - и есть своего рода тоже НИП.

 

 

Томас Сэмюель Кун ( Thomas Samuel Kuhn; 1922, — 1996, Кембридж, Массачусетс) — американский историк и философ науки. Стэнфордская философская энциклопедия называет Куна одним из самых влиятельных философов науки XX столетия, возможно, самым влиятельным. Его книга «Структура научных революций» является одной из самых цитируемых научных книг за всю историю науки.

 

Работы

Коперниканская революция

Структура научных революций 1962

Теория чёрного тела и квантовая прерывность 1972

 

Структура научных революций.

 

Тезис 1 - мы не можем начинать познание с сомнения.

Потому что основная задача науки не достижение абсолютных истин бытия и не озабоченность относительно того, насколько наши знания соответствуют объективной реальности - а сохранение своего статуса, целостности, структуры. Причём наука развивается не столько за счёт внутренних ресурсов и потенции, сколько за счёт внешних.

Тезис 2 - философия науки невозможна без изучения её истории.

«Если история науки без философии науки слепа, то философия науки без истории науки пуста.»

 

Лит-ра Структура и развитие науки

 

Развитие науки протекает не путём последовательного накопления научного знания, а путём резкой смены научной парадигмы.

 

Развитие научного познания в значительной степени определяется ненаучными причинами и факторами. Поэтому заниматься демаркацией, выводить принципы верификации и фальсификации- отделением научного знания от ненаучного - бессмысленно. Так как наука не существует автономно от других областей человеческого знания.

 

Парадигма

- как некий образец.

-это не просто научная теория, ближе к понятию Научно-исследовательской программе Лакатоса.

- как совокупность общих научных принципов, методологий и теоретических знаний, которые признаются верными на данном этапе развития науки и разделяются научным сообществом.

В науке всегда присутствует некое соглашательство, некий консенсус.

 

В процессе научного познания мы можем выделить два основных этапа

Нормальная наука - Определённый набор принципов и правил игры, в рамках которой функционирует научное сообщество. Решение научных задач - как неких головоломок.

каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;

Экстраординарная наука - Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;

Научная революция - формирование новых парадигм.

 

Примером

- представление о свете -

- согласно Ньютону - корпускулярная теория - поток частиц. Понятие давление светового потока

- по Юнгу - Френелю - волновая теория - объясняет явления интерференции, дифракции.

- согласно 3-ей научной парадигме - Планк - поток фотонов- корпускулярно-волновая теория.

 

Наличие парадигмы - является критерием научности знания

Научное знание - это знание в рамках той или иной парадигмы.

Основой существования научного мировоззрения является вера в научную парадигму.

 

Черты нормальной науки

- существование единого взгляда на предметную область, согласно которому происходит выбор проблем. (есть актуальные научные проблемы, а есть неактуальные).

- научная деятельность в пределах парадигмы направлена не просто на поиск истины, но и в значительной степени на наведение порядка в своей области. (в плане соответствия своей парадигмы).

-нормальная наука не ставит своей целью обнаружение фактов, которые бы противоречили её парадигме.

- научное открытие на этом фоне - это аномалия, явление не нормальное. В науке, как и в эксперименте с игральными картами сопровождаются с определёнными трудностями.

Ожидания наблюдателя, экспериментатора, исследователя задаются теорией, мировоззрением, общими принципами научной школы - парадигмой. Нормальная наука не стремиться к фундаментальным научным открытиям, но является эффективным инструментом, порождающим их. Чем более совершенна парадигма, тем контрастнее на этом фоне аномалия.

 

Как же происходят научные революции

 

Смена парадигм часто решающую роль играют события или идеи, которые происходят за рамками научной деятельности (внешние факторы).

В качестве примера - Коперниканская гелиоцентрическая система мироздания. (предыдущая - Птолемея). Откуда взялось - движение планет Солнечной системы - не вписывалось в эту систему. Другим фактором было то, что Коперник, что он находился под влиянием Гермеса (солнце является материальным воплощением Бога, и потому центром Мира). Получилось согласно логике высказываний если из ложного высказывания следует некое следствие, то это не значит, что следствие должно быть ложным.

 

Каждая следующая парадигма включает в себя материал предыдущей. Т.е. работает с теми же фактами, что и предыдущая, но объясняет их иначе.

Парадигмы в науке могут не только последовательно сменять друг друга, но и сосуществовать.

 

Понятие истины у Куна, как веры.

Научная революция подобна революции политической, потому что как для победы одной партии над другой, так и для победы новой парадигмы необходимо обращаться к средствам массового убеждения. Каковыми в науке являются научные школы.

Отсюда парадигма держится на убеждении и на вере. Поэтому быть человеком науки - значит принадлежать сообществу, члены которого разделяют одни и те же убеждения.

Таким образом, чтобы успешно заниматься наукой и быть в ней своим - не обязательно понимать в чём заключается смысл парадигмы, достаточно просто принимать парадигму, верить в неё.

 

 

Пол (Па́ уль) Карл Фе́ йерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend [ˈ faɪ ɐ ˌ aː bɛ nt]; 1924 —, 1994)

Фейерабенд стал известен благодаря своим анархистским взглядам на процесс научного познания, и утверждениям, что в науке не существует универсальных методологических правил. На основе этих идей он создал концепцию эпистемологического анархизма. Он был влиятельной фигурой в философии науки и в социологии научного познания.

С точки зрения методологии, анархизм является следствием двух принципов: принципа пролиферации и принципа несоизмеримости. Каждый ученый - вообще говоря, каждый человек - может (должен) изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь бы абсурдной и дикой она ни казалась окружающим. Принцип несоизмеримости, гласящий, что теории невозможно сравнивать, защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций.

 

Основные работы

Против метода (очерк анархисткой теории познания)

Наука в свободном обществе 1978

Прощай разум 1988

 

Развитие идей от позитивизма Витгенштейна к критическому реализма Поппера, и наконец разработка методологического (эпистемологического) анархизма.

 

Нет никакой преемственности научных теорий. В развитии науки нет никакой строгой логической последовательности.

Все усилия постпозитивистской науки, в плане описания механизмов развития науки - потому что таких механизмов нет. Наука развивается иррационально.

Развит научного знания есть процесс стихийного спонтанного распространения научных теорий. Динами развития науки необъяснима и непредсказуема. Всё что остаётся - это сомнение и критицизм.

Нормальная наука Куном просто выдумана - она сама по себе уже есть аномалия. Как нормальный человек, так и нормальная наука - творчески бесплодны.

 

Развитие науки осуществляется в форме разрешения противоречий между альтернативными теориями.

 

Никакого противоречия реального между теориями и фактами - не существует, ибо язык наблюдения (опыта, посредством которого мы добываем факты) - всегда определяется смыслом теории. Теория определяет, что наблюдать и как наблюдать.

Пример того что наши представления определяют то, что мы увидели - амперметр - в зависимости от того, кто на него смотрит - 5летний ребёнок видит коробочку, школьник - прибор, специалист увидит перегрузку сети.

 

Псевдопроблемой, которую пытался решить логический позитивизм было разделение языка науки на теоретический и эмпирический.

На самом же деле в науке нет никакого языкового дуализма - у неё только один язык - это язык теоретический. То, что мы наблюдаем определяется теорией. Поэтому любая система взглядов найдёт себе подтверждение в опыте - от мифов древних, и концепций инквизиции, или сталинской концепции усиления классовой борьбы нашла подтверждение в протоколах допросов.

 

Мы живём в мире, извращённом собственными теоретическими представлениями. Но самое опасное и печальное это- если мы ограничиваемся одной теорией, идеей, взглядом на вещь. Такое явление губительно как для человека, так и для общества в целом. Главным принципом человеческого познания должен являться принцип теоретического плюрализма.

 

 

02 февраля 2017

Принцип пролиферации теорий(размножения) теорий, идей.

Призывает к разработке теорий несовместимых с господствующей в науке парадигмой.

Чем больше в науке теорий, тем она достовернее.

Согласно этому принципу, от учёного требуется изобретать («размножать») и развивать различные концепции и теории, причём он не обязан согласовывать их с общепризнанными теориями.

Фейерабенд предлагает действовать контриндуктивно— использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Таким образом, по мнению автора, можно избежать ограничения научной мысли догматами, авторитетом старых теорий, стандартизированным подходом к анализу фактов и т.д. А также, создание таких гипотез поможет лучше понять общепринятые теории, которые на данный момент считаются истинными. Многие свойства и слабые места теорий обнаруживаются не при сравнении их с фактами, а при сравнении их между собой.

 

Базируется этот принцип на идеях ещё эмпириокритицизма, согласно которым-познание -есть способ адаптации человека к миру, а не поиск некой истины. Отсюда следует, что если мы в своей жизни будем придерживаться только одной теорий, идеологии, то мы исключаем все иные возможности адаптации в этом мире.

 

Тезис - всё сгодиться. Любое решение, любая стратегия могут в науке где-нибудь да пригодиться.

Поскольку реальность многогранна и вполне не может быть познана, то чем больше теорий - тем больше возможностей познания.

 

Работа «Против метода».

- цитируя основоположника эмпириокритицизма Эрнста Маха - «наука превратилась в церковь»

- в настоящий момент церковь и государство у нас отделены, наука же теснейшим образом связана с государством - значительное финансирование, школьная программа исключительно

Основная проблема - в рационализации современной культуры, отсюда её пиетет перед наукой.

Рационалистическая культура порождает на наших глазах рационалистического человека. Т.е. существо которое существует в очень узкой ценностной шкале -ценно - то, что полезно. А то, что непрактично - то и не нужно. Одной из ценностей рационалистической культуры является материальный комфорт

И как следствие - хищнический подход к природе. В итоге мы идём к истощению и разрушению как земных ресурсов, так и духовной культуры человека.

На примере такого понятия как совесть. Термин совесть приобретает несколько подозрительный оттенок.

Современная физика не оправдала ожиданий, того, что она обещала. И физическая наука становиться служанкой техники, основной целью является всё тот же материальный комфорт.

Современная наука и современная рационалистическая культура препятствуют развитию человека как духовно полноценного существа.

 

Созвучно и практически в это же время - Ортега-и-Гассет - термин - варварство специализма - ситуацию узкой специализации. Варварство в смысле пренебрежительного отношения к иной культуре. Современный учёный, особенно из области естество научной, весьма пренебрежительно относятся к сделанному в других областях. Создатель теории массового общества, под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».

 

Альберт Швейцер - тоже близок к этой точки зрения. Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, — реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил её прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной её стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.

Мартин Хайдегер - отношение которого к науке

 

Наука в нашей культуре буквально задавила и вытеснила все иные способы видения мира.

Небольшая группа интеллектуалов навязывает продукты своей деятельности всему остальному обществу.

Они не только навязывают за то, что нам учить, что нам носить и есть, они ещё требуют, чтобы за это платили им деньги.

 

Культ науки несовместим в частности с демократией, которая провозглашена в современном обществе политического эталона.

Наука не должна занимать исключительного положения в современном обществе.

Интеллектуальная свобода - каждый имеет право на свой путь к знанию

Все точки зрения имеют смысл. Жизнь чрезвычайно многогранна, и нет никакого обоснованного.

Если человек ставит себя в зависимость только от рационализма науки - он оказывается в опасном положении. Человек существо двоякое не только рациональное, но и иррациональное

 

 

Традиция позитивизма началась с абсолютизации роли опыта и логики.

На следующем этапе(постпозитивизма) -абсолютизация роли теории и теоретической роли фактов

И наконец - третье движение в этой области заключалось в отрицании рационалистических основ науки и человеческом культуры в целом.

От лозунга Огюста Конта - Наука сама себе философия - к требованию отказа доминирования научного мировоззрения и связи науки с государством.

 

Фейрабен - скорее, как один из представителей постмодернизма.

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь