Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные работы Карла Поппера
Критический рационализм Поппера.
Начинался с критики идей Венского кружка(неопозитивизма), которые поставили под сомнение не только метафизику, но и состоятельность самой науки, научной истины.
Против утверждения того, что наука начинается с опыта Против доминирования индуктивных методов в научном познании.
Никакое число экспериментов и фактов не способно на 100% подтвердить истинность теории Более того существуют такие теории, которые опытом подтвердить нельзя. Поэтому принцип верификации (теория требует обязательной проверки опытом, смысл имеют лишь проверяемые или верифицируемые суждения) не выдерживает никакой критики, потому что посредством этого принципа нельзя не только утверждать о принципе истинности науки, но невозможно даже отделить научно знание от ненаучного
Ключевым понятием критического рационализма является фальсифицируемость (потенциальная опровержимость). Принцип фальсификации – возможность провести границу между подлинно научным званием и ненаучными рассуждения. (проблема демаркации- отделение научно знания от ненаучного) - научной и претендующей на истинность может считаться только та теория, и только то знание, которое в принципе опровержимо. А теория, которую невозможно опровергнуть – является в принципе ненаучной. - проверка научной осмысленности, а затем и истинности научных теорий должна осуществляться не через их подтверждение, а преимущественно (или даже исключительно) через их опровержение. теория является научной, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен
Ярким примером ненаучного знания – является метафизическая философия в своих двух крайних проявления х- идеализм и идеализм. Потому что и та и другая концепция основывается на вере, и Согласно одной вере у мира есть метафизическое начало, а согласно другой вере – этого начала нет.
Возможен только один тип философии – это научная философия, философия науки. Основная задача философии – исследование и объяснение сущности процесса познания, но эта сущность раскрывается нам не в попытках решения соотношения теоретического и эмпирического, а в анализе динамики научного познания, его роста.
Предметом критического реализма является анализ механизма роста научного знания. И основой роста научного знания является не опыт, а эволюция теоретических представлений. (по аналогии между сменой теории в науке и развитием биологической жизни – как одни виды сменяются другими).
Два основных типа эволюции научного знания Мутация – изменение теоретического знания через его приспособления к фактам (частичная фальсификация). Элиминация - – изменение теоретического знания через отказ от предыдущих понятий и принципов. Появление качественно иной системы теорий и взглядов.
Концепция трёх миров - человек познавая присутствует одновременно в трём мирах - внешний – окружающий человека материальный, природный и социальный мир – объективный мир - мир индивидуального человеческого сознания- субъективный И классическая ошибка – сведение объективной реальности к отражению в субъективной восприятии человека (классическая теория познания). Отсюда проблема понимания истины – как соответствие знания объекту. Но по мнению Поппера проблема в том, что нами не учитывается при анализе человеческого сознания, то, о чём ещё догадывался Платон, говоря об объективном существовании идей – кроме этих двух миров, существует ещё и третий -мир информации (мир знаний). В отличии от Платоновского мира идей, обитателями это мира является различные идеи в форме Все эти элементы были порождены в мире субъективного восприятия. Но с того момента как они становятся достоянием общества, они начинают обретать самостоятельное существование.
Мысль записанная- объективируется, и уже не принадлежит только миру субъекта. И всё это множество идей не может обозреваться, представляться и видеться, только одним индивидуальным сознанием. Причём между самими объектами есть некие отношения, потенциально бесконечным количеством контактов и отношений с другими идеями. Таким образом этот третий мир является определяющим не только в индивидуальной деятельности человека, но и в самой научной жизни. Образование, воспитание – есть приобщение человека к понятиям и ценностям мира идей. И каждое индивидуальное сознание с этим миром идей связано и в этом секторе присутствует. И в конечном счёте познание мира природного есть не непосредственный контакт мира субъекта и объекта, а это процесс, который начинается в мире идей. Где у субъекта складывается некий комплекс идей и представлений сквозь призму которых он познаёт мир природный. В этом мире плетутся тонкие сети, которые потом забрасываем в мир природных вещей. И характер нашего знания зависит от того, каковы эти сети. Таким образом определяющим в процессе познания является существование мира идей, состоящего из бесконечного количества элементов, и ещё более бесконечного количества комбинаций его. Мы всегда смотрим на мир природы сквозь мир идей. И характер этих фактов, интерпретация зависят от того какую позицию мы занимаем в мире идей.
В гносеологическом аспекте Поппер придерживался реализма. В своих поздних работах он выдвинул гипотезу трёх миров:
Мир физических объектов взаимодействует с миром психических состояний, а тот порождает мир объективного знания, который не зависим от своих создателей. Таким образом, знание по Попперу не зависит от познающего субъекта Следствием из этого - не фактами определяется существование идей, То, что мы называем независимыми фактами объективного мира, всегда зависят от наших теорий. Факты всегда «теоретически нагружены».
Предположения – это теории которые формируются из элементов третьего мира- «сети» Опровержения – факты, которое мы вылавливаем, и зависящие от структуры наших сетей.
Поэтому отношения теории и факта – это не отношения по свойству истинности- ложности, а отношения по свойству – совместимости или несовместимости. Когда теория и опыт совместимы – то мы говорим об истинности теории.
Началом научного исследования являются не факты, а Проблема. С целью её разрешения – мы выдвигаем различные гипотезы (пути её решения). При этом мы предполагаем определённую методологию, посредством которой можно это опровергнуть. (причём для Поппера не существует различия между Теорией и Гипотезой – это всё теории) Затем мы прибегаем к некоему опыту.
Прогресс науки состоит не столько в установлении истинности факта, сколько в возрастании глубины и сложности проблем, а также в новизне интерпретации нашего опытного знания о мире. Например -1 факт падения тел в теории Аристотеля, Ньютона и Эйнштейна - 3 интерпретации.
Образно - бадья - как символ простого накопления знаний. И прожектор -научное познание подобно прожектору высвечивает определённый круг вещей, а луч прожектора - это система методов и научных принципов.
Поэтому теория всегда первична по отношению к опыту. Мы видим вещи сквозь призму наших теорий. И научный факт - это не простое явление объективной действительности, а интерпретация сквозь призму существующих теоретических положений И соответственно - не существует чистых фактов и чистого наблюдений. Никакой чистой реальности.
Основным методом развития научного знания являются не индуктивные, а гипотетико-дедуктивный. Когда вначале выдвигаются некие гипотезы, делаются определённые предположения.
Наука, человеческая и индивидуальная история - всегда метод проб и ошибок. Т.е. история в целом не имеет никакой логики, и заранее определённого смысла. Наука и её открытия являются определяющими факторами исторического процесса. А так как мы не знаем, что может быть открыто, то и предсказать бедующее человечества - не научно.
В постпозитивизме принято выделять два течения- Интернализм - Локатос, Поппер. - в основе описания и объяснения развития научного знания лежит выявление внутренней логики развития научных идей. Т.е. логика развития науки не всегда совпадет с историей развития научных идей. Например - есть история и есть логика доказательства научной теоремы- это разные вещи. Отсюда - объяснить научное познание - это выявить логику научного процесса.
Экстернализм - Социально - психологическое направление- Томас Кун, Пол Фейераден, Стефан Тулмин, -развитие научного познания не объяснимо исходя из его логики, и в развитии науки существенную роль играют внешние по отношении к ней факторы - социальные и психологические. Развитие науки во многом трудно объяснимо как без понимания личности исследователя, так и вне истории человеческой культуры.
И́ мре Ла́ катос ( Аврум Липшиц; 1922 - 1974) — английский философ венгерского происхождения, один из представителей постпозитивизма и критического рационализма. Лакатос— автор теории и методологии научно-исследовательских программ, в рамках которых, вслед за Карлом Поппером, развил принцип фальсификации до степени, названной им утончённым фальсификационизмом. Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию Поппера, полемизирует с теорией Томаса Куна. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 3723; Нарушение авторского права страницы