Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Гомер. Отрывок из гимна Деметре




После того как Персефона вернулась на землю из царства мертвых, сама великая богиня Рея сошла с Олимпа, чтобы уговорить дочь свою Деметру забыть обиду на богов.

...И взговорила к ней вот как блестящеодежная Рея:

“Встань, о дитя моя! Зевс, тяжело и пространно гремящий,

В сонм олимпийцев тебя призывает вернуться, и много

Почестей хочет тебе даровать средь блаженных бессмертных.

Постановил он, чтоб дочерь твоя в продолжении года

Треть проводила одну в многосумрачном царстве подземном,

Две остальные — с тобою, а также с другими богами.

В гневе своем не упорствуй на тучегонителя Зевса,

Произрасти для людей живоносные зерна немедля!”

Так говорила. И ей не была непослушна Деметра.

Выслала тотчас колосья на пашнях она плодородных,

Зеленью буйной, цветами широкую землю одела

Щедро. Сама же, поднявшись, пошла к владыкам державным,

С хитрым умом Триптолему, смирителю коней Диоклу,

Силе Евмолпа, а также владыке народов Келею, —

Жертвенный чин показала священный и всех посвятила

В таинства1. Святы они и велики. Об них ни расспросов

Делать не должен никто, ни ответа давать на расспросы:

В благоговеньи великом к бессмертным уста замолкают.

Счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел,

Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки

Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном…

 

У великого афинского сочинителя трагедий Эврипида есть пьеса под названием “Вакханки”. В ней рассказывается о том, как Дионис вернулся после “покорения” восточных стран на родину, в Фивы, и покарал фиванского царя Пенфея, не желавшего признавать его великим богом. В отрывке, который ты прочитаешь, пастух рассказывает Пенфею о том, как фиванские женщины, вопреки царскому запрету, справляли в горах вакхическое празднество.

 

Пастух. Пенфей, владыка над землей фиванской!

К тебе пришел я с Киферона2, где

Блестящий снег не тает в белых хлопьях.

Пенфей. Пришел зачем? По делу по какому?

Пастух. Вакханок видел я. Тебе и граду

Пришел поведать я о том, что видел, —

О страшных и неслыханных делах...

Но прежде мне хотелось бы узнать,

Могу ль свободно говорить? Иль речь мне

Посдерживать? Ты на решенья скор,

Гневлив и самовластен, и мне страшно.

Пенфей. Все говори — в ответ не попадешь.

На правду ведь сердиться не пристало.

Пастух. В тот час, как солнца первые лучи

Греть начинают землю полегоньку,

Коров на пастбище я в гору гнал.

Вдруг предо мной из женщин три дружины:

Они все спали на привале, кто

Под спину веток ели положив,

А те — в листве дубовой утопая...

Но вот, средь стана спящего вскочив,

Агава-мать3 их зычным криком будит:

Мычанье стад заслышала она.

И, легкий сон сгоняя с вежд, вскочили

Старухи, и молодки, и девицы.

Все кудри распускают по плечам,

А у кого небрида4 развязалась,

Те подтянуть спешат и пестрой лани

Святой покров змеею подпоясать.

И змеи их не жалили, а только

Беспечно щеки языком лизали.

Вот тирс берет одна и ударяет

Им о скалу — оттуда чистый ключ

Воды струится. В землю тирс воткнула

Другая — бог вина источник дал.

А кто хотел напиться белой влаги,

Той стоило лишь землю поскоблить

Концами пальцев — молоко лилося.

С плюща ж на тирсах капал сладкий мед…

 

Дальше идет рассказ о том, как пастухи, решив устроить облаву вакханок, засели в засаду.

 

Сидим, сидим — и вот в условный час

Под взмахи тирсов игрище открылось,

И в голос стали жены Вакха звать.

Все ликовало с ними — горы, звери;

От топота задвигалась земля...

Но вот снялись вакханки: легче птиц

Бегут в поля на берега Асопа5,

Что свой дают фиванцам тучный колос.

Они несут повсюду разрушенье:

Я видел, как они, детей похитив,

Их на плечах несли, не подвязавши,

И на землю не падали малютки.

Все, что хотели, на руках они

Могли поднять: ни меди, ни железа

Им тяжесть не противилась.

На кудрях У них огонь горел — и их не жег.

Крестьяне, видя, что их скарб вакханки

Разносят беспощадно, попытались

Оружие поднять. И вот-то диво:

Их дротик хоть бы раз вакханку ранил.

Вакханка тирс поднимет — и бегут

Мужчины. Сколько раненых осталось!

Менадам тут не смертный помогал...

О господин, кто б ни был этот бог,

Но он велик — прими его в наш город!

 

Вопросы

1. Чем отличались древние театральные представления от современных?

2. Почему в трагедии был один хор, а в комедии два полухория?

3. Что означает наше выражение “стать на котурны”?

4. Какое слово происходит-от греческой орхестры?

5. Христиане называли древнегреческих богов идолами и бесами. О каких двух идолах идет речь в стихотворении А.С. Пушкина, где он описывает статуи в парке Царского Села? —

Другие два чудесные творенья

Влекли меня волшебною красой:

То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой —

Был гневен, полон гордости ужасной,

И весь дышал он силой неземной.

Другой — женообразный, сладострастный,

Сомнительный и лживый идеал,

Волшебный демон — лживый, но прекрасный.

Пред ними сам себя я забывал;

В груди младое сердце билось — холод

Бежал ко мне и кудри подымал.

 

6. Трудный вопрос: почему в рассказе пастуха из “Вакханок” вино и вода вытекают из скалы, а молоко из земли? В каком образе представляли греки Землю?

7. Задание для любителей поэзии: найди и прочти балладу В.А. Жуковского “Элевсинский праздник”. Все боги названы в ней римскими именами, но ты их без труда узнаешь по их делам или справишься о них в мифологическом словаре.

 

1 Поэт рассказывает здесь об учреждении Элевсинских мистерий. Упомянуты имена царя Келея, царевича Триптолема и двух знатных элевсинцев, которые стали первыми жрецами богини. От них произошли четыре рода элевсинских жрецов.

2 Киферон — один из горных хребтов в области Беотии, главным городом которой были Фивы.

3 Царица Агава — мать Пенфея, сестра Семелы.

4 Небрида — пестрая оленья шкура, в которую одевались вакханки.

5 Асоп — река в Беотии.

Дополнение к §4

Афинский мудрец Сократ, живший в V в. до н.э. (о нём в §18), рассказал как-то друзьям историю о том, как Геракл выбирал свой жизненный путь. Этот рассказ повторил ученик Сократа Ксенофонт, написавший сочинение “Воспоминания о Сократе”. Мы здесь даем рассказ Сократа с сокращениями.

Геракл в пору перехода из детского возраста в юношеский, когда молодые люди уже становятся самостоятельными и видно бывает, по какому пути пойдут они в жизни— по пути ли добродетели или порока,— Геракл ушел в пустынное место и сел в раздумьи, по которому пути ему идти. Ему представилось, что к нему подходят две женщины высокого роста: одна миловидная, с чертами врожденного благородства, другая — упитанная, тучная и мягкотелая; благодаря краске лицо ее казалось на вид белее и румянее, чем оно было в действительности. Когда они были уже близко от Геракла, первая женщина продолжала идти прежним шагом, а вторая, желая опередить ее, подбежала к Гераклу и сказала: “Я вижу, Геракл, ты в раздумьи, по какому пути тебе идти в жизни. Если ты сделаешь своим другом меня, то я поведу тебя по пути самому приятному и легкому: радости жизни ты вкусишь все, а тягостей не испытаешь во весь свой век. Ты не будешь заботиться ни о войнах, ни о делах, а всю жизнь будешь думать только о том, какое бы кушанье или напиток тебе найти по вкусу, чем бы усладить взор или слух, как помягче спать, как поменьше трудиться...”

Выслушав это, Геракл спросил: “А как тебе имя, женщина?” “Друзья мои, — отвечала она, — зовут меня Благоденствием, а ненавистники называют Порочностью”.

В это время подошла другая женщина и сказала: “И я пришла к тебе, Геракл. Я знаю твои природные свойства и надеюсь, что если бы ты пошел путем, ведущем ко мне, то из тебя вышел бы превосходный работник на поприще благородных, высоких подвигов. Не буду обманывать тебя обещаниями удовольствий, а расскажу по правде, как боги устроили все в мире. Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь пользоваться почетом в каком-нибудь городе— надо приносить пользу городу; хочешь возбуждать восхищение всей Эллады — надо стараться делать добро Элладе; хочешь, чтобы земля приносила тебе плоды в изобилии,— надо ухаживать за землей; хочешь прославиться в войне — надо учиться у знатоков военному искусству; хочешь обладать телесной силой — надо развивать тело упражнениями с трудами и потом”.

Тут Порочность, перебив ее, сказала: “Понимаешь ты, Геракл, о каком трудном и длинном пути к радостям жизни рассказывает тебе эта женщина? А я поведу тебя легким и коротким путем к счастью”.

Тогда Добродетель сказала: “Жалкая тварь! А у тебя что есть хорошего? Какое удовольствие знаешь ты, когда ничего не хочешь для него сделать? Хотя ты и бессмертна, но из сонма богов ты выброшена, а у хороших людей ты в презрении. Самых приятных звуков — похвалы себе — ты не слышишь. Кто в здравом уме решится быть в свите твоих почитателей? В молодые годы они немощны телом, а в пожилые — слабоумны; всю молодость они живут без труда, а через старость проходят тяжело — изможденные, стыдясь своих прежних дел... А я живу с богами, живу с хорошими людьми. Ни одно благое дело, ни божеское, ни человеческое, не делается без меня. Я больше всех пользуюсь почетом и у богов, и у людей, потому что я — любимая сотрудница художников, верный страж домохозяевам, благожелательная помощница слугам, хорошая пособница в трудах мира, надежная союзница в делах войны, самый лучший товарищ в дружбе. Друзьям моим приятно бывает вкушение пищи и питья, сон у них слаще, чем у праздных. Молодые радуются похвалам старших, престарелые гордятся уважением молодых. Они любят вспоминать старинные дела, а когда придет назначенный роком конец, не забытые и бесславные лежат они, а воспоминаемые вечно цветут в песнях. Если ты совершишь такие труды, чадо добрых родителей Геракл, то можно тебе иметь это блаженное счастье!”…

Какую из женщин избрал себе в спутницы Геракл?

Греческий писатель Плутарх жил во II в. н.э. Он написал замечательные жизнеописания знаменитых греков и римлян. Вот что он рассказывает в жизнеописании Тесея:

 

После смерти Эгея, Тесею запала в душу великая и замечательная мысль — он собрал всех жителей Аттики, сделал их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дом за домом и род за родом, он объявил повсюду свой план— и одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. Итак, разрушив отдельные Пританеи и дома Совета2 и распустив местные власти, он воздвиг единый, общий для всех Пританей и дом Совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами и учредил Панафинеи3 — общее празднество с жертвоприношениями... Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая им права гражданства. Возвещение “Придите сюда, все народы!” принадлежит, говорят, Тесею, хотевшему основать союз всех народов. Но он не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство — он впервые выделил сословия благородных (эвпатридов), землевладельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов) и благородным предоставил судить о религии, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия: благородные превосходили прочих честью, землевладельцы — полезным трудом, а ремесленники — численностью…

 

Вопросы

1. Что значат выражения “авгиевы конюшни”, “прокрустово ложе”? Откуда пошло выражение “путеводная нить”?

2. Найди на карте Гибралтарский пролив, где стоят Геракловы столпы. Найди горы Пиренеи и Альпы, через которые гнал Геракл коров Гериона.

3. Где проживали отдельные части племени ионийцев? Какие одежды и прически они носили? Кто из известных тебе богов подражал ионийцам в одежде и прическе?

4. Расскажи своими словами, что предлагала Гераклу богиня Порочность. Что такое порок?

5. Какой закон жизни открыла Гераклу Добродетель? Какие награды обещает она людям? От каких слов происходит ее имя?

6. А ты какую бы выбрал богиню в спутницы жизни? Что ты предпочитаешь: подвиги или удовольствия? Славу или покой?

 

 

1 Демы — мелкие территориальные округа Аттики, в центре которых был городок или поселок.

2 В домах Совета заседали городские сановники, а в круглых зданиях — Пританеях — постоянно находились дежурные члены Совета, занимавшиеся текущими городскими делами. Они даже обедали в Пританее, приглашая к своему столу отличившихся чем-нибудь граждан.

3 Панафинеи — главный праздник в честь Афины Паллады.

 

Дополнение к §5





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.) Главная | Обратная связь