Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Плутарх. Об удаче и доблести Александра Великого (отрывки)⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
6....Как известно, много восхваляют государственное устройство Зенона, положившего начало учению стоиков2, суть которого состоит в том, чтобы мы жили не по городам и демам, различаясь по своим обычаям, а приняли в число соотечественников и сограждан всех людей и вели жизнь по общим правилам, подобно пасущемуся вместе стаду, которое живет вместе и подчиняется общим установлениям. Но Зенон изобразил такой порядок как грезу, а Александр эти положения претворил в жизнь на деле. Аристотель ему советовал, чтобы эллинами он управлял как наставник, а варварами — как деспот, о первых заботился как о друзьях и родственниках, а со вторыми вел себя как со зверями, а не как с людьми. Однако он (Александр) поступил иначе. Рассуждая как всеобщий покровитель, посланный богами, он выступил как заступник всех и каждого и, принуждая оружием тех, кого не привлек словами, соединил в одно целое людей со всех концов света, смешав их, словно вино в заздравном кратере... Он потребовал, чтобы родиной все считали вселенную, а его лагерь — акрополем или крепостью, добрых людей — соплеменниками, а злых — чужестранцами, чтобы эллины и варвары не различались между собой ни по плащам, ни по щитам, но чтобы всякого доблестного мужа считали эллином, а порочного — варваром... 8....Его намерением не было пройти и опустошить Азию, как сделал бы глава разбойников... Его воля была такова, чтобы сделать всю обитаемую землю подчиненной одному разуму и всех людей — гражданами одного и того же государства; он предполагал соединить всех людей в один народ, поэтому, если бы божество, пославшее сюда душу Александра, не позвало его так быстро назад, один закон просвещал бы всех людей, и они стремились бы к единой справедливости как к единому для всех солнечному свету… Вопросы 1. Вызывает ли сочувствие честолюбие Александра? Чем честолюбие отличается от тщеславия? 2. Как ты думаешь, почему Александр изменил македонским обычаям? Из уважения к варварам или еще по какой- нибудь причине? 3. Рассуди, какое влияние власть оказывает на характер. 4. Нравится ли тебе Александр? Объясни свое отношение к нему. 5. Что тебе больше нравилось бы: чтобы все народы слились в единое человечество или чтобы оставались отдельные страны со своими языками и обычаями?
1 Каллисфен — историк, участник похода Александра. 2 Стоики-философы, учение которых развивалось в III в. до н.э. после Александра.
Дополнение к §22 Французский историк Поль Гиро написал книги, посвященные частной и общественной жизни греков и римлян. Здесь ты прочтешь отрывок из сочинения Поля Гиро, в котором описывается студенческая жизнь в Афинах позднего времени. Студенты стекались в этот университет не только из разных концов Греции, но и из всех стран Востока. Молодые люди являлись обыкновенно в возрасте 15-ти лет и в среднем оставались в Афинах лет пять, иногда — дольше. Бывали, впрочем, студенты и старше этого возраста. По обычаю, который связан с древними приемами воспитания, юношу сопровождал дядька (педагог), исполнявший при нем обязанности слуги, надзирателя, репетитора и наставника. Кроме того, студент находился под опекой и в полном повиновении у своего главного профессора. Этот последний чудесным образом соединял в себе нежность к питомцу со строгостью учителя, особенно когда нужно было показать характер и поддержать свой авторитет. Профессор устраивал своих учеников на квартирах в подходящих семействах, заботился об их интересах, нравственных и материальных, ухаживал за ними в случае болезни. Случалось, что он отказывался от вознаграждения, если ученик был беден, а иногда даже помогал ему из собственных средств. У студентов существовали организованные корпорации, или, как их тогда называли, “хоры”, во главе которых стояли простаты. Это были землячества, состоявшие обыкновенно из молодых людей, которые были родом из одной и той же области. Новичок делался жертвой всевозможных грубых шуток, прежде чем его удостаивали повести в баню, оттуда в торжественной и веселой процессии к своему профессору, а потом — на товарищескую пирушку. Студенты всякой корпорации были исключительно преданы своему профессору. Они относились к нему с восторгом, составляли отряд его телохранителей, его шумную клику. Соперничество между профессорами, попытка какого-нибудь ученика бросить свою корпорацию или перейти из одной школы в другую, столкновения во время пирушек — все это приводило часто к побоищам не на жизнь, а на смерть, в которых наносили друг другу удары дубинами, мечами и камнями. Даже профессора не всегда выходили целыми из такой драки... Без сомнения, серьезные студенты не тратили всего своего времени на игры, пирушки и всякие удовольствия. Они жили одиноко или маленькими группами в постоянной работе и, изучивши древности Афин, совершали образовательные поездки в различные части Греции. Практические занятия, весьма разработанная техника ораторских приемов и школьная дрессировка давали их уму известную выправку и развитие, так что для многих пребывание в Афинском университете было очень полезно. Выдающихся студентов было, конечно, меньшинство, но если бы можно было составить их список, то набралась бы порядочная толпа знаменитых государственных людей, полководцев и ученых… Страбон(66 г. до н.э. — 24 г. н.э.) знаменитый греческий географ, живший в то время, когда Греция и греко-восточные страны попали под власть римлян. Поселился Страбон в Риме, но, увлекшись описанием земель, совершил многие путешествия по разным странам. Главный его труд — “География” в 17-ти книгах. При ее составлении Страбон пользовался сведениями Эратосфена. См. отрывок из 17-й книги, посвященной Египту и другим африканским странам: Остров Фарос Фарос — это продолговатый островок, почти что примыкающий к материку, образующий гавань с двумя входами. Дело в том, что берег материка образует бухту, ибо он выдается в открытое море двумя мысами. Между этими мысами и расположен остров Фарос, запирающий бухту. Из оконечностей Фароса восточная лежит ближе к материку и сужает устье гавани. Вдобавок к узости прохода там есть еще и скалы: одни подводные, другие же выступающие над поверхностью моря. Эти скалы постоянно превращают в буруны волны, низвергающиеся на них из открытого моря. Самый мыс островка — это скала, омываемая морем. На этой скале находится удивительной постройки многоэтажная башня из белого мрамора, одноименная с островом. “Эту башню соорудил в дар Сострат из Книда, друг царей, ради спасения мореходов”, — так гласит надпись. Так как на плоском побережье по обеим сторонам нет гаваней, а впереди находятся подводные скалы и мели, то для мореходов, плывущих из открытого моря, был необходим какой-то высокий и светящийся знак, чтобы они могли точно достигнуть входа в гавань. Западное устье также труднодоступно, хотя и не требует так много предосторожностей. Оно образует вторую гавань, так называемую гавань Эвноста. Гавань же, которая имеет вход со стороны вышеупомянутой башни Фароса, — это Большая гавань. Дамба образует перекинутый от материка к западной части острова мост, который оставляет открытыми (под собой) только два прохода в гавань Эвноста. Это сооружение являлось не только мостом к острову, но и водопроводом, по крайней мере когда Фарос был населен... Основание Александрии ...Когда Александр прибыл сюда и увидел выгодное местоположение, он решил построить укрепленный город у гавани. Писатели упоминают как некое предзнаменование последующего счастья города случай, который произошел при планировке сооружений. Когда архитекторы стали отмечать мелом контурные линии будущего города, запас мела истощился. После же прибытия паря чиновники, заведовавшие продовольствием, выделили часть муки, приготовленной для рабочих; с помощью этой муки и были разбиты улицы в большем числе, чем прежде. Это происшествие было, говорят, сочтено за благоприятное предзнаменование... Местонахождение города Выгоды положения города (Александрии) многообразны. Пространство его омывается двумя морями: на севере так называемым Египетским морем, на юге же — Марейским озером, которое носит название Мареотиды. Озеро наполняется водой по множеству каналов, проведенных из Нила. Через эти каналы ввозится гораздо больше товаров, чем с моря, так что гавань на озере в действительности богаче морской гавани. Вывоз из Александрии больше ввоза. Об этом может судить всякий, кто побывал в Александрии и наблюдал грузовые суда при их прибытии и отправлении: насколько тяжелее или легче нагруженными они шли туда или оттуда. Вдобавок к большой ценности товаров, отправляемых по обоим направлениям как в морскую гавань, так и в гавань на озере, стоит указать и на целебный воздух. И это также происходит из-за того, что страна омывается с двух сторон водами, а также из-за своевременного разлива Нила. Ведь в прочих городах, расположенных на озерах, воздух тяжелый и удушливый, потому что озера в летнюю жару по краям заболачиваются. Облик города По очертанию территория города похожа на хламиду (четырехугольный плащ), длинные стороны его с двух сторон омываются водой. Весь город пересечен улицами, удобными для езды верхом и на колесницах, и двумя весьма широкими проспектами, которые под прямым углом делят друг друга пополам. Город имеет прекрасные священные участки, а также царские дворцы, которые составляют четверть или даже треть всей территории города. Каждый царь из любви к пышности воздвигал на собственные средства дворец вдобавок к уже построенным, так что сюда можно отнести слова поэта: Одно здание за другим идет следом... Все дворцы соединены друг с другом и с гаванью, даже те, которые расположены вне гавани. Музей также является частью помещений царских дворцов. Он имеет место для прогулок и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Музее. Эта коллегия ученых имеет не только общее имущество, но и жреца — правителя Музея, который прежде назначался царями... В Большой гавани, при входе на правой стороне, находятся остров и башня Фарос, а на другой стороне — подводные скалы и мыс Лохиада с царским дворцом. При входе в гавань слева увидишь внутренние царские дворцы, смежные с дворцами на Лохиаде: в них много различных покоев и парков. Под ними расположена искусственно выкопанная и скрытая гавань, являвшаяся частной собственностью царей. Над искусственной гаванью находится театр... Далее идет гавань Эвноста, а за ней малая гавань, носящая название Кибот, в ней имеются верфи. Еще далее вглубь идет судоходный канал, тянущийся до озера Мареотиды. За каналом остается еще маленькая часть города, а затем идет предместье — Некрополь — со множеством садов, гробниц и подвалов, пригодных для бальзамирования покойников... Город полон общественных памятников и храмов. Наиболее красивым из них является Гимнасий с портиками более стадия (около 200 м) длиной. В центре города находится здание суда и парки. Длинная улица тянется через весь город от Некрополя мимо Гимнасия к Канобским воротам. Далее следует так называемый Ипподром и другие прилегающие улицы вплоть до Канобского канала… Римский писатель Элиан, живший во II в. н.э., написал “Пестрые рассказы” — сборник маленьких занимательных историй. У него есть рассказ о том, как тело умершего Александра попало в Александрию. Александр, сын Филиппа и Олимпиады, окончил жизнь в Вавилоне. Так как его соратники спорили за власть, тело царя оставалось без погребения, чего не лишены даже последние нищие. Оно лежало в течение 30 дней, пока некий Аристандр, то ли одержимый божеством, то ли вдруг охваченный пророческим вдохновением, не выступил и не сказал, что Александр в жизни и смерти счастливее всех когда бы то ни было правивших царей. Боги-де открыли ему, Аристандру, что стране, которая примет тело царя, суждено счастье и вечное процветание. После этого среди сподвижников Александра началось соперничество: каждый стремился перенести останки царя в пределы своих владений как драгоценный залог непоколебимой прочности власти. Птолемей, если верить рассказам, выкрал тело и с великой поспешностью перевез в Александрию Египетскую. Македоняне ничего не предпринимали, за исключением Пердикки, который решился преследовать Птолемея. Тому удалось следующим образом избавиться от преследования: он сделал куклу, похожую на Александра: ее, убранную царскими одеждами и дорогими похоронными покровами, Птолемей на украшенных золотом, серебром и слоновой костью носилках водрузил на одну из персидских повозок; тело же Александра, по его приказу, провезли без всякой пышности по глухим неезженым дорогам. Пердикка захватил мнимый траурный поезд, считая, что добился цели, и таким образом потерял время. Он обнаружил обман слишком поздно, когда дальнейшее преследование было уже бессмысленно.
Вопросы 1. В какие исторические эпохи греки назывались ахейцами? 2. Какие науки остались в Афинах, а какие “переехали” в Александрию? Попробуй объяснить такое разделение. 3. Как ты считаешь, когда афиняне были счастливее: в эпоху великой Афинской державы или во времена скромной, мирной жизни? Когда бы ты предпочел жить в Афинах? 4. Попробуй нарисовать план Александрии по описанию Страбона: очертания города, расположение гаваней и озера, о.Фарос с маяком, дамбу. 5. Всмотрись в описание Страбона и подумай, какие строения в Александрии имели связь с Древним Египтом, а какие — с греческим миром? |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы