Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Плутарх. Жизнеописание Ликурга (отрывки)



16....Едва мальчики достигали семилетнего возраста, Ликург отбирал их у родителей и разбивал по отрядам, чтобы они вместе жили и ели, приучаясь играть и трудиться друг подле друга. Во главе отряда они ставили того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества — отважен ли мальчик и упорен ли в схватках. Грамоте они учились в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию1, грязные, запущенные; бани и умащения2 были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и агелам3 на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками тростник на берегу Эврота...

21. Пению и музыке учили с неменьшим тщанием, нежели четкости и чистоте речи, но и в песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество. Слова их были просты и безыскусны, предмет — величав и нравоучителен. То были в основном прославления счастливой участи павших за Спарту и укоры трусам, обреченным влачить жизнь в ничтожестве.

Вообще, если кто поразмыслит над творениями лаконских поэтов, из которых иные сохранились до наших дней, и восстановит в памяти походные ритмы мелодий для флейты, под звуки которой спартанцы шли на врага, тот, пожалуй, признает, что Терпандр и Пиндар4 были правы, находя связь между мужеством и музыкой. Первый говорит о лакедемонянах так:

Юность здесь пышно цветет,

Царит здесь звонкая Муза,

Правда повсюду живет…

Пиндар восклицает:

Там старейшин советы;

Копья юных мужей в славный вступают бой,

Там хороводы ведут Муза и красота.

12. Общие трапезы лакедемоняне называют сисситиями. На трапезы собиралось человек по пятнадцати, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв5 и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы... Обычай совместных трапез спартанцы неукоснительно соблюдали вплоть до поздних времен. Когда царь Агид, разбив афинян, возвратился из похода и, желая пообедать с женой, послал за своей частью обеда, полемархи6 отказались ее выдать. Назавтра полемархи наложили на него штраф.

За трапезами бывали и дети. Их приводили туда точно в школу здравого смысла, где они слушали разговоры о государственных делах, были свидетелями забав, достойных свободного человека, приучались шутить и смеяться без пошлого кривлянья и встречать шутки без обиды. Спокойно переносить насмешки считалось одним из главных достоинств спартанца. Кому становилось невтерпеж, тот мог просить пощады, и насмешник тотчас умолкал. Каждому входившему старший за столом говорил, указывая на дверь: “Речи за порог не выходят...”

 

Плутарх. Древние обычаи спартанцев (отрывки)

Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам не прикажет детям ничего дурного.

Юноши, где только представляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои. Победившего славили, и он становился знаменитым...

Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и накопительстве денег у них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным, и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению.

Пока государство придерживалось закона Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой. Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась.…

 

Плутарх. Из жизнеописания Ликурга

19.... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления. Под немногими скупыми словами должен был таиться обширный и богатый смысл; заставляя детей подолгу молчать, законодатель добивался от них ответов метких и точных…

 

Плутарх. Изречения спартанцев

Однажды, когда самосские послы говорили чересчур долго, спартанцы сказали им: “Первую часть вашей речи мы забыли, а последующую не поняли, так как забыли первую”.

Однажды какой-то аргосец хвастался, что на их земле немало спартанских могил. Спартанец заметил: “Зато на нашей не встретишь ни одной аргосской”. Ведь спартанцы много раз вторгались в Аргос, а аргосцы никогда не пересекали границ Лакедемона.

Филипп (македонский царь), вступая в страну спартанцев, письменно запросил жителей, как бы они хотели, чтобы он прошел ее, как друг или как враг. Они ответили: “И не так и не этак”.

Когда как-то спартанца спросили, что он умеет, тот ответил: “Быть свободным”.

Филипп Македонянин отправил спартанцам послание с каким-то приказом; те ответили ему так: “О том, что ты нам писал: нет”.

Когда царя Агесилая спросили, почему спартанцы счастливее всех остальных народов, он ответил: “Потому, что больше всех остальных упражняются в искусстве повелевать и подчиняться”.

Когда царя Агида спросили, каким образом человек может остаться свободным, он ответил: “Презирая смерть”.

 

Вопросы

1. Нравятся ли тебе Ликурговы порядки? Можно высказаться кому-то “за”, кому-то “против”.

2. Откуда пошло выражение “лаконичная речь” и что оно значит?

3. Какие краткие высказывания спартанцев тебе запомнились?

4. Если ты читал “Маугли”, подумай, какие дикие животные джунглей подчинялись законам, похожим на спартанские. Найди эти законы и расскажи о них. Учти, что в некоторых английских школах дети воспитывались поспартански, и такое воспитание прошел в детстве писатель Редьярд Киплинг, который сочинил “Маугли”.

 

1 Хитон — льняная рубашка до колен, гиматий — плащ, надеваемый поверх хитона оборачивался вокруг тела.

2 Греки растирались (умащались) душистыми маслами.

3 Спартанские мальчики делились на илы и агелы — “стаи” и “стада”, численность которых неизвестна.

4 Терпандр и Пиндар — сочинители хоровых песен.

5 Медимн — около 52 л сыпучих тел, хой — около 3 л жидкости, мина — около 0, 5 кг. Смоква — инжир, заменявший в древности сахар.

6 Полемарх — командир спартанского “полка” (моры).

Дополнение к §15

 

Плутарх. Жизнеописание Перикла (отрывки)

...Перикл как с отцовской, так и с материнской стороны был из дома и рода, занимавших первое место. Ксантипп1, победитель варварских полководцев, женился на Агаристе, внучке Клисфена 2, который изгнал Писистратидов, мужественно низвергнул тиранию и дал афинянам хорошие законы. Агаристе приснилось, что она родила льва, и через несколько дней она родила Перикла. Телесных недостатков у него не было, только голова была продолговатая и несоразмерно большая. Вот почему изображается он почти на всех статуях со шлемом на голове...

Учителем музыки у Перикла был, как сообщает большинство наших источников, Дамон. Перикл был слушателем также Зенона из Элеи, который занимался изучением природы и выработал в себе искусство опровергать других и побеждать противников в споре. Но самым близким Периклу человеком, который вдохнул в него величественный образ мыслей, возвышающий его над уровнем обыкновенного вожака народа, и вообще придал его характеру высокое достоинство, был философ Анаксагор, которого современники называли Умом — потому ли, что удивлялись его великому, необыкновенному уму, или потому, что он первый назвал творцом вселенной не случай или необходимость, но Ум — чистый и несмешанный (с материей).

...В молодости Перикл очень боялся народа, ибо был похож на тирана Писистрата. Это сходство наводило страх на очень старых людей. А так как он владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, то он боялся остракизма и потому не занимался общественными делами, но в походах был храбр и искал опасностей. Когда же Аристид умер, Фемистокл был в изгнании, а Кимона3 походы удерживали по большей части вне Эллады, Перикл тогда с жаром принялся за политическую деятельность. Он стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов — вопреки своим природным наклонностям, совершенно не демократическим. По-видимому, он боялся, как бы его не заподозрили в стремлении к тирании, а кроме того, видел, что Кимон стоит на стороне аристократов и чрезвычайно любим ими. Поэтому он и заручился расположением народа, чтобы обеспечить себе безопасность и приобрести силу для борьбы с Кимоном.

Сейчас же после этого Перикл переменил и весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге — на площадь и в Совет. Он отказывался от приглашений на обеды и порвал все дружеские короткие отношения, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей в гости. Ведь при коротких отношениях трудно бывает сохранить важность, которая рассчитана на приобретение славы. Так же Перикл вел себя и по отношению к народу: чтобы не пресытить его постоянным своим присутствием, он появлялся среди народа лишь по временам, говорил не по всякому делу и не всегда выступал в Народном собрании, но приберегал себя для важных дел, а все остальные делал через своих друзей и подосланных им других ораторов.

Перикл настраивал свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище. Впрочем, некоторые думают, что он был прозван Олимпийцем за те сооружения, которыми украсил город, другие — что за его успехи в государственной деятельности и командовании войском. Однако из комедий того времени, авторы которых часто поминают его как серьезно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом...

...Вначале, как сказано выше, Перикл в борьбе со славою Кимона старался приобрести расположение народа; он уступал Кимону в богатстве и денежных средствах, которыми тот привлекал к себе бедных. Кимон приглашал каждый день нуждающихся граждан обедать, одевал престарелых, снял загородки со своих усадеб, чтобы, кто захочет, пользовались их плодами. Перикл, чувствуя себя побежденным такими приемами, обратился к разделу общественных денег4. Раздачею денег на зрелища платою вознаграждения за исполнение судейских и других обязанностей и разными вспомоществованиями Перикл подкупил народную массу и стал пользоваться ею для борьбы с Ареопагом, членом которого он не был... Итак, Перикл со своими приверженцами, приобретя влияние у народа, одолел Ареопаг: большая часть судебных дел была отнята у него при помощи Эфиальта5, Кимон был изгнан посредством остракизма как сторонник спартанцев и враг демократии... Так велика была сила Перикла у народа!

 

Вопросы

1. Хорошо ли аристократам жилось в демократических Афинах?

2. Приведи примеры аристократов, которые занимали высокие посты в Афинском государстве.

3. Какими средствами добивались знатные афиняне власти? Сравни Перикла и Кимона.

4. Какие достоинства и недостатки имела афинская демократия? Кого она лишала свободы? Кому причиняла неприятности?

5. Выскажи свое мнение об афинских порядках: положительное или отрицательное. Можешь при этом сравнить Афины и Спарту. Кто тебе больше нравится?

6. Чему обучались юноши из знаменитых семей?

7. Чем Перикл походил на демагогов и чем отличался от них?

8. Кого мы до сих пор называем сикофантами и демагогами?

 

1 Ксантипп — полководец, разбивший персидский флот у берега Азии через год после Саламинской битвы.

2 Клисфен — вождь народного восстания против тирана Гиппия в 510 г. до н.э. Восстановил полностью законы Солона и прибавил к ним новые, например, закон об остракизме.

3 Кимон — знаменитый полководец, в течение многих лет командовал флотом Афинского морского союза, отнимая у персов острова и города.

4 Раздел общественных денег — плата из казны за исполнение гос. дел.

5 Эфиальт — союзник Перикла, который обвинил некоторых членов Ареопага во взяточничестве и после этого внес закон об уменьшении власти Ареопага.

Дополнение к §17

 

Отрывки из книги римского писателя Плиния Старшего “Естественная история” (I в. н.э.). В ней собраны научные знания древних греков и римлян по географии, зоологии, медицине, геологии и т.д. Имеются разделы, посвященные камням, металлам и краскам, в которых встречаются короткие истории о греческих живописцах и скульпторах. Мы выбрали рассказы не только об афинских, но и о других греческих мастерах.

 

Скульпторы

Поликлет из Сикионе (город в Пелопоннесе) сделал статую изящного юноши, увенчанного диадемой (царская повязка на голове, заменявшая корону). Эта статуя прославилась тем, что стоила 100 талантов. Он же сотворил изображение мужественного молодого копьеносца, а также фигуру, которую художники называют каноном: по ней, как по закону, определяют они правила для своего мастерства. Поликлет считается единственным человеком, который теорию искусства выразил в произведении искусства.

Самые знаменитые скульпторы вступили в соревнование между собой, изготовив статуи амазонок (женщин-воительниц). Было решено выбрать лучшую из них и поместить ее в храм Артемиды Эфесской.. Судьями назначили самих мастеров, а достойнейшей была признана та статуя, которой каждый скульптор присудил второе место после своей собственной. Таковой оказалась амазонка Поликлета...


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь